Нормы литературного языка (продолжение)
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Продолжение темы "Нормы русского литературного языка" (продолжение: синтаксические и стилистические нормы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_literaturnogo_yazyka_prodolzhenie.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы литературного языка (продолжение)

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.

Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:

· стилистическая неуместность (зацикливается, царский беспредел, пофигист, любовный конфликт обрисован во всей красе - в тексте сочинения, в деловом документе, в аналитической статье);

· употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов - два луча света в темном царстве; Этим цветам - посланникам природы - неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил?);

· лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос);

· лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть тому периоду времени, когда они жили; Пушкин - поэт с большой буквы этого слова);

· двусмысленность (Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его пробуждению; Единственное развлечение Обломова - Захар; Есенин, сохраняя традиции, но как-то не так любит прекрасный женский пол; Все действия и отношения между Ольгой и Обломовым были неполными).

Нарушение синтаксических норм приводит к ошибкам.

· нарушение порядка слов в предложении:

· Город с 200-тысячным населением полностью обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире. - Новый завод в Житомире полностью обеспечит молочными продуктами город с 200-тысячным населением.

· нарушение в согласовании подлежашего и сказуемого:

 

· 21 автомобиль умещаются в полуоткрытом гараже – 21 автомобиль умещается в полуоткрытом гараже.

· ошибке в выборе форм управления:

· Мы, помимо кур, намерены заняться и выращиванием индюшат – Мы намерены заняться выращиванием не только кур, но и индюшат.

· неправильное употребление однородных членов предложения:

· Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие – Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, применила огнестрельное оружие.

· неправильное употребление параллельных конструкций:

· нелегко найти сотрудника, взявшегося бы за эту сложную тему – Нелегко найти сотрудника, который взялся бы за эту сложную тему.

Задание

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 1)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 

1) Современная любительская астрономия — это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи

долларов

2) По окончании сеанса на выходе из кинозала каждый посетитель обязан лично сдать 3D очки контролеру.

3) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

4) В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

5) Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

6) Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

7) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

8) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

9) Главная цель науки — доставлять людям внутреннее удовлетворение, а не приносить материальные выгоды.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

2)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

 

 

1) Мне захотелось узнать, как разводить и ухаживать за первоцветами в домашних условиях.

2) Согласно плана в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

3) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.

4) Орхидеи, появившись на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад.

5) Некоторые орхидеи выработали ложные приманки, основанные на пищевых инстинктах.

6) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием.

7) Благодаря языку мы можем познакомиться с теми идеями, которые были высказаны задолго до нашего рождения.

8) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.

9) В начале работы над произведением автор может по-разному рассчитывать ход событий, определять судьбы героев.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Стили речи

В русском языке выделяется несколько функциональных стилей, которые осуществляют определенные коммуникативные функции и формируются на основе употребления определенных языковых средств. Употребление того или иного стиля общения зависит, в первую очередь, от сферы употребления языка. В коммуникативном плане невозможно говорить о культуре владения языком вообще, а только в связи с разными стилями общения.

Стиль (от лат. stilus – палочка для письма > почерк > стиль) – это:

· Разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

· Совокупность приемов, характерная для какого-либо писателя, произведения.

· Отбор языковых средств по принципу их экспрессивно-стилистической окраски.

· Построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса.

В русском языке выделяют следующие основные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорно-бытовой.

Функционально-стилевые нормы – это нормы реального использования языка в данной сфере общественной жизни и одновременно правила, а также приёмы речевого творчества, отвечающие конкретным задачам коммуникативного характера. Стилевые нормы детальнее, чем общеязыковые, или межстилевые (орфоэпические, лексико-фразеологические, грамматические), они строже и тоньше их, они развивают и обогащают их. Они в то же время допускают большую свободу творчества, больше отражают индивидуальность.

Стиль – это значимый выбор:

· это разновидность языка, закреплённая в данном обществе традицией за определенными сферами социальной жизни, именно задачи общения в той или иной сфере общения определяют основные особенности речи;

· это индивидуальная манера речи, тон говорящего;

· тот или иной функционально-смысловой тип речи: повествование, описание, рассуждение, диалог, полемика;

· это языковая парадигма мышления, отражающая стиль мышления данного времени.

Задание упр. 516 в учебнике на стр. 248, задания письменно к 23.04.20.

Источники

https://lektsii.org/12-10210.html

https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=205&print=true


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа норм литературного языка

Выступление на ШМО гуманитарного цикла....

Урок-путешествие "Нормы литературного языка"

Урок-путешествие проводится в 6 классе с целью расширения и углубления знаний учащихся о нормах литературного языка. ...

Нормы литературного языка

Понятие нормы. Динамический характер нормы. Нормы кодифицированного литературного языка и разговорной речи. Вариант и речевая ошибка. Просторечие - источник речевых ошибок....

Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"

Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....

Презентация "Нормы литературного языка". 5 кл.

Нормы литературного языка (Произносительные; грамматические; лексические.)...