Рабочие программы по родному русского языку
рабочая программа по русскому языку
Рабочие программы по родному русского языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждено
приказ от 20 августа 2019 г. №145
_______Е.В. Кибальникова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г.о. Пущино
Московской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной русский язык»
(базовый уровень)
для 5 класса
Составитель: Панкратова Н.И.
2019 г.
Рабочая программа по родному русскому для 5 класса составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Основной образовательной программы СОО МБОУ СОШ № 3 г.о. Пущино Московской области;
- Примерной Программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18).
В связи с отсутствием УМК по предмету «Родной русский язык» для достижения
планируемых результатов освоения учебного курса родного русского языка на заседании ШМО учителей русского языка и литературы было принято решение (утверждено Приказом директора от 20.08.2019 г. № 145) об использовании учебника: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский/. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 ч в год (34 учебные недели) и предусматривает изучение курса в 4 четверти учебного года.
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык» в 5 классе
Обучающийся научится:
- опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно характеризующим значением; осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; - понимать и истолковывать значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок, комментировать историю происхождения таких выражений, уместное употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
- характеризовать лексику с точки зрения происхождения, понимания роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять различия между литературным языком и диалектами; осознавать диалекты как части народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;
- осознавать изменения в языке; понимать внешние и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; - соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правила речевого этикета;
- использовать различные словари, в том числе мультимедийные;
- обогатить активный и потенциальный словарный запас, расширить объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; - представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный; критически оценивать содержание и форму текста;
- формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Регулятивные УУД:
- владеть разными способами организации интеллектуальной деятельности и представлять ее результаты в различных формах: приемы отбора и систематизации материала на определенную тему;
- уметь определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности);
- проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
- уметь предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов;
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- владеть основами коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
2. Содержание учебного предмета, формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности
Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
Раздел 1. Язык и культура. Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как зеркало национальной культуры. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и русского быта. Образность русской речи: метафора, олицетворение, эпитет. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки. О чём могут рассказать имена людей и названия старинных русских городов. | 6ч |
|
Раздел 2. Культура речи. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. Роль звукописи в художественном тексте. Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речь правильная. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. | 5ч |
|
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Средства выразительной устной речи. Формы речи: диалог и монолог. Текст как единица языка и речи. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка. Развитие речи. План ответа на уроке, план текста. | 6ч |
|
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
1 | Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как зеркало национальной культуры. | ||
2 | Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. | ||
3 | История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и русского быта | ||
4 | Образность русской речи: метафора, олицетворение, эпитет. | ||
5 | Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки. | ||
6 | О чём могут рассказать имена людей и названия старинных русских городов | ||
7 | Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. Роль звукописи | ||
8 | Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | ||
9 | Речь правильная. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода. | ||
10 | Правила речевого этикета: нормы и традиции. | ||
11 | Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. | ||
12 | Язык и речь. Средства выразительной устной речи. Формы речи: диалог и монолог. | ||
13 | Текст как единица языка и речи. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. | ||
14 | Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. | ||
15 | Функциональные разновидности языка. | ||
16-17 | Развитие речи. План ответа на уроке, план текста. |
Рассмотрено
Протокол заседания Кафедры учителей русского языка и литературы
от «19» августа 2019 г. №1
____________ М.А. Бугаенко
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________ В.А. Есина)
«20» августа 2019 г.
Предварительный просмотр:
Утверждено
приказ от 20 августа 2019 г. №145
_______Е.В. Кибальникова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г.о. Пущино
Московской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной русский язык»
(базовый уровень)
для 6 класса
Составитель: Панкратова Н.И.
2019 г.
Рабочая программа по родному русскому языку для 6 класса составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Основной образовательной программы СОО МБОУ СОШ № 3 г.о. Пущино Московской области;
- Примерной Программы по учебному предмету «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18).
В связи с отсутствием УМК по предмету «Родной русский язык» для достижения
планируемых результатов освоения учебного курса родного русского языка на заседании ШМО учителей русского языка и литературы было принято решение (утверждено Приказом директора от 20.08.2019 г. № 145) об использовании учебника: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский/. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 ч в год (34 учебные недели) и предусматривает изучение курса в 4 четверти учебного года.
