итоговая аттестационная работа
статья по русскому языку

Замятина Татьяна Анатольевна

Использование мультимедийных технологий для улучшения восприятия школьниками учебной информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iar.docx61.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ»

Итоговая аттестационная работа

Тема: Использование мультимедийных технологий для улучшения восприятия школьниками учебной информации

Выполнила учитель русского языка и литературы                      Т.А. Замятина

2

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение………………………...………………………………………… 3          

Глава 1. Теоретические основы мультимедиа - технологий ... …………6                

  1. Появление и развитие информационно-мультимедийных

технологий ………………………………………,,,,,…………………. ……6                                        

1.2. Современные информационные технологии в учебном процессе……8      

1.3. Мультимедиа в обучении………………………………………………12                                                                  

1.4. Использование мультимедийных технологий на уроках…….........    13

Глава 2.  Практическое применение мультимедийных технологий

на уроках русского языка и литературы………………………………….  17                                                                                                                                                    

2.1. Использование ИКТ на уроках и элективных курсах………………...17                         

2.2. использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы……...……………………………………………………………21                                              

2.3. Использование ИКТ во внеурочной деятельности……………………………………………………                  25

2.4. Использование ИКТ в воспитательной работе……………………………………………………                            28

2.5. Использование ИКТ в методической работе…...………………………………                                                    36

2.6. Использование ИКТ в кружковой работе                                          37

2.7. Использование ИКТ в работе с классным коллективом и

родителями в создании оборудования для кабинета                                38

Заключение……………………...………………………………………   39

Список использованных источников………………………………… 41

3

Введение.

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника - вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии. Главная цель видится в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (звука, видео анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса.

В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.

Использование современных мультимедиа - технологий в преподавании русского языка и литературы позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью видеоуроков (мультимедийных презентаций), позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным.

 В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса,

4

связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

В наше время компьютерные технологии все чаще используются в школе, хотя его возможности реализуются не в полной мере.

Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

Цель моей работы состоит в изучении применения информационных и коммуникационных технологий в учебном и воспитательном процессе на уроках русского языка и литературы среднего общеобразовательного учреждения.

Задачи данной работы состоят в следующем:

1. Рассмотреть теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовании;

2. Дать понятие информатизации образования и средствам информатизации образования;

3. Обозначить методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников;

4. Предложить практические разработки по внеклассной работе школьников с применением информационных и коммуникационных технологий.

5

5. Определить эффективность применения в школе информационных и коммуникационных технологий.

Для использования на уроках компьютерных технологий, необходимо быть информационно грамотным.  Сама грамотность традиционно и до последнего времени относилась к умению читать и писать. Однако в современной трактовке понятие грамотность получило более широкое толкование. Информационная грамотность - это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций

Работа в учебном заведении требует от учителя постоянного методического совершенствования и овладения новыми техническими средствами. Применение новых информационно-коммуникационных технологий позволяет педагогу выполнять работу быстро, качественно, эффективно:

планировать и анализировать;

систематизировать и обобщать;

проводить диагностику;

выполнять оформительскую работу.

Информационные технологии, которые применяю в работе, можно систематизировать, выделив, пять направлений:

-Использование ИКТ на уроках и элективных курсах.

-Использование ИКТ во внеурочной деятельности.

-Использование ИКТ в методической работе.

-Использование ИКТ в работе с классным коллективом и родителями.

-Использование ИКТ в создании оборудования для кабинета.

6

Глава 1. Теоретические основы мультимедиа - технологий

  1. Появление и развитие информационно-мультимедийных технологий.

Сегодня все чаще в информационной среде используются такие понятия, как «мультимедиа», «медийное искусство», «медиакультура». Они не являются синонимами, но у этих феноменов есть точки взаимопересечения. Что же такое мультимедиа, какова его природа и отличительные особенности?

Термин «мультимедиа» является латинизмом, проникшим из англоязычных источников в различные языки практически в первоначальной транскрипции. Иногда его произносят на английский лад - «малтимедиа». Происходит он от соединения английских слов «multy», «multiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) или, точнее, от латинских слов «multum» (много) и «media, medium» (средоточие, средство, способ). Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды».

За этим, казалось бы, вполне понятным обозначением мультимедиа кроется множество оттенков, требующих дальнейшего уточнения и детализации, так как природа мультимедиа намного глубже и сложнее, а его характер и особенности находятся в «эмбриональной» стадии изучения. Это естественно, ведь мультимедиа еще достаточно молодое явление.

«Мультимедиа» - один из терминов, который может означать разные вещи, предназначенные для самых разных людей и пользователей. Поэтому так много дисциплин, имеющих дело с мультимедиа (в компьютерной сфере это сайтостроение, гипертекстовые системы, компьютерная графика, компьютерная анимация и т. д.; в средствах массовой информации - журналистика, в том числе и интернет-журналистика, речевые и социальные коммуникации и др.; в искусстве - сетевое искусство, компьютерная анимация, компьютерный видеомонтаж, режиссура звука, фильма и др.). Резкий рывок в этой области, произошедший за последние несколько лет, обеспечен, прежде всего, развитием технических и системных средств. Это и прогресс в развитии

7

ПЭВМ: резко возросшие объем памяти, быстродействие, графические возможности, характеристики внешней памяти, и достижения в области видеотехники, лазерных дисков - аналоговых и CD-ROM, а также их массовое внедрение.

