Практическая работа по лексике. Экологические термины. Ощественно-политическая лексика. Сфера употребления
план-конспект по русскому языку
Предварительный просмотр:
Практическая работа по лексике. Экологические термины. Общественно-политическая лексика. Сфера употребления
Тренировочные упражнения
Задание 1. Определите значения следующих слов:
Бартер, консенсус, триллер, шоумен, гран-при, йети, ноу-хау, саммит, эксклюзивный, кемпинг, рефери, дефолт.
Задание 2. Каждое толкование замените одним словом.
1. Краткая приветственная застольная речь.
2. Настенный светильник из одной или нескольких ламп.
3. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы.
4. Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с одной стороны глазурью.
5. Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.
6. Стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения.
7. Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо.
8. Грубый, невоспитанный человек.
9. Тоска по родине.
10. Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или стеной.
Задание 3. Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях:
Свежий ветер, свежий воздух, свежий хлеб, свежие новости, свежее решение, свежая газета; чистые намерения, чистый спирт, чистое белье, чистое небо, чистое стекло.
Задание 4. Подберите подходящие по смыслу антонимы:
Мягкий климат, мягкий хлеб, старая женщина, старая история, живые цветы, живой человек, интересное лицо, интересный фильм, тяжелый день, тяжелый чемодан.
Задание 5. Объясните различия в значении следующих паронимов.
Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой, демонстра-тивный – демонстрационный, единичный – единый, лирический – лиричный, обосно-вать – основать, факт – фактор, логический – логичный.
Задание 6. Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов.
… молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый); … завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый); … привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный); … браслет, … бой, … дерево (гранатный, гранатовый); … принадлежности, … бумага, … работа (писчая, письменная); … собрание, … бои, … произведение (клас-совый, классический, классный); … гордость, … отношение (фамильный, фамильяр-ный); … район, мальчонка (соседский, соседний); … вид, … метод (эффектный, эффек-тивный).
Задание 7. К словам первой группы подберите синонимы из второй группы.
А) Абстрактный, адекватный, инертность, колоссальный, комичный, лексикон, маг, матовый, орфография, позитивный, полемика, резолюция, сувенир, токсичный, фами-льярный, фиаско, эмоции, юриспруденция.
Б) Бездеятельность, бесцеремонный, волшебник, неудача, одобрять, огромный, отвле-ченный, памятный, подарок, положительный, постановление, правоведение, правопи-сание, словарь, смешной, спор, тождественный, тусклый, чувства, ядовитый.
СЛОВАРЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
АДАПТАЦИЯ (лат. аdapto – прилаживаю) – приспособление организма к различным условиям существования в окружающей среде.
АНТИГЕНЫ – чуждые для организма вещества, вызывающие в крови и других тканях образование антител.
АНТИТЕЛА – белки группы иммуноглобулинов, образующиеся в организме человека и теплокровных животных в ответ на попадание в него антигенов и нейтрализующие его вредной действие.
БАКТЕРИОФАГ– вирус, поражающий микроорганизмы.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ – разнообразие живых организмов, а также экосистем и экологических процессов, звеньями которых они являются. Может быть разделено на три категории: генетическое разнообразие, разнообразие видов и разнообразие экосистем.
БИОСФЕРА (от греч. bios - жизнь; sphaire – шар) – оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба. Б. – самая крупная экосистема Земли – область системного взаимодействия живого и косного вещества на планете. Включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы Земли, населённые живыми организмами.
ВОДА ЧИСТАЯ – вода, не содержащая загрязнений. С санитарной точки зрения В.ч. – не вызывающая у человека ухудшения здоровья.
ГЛОБАЛЬНЫЙ (от лат. globus – шар) – охватывающий весь земной шар, планетарный.
ДЕЗИНФЕКЦИЯ – уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний человека и домашних животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
ИММУНИТЕТ (от лат. immunitas – избавление от чего-либо) – невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.
КАРАНТИН - система мероприятий, обеспечивающая предупреждение распространения инфекционных заболеваний и проникновение нежелательных видов организмов в места, где они пока не обитают.
КРАСНАЯ КНИГА – список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов; аннотированный перечень видов и подвидов с указанием современного и прошлого распространения, численности и причин её сокращения, особенностей воспроизводства, уже принятых и необходимых мер охраны видов. Имеются международный, национальный (в масштабах государства) и локальные варианты К. к., а также отдельно К. к. растений, животных и др. систематических групп.
ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ – комплексное мероприятий, направленных на: 1) подавление очага инфекционного или природноочагового заболевания (мед.); 2) разрушение образовавшихся или искусственно распространенных ядов (санит.); 3) уничтожение карантинных видов растений и животных (с.-х.); 4) стерилизация инструментов, материалов, помещений.
ПАРАЗИТ – организм, живущий за счёт особей другого вида (с нанесением им вреда) и тесно с ним связанным в своём жизненном цикле. П. питаются соками тела, тканями или переваренной пищей своих хозяев, многократно без умерщвления (в противоположность с хищниками) пользуясь своим хозяином. Кроме того, некоторые паразиты постоянно или временно используют организм хозяина как территорию своего обитания. Различаются факультативные (существование за счёт хозяина не обязательно) и облигатные П.
СМОГ – сочетание полевых частиц и капель тумана (от англ. «smoke» - дым, копоть и «fog» – густой туман). Различают смог лондонский (смесь дыма и тумана, возникает при загрязнении атмосферы копотью или дымом, содержащим диоксид серы) и смог Лос-Анжелеса (фотохимический смог, вызванный загрязнением воздуха выхлопными газами транспорта, содержащими оксиды азота; возникает в ясную солнечную погоду при низкой влажности воздуха, образуются озон и пероксиацетилнитрат - ПАН).
СТЕРИЛИЗАЦИЯ – полное уничтожение микроорганизмов (температурой 100оС, химическими веществами, фильтрацией) в пищевых продуктах, предназначенных для длительного хранения, и на предметах, используемых для специальных целей, напр., медицинских инструментах (санит.).
ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos – дом и logos – слово, учение) – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой.
ЭКОСИСТЕМА (от греч. oikos – дом и systema – сочетание, объединение) – совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биологических и абиотических явлений и процессов.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ (лат. extremum - крайний) – крайние, опасные условия среды, к которым организм не имеет должных приспособлений.
Общественно-политическая лексика
Общественно-политическая лексика определялась ранее как группа слов, характерная для периодической печати и публицистического функционального стиля.
Можно выделить два основных типа заимствованных слов по времени заимствования. Первый тип - заимствования относительно старые, актуализированные в последние годы в связи с изменением политической и экономической системы России. Второй тип - заимствования новые, сделанные непосредственно в последние годы.
Характерным примером первого типа является, например, слово "президент". Вспомним, что М. С. Горбачев, еще на Съезде Народных Депутатов, поправил одного из выступающих, обратившегося к нему словами "господин президент", призвав к точности и объяснив, что "президент" - это другая должность, другая реалия и т.п. Заимствованное слово "президент" было актуальным тогда как наименование иностранных политических и общественных реалий (например: "президент США", "президент Франции"). С тех пор ситуация изменилась, и экстралингвистические факторы сделали слово "президент" актуальным и для России ("Президент Российской Федерации", "Президент Татарстана" и т.п.).
Вновь актуализировались сейчас и заимствования, сделанные еще задолго до Октябрьской революции и потерявшие свою актуальность с установлением советской власти. Таково, например, слово губернатор (лат. gubernator - рулевой, правитель), не только вернувшее себе актуальность, но и приобретшее новую актуальную сочетаемость: губернатор Ставропольского Края, например.
Очень часто сейчас упоминается в СМИ и в речи публичных политиков заимствованное слово олигарх (от гр. oligarchia - власть немногих), знакомое еще советским людям по учебникам истории древнего мира (ср. Спартанский олигархический союз) и произведениям классиков марксизма-ленинизма (ср. финансовая олигархия). Сегодня так называют крупных отечественных капиталистов, имеющих большое личное влияние на политический процесс. Как правило, олигархами называют в первую очередь владельцев мажоритарных пакетов акций крупных средств массовой информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный плакат "Сферы употребления русской лексики"
Интерактивный плакат необходим:1.Информация, представленная на нем, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в каждом классе....
Практическая работа №2 "Решение экологических задач" 11 класс
Практическая работа для 11 класса по экологии...
Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"
Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...
Практические работы по физике экологической направленности
Формировать единую физическую картину мира через единство и многообразое живой и неживой природы. Предназначено для учащихся 8-9 классов....
Практическая работа №2 «Решение экологических задач»
Данная работа проводится в 7 х классах для закрепления темы : " Экосистема ". Цель работы: продолжить формирование навыков решения экологических задач и составления цепей пита...
Практическая работа по теме "Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления"
Практическая работа для студентов 1 курса с использованием метода групповых технологий...
Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»
Цель урока: научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...