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык» в 6 классе
Обучающийся научится:
- опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно характеризующим значением; осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; - понимать и истолковывать значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок, комментировать историю происхождения таких выражений, уместное употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
- характеризовать лексику с точки зрения происхождения, понимания роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять различия между литературным языком и диалектами; осознавать диалекты как части народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;
- осознавать изменения в языке; понимать внешние и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; - соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правила речевого этикета;
- использовать различные словари, в том числе мультимедийные;
- обогатить активный и потенциальный словарный запас, расширить объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; - представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный; критически оценивать содержание и форму текста;
- формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Регулятивные УУД:
- владеть разными способами организации интеллектуальной деятельности и представлять ее результаты в различных формах: приемы отбора и систематизации материала на определенную тему;
- уметь определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности);
- проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
- уметь предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов;
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- владеть основами коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
2. Содержание учебного предмета, формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности
Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
Раздел 1. Язык и культура. Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. | 5ч |
|
Раздел 2. Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Стилистические особенности произношения и ударения. Синонимы, антонимы, омонимы и точность речи. Смысловые и стилистические особенности употребления. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения. Типичные грамматические ошибки в речи. Национальные особенности речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. | 4ч |
|
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Речь: функции, приемы построения, виды речевой деятельности. Текст устный и письменный. Тематическое единство текста. Эффективные приемы чтения. Типы текста. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение. Компьютерная презентация. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Развитие речи. Устное сообщение (словарная статья, научное сообщение, презентация) | 7ч |
|
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
1 | Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. | ||
2 | Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. | ||
3 | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. | ||
4 | Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. | ||
5 | Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. | ||
6 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Стилистические особенности произношения и ударения. | ||
7 | Синонимы, антонимы, омонимы и точность речи. Смысловые и стилистические особенности употребления. | ||
8 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения. Типичные грамматические ошибки в речи. | ||
9 | Национальные особенности речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. | ||
10 | Речь: функции, приемы построения, виды речевой деятельности. | ||
11 | Текст устный и письменный. Тематическое единство текста. Эффективные приемы чтения. Типы текста. | ||
12 | Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». | ||
13 | Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение. Компьютерная презентация. | ||
14 | Публицистический стиль. Устное выступление. | ||
15 | Язык художественной литературы. Описание внешности человека. | ||
16 | Развитие речи. Устное сообщение (словарная статья, научное сообщение, презентация) | ||
17 | Резерв |
Рассмотрено
Протокол заседания Кафедры учителей русского языка и литературы
от «19» августа 2019 г. №1
____________ М.А. Бугаенко
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________ В.А. Есина)
«20» августа 2019 г.
Предварительный просмотр:
Утверждено
приказ от 20 августа 2019 г. №145
_______Е.В. Кибальникова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г.о. Пущино
Московской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной русский язык»
(базовый уровень)
для 7 класса
Составитель: Панкратова Н.И.
2019 г.
Рабочая программа по родному русскому языку для 7 класса составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Основной образовательной программы СОО МБОУ СОШ № 3 г.о. Пущино Московской области (НОО, ООО, СОО);
- Примерной Программы по учебному предмету «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18).
В связи с отсутствием УМК по предмету «Родной русский язык» для достижения планируемых результатов освоения учебного курса родного русского языка на заседании ШМО учителей русского языка и литературы было принято решение (утверждено Приказом директора от 20.08.2019 г. № 145) об использовании учебника: Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский/. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 ч в год (34 учебные недели) и предусматривает изучение курса в 4 четверти учебного года.
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык» в 7 классе
Обучающийся научится:
- опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно характеризующим значением; осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; - понимать и истолковывать значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок, комментировать историю происхождения таких выражений, уместное употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
- характеризовать лексику с точки зрения происхождения, понимания роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять различия между литературным языком и диалектами; осознавать диалекты как части народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;
- осознавать изменения в языке; понимать внешние и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; - соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правила речевого этикета;
- использовать различные словари, в том числе мультимедийные;
- обогатить активный и потенциальный словарный запас, расширить объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; - представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный; критически оценивать содержание и форму текста;
- формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Регулятивные УУД:
- владеть разными способами организации интеллектуальной деятельности и представлять ее результаты в различных формах: приемы отбора и систематизации материала на определенную тему;
- уметь определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности);
- проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
- уметь предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов;
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- владеть основами коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
2. Содержание учебного предмета, формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности
Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
Раздел 1. Язык и культура. Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Лексические заимствования последних десятилетий. | 6ч |
|
Раздел 2. Культура речи. Русская орфоэпия. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях. Основные лексические нормы. Паронимы и точность речи. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Грамматические ошибки в образовании формы глаголов, причастий, деепричастий, наречий. Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения. Невербальный (несловесный) этикет общения. | 5ч |
|
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Традиции русского речевого общения. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор. Публицистический стиль. Путевые записки. Язык художественной литературы. Притча. | 6ч |
|
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | ||
2 | Связь исторического развития языка с историей общества. | ||
3 | Факторы, влияющие на развитие языка. | ||
4 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | ||
5 | Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. | ||
6 | Лексические заимствования последних десятилетий. | ||
7 | Русская орфоэпия. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях. | ||
8 | Основные лексические нормы. Паронимы и точность речи. | ||
9 | Грамматические нормы современного русского литературного языка. Грамматические ошибки в образовании формы глаголов, причастий, деепричастий, наречий. | ||
10 | Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения. | ||
11 | Невербальный (несловесный) этикет общения. | ||
12 | Язык и речь. Традиции русского речевого общения. | ||
13 | Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. | ||
14 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор. | ||
15 | Публицистический стиль. Путевые записки. | ||
16 | Язык художественной литературы. Притча. | ||
17 | Повторение изученного |
Рассмотрено
Протокол заседания Кафедры учителей русского языка и литературы
от «19» августа 2019 г. №1
____________ М.А. Бугаенко
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________ В.А. Есина)
«20» августа 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному (русскому )языку
Нестандартный урок по русскому языку в 6 классе по теме " Употребление местоимения в речи", Ток - шоу " Слова - загадки",Брейн - ринг Сказки", брейн - ринг" Выучи русский...
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе
В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку предметная область «Русский язык и литература» для 5-9 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5- 9 класс...