Мультимедиа-технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего "коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления". Данное определение сформулировано в 1988 году крупнейшей Европейской Комиссией, занимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий.

Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию организации памяти "MEMEX", предложенную еще в 1945 году американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфавиту и т.п.) Эта идея нашла свое выражение и компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста, а затем и гипермедиа и, наконец, в мультимедиа, соединившей в себе обе эти системы.

Сегодня все чаще в информационной среде используются такие понятия, как «мультимедиа», «медийное искусство», «медиакультура». Они не являются синонимами, но у этих феноменов есть точки взаимопересечения. Что же такое мультимедиа, какова его природа и отличительные особенности?

Термин «мультимедиа» является латинизмом, проникшим из англоязычных источников в различные языки практически в первоначальной транскрипции. Иногда его произносят на английский лад - «малтимедиа». Происходит он от соединения английских слов «multy», «multiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) или, точнее, от латинских слов «multum» (много) и «media, medium» (средоточие, средство, способ). Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды».

За этим, казалось бы, вполне понятным обозначением мультимедиа кроется множество оттенков, требующих дальнейшего уточнения и детализации, так как природа мультимедиа намного глубже и сложнее, а его характер и особенности находятся в «эмбриональной» стадии изучения. Это естественно, ведь мультимедиа еще достаточно молодое явление.

«Мультимедиа» - один из терминов, который может означать разные вещи, предназначенные для самых разных людей и пользователей. Поэтому так много дисциплин, имеющих дело с мультимедиа (в компьютерной сфере это сайтостроение, гипертекстовые системы, компьютерная графика, компьютерная анимация и т. д.; в средствах массовой информации - журналистика, в том числе и интернет-журналистика, речевые и социальные коммуникации и др.; в искусстве - сетевое искусство, компьютерная анимация, компьютерный видеомонтаж, режиссура звука, фильма и др.). Резкий рывок в этой области, произошедший за последние несколько лет, обеспечен, прежде всего, развитием технических и системных средств. Это и прогресс в развитии ПЭВМ: резко возросшие объем памяти, быстродействие, графические возможности, характеристики внешней памяти, и достижения в области видеотехники, лазерных дисков - аналоговых и CD-ROM, а также их массовое внедрение.

Мультимедиа-технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего "коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления". Данное определение сформулировано в 1988 году крупнейшей Европейской Комиссией, занимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий.

  1. Современные информационные технологии в учебном процессе

В последнее время встает вопрос - как использовать современные информационные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно.

Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Информационные технологии можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения; в условиях как городской, так и сельской школы. Они дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе

Прежде всего, современные информационные технологии разрушат монополию учителя и учебника как единственных источников знаний. Они же дадут возможность получать полноценные знания не только в форме обязательно посещаемых занятий - очень скоро станут реальностью опосредованное общение "ученик - компьютер - учитель" как в синхронном ("on line"), так и в асинхронном режимах, а также такая экзотика, как виртуальный класс. В условиях свободного, неограниченного доступа учащихся к информации станет практически невозможным привычное сейчас обучение всех на основе одного учебного плана и единых, так называемых "базовых" программ. Учителю придется принять в качестве реальности тот факт, что объем знаний, доступных ученику, действительно неисчерпаем и, что ученик может знать по той или иной дисциплине значительно больше предусмотренного программой, но только в таком направлении, которое в этой программе, возможно, вообще не затрагивалось. Современный компьютер имеет великолепную возможность взять на себя рутинную работу по непосредственной передаче знаний и фактов, полной или частичной проверке полноты и прочности их усвоения, а также по отработке многих стандартных умений и навыков. Однако для того, чтобы все эти возможности могли быть реализованными в массовом учебном процессе, необходима фундаментальная научная, а затем научно-методическая проработка самой концепции образования в эпоху компьютеров, глубинное переосмысление ролей и функций каждого из субъектов педагогического процесса

Педагог может уже сейчас переложить на компьютер значительную часть своей работы. Однако именно в этом выражении и кроется одна из самых существенных ошибок. Речь должна идти не о том, чтобы просто передать свои функции машине ("спихнуть" свою работу на ПК!), а о том, чтобы освободить время и силы учителя для выполнения задач более высокого, специфически "человеческого" уровня, где компьютер пока бессилен. Иными словами, в условиях компьютеризации коренным образом изменяются функции и ученика, и учителя. Ученик - это очевидно - в значительной мере привыкает к самостоятельной работе и начинает приобретать большую часть фактических знаний собственным трудом. Учитель же берет на себя задачи более сложные:

- сформировать стойкий познавательный интерес как самый действенный стимул для всей дальнейшей учебы;

- помочь учащимся в определении направления их личных интересов

- поднять обучение на более высокий уровень обобщения как внутри отдельных учебных дисциплин, так и во всей их совокупности;

