Урок-путешествие "Нормы литературного языка"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Углова Елена Владимировна

Урок-путешествие проводится в 6 классе с целью расширения и углубления знаний учащихся о нормах литературного языка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_literaturnogo_yazyka.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока – путешествия  

 «Нормы литературного языка» 

 Угловой Елены Владимировны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №14

 г. Александров Владимирской области

Тип. Урок – путешествие.

Цели мероприятия:

  • воспитание чувства ответственности за свой язык;
  • формирование стремления овладеть правильной речью;
  • расширение и углубление знаний школьников о нормах литературного языка.

Педагогические возможности. Игра учит коллективному поиску ответов на вопросы, стимулирует процесс развития познавательного интереса к учебному предмету.

Набор ролей:

  • ведущий;
  • техническая группа для музыкального сопровождения мероприятия;
  • 4 команды по 5 человек в каждой.

Подготовительный этап.  Учащиеся подбирают мелодии для музыкального сопровождения мероприятия, разрабатывают стенды, оформляют плакаты.

Проводится анкетирование с целью выявления отношения ребят к негативным явлениям, происходящим в современном языке.

 Описание игры. Каждой команде ведущий выдаёт маршрутную карту. Путешествие начинается с той станции, которая указана в карте первой.  После выполнения всех заданий ребята переходят на следующую станцию. Игра завершается, когда все команды пройдут указанные маршруты. Учащиеся в группах могут отвечать на теоретические вопросы сообща, а практические задания решаются как индивидуально, так и всеми участниками команды. Результаты конкурсов сразу отражаются на «экране достижений».

                        Материалы к занятию

Орфоэпические нормы

Прочитайте данные слова, соблюдая нормы современной русской акцентологии.

Алфавит, арест, аристократия, диспансер, документ, квартал, ломоть, мизерный, мастерски, надолго, облегчить, осведомить, отчасти, свекла, силос, сироты, столяр, ходатайство, центнер, черпать, щавель, эксперт, туфля, маркировать, сосредоточение, скатертей.

(АлфавИт, арЕст, аристокрАтия, диспансЕр, докумЕнт, квартАл, ломОть, мизЕрный и доп. мИзерный, мастерскИ, надОлго, облегчИть, освЕдомить, отчАсти, свёкла, сИлос, сирОты, столЯр, ходАтайство, цЕнтнер, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тУфля, маркировАть, сосредотОчение, скатертЕй)

Составьте словосочетания со следующими словами:

атлАс – Атлас, запаснОй – запАсный, рАзвитый – развИтой, языковОй – языкОвый, харАктерный – харАктерный.

Объясните значение слов, учитывая ударение:

брОня – бронЯ, видЕние – видЕние, харАктерный – характЕрный.

Определите, сколько слов «спрятано» в стихотворной задаче:

Я сборник карт; от ударенья

Завися два моих значенья:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

  1. Укажите лексическое значение первого слова.
  2. Сравните толкование слов в словаре и стихотворении.

Разгадайте мини-кроссворд.

  1. Молотое зерно.
  2. Сильное страдание.

М _ _ _

Морфологические  нормы

Составьте и запишите словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в нужном роде, числе и падеже:

авеню (ср.р), туфля (ж.р.), шампунь (м.р.), фасоль (ж.р.),  щебень (м.р.), вуаль (ж.р.).

Какого рода слово тюль?

Можно ли определить его род из словосочетаний: красивый тюль, вышивать по тюлю?

« В продажу поступила молодая картофель» (объявление в овощном магазине).

Докажите, что в объявлении допущена грамматическая ошибка.

Прочитайте, вставив слова толь, тюль.

1. Крышу сарая покрыли чёрным …. 2. На окне висит красивый …. 3. В сарае лежит рулон …. 4. Мы купили пять метров белого….

Найдите и исправьте ошибки в определении рода имён существительных:

Центральное авеню, кружевной манжет, настенная бра, дальневосточная лосось, женский туфель.

 Авеню (ж.р.), манжета (ж.р.), бра (ср.р), лосось (м.р.), туфля (ж.р.).

