Методы и приёмы работы над усвоением нравственных понятий на уроках русского языка.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Дмитренко Ольга Александровна
Одним из основных направлений работы над усвоением нравственных понятий должен стать комплексный (многоаспектный) анализ слов. Эффективными методами работы над усвоением нравственных понятий на уроках русского языка являются: метод учебного концептуального анализа, методы ассоциативного эксперимента, культуроориентированного анализа, построения «полей смыслов».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приёмы работы над усвоением нравственных понятий на уроках русского языка

Слайд 2

Модель учебного концептуального анализа слова создание словарного портрета слова (слово на уровне словаря) создание контекстуально-метафорического портрета слова (слово на уровне словосочетания и микротекста) создание словесного портрета концепта (слово на уровне текста и в диалоге культур)

Слайд 3

Метод ассоциативного эксперимента Цель: выявление спектра ассоциаций к тому или иному слову, объяснение этого ряда или мотивировка появления одного из слов-реакций. Методика: Объяснение учителем представлений о том, что такое ассоциации, слово-стимул, слово-реакция. Презентация слова-стимула. Произнесение или запись слов-ассоциаций. Анализ собственных слов-реакций. Сопоставление собственных ассоциаций с ассоциациями других учеников, выявление общего и отличительного, сопоставление с данными ассоциативного словаря.

Слайд 4

Метод культуроориентированного анализа Цель: извлечь всю культурную информацию, которую аккумулирует в себе данное слово. Задача учителя: показать учащимся, как в слове отразились особенности национальной культуры и мировоззрения народа. Методика: Работа над этимологией слова. Работа над современным значением слова. Работа над интерпретацией слова в произведениях устного народного творчества и русской литературы.

Слайд 5

Метод построения «полей смыслов» Цель: систематизировать знания о слове в соответствии с выделенными «полями смыслов» Суть метода: учитель записывает слово в центре доски и объясняет, по какой схеме и какие «поля смыслов» должны быть заполнены, например: вверху – «слова-спутники» (ассоциации), внизу – «слова-родственники» (однокоренные слова), справа – «слова-друзья» (синонимы), слева – «слова-враги» (антонимы). Количество «полей смыслов» может быть изменено в зависимости от уровня знаний учащихся, времени, отводимого на эту работу, степени сложности слова. «Поля смыслов» могут быть и такими: пословицы, словосочетания, афоризмы, поэтические строки, фразеологизмы, включающие слово.

Слайд 6

Приёмы работы над значением слова Установление лексического значения слова (по словарям). Установление внутренней формы слова на основе этимологического анализа. Установление понятийного значения слова (по энциклопедическим словарям). Установление словообразовательных связей слова. Объяснение значения через контекст, анализ сочетаемостных свойств слова. Включение слова в контекст, составленный самими детьми.

Слайд 7

Примеры упражнений 1. Прочитайте предложения. Выпишите слово, которое объединяет их по смыслу. Приведите слова-ассоциации к данному слову, объясните их. 1.Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с нею: поступился совестью ради маленькой сиюминутной выгоды или, хуже того, отрекся от нее из личного эгоизма ( В.Ткаченко ). 2. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются ( Д.Лихачёв ). 3. Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть (В. Сухомлинский). 2. Установите лексические значения слова совесть по словарям В.И.Даля и С.И.Ожегова , Н.Ю.Шведовой . Какой вывод можно сделать, сравнив словарные статьи?

Слайд 8

Примеры упражнений 3. Пользуясь этимологическим словарём, восстановите историю происхождения слова совесть . Интересно, что во многих европейских языках слово совесть означает «совместное знание». В русском языке оно имеет такой же смысл и происходит от слов «со» (т.е. совместно) и «весть» (т.е. ведать – знать). Значит, совесть– это сознание, совместное знание. Совместно с кем? Как бы вы ответили на этот вопрос? 4. Подберите однокоренные слова к слову совесть . Составьте с каждым из них сначала словосочетания, потом предложения. 5. Какие из предложенных прилагательных могут сочетаться со словом «совесть»? Ответ обоснуйте. Составьте словосочетания. В каких из составленных вами словосочетаний прилагательное выступает в роли эпитета? Красивая, врачебная, чистая, деревянная, незапятнанная, продажная, летняя, весёлая, дремлющая, больная, растревоженная, чёрная, длинная, человеческая, глухая.

