Практическая работа с текстом. Анализ статей
план-конспект по русскому языку
Предварительный просмотр:
Практическая работа с текстом. Анализ статей.
Схематичная таблица «Комплексный анализ текста». |
Основные вопросы | |
1. Прочитайте текст | |
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. |
|
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это. | Художественный, публицистический, научный |
4. Какого типа речи данный текст? | Описание, повествование, рассуждение. |
5. Определите жанр текста. | Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д. |
6. Определите тему текста: его основную мысль | О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать. |
7. Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно такое название дал ему автор. |
|
8. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план для себя. |
|
9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи. | Повторяющиеся слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации. |
10 Как соотносятся начало и конец текста? |
|
11. на каком приёме/ приёмах построен текст? | Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ). |
12. Отметьте основные образы в тексте | Не забудьте об образе автора. |
13. Понаблюдайте над лексикой текста: - найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;
- найдите опорные слова в каждой части текста;
- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;
- найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;
- обратите на стилевую принадлежность лексики;
- выделите фразеологизмы
- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором; |
Употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором )
Зачем они употреблены;
Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. |
14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка. Чего достигает автор их употреблением.
| Повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс) |
15. Какими морфологическими средствами пользуется автор. | Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.) |
16.Понаблюдайте над синтаксисом текста. | Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д. |
17. Сформулируйте идею текста |
|
18. Каково ваше впечатления от текста |
|
13. Понаблюдайте над лексикой текста: - найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;
- найдите опорные слова в каждой части текста;
- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;
- найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;
- обратите на стилевую принадлежность лексики;
- выделите фразеологизмы
- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором; |
Употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором )
Зачем они употреблены;
Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. |
14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка. Чего достигает автор их употреблением.
| Повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс) |
15. Какими морфологическими средствами пользуется автор. | Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа "Форматирование текста" 5класс
Данная работа рассчитана на учащихся 5 классов. Время отводимое на работу 20минут. В данной практической работе 4 задания....
Практическая работа "Форматирование текста в редакторе WordPad".
Практическая работа "Форматирование текста в редакторе WordPad". Запуск, создание в текстовом редакторе WordPad документов, форматирование, измение шрифтов и “просмотр” документа пер...
Работа с текстом – анализ текста, выполнение заданий, перевод
Чтение – один из основных аспектов обучения иностранному языку. Этому виду работы уделялось и уделяется большое внимание. Существуют разные типы чтения. В соответствии с предложенной стратегией выполн...
Практическая работа «Редактирование текста»
Практическая работа предназначена для учащихся 5 классов...
№25. Практическая работа "Форматирование текста в ячейке". Для группы ТЭУ-02 за 27.10 и 29.10.20.
Задание:1) Выделить необходимый фрагмент текста и применить к нему необходимое форматирование ( выравнивание, начертание, размер, цвет и др.)2) Выполнить задание №1: подготовить таблицу по предложенно...
Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста
Развитие связной речи . Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ....
5 класс. Практическая работа "Набрать текст по образцу"
Практическая работа направленная на отработку навыков набора текста, их корректировку....