Придумайте предложения со словами беспокоюсь, тревожусь, беспокоится, тревожится.

Не смешивайте сочетания: беспокоиться о ком –нибудь и тревожиться за кого–нибудь.

Лексические нормы

Найдите лексические ошибки, исправьте их:

1. Я проблудил два часа.

2. Девочка будет играть заглавную роль в спектакле «Лес».

3. Книга – источник познания.

4 .В магазин привезли красивую и практическую обувь.

Вместо точек вставьте нужное слово.

Паровоз, натружено дыша, протащился по платформе, состав…(встать – стать).

Испытание новой машины…(проводиться – производиться) уже третью неделю.

На мебель были…(одеты – надеты) чехлы.

Зима …(одела – надела) землю снегом.

Люди простодушные принимают…(желаемое – желательное) за действительное.

Автор брошюры не приводит никаких… (обоснованней – оснований) для своих выводов.

Придумайте и запишите предложения со словами класть, кладите, положить, клади.

Бригадир Сергей Кузьмич

Лучше всех кладёт кирпич.

                             А.Барто

Где пробоина? У носа.

Лейтенант зовёт матроса:

«Надо, брат, заплату класть,

Чтобы судну не пропасть!»

Говорит матрос: «Поможем!

Положить заплату можем…»

                               С. Маршак

Стилистические нормы

Прочитайте отрывок из рассказа В.Шукшина «Чудик».

Почему телеграфистка попросила изменить текст телеграммы?

Исправьте ошибки.

1. Виктор Степанович только что вернулся с Лиссабона.

2. Люди становятся из врагов в оппонентов.

3. Амулеты из бивня мамонта защищают человека от тёмных сил зла.

4. Нужен новый председатель – энергичный, мужественный, полный сил и энергии.

  1. Виктор Степанович только что вернулся из Лиссабона.
  2. Люди превращаются из врагов в оппонентов.
  3. Амулеты из бивня мамонта защищают человека от тёмных сил.
  4. Нужен новый председатель – энергичный, мужественный, полный сил.

Проанализируйте сочинение ученика с точки зрения норм литературного языка, точности, богатства и выразительности речи.

   Сочинение – рассуждение « О чём поёт ручей?»

   После зимы пришла долгожданная весна. Она дохнула тёплым дыханием на поля, луга, леса.

  Лес стоит тёмный, угрюмый. Ещё не распустились листочки на деревьях, деревья только начинают просыпаться от долгого зимнего сна. Небо голубое, с розоватыми облачками. Умытое водой ручейков солнце радостно глядит на землю. А земля ещё покрыта снегом. Правда, уже не белым, а тёмным, серым.

  Кое-где проглядывают проталины. На них первая весенняя травка, первые цветочки. Вот уже и начинает свою песню первый ручей. Он поёт о раннем весеннем солнышке, о том, что наступила тёплая весна, о птицах, которые скоро прилетят из тёплых краёв, о том, что скоро распустятся первые зелёные листочки.

                               

ЛИТЕРАТУРА

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1968.

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М., 1966.

Введенская Л.А., Саакьян Р.Я. Наш родной язык. – М., 1971.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.,1988.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения. – Спб., 2000.

Граудина Л.К., Ицкевич В.А. Грамматическая правильность русской речи. – М., 1976.

Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 1999.

Максимова В.И. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2007.

Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова.

Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.

Плещенко П.П., Федотова Н.В. Стилистика и культура речи. – Мн., 2001

Потёмкина Т.В., Соловьёва Н.Н. Русский язык и культура речи. – М., 2007.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1968.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа норм литературного языка

Выступление на ШМО гуманитарного цикла....

Нормы литературного языка

Понятие нормы. Динамический характер нормы. Нормы кодифицированного литературного языка и разговорной речи. Вариант и речевая ошибка. Просторечие - источник речевых ошибок....

Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"

Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....

Презентация "Нормы литературного языка". 5 кл.

Нормы литературного языка (Произносительные; грамматические; лексические.)...

Нормы литературного языка (продолжение)

Продолжение темы "Нормы русского литературного языка" (продолжение: синтаксические и стилистические нормы)....