- уделять максимум внимания интеллектуальному и духовному развитию учащихся, опираясь, прежде всего, на авторитет изучаемых дисциплин; Отсюда следует, что в новых условиях основной и главнейшей задачей педагога на любом уровне становится именно развитие мышления обучаемых. Если учесть, что фактическая основа знаний может быть получена учениками в процессе самостоятельной работы за ПК, то педагогу остается единственное: - организовать на уроке атмосферу интенсивного обмена мыслями, творческого применения имеющихся знаний к конкретным условиям и задачам, т.е. вовлечь всех учащихся в активную умственную работу и научить их видеть удовольствие в такой работе. Обычная, часто встречаемая диктатура преподавателя в данном случае неприемлема. Более правильной будет организация совместного мышления, протекающего в рамках целенаправленного педагогического общения. Такое общение полностью совпадает с возникшим в 80-е годы понятием "педагогика сотрудничества", но только с появлением в структуре "учитель - ученик" нового структурного звена Используя системы мультимедиа, позволяющие объединить возможности компьютера и знания учителя, стало возможным создание электронных учебников, которые более наглядно, красочно и с мобильным доступом информации предстанут перед учениками. Содержание учебника включает в себя такие разделы как: теоретическая часть, контрольные задания, лабораторные работы, курсовые работы, вопросы для самопроверки, что присуще и традиционному учебнику, но электронный учебник более компактен (его объем позволяет полностью разместиться на одном диске), в содержании его могут использоваться видеофильмы и фрагменты звука, что придает ему большую привлекательность и оснащенность. В обращении он прост и позволяет ученику легко вернуться к той информации, которую он не понял. Нажать кнопки клавиатуры гораздо быстрее и проще, чем перелистывать страницы учебника назад. Такое новое школьное пособие проявляет у учеников большой интерес к учебе и желание изучать предмет в более углубленной форме, что, несомненно, сказывается на их уровне знаний. Способ ведения урока, когда учитель связан с каждым учеником класса единой компьютерной сетью, позволяет учителю более детально и персонально подойти к вопросу обучения ученика, проверить его уровень знаний и наверстать "пробелы" в его знаниях Таким образом, современные информационные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков. Внедрение современных информационных технологий в образование дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса. При выборе необходимо учитывать их соответствие индивидуальным качествам обучаемых и специфическим особенностям конкретных предметных областей

В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук, а также способствует повышению познавательного интереса учащихся в учебной деятельности.

  1. Мультимедиа в обучении

Еще одна из возможностей мультимедиа - обучение. Обучающиеся слышат и видят материал лекции и одновременно активно участвуют в управлении его подачей. Например, возвращаются к непонятным или особо интересным разделам.

Мультимедийные программы обучения, делают этот процесс намного приятнее, чем традиционное заучивания наизусть иностранных слов, реализуя методику обучения с увлечением. Вместо того чтобы повторять одну и ту же фразу, пытаясь ее запомнить, достаточно включить компьютер с мультимедийным оборудованием, смотреть и слушать, как произносит ее носитель языка. При этом можно наслаждаться не только звуком и изображением, но и терпением учителя-компьютера, способного воспроизводить текст столько раз, сколько это необходимо для запоминания

Американские ученые Флетчер, Мак Нейл, Нельсон провели сравнительный анализ традиционных форм обучения и мультимедийных средств преподавания. Осуществляя свои исследования независимо друг от друга, ученые пришли к общему выводу, что мультимедийные обучающие программы имеют значительные преимущества перед обычными, традиционными.

Работы отечественных ученых, различные эксперименты по использованию мультимедиа подтверждают вывод американских коллег. Известно, что в процессе обучения студентами осваивается не более чем четверть предлагаемого материала. Мультимедийная же технология позволяет в 2-3 раза увеличить этот показатель, так как предоставляет возможность синкретичного обучения, т. е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем разделам, которые требуют повторного анализа, и т. п.

Применение мультимедиа в образовании и обучении перспективно для общего образования и самообразования.

Многочисленные исследования подтверждают успех системы обучения с использованием компьютеров. Очень трудно провести объективное сравнение со старыми, традиционными методами обучения, однако можно сказать, что внимание во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

  1. Использование мультимедийных технологий на уроках

Сегодня учительство является свидетелем того, как на смену технологии «доска-мел-тетрадь» приходят информационные технологии. Компьютер и сеть Интернет занимают достойное место в учебно-воспитательном процессе.  Практически все обучающиеся умеют пользоваться компьютером, имеют доступ к Интернет, и если они приходят в школу и опять видят мел и доску, то учеба становится для них менее интересной, пропадают интерес и желание учиться.  Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем, научиться сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные интерактивные методы обучения, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. XXI век называют веком высоких компьютерных технологий, «эпохой информации».   В таком обществе главная задача школы – выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе.
       В современных условиях одной из главных задач образования является не просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях. Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные интерактивные технологии. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений. Мультимедийные технологии в современном мире занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения в этом смысле не должен отставать от жизни. Эта тема обсуждается на многих сайтах для педагогов, в частности на сайте «Сеть творческих учителей», здесь представлен богатый материла из опыта работы учителей.   Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
    Главные задачи медиа-образования ученые понимают так: подготовить обучающихся к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств.
Что мы называем медиауроком?  Это урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии.
Медиаурок -урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой.
Мультимедийный урок ─ урок тот же самый, только технически более оснащенный.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль, используются те же методы.   Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Глава 2. Практическое применение мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы

2.1 Использование ИКТ на уроках и элективных курсах

Компьютерная деятельность на уроках русского языка, литературы и элективных курсах ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Как органично ввести электронную технику в структуру урока, не нарушив при этом общей логики? На мой взгляд, учащимся интересны уроки, на которых применяются:

Презентация: проектов, дидактического материала, тестов, схем, таблиц, картин, проблемных вопросов.

Диагностика УУД учащихся с использованием программ (тестирование).

