Контрольная работа по русскому языку в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения"
материал по русскому языку (8 класс)
Контрольная работа по русскому языку. 8 класс. Задания по теме "Обособленные члены предложения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl.zadaniya.obosoblennye_chleny_predlozheniya.kontrol.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Обособленные члены предложения. Контрольные задания. 8 класс.
Задание 1
Распространить предложения словосочетаниями в скобках; расставить знаки препинания.
1.Снег скрипуче пел под ногами (схваченный морозцем).
2.Выпавший снег блестел алмазной пылью (сухой и сыпучий).
3.(Проголодавшийся и усталый от работы) он все же тотчас вернулся назад.
4.Стрелы (пущенные в него) упали (жалкие) обратно.
5.(Привлеченные светом) бабочки прилетали и кружились около фонаря.
Задание 2
Составьте из двух предложений одно:
Небо усеяно звездами. Небо всегда уподоблю груди заслуженного генерала. (Козьма Прутков)
Гений подобен холму. Холм возвышается на равнине. (Козьма Прутков)
Выберите одно из данных изречений и в 2-3 предложениях напишите, как вы его понимаете.
Задание 3
Внимательно прочтите текст. Выберите предложения, в которых есть обособленные члены предложения, и запишите их номера в строку ответов.
1. Кемеровская область входит в состав Российской Федерации, в современных границах образована 26 января 1943 г. 2. Кузбасс, занимая географически срединное положение между Москвой и Владивостоком, расположен на стыке Западно-Сибирской равнины и гор Южной Сибири. 3. Протяженность области с севера на юг почти 500 км, с запада на восток - 300 км. 4. Большая часть, занятая Кузнецкой котловиной, содержит огромные угольные запасы.
5. Часто Кузбасс называют Кузнецкой землёй. 6. Истоки названия уходят к предкам современных шорцев, живших в верховьях Томи, Мрассу, Кондомы. 7. Коренных жителей, благодаря умению получать железо из руды, сибирские летописцы называли "кузнецами".
8. Кемеровская область представляет собой богатейший комплекс минеральных ресурсов, позволяющих эффективно развиваться горнодобывающей отрасли.
9. Разнообразие рельефа и климата создает пестроту почвенного, растительного покрова. 10. В Кузнецкой котловине преобладают черноземы, обладающие высоким плодородием.
Задание 4
Выписать предложения, которые иллюстрируют первый случай обособления определений: распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого слова.
1. Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом
(М.Ю. Лермонтов)
2. Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей
(А.П. Чехов)
3. Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо. (Е. Федоров)
Задание 5.
Спишите. Найдите одиночные согласованные определения.
1.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (А.П. Чехов)
2.Молодому человеку, влюблённому, невозможно не проболтаться. (А.П. Чехов)
3.Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить (М.А. Шолохов)
Задание 6.
Спишите. Найдите одиночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.
1.А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. (М.Ю. Лермонтов)
2.Рослый широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову. (М.А. Шолохов)
3.Ветер, сырой, холодный и пронизывающий, стучит в окно. (А.П. Чехов).
Задание 7.
Спишите. Найдите несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже или сочетанием существительного с прилагательным, или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений.
1.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу.
2.Маша, в ярком, сверкающем костюме, выделялась в толпе гостей.
3.Всегда уверенная в себе, на этот раз она испугалась.
Задание 8.
Спишите. Расставьте знаки препинания, графически объясните их постановку.
Как весел грохот летних бурь,
Когда взметая прах летучий
Гроза нахлынувшая тучей
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист
И кой-где первый желтый лист
Крутясь слетает на дорогу... Ф.И. Тютчев
Задание 9.
Прочитайте предложения, запишите их. Найдите в предложениях обособленные члены предложения, определите, чем они выражены, выделите графически.
1 группа.
Продолжая двигаться огромная туча опускаясь всё ниже к земле смешалась с туманом. Она словно ра(с,з)талкивала другие голубоватые облачка пытавшиеся расположит(?)ся по ветру. Облачка походили на корабли выстроившиеся для морского сражения.
2 группа
Вскоре за синей тучей, ра(с,з)ползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако едва освещая землю. Затрепетав прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал её. Всё вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.
3 группа
Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и осветившись ею небо словно раскололось. Удар грома достигший лесной опушки потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев по кустам. Полил дождь не прекращавшийся до самого утра.
(По П.Проскурину)
Ответьте на вопросы: «Объединены ли предложения общей темой? Какой?»
Задание 10.
Спишите. Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные члены предложения, вставьте пропущенные безударные гласные в корне слова.
По пыльной дороге в..дущей к с..дам т..нулись скр..пучие арбы наполненные чёрным виноградом. (Л.Н.Толстой)
Порой она ск..льзила меж к..мней см..ясь неловкости своей. (М.Лермонтов)
В воздухе ст..ял прозрачный морозный блеск захватывающий при дыхании горло. (А.Куприн)
Щурясь от ветра я гл..жу в эту тёмную даль. (И.Бунин)
Задание 11.
Спишите. Найдите в предложениях обособленные члены предложения.
Было больно смотреть на снег, ослепительно сверкавший на солнце.
Малыши, розовощекие от мороза, легко скользили по льду.
Снег, медленно кружась в воздухе, покрывал землю белым одеялом.
Ответьте на вопросы:
- Чем осложнены эти предложения?
- Каким членом предложения они являются?
- Почему эти определения и обстоятельства мы называем обособленными? В чем же их особое значение?
- Замените в первом предложении причастие глаголом. В предложении совершается не одно действие, а два? Докажите это. Какое действие является основным, а какое – добавочным?
- В каком еще предложении мы можем видеть добавочное действие?
- Выражает ли обособленное определение во втором предложении добавочное действие? Почему? А что оно выражает или на что указывает?
- Замените в первом предложении причастие глаголом. В предложении совершается не одно действие, а два? Докажите это. Какое действие является основным, а какое – добавочным?
- В каком еще предложении мы можем видеть добавочное действие?
- Выражает ли обособленное определение во втором предложении добавочное действие? Почему? А что оно выражает или на что указывает?
Задание 12.
Запишите текст, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Графически выделите обособленные члены.
(Не)подвижно лежал передо мной (не)большой сад весь озаре…ый и как (бы) успокоенный серебристыми лучами луны. Разбитый (по)стри. . ому, он состоял из одной продолговатой поляны. Пр. . мые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу густо заросшую астрами. С одной стороны сада липы смутно зеленели облитые (не)подвижным (бледно)красным светом. Все дремало. Воздух, весь теплый, весь пахучий, даже не колыхался он только изредка дрожал как дрожит вода возмуще. . . ая падением ветки.
Задание 13.
Спишите предложение, расставляя пропущенные запятые. Сделайте синтаксический разбор.
Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем каждое деревце над озером трепещущее в безветренных листьях каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.
Задание 14.
Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.
Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.
Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе. (По А. Перегудову).
Задание 15.
В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания?
А. Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким.
1)1,2,3 2)2,3 3)2,4 4)1,3
1. | 2. | 3. | 4. |
Б.И ёлка (1) залитая огнями (2) и озарявшая всё вокруг (3) так и манила сорвать (4) растущие на ней цветы и плоды.
1)1,2,3,4 2)3,4 3)1,4 4)1,3
1. | 2. | 3. | 4. |
В. Измученные дальней дорогой (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса.
1)1,3 2)2,4 3) 1,2,3 4) 1,2,4
1. | 2. | 3. | 4. |
Г. На закате солнца облака (1) вытянувшиеся длинными полосами (2)летели от востока к западу и там загорались, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.
1)1,2,3,4 2)1,3 3) 1,2 4) 2,3,4
1. | 2. | 3. | 4. |
Объяснительный диктант.
1. Береза, укутанная снегом, была особенно хороша.
2. Первый иней солью лежал на листьях, примерзших к мостовой, по которым медленно двигалась колонна грузовиков.
3. Ночь, вьюжная и морозная, кажется длинной.
4. Увлеченные рассказом, мы ничего не замечали вокруг.
5.Продрогшие, мы едва добрались до привала.
6. Деревянные дома, черные от времени, вросли в землю.
7. Ослепленный мраком, старик долго стоял, тревожно прислушиваясь к лесному шуму.
8. День клонился к вечеру, полный степных запахов.
Внимательно прочтите текст. Выберите предложения, в которых есть обособленные члены предложения, и запишите их номера в строку ответов.
Ключ: 2, 4, 6, 7, 8,10.
Ключи: В-1: 1-2; 2-3;3-1; 4-1,2; 5-2,3
Вариант 1, 2
В-2:1-2; 2-3; 3-3; 4-3; 5-1,3
ТЕСТ. Вариант I
I. Выберите верный ответ. Обособление - это
А) Слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
Б) Один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
В) Члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
А) Выделить по смыслу, т.е. интонационно;
Б) выделить запятыми;
В) В устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
III. Укажи предложения с обособленными определениями
1)Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.
2)Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.
3)Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.
IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
1)Скупой теряет всё, желая всё достать.
2)Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
3)Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
V. Укажи предложения, в которых необходимо изменить порядок слов, чтобы выделить по смыслу обособленные члены предложения.
1)Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.
2)Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
3)Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.
