Готовимся к ОГЭ
статья по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Задание 7
Вариант 1
1. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.
2) И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда.
3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.
4) В саду горит костер рябины красной.
5)Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.
2. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека.
2) А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать.
3) Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.
4) В этом основа, соль дружбы.
5)Пока свободою горим, пока сердца для чести живы...
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора
1) Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.
2)Вся в пыли торчит щетина придорожного хвоща
3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!
5)Анискастояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является сравнение
1) И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям.
2)Лежал закат костром багровым.
3) Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!
4) Ветер валил с ног.
5)Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет.
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
1) Мальчик искал скрипку.
2) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.
3)Забормотал спросонок гром.
4) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы.
5)Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её.
Вариант 2
1. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами.
2) Прошёл до Берлина… пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.
3) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.
5)Кусты в пушистых полушубках радовали глаз.
2. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является сравнение
1)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
2) Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.
3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
5) Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является олицетворение
1) Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком.
2)Что, дремучий лес, призадумался, грустью темною затуманился?
3) Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне.
4) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.
5)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками.
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности является сравнение.
1)Сама по себе природа вечна и почти неизменна.
2) Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист.
3) Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.
4) И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.
5) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является сравнение
1) Прославится сразу на весь лагерь!
2) Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!
3)Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
4)Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.
5)Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся –они будут всячески ей вредить.
Вариант 3
1. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора
1) Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.
2) Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.
3) И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.
4) А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?
5) Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист.
2. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора
1)Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя…
2)Каждый год зима пугает нас своими метелями.
3) Я потрогал одно яйцо пальцем –оно было тёплое, почти горячее.
4) И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.
5)Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является олицетворение
1) Что сулит мне этот долгожданный воскресный день?
2) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.
3) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
4)Временами жалобно или грозно завывает вьюга, и ветер поднимает облака снежной пыли.
5)И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является сравнение
1) Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.
2)Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.
3)Он говорил с нами так спокойно, будто ничего не произошло.
4) А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
5)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора
1) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.
2) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.
3)Мой город покрывается сединой снега и превращается в снежное королевство с пушистыми сугробами.
4) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.
5)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.
Вариант 4
1. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является олицетворение
1) Казалось, доматоже дышали, жадно и глубоко.
2) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
3) На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.
4)Как хорошо, что зима с холодами уходит, появится солнце, которое согреет нас своими лучами, порадует своим видом.
5)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?
2. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора
1) Кажется, чуть дохни на неё –и разом обрушится.
2) Всюду, куда ни приди, слышалось:
–Ну как там наша Нина? Спасут ли... вот горе!
3)Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...
4)Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему:
– Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет...
5)Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни.
2) Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.
3) Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же успокоилась: дед никуда не ушёл.
4)Листья были напряженно вытянуты по ветру.
5)Зима была долгой, холодной и снежной.
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является эпитет
1) Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба.
2) Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого.
3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.
4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
5)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является эпитет
1) Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
2) Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»
3)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.
4) Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.
5)Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
Вариант 5
1. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является сравнение
1) Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.
2) Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
3) Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
4)И сыплет листья лес, как деньги медные.
5)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.
2. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора
1)Прапорщики воткнулисьглазами в царя.
2)Оснеженный куст похож на застывший фонтан.
3) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую.
4) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
5)И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является эпитеты
1) А там уроки да перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа.
2) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
3) Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.
4) Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание.
5)Дурно пахнут мертвые слова.
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора
1) Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху.
2)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.
3) Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку
4)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
5)Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора
1) И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены.
2) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.
3) Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия.
4) В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.
5)Но Бим обязан молчать - ведь он спутал след и притаился.
Вариант 6
1. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля?
2) И Кольцо вместе с Горлумом поглотила первозданная тьма.
3) Ему очень понравилось исчезать: мало ли что можно было эдак натворить, и он много чего натворил.
4) Заметив на дне что-то блестящее, он выпустил леску, набрал в грудь побольше воздуху, нырнул и
черпнул горстью.
5)Кольцо исчезло из легенд и былей; то, что узнал ты сейчас от меня, неведомо почти никому.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) С тех пор волосы Гэндальфа еще побелели, борода и брови отросли, лицо новыми морщинами изрезали заботы.
2) - Мне непонятны эти огненные буквы, - сказал Фродо дрожащим голосом.
3) Маг пристально смотрел в огонь, потом нагнулся, ухватил кольцо щипцами и ловко вынул его из угольев.
4) Живые крылатые вертолетики приземляются на пушистое облако.
5)Была среди них почтенная семья, большая и зажиточная.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.
2) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.
3) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
4) На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты.
5)Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его.
2) Пусть не само, пусть его следы.
3) Что–то есть, что–то, заполняющее все, — невидимое, неслышимое, крадущееся по поселку мимо Дюшки.
4) Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели.
5) Звездопадом летела листва.
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек.
2) У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос.
3) Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрёл за нею.
4)И радовался, проходя мимо участка, видя, как шумит на ветру вековая липа, стоит нетронутая, непокалеченная, живая.
5) Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос.
Вариант 7
1. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является сравнение
1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
3) Стеклянной бахромой висят сосульки.
4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...
5) Здорово, юный жених!
2. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
– Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
5) Душистый дождь лепестков чуть брызжет, медленно опускаясь на голову, лицо и землю.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
3) Образно говоря, нить его жизни мерно струилась из чьих-то божественных рук, скользила меж пальцев.
4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.
5) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега.
2) Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория.
3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок.
4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья.
5) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи.
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
1)Толя осени не любил. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
2)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
3) Опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...
4)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...
5)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
Вариант 8
1. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом.
2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями.
3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее.
4) Глядит апрель на птичий перелет глазами синими, как лед.
5) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города.
2. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.
2) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
3) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
4) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
5) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка».
2) А Николая била в висок ужасная мысль.
3) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.
4) Я проходил, но осталась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь.
5) В большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
1)А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.
2)Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.
3)Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
4)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной.
5) Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора.
1)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
2)Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия".
3)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
4)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
5) Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.
Вариант 9
1. Укажите предложения, в которых средством выразительности является олицетворение.
1) Траурный Шопен громыхал у заката.
2) Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза.
3) Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость.
4) Так скушай же ещё тарелочку, мой друг!
5)И какой русский не любит быстрой езды?
2. Укажите предложения, в которых средством выразительности является эпитет.
1) Служить бы рад, прислушиваться тошно.
2) Золотистая земля была вся в ознобе.
3) Дневное светило глубоко и надолго уходит в море.
4) Быстро мелькают золотые дни беспечного, весёлого детства.
5)На другую гору подниматься пришлось уже в сумерки.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности является сравнение.
1) И золотеющая осень слезами плачет на песок.
2) Служение стихиям не терпит суеты.
3) И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот.
4)Я люблю животных. Наши меньшие братья нуждаются в защите.
5) Её любовь к сыну была подобна безумию.
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности являются эпитет.
1) По грифельному небу летают чайки.
2) Осенью к озеру начинают приходить волки.
3) На столе тихо кипел самовар.
4) Всё живое куда-то спряталось.
5) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман.
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности является сравнение.
1) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.
2) «Все это капля в море!» - с горечью сказал Андрей.
3) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее.
4) Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол
5) Караул! Грабят! – кричала во всю Ивановскую Клавдия.
Вариант 10
1. Укажите предложения, в которых средством выразительности является эпитет.
1) И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот.
2) И золотеющая осень слезами плачет на песок.
3) Служение стихиям не терпит суеты.
4)Я люблю животных. Наши меньшие братья нуждаются в защите.
5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее.
2. Укажите предложения, в которых средством выразительности является эпитет.
1) Солнце взошло, и лучи ударили по макушкам берёз и разбились в медные горячие брызги.
2) Прошлое – это наша память, наши традиции. Настоящее – это наша сегодняшняя жизнь. Будущее – это наши мечты.
3) Я прошёл по саду, перебрался через заросшую крапивой канаву и покосившийся плетень.
4) Газетная беллетристика не должна повторять того, что давали и дают журналы; для нее практика выработала особую форму, ту самую, которую Мережковский, когда бывает в мармеладном настроении, называет новеллой.
5) Восхищение с такой силой охватило меня, что я не выдержал и пустился в пляс.
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности является сравнение.
1) Редкая птица долетит до середины Днепра.
2) В красном закате плыли и плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.
3) На глаза осторожной кошки похожи твои глаза.
4) Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот.
5) Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной.
4. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является олицетворение
1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
2) Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались тоска, отвращение, ненависть.
3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!
4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –рассуждала бабушка.
5) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
5. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Я тоже когда-то собирал, мы приносили их домой целыми сотнями.
2) Особенно много их всегда было под большим диваном.
3) Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами, которые разрослись, образовав свод.
4) Кругом трава так весело цвела.
5) На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ
Опыт консультации к ЕГЭ по теме "КУЛЬТУРА". презентация+конспект+дидактические материалы...
Готовимся к ГИА
Варианты диагностической работы 9 класса...
Готовимся к ЕГЭ, 11 класс
2 варианта контрольной работы в форме ЕГЭ для учащихся 11 класса...
Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"
Данная цель урока - научить ребят использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...
Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.
Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....
Готовимся к ЕГЭ по литературе
Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...