Слайд 9

Примеры упражнений 6. Подберите синонимы и антонимы к слову совесть . В случае затруднения обратитесь к словарям. 7. Выпишите из предложений фразеологизмы со словом совесть . Объясните их значение. 1. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызения совести и снова умолкло (Пушкин). 2. Грозный голос проснувшейся совести /Мне грозит и в ночи, и средь дня (Добролюбов). 3. Это был простой, самобытный искатель правды, обличитель лжи, который сам старался жить по совести (Гладков). 4. К общей благости работай, не за страх, а за совесть (Маяковский). 5. Или уж так, без зазрения совести, подобно разбойнику, вас, сироточку, начать грабить! (Достоевский). 8. Когда мы так говорим? 1. Люди с чистой совестью; 2. Совесть остановила; 3. Поступить по совести; 4. Для очистки совести; 5. Совесть заговорила. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

Слайд 10

Примеры упражнений 9. Как вы понимаете смысл пословиц? Какие нравственные представления о совести отражены в них? Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет. Деньги потеряешь – можно нажить, а совесть потеряешь – беду узнаешь. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. Как ни мудри, а совести не перемудришь. Лучше камень на шее носить, чем с нечистой совестью жить. 10. Объясните смысл пословиц о совести. Подберите к ним синонимичные пословицы. Совесть без зубов, а загрызёт. Совесть не сосед, от неё не уйдёшь. У него совесть – дырявое решето. Без совести и при большом уме не проживёшь. Не от того бывает спокоен сон, что постель мягка, а оттого, что совесть чиста. Материал для справок: С его совестью жить хорошо, да умирать плохо. От человека утаишь, от совести не утаишь. Совесть не волк, а ест поедом. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

Слайд 11

Примеры упражнений 11. Работа с текстом художественного произведения: сколько раз встретились слово совесть и однокоренные слова в тексте повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; в каком контексте они употреблены, выпишите слово в контексте; определите, в каком значении употребляется слово. 12. Как вы понимаете слова «голос совести»? Можно ли услышать совесть другого человека? Можно ли увидеть совесть? На что похожа совесть? Попробуйте её нарисовать. 13. Напишите объявление о пропаже совести, уточните, по каким приметам её можно найти. 14. Как бы вы объяснили младшему братику или сестрёнке, что такое совесть? Напишите об этом. 15. Постройте «смысловую пирамиду» ( синквейн ), ключевым, вершинным словом которой является слово совесть .

Слайд 12

Примеры упражнений 16. Постройте цепочку ассоциативных переходов между словами совесть – счастье. 17. Как вы понимаете высказывание Канта о совести: «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, соотнесение наших поступков с этим законом»? Попробуйте сами написать высказывание о совести. 18. Темы для творческих работ (эссе, этюдов, сочинений-рассуждений, рассказов, миниатюр и др.): Зачем нам нужна совесть? Что будет, если совесть исчезнет? Когда я первый раз услышал свою совесть? Какие вопросы тебе задаёт твоя совесть? Может ли бессовестный человек быть добрым? Почему в последнее время мы стали больше говорить о совести? Что, по-твоему, надо сделать, чтобы бессовестных людей стало меньше? Совесть – это гигиена души?

Слайд 13

Текст как дидактическая единица в работе над усвоением нравственных понятий на уроках русского языка Использование текста на уроках русского языка в качестве одной из дидактических единиц представляется эффективным методическим приёмом, способным обеспечить планомерную работу над усвоением детьми нравственных понятий. При отборе текстов следует исходить из того, что они должны раскрывать смысл концептов долг, честь, совесть и обеспечивать работу с лексикой нравственной тематики, входящей в ассоциативные поля перечисленных концептов. Тексты должны быть объединены единой темой, имеющей морально-нравственную направленность, и выполнять не только образовательную, но и воспитательную функции. Содержание текстов и их языковое оформление должны соответствовать возрастному уровню развития учащихся.

Слайд 14

Работа с текстом методом концептуального анализа Этапы работы: Образно-ассоциативный. Словарно-контекстуальный. Творческий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка

   Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Систем...

Формы и приёмы работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка (выступление на республиканском семинаре)

Перемены, происходящие в современном обществе, требу­ют ускоренного совершенствования образовательного про­странства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностны...

Приёмы работы с учебно-научным текстом на уроке русского языка

В докладе обобщён опыт  обучения учащихся  работе с  учебно- научными  текстами....

Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)

Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида....

Методы и приемы работы с ключевыми словами текста на уроках русского языка и литературы

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навы...

Обмен Опытом. Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка

Обмен Опытом. Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка...