Сценарий урока:"Подготовка к сочинению – рассуждению «Что для меня значит малая родина»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Культура - язык – личность - это та триада, которая определяет основу изучения русского языка и литературы.
Целью изучения должен стать язык народа во всех его функциях. Первая задача состоит в том, чтобы посредством системы языка научить воспринимать язык не как чистую грамматическую схему, но как спрессованные веками феноменальные стороны философии, психологии, истории, духовной культуры в целом. В этом мне помогают уроки-концепты.
Главная цель уроков - развивать умения думать логически, чувственно, эмоционально и наблюдать за процессом своего мышления, понимать себя и окружающее пространство.
Работа над словами-концептами формирует навыки работы учащихся со словарями, справочной, художественной литературой. Изучение и усвоение концептов раскрывает перед учащимися богатство лексики русского языка, ее красоту, влияет на развитие мировоззрения.
Работа над концептом носит творческий и индивидуальный характер.
Уроки - концепты помогают выйти на обсуждение важнейших проблем человеческой жизни, обращение к русской духовной культуре, способствует формированию мировоззрения учащихся, их системы ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сочинение – рассуждение «Что для меня значит малая родина»
Цели урока: 1. Освоение учащимися новой технологии работы со словом.
2. Воспитание осознанного отношения и интереса к русскому языку.
3. Формирование культуроведческой компетенции.
Предметные результаты: знания по разделу «Текстоведение»; овладение разными моделями анализа текста.
Метапредметные результаты: овладение разными видами речевой деятельности; формирование навыков исследовательской деятельности; развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные результаты: обогащение духовного мира личности.
Оборудование: тексты для комплексного анализа, карточки для распределения по группам, для дифференцированного домашнего задания, таблицы, схемы, используемые для составления кластера.
Используемые технические средства: персональный компьютер,
мультимедийный проектор.
Программные средства: Microsoft Power Point
План урока
- Организационный момент.
- Целеполагание
- Смысловое исследование (работа в группах)
4. Комплексный анализ текста
5. Сопоставительный анализ
6. Коллективный кластер.
7.Рефлексия.
8. Выставление оценок
9. Домашнее задание. Сочинение – рассуждение
1.Организационный момент
- Добрый день, уважаемые любители русской словесности, русской культуры, традиций
- Уважаемые девятиклассники, мы с вами перевернем еще одну страницу в постижении родного языка и самих себя.
2. Целеполагание
- Мы продолжаем работать над разделом «Текстоведение» и будем постигать язык художественной литературы.
- Что изучает текстоведение?
- Откройте тетради, запишите тему урока «О слово русское, родное…»
- Прочтите слово М. Горького: «В простоте слова – самая великая мудрость…». Они помогут вам определить цели урока. (Ученики отвечают)
3. Смысловое исследование
- Сегодня поразмышляем о пространстве слова «деревня».
- Почему для работы выбрано это слово?
- Работая в группах, вы проведете смысловое исследование слова «деревня».
1,6 группа – лексическое значение.
2,4 группы – этимология слова.
5,3 группы – пословицы, поговорки.
- В работе вам помогут словари, справочная литература. (Работа в группах)
Исследование учащихся
1,6 группа. Вывод: слово сохранило основное лексическое значение, но несколько значений устарело.
2,4 группы. Вывод: язык – аккумулятор всех жизненных реалий, всей истории и культуры.
3,5 группы. Вывод: в иерархии духовных ценностей русского народа слово «деревня» занимает одно из важных мест.
Вывод учителя: словарь даёт только общее толкование слова. Но образ малой родины в сознании каждого человека индивидуален.
4. Комплексный анализ текста.
- Сейчас вы определите, как же слово живет и работает в тексте.
- Объектом наблюдения будет рассказ Ф.А. Абрамова.
А) Прочитайте текст выразительно.
Зелеными холмиками, горками качусь как сказочный колобок и однажды вкатываюсь в деревню, широкая улица которой поросла курчавой травкой-муравкой, и по той травке по муравке ни единой телеги, ни единой машины не проехало.
У первого дома под старыми окошками, щедро, по-ярославски украшенными кружевными наличниками, — старая старуха. Сидит на завалинке, опершись острым подбородком на батожок, и вся в слезах.
— Что, бабушка, случилось? Из-за чего плачешь?
— А из-за тоски, батюшко. По ребячьему крику соскучилась. Раньше у нас об эту пору звоном звенит деревня от ребячьего крика, а ныне ни одного ребятенка во всей деревне не осталось.
Б) Анализ текста через другую знаковую систему – рисунок.