Вариант II
I. Выберите верный ответ. Обособление - это
1) слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
2) один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
3) члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
- выделить по смыслу, т.е. интонационно;
- выделить запятыми;
- в устной речи произнести с особой интонацией, а на
письме выделить запятыми.
III. Укажи предложения с обособленными определениями
- Скупой теряет всё, желая всё достать.
- Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
- Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
- Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.
- Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.
3) Дым, остывая, стелется туманом.
V. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов.
1)Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.
2)В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.
3)Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.
ТЕСТ. Вариант 3
I. Выберите верный ответ. Обособление - это
1. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
2. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
3. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
1. выделить по смыслу, т.е. интонационно;
2. выделить запятыми;
3. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
III. Укажите предложения с обособленными определениями
1. Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.
2. Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.
3. Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.
IV. Найдите предложения с обособленными обстоятельствами.
1. Скупой теряет всё, желая всё достать.
2. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
3. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
V. Укажите предложения, в которых необходимо изменить порядок слов, чтобы выделить по смыслу обособленные члены предложения.
1. Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.
2. Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
3. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.
Вариант 4
Выберите верный ответ. Обособление - это
1. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
2. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
3. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
1. выделить по смыслу, т.е. интонационно;
2. выделить запятыми;
3. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
III. Укажи предложение с обособленными определениями
1. Скупой теряет всё, желая всё достать.
2. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
3. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
IV. Найди предложение с обособленным обстоятельством.
1. Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.
2. Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.
3. Дым, остывая, стелется туманом.
V. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов.
1. Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.
2. В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.
3. Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.
Самопроверка по ключам
Вариант 5
1. Укажите предложение, в котором обстоятельство обособляется (знаки препинания не расставлены).
A. Плавание по реке было опасно вследствие быстроты течения.
Б. При малейшей удаче он необыкновенно ободрялся.
B. Угрожающе рокочет море.
Г. Неожиданно застучала крупные капли дождя заставив нас искать убежище.
2. Укажите предложения, где определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется (знаки препинания не расставлены).
A. Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду.
Б. Туча нависшая над высокими вершинами то¬полей уже сыпала дождиком.
B. За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.
Г. Степь покрытая ярким ковром весенних цветов очаровала нас.
3. Поставьте недостающие знаки препинания.
1.Это был великий дириж..р словесного оркестра состоявшего из одних духовых инструментов.
2.Вокруг писателя существовала особая жизнь отобра..ая им самим из окружающей его действительности и украше..ая его крылатым воображением.
3.Мы ловили на дли..ые шнуры-самоловы закинутые в море бычков и барабульку.
4.Пересекать равнину нужно по меже между хлебов заросших репейником.
5.Легкий сумрак эрмитажных залов тронутый темной позолотой казался мне свяще..ым.
6.Думая о будущем не забывайте о настоящем.
7.Пр..ближался теплый фронт и облака не выдержав его натиска треснули.
Вариант 6
1. В каком предложении нужно обособить определение, выраженное причастным оборотом?
A. Ютившаяся под деревьями полутьма была полна запахов позднего лета.
Б. Можно было видеть лежавший в широкой из¬лучине город.
B. Верблюды навьюченные тяжелыми тюками то и дело падали.
Г. Он шел по извивавшейся между деревьями тропинке.
2. Выберите предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).
A. Ребятишки прыгали любуясь на елку.
Б. Ребятишки прыгали и любовались на елку.
B. Прыгающие ребятишки любовались на елку.
Г. Счастливые ребятишки любовались на елку.
3. Поставьте недостающие знаки препинания.
1.В поэме были описа..ы маски висевшие в комнате у Эйзенштейна.
2.Краски казались особе..о мягкими из-за осе..ей мглы неподвижно висевшей в воздухе.
3.Степь залитая лужами ползла навстречу.
4.Очевидно, жизнь на ветря..ой мельнице пропахшей мукой и старыми травами была удивительно хороша.
5.Что-то родное виделось нам в этом беззвучном тумане куривш..мся над прудом и в молчании близкой ночи.
6.Вернувшись в гостиницу он лег спать.
7.Сережа молчал пр..слушиваясь к чему-то.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по русскому языку 5 класс по теме "Простое предложение"
Проверка знаний учащихся по постановке знаков препинания при однородных членах, обращении...
Контрольная работа по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение"
Контрольная работа позволяет проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, умение составлять схему сложного и простого предложений, давать синтаксическую характеристику предло...
Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».
Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема «Второстепенные члены предложения»
Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения» Работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит уровневые дескрипторы оценки. Работа позво...
Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".
Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...
Тестовая работа по русскому языку 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Тестовая работа по русскому языку 8 класс по теме "Односоставные предложения"...
Контрольные работы по русскому языку 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Контрольная работа для проверки усвоения материала по темам "Словосочетание" и "Односоставные предложения" 8 класс...