Мультимедиа-ресурсы: электронная библиотека; аудиокниги; электронные словари; видеофильмы (художественные, научно-популярные); электронные энциклопедии; репродукции картин; виртуальные экскурсии; классические музыкальные произведения.

Презентация

Внедрение информационных технологий в урок способствует повышению интереса к предмету и качества обучения учащихся. В своей работе использую компьютерную программу Microsoft Power Point, которая позволяет создавать презентации к урокам. Я шаг за шагом научилась пользоваться готовыми презентациями и создавать свои. Эта необычайно интересная программа обогащает урок эмоциями, психологически облегчает процесс усвоения, прививает интерес к литературе, расширяет кругозор и повышает эффективность урока. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок более интересным. При этом компьютер становится помощником преподавателя. Роль учителя здесь особенно важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие. Учитывая, что информация должна быть учебной, специальным образом обработанной, помещённой в некую программную среду и только затем представленной, становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения усложняется: требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Урок-презентация стимулирует и мотивирует учеников более серьёзно и глубоко изучать предмет, участвовать в исследовании проблемы, в эксперименте, самостоятельно осуществлять самопроверку, самоконтроль, самоанализ, самооценку по образцу ответов и критериям.

Использование на уроке компьютера и мультимедийного проектора позволяет экономить время на разных этапах: проверка домашнего задания, актуализация знаний, повторение, изучение нового, закрепление изученной темы, проверка самостоятельной работы (самопроверка, взаимопроверка); демонстрировать учащимся богатый наглядный материал, дать возможность насладиться шедеврами классической музыки.

Информационно-коммуникационные технологии сочетаются на уроках с технологиями: проблемного обучения; педагогической мастерской построения знаний; технологии исследовательского и проектного обучения; здоровьесберегающими технологиями; личностно ориентированными технологиями.

Мною накоплен опыт работы в интеграции данных технологий с ИКТ и применения их на уроках русского языка и литературы. Среди них такие уроки: «Прилагательное как часть речи»; «Звуки и буквы. Алфавит»; «Фантастическое и реальное в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»; «Роль наречий в тексте»; «Подготовка к сочинению».

Компьютер приходит на помощь при осуществлении контроля знаний у учащихся. В практике работы есть опыт применения тестовых программ при проведении контрольных мероприятий и самостоятельных работах. Компьютерное тестирование обусловливает получение необходимой информации о каждом ребёнке индивидуально-личностного характера. Она позволяет увидеть продвижение каждого ребёнка. С помощью программно-методических комплексов можно управлять процессом обучения каждого учащегося. Учитель-словесник к каждому уроку готовит целый «багаж» художественной и научно-популярной литературы: тексты, цитаты, высказывания поэтов, писателей, риторов, библиографические справки, наглядный материал. В этом случае очень удобно иметь под руками электронную библиотеку в виде 1-2 дисков, где можно найти разделы классической и современной литературы, фантастику, приключения, зарубежную литературу, древнерусскую, античную и многое другое.

Прекрасный источник прикосновения к искусству слова – это аудиокнига. На уроках учащиеся имеют возможность услышать тексты в исполнении актёров театра, а это позволит лучше понять содержание текста, проанализировать эпизод, интерпретировать текст.

Электронные словари, энциклопедии, справочники позволяют разнообразить задания для учащихся, ускорить процесс поиска информации; помогают на уроке осуществить принципы научности и наглядности.

В моём кабинете собрана большая видеотека DVD по всем программным произведениям.  На уроке мы просматриваем фрагменты фильмом, чтобы более полно понять идейное содержание изучаемого произведения.
На уроках литературы я часто предлагаю послушать произведения авторов русской литературы в исполнении мастеров художественного слова. Я использую прослушивание таких аудиофайлов как эталонное прочтение, к которому следует стремиться. В моей коллекции есть произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского и др.

Коллекция репродукций картин дополняет уроки развития речи, с помощью изобразительного искусства и музыки можно иллюстрировать и сопровождать процесс чтения художественного произведения.

Уроки с использованием этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.

А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности, учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития.

Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения, а работать в комплексе.

Использование ИКТ развивает исследовательские способности учащихся, повышает их речевую активность, способствует осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, создания своего текста, своего проекта. Так многие учащиеся попробовали себя в проектной деятельности. Например, учащиеся 6 класса в рамках уроков русского языка и литературы создали проекты: «Жизнь и творчество И.А. Бунина», «Фразеологизмы», «Культура речи» и др. В чём-то получились удачные, в чём-то неудачные, но интерес и поиск информации заставили ребят включиться в процесс познания. Ученики убедились, что для успешной защиты проекта необходимы богатый словарный запас и ораторские навыки. Речь, как визитная карточка, характеризует высококультурного, образованного человека, который в любой ситуации мог бы грамотно вести диалог.

При использовании мультимедийных технологий знания усваиваются лучше. Повысить уровень грамотности письма, изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и моментально восполнить пробелы помогает программа 1С: Репетитор.

Особенно важно научить детей читать выразительно, следуя орфоэпическим нормам. Яркое, сопровождаемое музыкой чтение эмоционально воздействует на ребят, поэтому на уроках литературы использую диски МР-3 с аудиозаписями стихотворений в актерском исполнении. Слушая такое чтение произведений, ученики стараются читать, подражая чтецу, «с толком, с чувством, с расстановкой».

Пусть наши уроки помогут школьнику войти в жизнь образованным, умелым и уверенным в себе человеком, ведь важнейшие индикаторы личности – это хорошо поставленная речь, яркое и отточенное слово.

Думаю, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, нужно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента для овладения культурой речи, ведь чем лучше человек знает язык, чем свободнее владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека.

2.2. Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Одним из приоритетных направлений этого процесса является информатизация образования. С каждым годом возрастает роль аудиовизуальных и интерактивных технологий, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса.

Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку. Доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом.

Традиционная школьная меловая доска уже не справляется с новыми функциями. Новое поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации требуют от учителя другого подхода. Современная школьная доска должна быть интерактивной – к этому выводу приходит каждый, кто сталкивается с все возрастающими требованиями к организации и информационному наполнению процесса школьного обучения. Интерактивные доски на практике оказываются значительно эффективнее традиционных школьных досок или проекторов. За счет того, что материал подается в интерактивном режиме, существенно улучшается коммуникативное взаимодействие с учениками, что позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию. Соответственно, улучшается качество образования.

В своей работе для оптимизации учебного процесса на базе новых информационных технологий я по-разному применяю компьютер: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе  

На мой взгляд, использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока, что обусловлено спецификой предмета «русский язык». Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Я применяю компьютер с интерактивной доской на всех этапах процесса обучения. При этом для ребенка интерактивная доска выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

Эффективно применение интерактивной доски на этапе объяснения нового материала. Это дает возможность учитывать возрастные и психологические ребенка, позволяя каждому ученику в соответствии с его ведущим каналом восприятия выбрать ту форму задания, с помощью которой он быстрее и легче овладеет учебным материалом.

Теоретический материал параграфа можно представит в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.

С помощью интерактивной доски можно активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия.

Учителя русского языка знают, как сложно дети запоминают словарные слова. В этой работе также помогает интерактивная доска. На экран выводится словарное слово для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Ученики могут составить словосочетания как самостоятельно в тетради, так и на доске, записать однокоренные слова, Оформление словарных слов как гиперссылки позволяет создать словари различных видов: тематический, орфографический, орфоэпический. Работу по созданию страниц в таких словарях поручаю и детям в качестве индивидуального дифференцированного домашнего задания. Это повышает мотивацию к изучению предмета, активность на уроке.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Заранее готовлю текст и использую его для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктуационного. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить, могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Удобно выполнять виды грамматического разбора. Возможно, нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, развивает орфографическую зоркость.

На этапе закрепления изученного демонстрирую вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно.

Хороший помощник доска и на уроках развития речи. Ребенок при работе с интерактивной доской не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память. На уроках подготовки к сочинению демонстрирую репродукции картин известных художников, осуществляю подбор рабочих материалов (слова, словосочетания).

Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте.

Особенно помогают в работе ресурсы информационного интегрированного продукта компании «Кирилл и Мефодий» – КМ-Школа». Программа уникальна и действует по принципу «конструктора», предоставляя учителю возможность подготовки и проведения всех видов школьных занятий с использованием информационных технологий и Интернета. «КМ-Школа» позволяет выстроить с учащимися и учебную проектную деятельность, быстро и качественно подготовиться к любому уроку, используя готовые уроки, тесты, тренажеры, медиатеки, энциклопедические и справочные коллекции, словари. Её применение было бы неэффективным без интерактивной доски. Работая с интерактивной доской, я использую не только готовые электронные ресурсы, но и созданные собственноручно.

Таким образом, можно выделить преимущество интерактивной доски:

-доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам;

-позволяет существенно экономить время на различных этапах урока. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим;

-интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении;

-оперативный контроль знаний и наличие обратной связи;

-доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам;

-цифровые ресурсы интерактивной доски увлекают, поэтому учащиеся более внимательны на уроках;

-использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.

Однако, применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала. Недопустимо использовать слишком мелкий шрифт и перегружать рабочее поле посторонними элементами. Правильным образом следует выбирать и цветовое оформление, а количество ярких элементов на экране должно быть минимальным.

Таким образом, работа с интерактивной доской побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении, что способствует его творческому и профессиональному росту.

2.3. Использование ИКТ во внеурочной деятельности

Внеурочная работа в школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагога – организатора, библиотекаря учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов: внеурочной деятельности школьников, внеурочной работы учителей со школьниками, системы управления внеурочной деятельностью.

Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего образования внеурочная деятельность - неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника.

Процесс информатизации включает в себя создание методических систем воспитания, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего образования.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, туристическую, спортивную и другую деятельность. Дополнительное образование школьников - составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.

Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также методами его информатизации. ИКТ используются педагогами дополнительного образования.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции).

Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Основными целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются: вовлечение школы в построение единого информационного пространства; формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;

формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества (презентации по компьютеру); развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий; развитие познавательной и творческой активности обучающихся; формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности; развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности; повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей; развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных газет, стендов, статей и т.п.); внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу; осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками; развитие способности свободного культурного общения; обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания; всестороннее развитие личности ребенка;

Для достижения целей информатизации внеурочной деятельности школьников организовано: проведение и консультирование проектной деятельности; доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность обучающихся); внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, организация конкурсов, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.); работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ ( газеты, журналы, видео, оформление кабинетов); профессиональное ориентирование обучающихся через демонстрацию презентаций учебных заведений.

Информационная культура обучающихся и учителей растет, мы этому свидетели. Приоритетным является в школе умение самостоятельно мыслить и добывать знания в безбрежном пространстве информационного поля. Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.

