ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка по русскому языку
Материал по формированию метапредметных компетенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_metapredmetnyh_kompetentsiy_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 46.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Филиппова В.Б.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балахтинская средняя общеобразовательная школа №1
Цель: ознакомление с приёмами работы на уроке, способствующими формированию УУД на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1.Познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
2.Раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
3.Показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.
План проведения мастер-класса:
1.Презентация педагогического опыта.
2.Рефлексия (дискуссия по результатам мастер-класса), обсуждение целесообразности применения на уроках показанных приёмов по формированию УУД участниками мастер-класса.
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО), безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
-обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
-мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
-целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
-осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
-коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
-взаимопроверка, взаимоконтроль;
-рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
1. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
2. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
3. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
4. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
5. Вывод делают сами учащиеся;
6. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
7. Времясбережение и здоровьесбережение;
8. В центре внимания урока - дети;
9. Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
10. Умение демонстрировать методическое искусство учителя;
11. Планирование обратной связи;
12. Урок должен быть добрым.
Современный урок русского языка и литературы, формирующий метапредметные и личностные результаты, - это проблемно-диалогический урок. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, предметные и метапредметные [1].
И, естественно, одна из важных задач педагога – помочь формированию и развитию метапредметных и предметных компетенций.
Что значит метапредметные компетенции? «Мета» - означает «стоящий за, над» - общий для всех предметов. (2 СЛАЙД) Метапредметные – освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни.
Народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Поэтому именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. Остановимся более подробно на способах и приемах, формирующих метапредметные УУД на уроках русского языка и литературы.
Одной из составляющих программы русского языка является формирование словарного запаса учащихся. Работу по формированию лексического запаса веду следующим образом. Во-первых, готовлю учащихся к восприятию классических текстов, ученики работают со специальными карточками, где они выясняют значение устаревших слов. (3 СЛАЙД)
Карточка (устаревшие слова)
1.Горец, участвовавший в борьбе против царских войск в период присоединения Кавказа к России | абрек |
2. Привлекательный | авантажный |
3. Монета в три копейки | алтын |
4. Длинная охотничья плеть | арапник |
5. Верхняя крестьянская одежда из толстого сукна в виде длиннополого кафтана | армяк |
6. Домашняя одежда помещика в виде стёганой куртки без пуговиц из шелковой или хлопчатобумажной ткани | архалук |
7. Старинная мера длины, равная приблизительно 0,7 метра | аршин |
8. Чин восьмого класса, дававший дворянство | асессор |
9. В царской России: ежегодно издаваемая книга с перечнем должностных лиц всех государственных учреждений | адрес-календарь |
10. Офицер, состоявший при военном начальнике для исполнения служебных поручений или ведший делопроизводство в войсковых частях | адъютант |
Асессор, абрек, армяк, авантажный, алтын, арапник, архалук, адъютант, аршин, адрес-календарь |
Такая работа способствует обогащению словарного запаса детей, подготавливает языковой материал для восприятия художественной литературы. Происходит экскурс в прошлое языка, тем самым познается история и традиции нашей страны.
Такой же прием используется при изучении новой лексики, которая хлынула в нашу страну в последние годы. (4 СЛАЙД)
Новая лексика
массового зрителя и дающий наибольший кассовый сбор | блокбастер |
бумаги и оказанные услуги, основанная на зачете взаимных требований, при которой взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке | клиринг |
страны в другую; банковские операции, связанные со встречными переводами валют; передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому | трансферт |
занимающиеся продажей ценных бумаг, действует от своего имени и за собственный счет; б) предприниматель, торгующий в розницу товаром, который он закупил оптом | дилер |
5. Фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей | дистрибьютор |
Трансферт, клиринг, дилер, дистрибьютор, блокбастер |
По этому же принципу ведется работа с фразеологизмами и крылатыми выражениями. В правую колонку ученики вписывают выражения, угадывая его по описанию из левой. (5 СЛАЙД)
Крылатые выражения
Так говорят о том, что кажется на первый взгляд сложным, загадочным, непонятным, в действительности же является очень простым и не требует долгих размышлений. А впервые этот оборот появился в басне Крылова «Ларчик». | А ларчик просто открывался |
Это усеченная восточнославянская пословица. Надвое – значит двусмысленно. Так говорят о том, что еще точно неизвестно, необязательно будет, может быть по-разному. | Бабка надвое сказала |
Раньше, когда посуду делали из дерева, сначала откалывали от бревна чурку – баклушу. Это было легкое, пустячное дело, которое обычно поручалось подмастерьям. В настоящее время это выражение адресуется тем, кто бездельничает, праздно проводит время, лодыря гоняет, валяет дурака. | Бить баклуши |
Имеется в виду, что одни неприятности и несчастья обязательно повлекут за собой и другие. Эту пословицу можно сравнить с другой: пришла беда, отворяй ворота. | Беда не приходит одна |
Данные виды деятельности выводят учащихся на совершенно иной интеллектуальный уровень. Таким образом, формируются следующие метапредметные умения:
- работать со справочной литературой;
- анализировать и делать выводы;
-оформлять свою речь;
-организовывать собственную деятельность (6 СЛАЙД).
Лингвистические задачи
Данный вид работы очень полезен как на уроке, так и в качестве дополнительных домашних заданий. Систематическое решение таких задач помогает развитию абстрактного мышления у учащихся, многие из которых сами начинают предлагать классу самостоятельно составленные задания.