- Вам необходимо провести анализ текста, проникнуть в его пространство через другую знаковую систему – рисунок.
- Назовите ключевые слова, представляющие фактуальную информацию (внешнюю) (Ученик выполняет рисунок)
- Какую концептуальную информацию передает рисунок?
- Определите тему, основную мысль.
В) Анализ текста
- Обратимся к тексту Ф.А. Абрамова еще раз, чтобы понять, какую скрытую информацию содержит текст.
1, 2, 3 пары – Озаглавьте текст. Предложите несколько вариантов.
(Объявить название рассказа)
4,5,6 пары – Составьте синонимический ряд глаголов, характеризующий изменения, произошедшие с деревней.
7,8,9 пары – Найдите в речи героини противопоставления. Какую мысль помогают автору выразить эти противопоставления?
10,11,12 пары – Какую лексику использует героиня рассказа? Как используемая лексика характеризует героиню?
Вывод: - Какую скрытую информацию содержит текст? (Исчезнут традиции, культура, душевная доброта, чистота, связь поколений)
5. Сопоставительный анализ. Парадигматические тексты
- У русской литературы есть традиция - говорить о деревне, как об особом мире, который определяет ментальность нации. Обратимся к стихотворению Н.М. Рубцова «Острова свои оберегаем»
Захлебнулось поле и болото
Дождевой водою - дождались!
Прозябаньем, бедностью, дремотой
Все объято - впадины и высь!
Ночь придет - родимая окрестность.
Словно в омут, канет в темноту!
Темнота, забытость, неизвестность
У ворот как стража на посту.
По воде, качаясь, по болотам
Бор скрипучий движется, как флот!
Как же мы, отставшие от флота,
Коротаем осень меж болот?
Острова свои обогреваем
И живем без лишнего добра,
Да всегда с огнем и урожаем,
С колыбельным пеньем до утра...
Не кричи так жалобно, кукушка,
Над водой, над стужею дорог!
Мать России целой - деревушка,
Может быть, вот этот уголок...
- Прочтите текст. (Выразительное чтение)
- Что объединяет текст Абрамова и Рубцова?
6. Коллективный кластер.
- В начале урока вы пытались объяснить, почему будем работать со словом деревня.
- Истоком каких нравственных начал является «деревня»?
7. Рефлексия
- Что дает вам такая работа со словом?
Заключение.
Выразительное чтение стихотворения Г.С. Фатеева «Поля, поля…» (Читают учащиеся)
Поля, поля, где от хлебов светло,
Где звёзды над комбайнами лучатся.
Прости, моё заветное село,
Что мы с тобой встречаемся нечасто.
Здесь воздух, как парное молоко,
И тяжесть лет мгновенно пропадает,
А на душе спокойно и легко,
Как только на родной земле бывает.
И сколько б лет пургой ни замело,
О каждом люди помнят, как о сыне.
Как хорошо, что есть моё село.
А без села и не было б России.
- Каким чувством пронизаны строки произведения?
- Что для вас значат слова «малая родина»? (На фоне музыки)
8. Итог. (Выставление оценок)
9. Домашнее задание.
- Сегодняшний урок поможет вам в выполнении домашнего задания. Откройте дневники.
Написать сочинение – рассуждение «Что для меня значит малая родина»
План
- Вступление. Место родины в жизни человека.
- Основная часть.
А. Малая родина – словосочетание с большим содержанием.
Б. Мое отношение к изменениям, происходящим на малой родине.
В. Малая родина – место, где меня всегда ждут.
3.Заключение. Малая родина – важная часть моей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».
В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных для родного края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....
Сценарий литературно-краеведческой конференции «Малая родина – сердца частица».
Сценарий посвящен 75-летию Октябрьского района Тюменской области ХМАО-Югра...
Сценарий городской интеллектуальной игры "Моя малая Родина"
Сценарий городской интеллектуальной игры "Моя малая Родина" рассчитан на учащихся 6 класса. Материал подобран по малой Родине - городе Няндома. Игра состоит из 5 станций....
Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"
Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...
Интегрированный урок немецкого языка и истории по теме "Моя малая Родина" (реализация НРЭО)
Тема урока: Школьный обмен Моя малая Родина.Цели урока: Практическая: 1) учиться извлекать и систематизировать информацию о своей малой Родине;2) рассказать с помощью опоры о своей малой Родине)...
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Разработка урока немецкого языка «Любить малую Родину значит знать».Виртуальное путешествие по родному краю.
«Любить Родину значит знать». Урок - путешествие по родному краю.Цель - развитие патриотизма на уроках иностранного языка.На уроке использована технология смешанного обучения («Смена рабочих зон»). Ин...