ИКТ используется в нашей школе педагогом – организатором для проведения общешкольных мероприятий «День толерантности», «Моя семья», «Я - пешеход», День учителя», «ЗОЖ и вредные привычки», «День народного единства», «День матери», «Новогодняя сказка», «Последний звонок» и другие.

Школьный библиотекарь и классные руководители также используют ИКТ при проведении внеклассных мероприятий для обучающихся:

«Профилактика СПИДа»; «Этикет поведения»; «Права ребёнка»; «Книги русских писателей»; «Будь внимателен на дороге» и другие.

Неоценимая помощь ИКТ в работе с родителями – это проведение родительских собраний с демонстрацией слайд – презентации: «Поощрение и наказание в семье, как метод воспитания»; «Последствия курения и алкоголя»;

«Воспитываем патриотов»; «Развитие читательского интереса» и другие.

В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности. В ближайшее будущее хотелось бы разработать и реализовать автоматизированное рабочего места для классного руководителя, обеспечивающее хранение, накопление и предоставление всей необходимой информации о классе в целом.

2.4. Использование ИКТ в воспитательной работе

Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Среди целей деятельности школы, обозначенных в Программе развития школы, одна из основных – развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса. Вышеизложенные цели направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.

Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима. Воспитательный же процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с воспитанником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

Для того, чтобы включить новые возможности современности в хорошо усвоенные нами схемы, обратимся к уже известным понятиям, от которых мы отталкиваемся. В первую очередь – это цели воспитательной работы. Мы, как и многие учебные заведения, определяем её через виртуальное понятие «модель идеального выпускника»: наш выпускник может обладать, к примеру, следующими качествами: активная жизненная позиция; созидательная ценностная направленность; стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию); умение эффективно взаимодействовать с людьми; творческое отношение к действительности.

То обстоятельство, что нашим детям придётся жить и реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о формировании у наших выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества), к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение).

С целью повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Критерии эффективности: экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов); компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая накопление папок с информационным материалом); наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях; возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты); возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной компьютерной газеты и создание электронного проекта "История школы".

На основе работы в области применения ИКТ в воспитательной работе с детьми можно отметить ряд условий эффективности: материально – техническое обеспечение; наличие подготовленных преподавателей; работа школы в едином ключе; наличие группы единомышленников – энтузиастов; возможность выбора видов деятельности и их смена; демократичность методов педагогического руководства; соответствие целей развитию личности каждого школьника.

Работа школы в едином ключе.

В данном случае имеется в виду согласованность, направленная на освоение и внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс школы. Очень важно, чтобы большая часть педагогов осознавала необходимость изменений методов обучения и воспитания. Информатизация учебно-воспитательного процесса не должна замыкаться на кабинете вычислительной техники.

Наличие группы единомышленников – энтузиастов. 

Любое нововведение требует большой отдачи сил, времени, а также апробирования алгоритма действий в новой практике. Информационно – коммуникационная технология требует развития и оформления. Необходимо так называемое «ядро», целенаправленно распространяющее новшество. У «ядра» есть ряд характеристик: интенсивность его деятельности, авторитетность, масштабность активности. Важно эмоциональное заражение учителей и учащихся через яркие образцы реализации ИКТ. Увидев яркие примеры применения ИКТ, у коллег возникает желание сделать также и лучше. В настоящее время у большей части учителей школы есть ПК. Многие используют ПК в урочной и внеурочной деятельности.

Возможность выбора видов деятельности и их смена

Выбор – осуществление человеком возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Без выбора невозможно развитие индивидуальности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора. Разнообразные варианты использования ИКТ предлагают широкое поле для проявления себя, своего творчества.

Демократичность методов педагогического руководства

Применение ИКТ является критерием опытности и профессионализма педагогов – воспитателей. Необходимо понимать, что ИКТ не панацея, способная справиться с любыми педагогическими задачами. Просто ИКТ – это средство (не единственное) повысить авторитет и значимость педагога в глазах воспитанников.

Соответствие целей развитию личности каждого школьника

Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, самостоятельность, уверенность в себе, готовность к принятию решений, способность к самореализации, инициативность, целеустремленность, рефлексию.

Структура информатизации воспитательного процесса.

Школа живёт традициями. Но для поддержания их сегодня требуются либо новые формы, либо новое содержание, либо же новые технологии работы. Поэтому в организацию воспитательных мероприятий (в том числе и традиционных) прочно входят информационные технологии. Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив школы качественными материалами и готовить уникальные подборки материалов.

Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний и конференций, творческих отчетов школы перед родителями.

Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.

При организации физкультурно-оздоровительной работы потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в школе, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

Для внедрения ИКТ в воспитательный и учебный процесс в нашей школе имеется мультимедийный кабинет, способный выполнять многие задачи, в том числе и стать школьной мультимедийной студией.

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. Цель деятельности классного руководителя - это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе. Но для того, чтобы ребенок верил в искренность слов учителя, самому классному руководителю необходимо саморазвиваться и самореализовываться в обществе. Использование ИКТ в педагогической работе - это один из способов самоутверждения учителя в школьном коллективе.