Для работы детям предлагается текст лингвистической сказки Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». (7 СЛАЙД)
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Увазила Бутявку и глаголит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подавинились.
А Калуша глаголит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша глаголит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок подавинятся.
- На каком языке прозвучало произведение?
(На несуществующем).
-Почему тогда вы улыбались? Вы поняли, о чем идет речь в данном тексте?
(Звучали непонятные, смешные слова. Ясно было, что что-то с кем-то происходит).
По данной лингвистической сказке можно организовать небольшое исследование. Предложить учащимся разделиться на группы и выбрать тему исследования. (8 СЛАЙД)
Тема исследования «Речь» (1 группа)
- Доказать, что это текст
- Перевести текст на понятный язык
Тема исследования «Словообразование» ( 2 группа)
- Сделать предположение, как образовались слова в этой сказке.
- Какие части слова несут информацию о слове, делая их понятными.
Тема исследования «Морфология» (3 группа)
- Назвать все части речи, которые встретились в данном тексте. Привести примеры.
- Установить связь между знанием о морфологии и пониманием смысла текста.
Тема исследования «Синтаксис и пунктуация» (4группа)
- Определить типы предложений.
- Какие знаки препинания употребляются? Доказать их уместность.
- Прочитайте этот текст выразительно, по ролям, соблюдая нормы интонации.
Тема исследования «Творческая мастерская» (5 группа)
1. Изобразить реальные образы персонажей произведения с помощью карандашей, фломастеров, пластилина (по выбору)
2. Устно дать им словесную характеристику.
Данный текст можно перевести следующим образом: (9 СЛАЙД)
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:
- Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!
Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.
А курица говорит:
- Ой! Ой! Божья коровка-то несъедобная!
Цыплята божью коровку выплюнули.
Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.
А курица говорит цыплятам:
- Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок можно подавиться.
Подобные сказки дают возможность не только проверить способность понимать, на первый взгляд, непонятное, но и выступить в роли исследователя, доказывающего гипотезу о том, что текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен.
Ребята исследуют текст на несуществующем языке, применяют умение анализировать, доказывать, систематизировать имеющиеся знания.
Создай паспорт
Прием хорошо подходит для изучения новой темы, когда для лучшего понимания и запоминания, выделяются главные качества изучаемого явления, а также на этапе решения учебных задач, когда важно потренировать умение учащихся систематизировать полученные знания. На этапе обобщения знаний можно использовать паспорт-характеристику литературного героя изученного произведения, что является итогом работы. Паспорт каждый раз составляется немного по-разному, т. к. учитывает художественные задачи текста, поведенческие черты героя, неизменными остаются только пункты 1,2,3. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Данный прием на уроке русского языка поможет в изучении частей речи, членов предложения; на географии - материков, климатических поясов; биологии — животных, растений и т.д.
Например, паспорт по произведению И.С. Тургенева «Муму»:
1. Имя – Герасим
2. Автор (создатель) – И.С. Тургенев
3. Прописка – рассказ «Муму»
4. Где живет – в Москве
5. Кем служит – крепостной крестьянин - дворник
6. Особые приметы – глухонемой от рождения, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. Строгий, угрюмый, степенный, важный.
Морфологический ящик
Прием служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков. На русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов, сбор лексических значений для многозначных слов, составление синонимических и антонимических рядов, копилка фразеологизмов и их значений, копилка родственных слов.
Вот пример применения этого приёма на уроке русского языка в 5 классе (тема "Словообразование")
Морфологический ящик
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | ¬ | за- | при- | над- | с- | вы- |
Б |
| -сух- | -вяз- | -лед- | -мир- | -рез- |
В | ^ | -к- | -ник- | -н- | -ов- | -ян- |
Г |
| -а | -ой |
| -ут | -ый |
А4Б2В1Г1 - СВЯЗКА
1. Запишите слова, соответствующие схемам, выделите в них морфемы:
а) Б1Г2 -сухой; б) А3Б2Г4-надвяжут; в) Б3В2Г3 - ледник; г) Б4В4Г2 - мировой.
2. «Зашифруйте» слово и предложите соседу по парте угадать его [3].
13 СЛАЙД (МЕСТОИМЕНИЯ).
Таким образом, метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями (регулятивными, коммуникативными, познавательными); способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенными обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, целью которых является воспитание творческой, свободной личности. Кардинально меняется роль учителя на уроке: из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей. Введение метапредметных компетенций в образовательный процесс - это ответ системы образования на вызовы времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» [2].
Список литературы:
1.Асмолов А.Г., Бурменская В.Г., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010. – 159 с.
2.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10.
3.ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Работа выполнена для защиты после курсов ИОЧ...
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В статье рассматриваются особенности метапредметного подхода, классификация метапредметных компетенций по А.В. Хуторскому, раскрывается отличие метапредметного урока от традиционного; описываютс...
Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"
Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...
Сообщение на педсовете «Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы».
С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, необходимыми в первую очередь становятся не сами...
Использование различных видов деятельности в формировании и развитии метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы
Выступление на Республиканском семинаре в рамках действия инновационной площадки "Формирование и развитие метапредметных копметенций обучающихся в условиях реализации ФГОС" об опыте работы п...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ
В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных...