Практическая работа с текстом. Анализ статей
план-конспект по русскому языку

"Экологическая журналистика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakt.r-ta_s_tekstom.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа с текстом. Анализ статей.

Схематичная таблица  «Комплексный анализ текста».

Основные вопросы

1. Прочитайте текст

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.

 

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный,

публицистический, научный

4. Какого типа речи данный текст?

Описание, повествование, рассуждение.

5. Определите жанр текста.

Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.

6. Определите тему текста:

его основную мысль

О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится

Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать.

7. Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно такое название дал ему автор.

 

8. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и   составьте план для себя.

 

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи.

Повторяющиеся слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.

10 Как соотносятся начало и конец текста?

 

11. на каком приёме/   приёмах построен текст?

Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).

12. Отметьте основные образы в тексте

Не забудьте об образе автора.

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

-         найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

 

-         найдите опорные слова в каждой части текста;

 

 

-         найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

 

-         найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

 

 

-         обратите на стилевую принадлежность лексики;

 

 

 

 

 

 

-         выделите фразеологизмы

 

 

-         обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные  или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором )

 

 

Зачем они  употреблены;

 

 

Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего достигает автор их употреблением.

 

Повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс)

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)

16.Понаблюдайте  над синтаксисом текста.

Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.

17. Сформулируйте  идею текста

 

18. Каково ваше впечатления от  текста

 

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

-         найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

 

-         найдите опорные слова в каждой части текста;

 

 

-         найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

 

-         найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

 

 

-         обратите на стилевую принадлежность лексики;

 

 

 

 

 

 

-         выделите фразеологизмы

 

 

-         обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные  или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором )

 

 

Зачем они  употреблены;

 

 

Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего достигает автор их употреблением.

 

Повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс)

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Форматирование текста" 5класс

Данная работа  рассчитана на учащихся 5 классов. Время отводимое на работу 20минут. В данной практической работе 4 задания....

Практическая работа "Форматирование текста в редакторе WordPad".

Практическая работа  "Форматирование текста в редакторе WordPad". Запуск, создание в текстовом редакторе WordPad  документов, форматирование, измение шрифтов и “просмотр” документа пер...

Работа с текстом – анализ текста, выполнение заданий, перевод

Чтение – один из основных аспектов обучения иностранному языку. Этому виду работы уделялось и уделяется большое внимание. Существуют разные типы чтения. В соответствии с предложенной стратегией выполн...

Практическая работа «Редактирование текста»

Практическая работа предназначена для учащихся 5 классов...

№25. Практическая работа "Форматирование текста в ячейке". Для группы ТЭУ-02 за 27.10 и 29.10.20.

Задание:1) Выделить необходимый фрагмент текста и применить к нему необходимое форматирование ( выравнивание, начертание, размер, цвет и др.)2) Выполнить задание №1: подготовить таблицу по предложенно...

Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста

Развитие связной речи . Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ....

5 класс. Практическая работа "Набрать текст по образцу"

Практическая работа направленная на отработку навыков набора текста, их корректировку....