За последние несколько лет ИКТ утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе - нет педагога, который не пользовался бы компьютером на своих уроках. Но возможности ИКТ в воспитательной работе с детьми пока еще не исчерпаны. Тем не менее, в методических рекомендациях, утвержденных Приказом Министерства образования науки России от 3 февраля 2006 г, четко определены функции классного руководителя. Изучив данные функции, можно определить круг мероприятий, где возможно использование ИКТ.

При выполнении организационно-координирующей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями учащихся. Самый распространенный вид работы с семьей - это родительские собрания. Один раз в четверть проводятся классные родительские собрания, 1 раз в полугодие организуются общешкольные встречи с родителями. В школе практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, процент посещения родительских собраний увеличивается, т.е. растет доверие к школе.

Классные и информационные часы целесообразно сопровождать компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учащимися.

Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя. Особое внимание необходимо уделить занятости обучающихся во внеурочное время.

Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей, обучающихся и их развитие. В этом классному руководителю способны помочь ИКТ. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе. Под контрольной функцией подразумевается контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся учебных занятий. Сейчас в распоряжении учителя введен «Электронный журнал». Программа автоматизирует процесс тематического планирования и дает возможность, как учителю, так и администрации отслеживать прохождения программы и при необходимости осуществлять ее корректировку.

Отличительной особенностью программы является возможность работы программы, как локально, так и в сети интернет. Программа работает на основе уже имеющейся в школе базы данных, что освобождает школу от необходимости ведения нескольких баз данных.

Использование в деятельности всех учителей-предметников электронного классного журнала завершает построение единого информационного пространства школы, в котором были бы объединены учителя, администрация, ученики и их родители. Целью внедрения «электронного классного журнала» является постепенный переход от бумажной к электронной форме учета успеваемости учащихся, автоматизация рутинных вычислительных процессов. 

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам, и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру, то самое «ценностное сито».

Однако эффективность использования информационных технологий во многом зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – ученик». Нельзя не отметить важность других средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счёту это только средство, которое должно быть адекватно основным воспитательным целям и задачам.

2.5. Использование ИКТ в методической работе

В нашей школе действует методическое объединение учителей гуманитарного цикла. Учебный год начинается с составления плана работы МО. В течение года составляются протоколы заседаний, справки, выполняется анализ контрольных работ. В конце года анализируется вся проделанная работа.

Компьютер помогает систематизировать материалы, хранить их в каталогах, папках, накапливать методический и дидактический пакеты документов. С помощью компьютера удаётся фиксировать и оценивать творческие достижения, отслеживать диагностику успешности, постепенно создавая «Портфолио учителя».

Повышение уровня методической работы педагога средней школы, предполагает постоянное повышение квалификации. Повышение квалификации преподавателей осуществляется в различных формах: через систему повышения квалификации преподавателей, осуществляемая Институтами развития образования, через работу методических объединений в школах, через дистанционные курсы с использованием сети Интернет.

В настоящее время необходимыми умениями для методической работы преподавателя школы являются: умение находить нужную научно-методическую и учебно-методическую информацию в сети Интернет; выставлять результаты научно-методической и учебно-методической работы на сайтах педагогической направленности, электронных педагогических журналах, электронных конференциях.

Это особенно важно в современных условиях, так как некоторые научно-методические и научно-практические конференции доступны только через Интернет. Преподаватель имеет возможность не только прочитать содержание учебников, учебно-методических пособий по предмету, который он преподает, но и скачать соответствующие файлы на свой компьютер, распечатать нужные главы и отдельные методические рекомендации при подготовке к различным видам учебно-познавательной деятельности учащихся.

2.6. Использование ИКТ в кружковой работе

Проведение кружковых занятий требует от учителя большой подготовки: методической и дидактической, чтобы сделать занятия интересными, познавательными, нужными. Карточки с заданиями, схемы, таблицы, лингвистические задачи, карточки дифференцированного характера – всё это можно изготовить на компьютере.

Без компьютера современному школьнику совершенно невозможно выполнить большой объём исследовательских работ, проектов, творческих работ на конкурс. Учителю, в свою очередь, удобнее осуществлять проверку вместе с учащимися, используя электронные носители (редактировать тексты, дополнять и анализировать).

У школьников повышается интерес к выполнению творческих работ, когда средством общения с учителем становится компьютер. Работы становятся интереснее, богаче, если дополняются иллюстрациями, рисунками, схемами, таблицами, графиками. К защите исследовательской работы и проекта учащиеся создают презентации, чтобы получить высокие результаты на конференции.

Творческие конкурсы, сочинения, в которых школьники принимают участие, всегда сопровождаются положениями, где предъявляются определённые требования к материалам. Как правило, текст работы должен быть набран на компьютере, сопровождаться отзывом педагога. Работа направляется в бумажном и в электронном виде.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются: создание единой информационной среды образовательного учреждения; разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в воспитательный процесс с целью повышения качества воспитания; анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков; -формирование и развитие информационной культуры обучающихся. подготовка пользователей единой информационной системы. Использование информационных технологий в кружковой работе имеет положительные аспекты.

2.7. Использование ИКТ в работе с классным коллективом и родителями в создании оборудования для кабинета.

Для эффективной работы с классным коллективом и родителями, необходимо использование ИКТ:

1. При формировании портфолио учащихся.

2. Для создания проектов по воспитательной работе.

3. В оформлении праздника.

4. При составлении характеристик.

5. Для подготовки и разработки сценариев родительских собраний и классных часов.

Использование ИКТ в создании оборудования для кабинета.

1. Изготовление дидактического материала.

2. Создание таблиц, схем, конспектов, наглядного материала.

3. Создание папок с текстами для анализа, с тестами, практическими и контрольными работами.

Заключение

Компьютерная коммуникация как интегрирующее средство, обеспечивающее реализацию учебно-воспитательного процесса, создает условия, позволяющие использовать новые информационные технологии в процессе обучения, научиться квалифицированно, пользоваться новейшими техническими средствами и программными продуктами, приобрести навыки современных способов обработки информации.

Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Опыт работы заключается в создании собственной системы уроков, разработке системы их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе. Все полученные навыки, учащиеся применяют для создания проектов по различным темам по информатике, а также и по другим предметам (химии, физики, математики, литературы и т.д.) с использованием исследовательской деятельности. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее. Использование в обучении компьютера усиливает мотивацию обучения; вызывает у детей повышенный интерес к предмету;·формирует умение работать с информацией; создает возможности доступа к ранее недоступной современной информации; развивает у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; активно вовлекает учащихся в учебный процесс;·развивает коммуникативные способности; расширяет возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; прививает навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся.

ВЫВОДЫ

Преимущества новых технических средств очевидны:

1. Повышение уровня мотивации учения.

2. Экономное использование времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большого количества учащихся.

3. Создание условий для реализации творческого потенциала ученика.

4. Выполнение большого объёма работы на уроке.

5. Воспитание компьютерной культуры детей.

6.Психологическая подготовка детей к «информационному» веку.

Список используемых источников

1.Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с.

2.Грищенко А.И. Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 47–53.

3.Еремеева Е.В. Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 249–257.

4.Ли В.Е. Применение компьютера на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 116–125.

5.Лунева Л.П. Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 53–58.

6.Псарёва С.А. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету «Русский язык». – М.: Просвещение-АСТ, 2003. – 320 с.

7.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1980. – 268 с.

8.Ульянова Е.В. Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого характера // Русский язык в школе. – №5. – 2001. С. 18.

9.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 226 с.

10.Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Просвещение-АСТ, 1997. – 430 с.

11.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 278 с.

12.Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М.: Педагогика, 1981. – 342 с.

13.Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999-157с.
14.Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. СПб.: БХВ-Санкт-Петербург,2000-200с
15.Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99. 27 с.
16. Голосов В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе. 2011-38 с.

17.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

18.Божович, Л.И. О мотивации учения /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии,  – М.; Изд. Центр «Академия», 1999.- 320с.

19.Вишневская, С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках 2009-169 с..

20.Владимирова, Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах. – 2006. – 25 с.

21.Гаммершмидт, И.И. Информационные технологии в сельской школе. - 2005 – 111 с..

22.Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 265 с.

23.Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса – М.:Просвещение, 2002. – 234 с.

24.Гусев, В.В. Информационные технологии в образовательном процессе. - Орел: ВИПС, 1997. - 126 с.

25.Домрачев, В.Г. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий - 1996.. – 56 с..

26.Зайцева, Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения . – М.: Просвещение, 2003. – .253 с..

27.Зубрилин, А.А. Виды и средства контроля знаний, умений и навыков обучаемых, применяемых на элективных курсах Информатика и образование. - №10. - 2006.

28.Каргинцева, Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности/ Начальная школа. - № 11-12. - 1992. - с. 29-31.

29.Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1986. - 80 с.

30.Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения - М.: Педагогика, 1988. - 191 с.

31.Новые информационные технологии образования: экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. В.Г.Разумовского, И.М.Бобко. - Новосибирск: НИИИВТ, 1991. - 69 с.

32.Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования — М.: Школа—Пресс, 1994. — 205 с.

33.Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий Начальная школа. - № 3. -2004. - с. 21-23.

34.Талызина, Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса / Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения - М.: Изд-во АПН СССР, МГУ, 1985. - С. 15-26.

35.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 172 с.

36.Уваров, А.Ю. На пути к общественной коллекции цифровых образовательных ресурсов.  Информатика и образование. - №7. – 2005.

37.Черных, В.В. Использование компьютерных технологий в образовании Российское образование. - 2009. - № 11. – 24 с.

38.Щукина, Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся - М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. - 170 с.

39.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся - М.: Педагогика, 198с.

40. Будунов Г. М. Компьютерные технологии в образовательной среде: "за" и "против". – М.: АРКТИ, 2005. – 234с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Художественная мифология в прозе Татьяны Толстой (по роману «Кысь»)»

Можно ли понять глубинный смысл романа "КЫСЬ" Т.Толстой без знания основ художественной мифологии?  Безусловно, нет. Известно, что универсальным понятием мифологии является модель мира, которая ...

Итоговая аттестационная работа по математике за курс 5 класса

Итоговая аттестационная работа по математике за курс 5 класса...

Итоговая аттестационная работа: «Методика обучения чтению.Виды чтения».

Значение чтения в обучении иностранному языку. Виды чтения....

Итоговая аттестационная работа по английскому языку для 6 классов

Письменное тестирование по английскому языку для 6 классов общеобразовательной школы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

         Данная методическая разработка представляет собой итоговый экзамен по математике для учащихся СПО и НПО. Роабота предствалена в формате ЕГЭ.    ...

Итоговая аттестационная работа "Методическая работа школы как средство повышения качества образования"

Цель работы – комплексный анализ организации методической работы в общеобразовательной школе на примере общеобразовательного учреждения – муниципального казенного образовательного учреждения (МКОУ) За...