Сообщение на педсовете «Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы».
статья по русскому языку
С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, необходимыми в первую очередь становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять, а также умение эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Таким образом, процесс изучения любого предмета преследует своей целью в том числе и формирование универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 488.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Будницкая основная школа»
Велижского района Смоленской области
Сообщение на педсовете
«Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы»
Автор: Сергеева Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Будница,
2020
С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, необходимыми в первую очередь становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять, а также умение эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Таким образом, процесс изучения любого предмета преследует своей целью в том числе и формирование универсальных учебных действий. И здесь неисчерпаемым источником формирования и использования УУД является преподавание русского языка и литературы. На этих занятиях средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса, которые в свою очередь оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроках русского языка и литературы работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Для этого используется, например, печатный раздаточный материал. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (пунктуационные, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Но все же наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. Посмотрите на результаты исследования «Степень сохранения информации в памяти». Обратите внимание на тот факт, что через 3 дня обучающимися вспоминается только 10% устно изложенной информации, визуальное восприятие дает 20 % запоминания, а информация, полученная посредством ИКТ – 50%.
И тут на уроках литературы не обойтись без презентаций, обучающих видеофильмов и кинофильмов. Ведь подчеркивая специфику литературы, писатели далеко не случайно сопоставляют ее с другими искусствами. М. Горький, например, определял литературу как «искусство пластического изображения посредством слова».
Конечно, в идеале все учащиеся должны прочесть оригинал художественного текста. Но дело в том, что на сегодняшний день для подавляющего большинства обучающихся экранизация романов, например, Л. Н. Толстого – единственный источник знакомства с классиком, хотя фильмы и не могут передать всей глубины его философии. Потому считаю целесообразным на уроках литературы наряду с чтением произведений включать фрагменты кинофильмов с последующим их анализом.
Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в аудитории возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному.
Работа над обучающим видеофильмом традиционно включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный, последемонстрационный.
До просмотра записи учителю важно заинтересовать учащихся, построить горизонты прогнозирования. Можно предложить такие задания: работа с заголовком фильма, ключевыми словами по проблеме, затрагиваемой в сюжете, введение в тему урока через музыку или заставку к фильму и т.д.
Демонстрация фильма должна сопровождаться активной учебной деятельностью обучающихся. Они могут делать заметки по ходу видеофрагмента или заполнять таблицу. Задача учителя – четко сформулировать коммуникативную задачу. Можно организовать пошаговый просмотр фильма, потому что некоторым учащимся трудно удержать в памяти большой кусок информации. Подобная процедура обеспечивает более глубокое проникновение в сюжет фильма, лучшее запоминание основных фактов.
На последемонстрационном этапе проверяется эффективность использования учениками предложенных на преддемонстрационном этапе ориентиров восприятия фильма. Целесообразно использовать вопросно-ответную форму (при этом вовлекая как можно больше учащихся в дискуссию), ролевое воспроизведение текста (особенно диалогов), перенос ситуации в обыденную жизнь обучаемых и т.д.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методически ми средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Сегодня на уроках русского языка и литературы все чаще используются со временные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов онлайн, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.
Самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями
Но, несомненно, самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Как известно, основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, жизни и личности писателя. Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы, тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.
Наиболее распространенная форма использования презентации - вывести ее с помощью проектора на экран. Это позволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Кроме того презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над проектом, исследованием, микроисследованием, а также они могут использоваться в качестве домашнего задания. Считаю, что на современном этапе образования важно не только самой составлять презентации к урокам, но и научить ребят составлять мультимедийные ресурсы к урокам русского языка, литературы, МХК и использовать полученные знания вне уроков.
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
- Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивает
технология продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов:
- Работа с текстом до чтения
- Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
Изложение «История рубля»
1 этап: Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам?
Можно на иллюстрации найти серебряный рубль?
Что еще видите на иллюстрации? Кого изобразил художник? (умение находить ответы на вопросы по иллюстрации)
2 этап: После первичного чтения про себя: Почему текст так называется?
Повторное чтение: уточнение значения непонятных слов, ведение диалога с автором.
3 этап: Выполнение заданий: составление плана, нахождение ключевых слов, пересказ текста и т. д.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; оценивать результат.
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Задания, направленные на формирование регулятивных УУД:
- Что объединяет все предложения?
- Понаблюдайте за расстановкой знаков препинания в них. В каком предложении вы заметили что – то необычное для себя?
- Сформулируйте основной вопрос урока. ( Почему перед союзом и при однородных членах стоят запятые?)
- Открой учебник и проверь написанное (Диктант)
- Рассмотрите страницу и спланируйте свою сегодняшнюю деятельность на уроке. Будем открывать новые знания или повторять изученное? Почему? Какое слово вам встречается впервые? Сформулируйте вопросы, которые возникают после прочтения нового раздела. Спрогнозируйте предстоящую деятельность?
- Прочитай написанное и постарайся оценить себя (Сочинение)
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом
речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД:
- Подготовь устный рассказ на тему: «Какие разряды имен прилагательных я знаю».
- Работа в паре. Составьте самостоятельно алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые между однородными определениями».
- Работа в группе. Подбери и запиши по 10 прилагательных (качественных, относительных и притяжательных).
- Итог урока: Попробуйте составить предложение, употребив в нем имена прилагательные всех разрядов.
- Обсуждение творческих работ обучающихся по вопросам:
- Оцени свое сочинение, как ты считаешь, что тебе особенно удалось?
- Согласны ли с тобой товарищи?
Конечно же, за столь короткое время я не могу представить вам все средства обучения, формирующие метапредметные УУД, которые я использую на своих уроках.
В завершение нашей встречи прочитайте притчу про учителя и ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Работа выполнена для защиты после курсов ИОЧ...
Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»
Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...
Формирование и оценка предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка в 6 классе.
Разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определе...
Выступление на педсовете «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы путем применения УУД, работа в парах».
Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях. Актуальн...
Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"
Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Материал по формированию метапредметных компетенций...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ
В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных...