Повторение по теме "Бессоюзные сложные предложения"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Прилепина Ольга Борисовна

Систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении темы «Бессоюзные сложные предложения», выяснить роль БСП в художественном тексте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bsp_novoeurok_prilepina.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка

 Автор: Прилепина Ольга Борисовна, учитель русского языка БОУСОШ №29.

Дата проведения:18.03.2019

Класс: 9

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Модуль (тема): Повторение по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Тема урока: Повторение по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Целеполагание для ученика (УУД):

1.Повторить постановку знаков препинания в БСП.

2.Определять смысловые отношения между предложениями.

Целеполагание для учителя:

  1. Систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении темы «Бессоюзные сложные предложения», выяснить роль БСП в художественном тексте.
  2. Развивать навык постановки знаков препинания в БСП, развивать навык наблюдения за синтаксическими конструкциями в художественной речи, развивать навык замены БСП на другие виды сложных предложений, развивать навык работы с текстом как элемент подготовки к экзамену, развивать речь учащихся.
  3. Формировать языковую компетенцию как составляющую общекультурного уровня, развивать чувство любви к родному языку.

В процессе работы формируются:

регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать результат, контролировать и оценивать свои действия;

коммуникативные УУД: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, слушать и понимать других;

личностные УУД: умение выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Опорные понятия, термины: синтаксис,  БСП, сложное предложение.

Повторение понятий: БСП, знаки препинания в БСП

Домашнее задание: 1 группа: Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл последнего предложения : «Помните: с доброты человек начинается!».

2 группа: упр.200

Информационная карта урока для учителя

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

Приветствие, запись даты

Хотелось бы начать урок с такой фразы: "Лучше добрым на свете быть:  злого в мире и так довольно". (Л.Н. Толстой)

О чем говорится, какая главная мысль заключена в этой фразе. Что эта фраза для вас открыла? А какое слово для вас главное? (добро) Что понимаете под этим словом? Как трактует его этимологический словарь? Где в современном мире мы наблюдаем доброту?

Ученик читает вслух фразу, отвечает на вопросы.

Обучающиеся делают вывод.

личностные –  формирование положительного отношения к  учебе и развитие мотивации  к дальнейшему изучению  русского языка.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Вы должны сформулировать тему урока, учебные задачи. Каждый из вас должен знать, какую задачу вы поставите сегодня на уроке. Составьте  план урока. Для того, чтобы научиться, надо знать определение БСП, научиться выделять его из текста, конструировать.(5 человек)

План на презентации(работа с учебником).

        

Лучше добрым на свете быть:  злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой)

Настроимся на разговор о доброте. Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске. Поиск синонимов в словаре синонимов.

обродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, острадание, милосердие) 

Составьте словосочетание с типом связи управление (пользоваться добротой, показывать доброту, доброта людей), согласование (слепая доброта -бездумное доброе отношение к чему-либо, могущее принести вред , сердечная доброта, душевная доброта - присущая человеку, бескорыстное чувство )

Задание к эпиграфу: Определите вид сложного предложения? Почему автор использует бессоюзное предложение? Объясните знаки препинания.

(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске)

Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Лучше добрым на свете быть:  злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой)

Объясняют смысл слова “доброта”? Называют синонимы к слову “доброта”. Записывают слова в тетрадях и на доске.

Определяют вид сложного предложения.

Прежде всего будьте добрыми; доброта обезоруживает большинство людей. (Лакордер)

Запись темы урока и эпиграфа в тетрадях. 3 человека работают по карточкам.

Обучающиеся делают вывод.

личностные, коммуникативные

3.Актуализация уже имеющихся знаний (раздать задания 3 учащимся)

 Карточки для учащихся.

Осуществление контроля обучающихся в конце урока.

3 человека работают по карточкам:1)Какое предложение называется бессоюзным?

(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)

2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление)

3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

Итог работы по карточкам.

Познавательные, регулятивные.

4.Систематизация и углубление знаний о БСП, работа в парах.

Диалог. Ребята, посмотрите на слайды, прочитайте предложения. Вы будете работать в парах. Взаимопроверка в тетрадях.

Проверь себя.

А) Опуская союзы, преобразуйте сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в синонимичные им бессоюзные; расставьте в них знаки препинания и объясните их.

1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление

2. Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступайся от своей мечты.  (Д. Кугулътинов.)тире-время

3. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.) тире-время, условие

4. Доброта...  постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)двоеточие-причина

5. Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов.)  тире-время

Б) Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, расставьте и объясните знаки препинания в них (выводим на слайд)  

  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость () человек должен делать только добро. 
  2. Добро не лежит на дороге ()его случайно не подберешь.
  3. Ты сделал добро () скрой, тебе сделали добро () расскажи.
  4. Я убежден() правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
  5. Злой плачет от злости ()добрый — от жалости.
  6. Хочешь людям добра ()сей в их сердцах любовь.
  7. Мудрость доброты в одном ()она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  8. Доброта как солнце () без нее немыслима сама жизнь.
  9. Доброта бессмертна() в ней наша духовная сущность.   
  10. Мы знаем() главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  11.  Поговоришь с добрым человеком ()солнечный луч озарит твою душу. 
  12.  Желаешь себе добра ()не делай зла другому.
  13.  Самый светлый талант () доброта.
  14.  Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства() радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев.   
  15. Будешь думать о хорошем () мысли созреют в добрые поступки.
  16. Добрые деяния никогда не следует откладывать () всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  17.  Ум, доброта, душевное тепло ()словом, все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру.
  18. Добрый человек оставляет добрую память () злой человек будет быстро забыт.
  19. Доброта () язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)

Ответы(взаимопроверка-работа в парах)

Объясните знаки препинания в 4, 5 предложениях.

Какие предложения вы не выписали? Объясните. 13,14,17,19

Обучающиеся делают вывод.

личностные, коммуникативные.

5.Релаксация.

Гимнастика для глаз.

Учитель: Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.

Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.

Двигать глазами вверх - вниз, влево - вправо.  

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Представить  квадрат. 

Выполняют гимнастику для глаз.

принцип психологической комфортности.

6. Закрепление знаний. Самостоятельная работа 5 минут.

Конструирование предложений.

Учитель: Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

  1. С детских лет постигаем мы истину…
  2. Хочешь изменить мир к лучшему…

Прочитайте. Какое предложение вы составили, вспомните о теме урока. О чем мы говорили в начале урока, на каком понятии делали акцент?

Конструируют предложения.

Вывод.

личностные, познавательные.

7.Подготовка к ОГЭ.

Осуществление контроля за работой учащихся в группах. Ребята, прочитайте текст, найдите бессоюзные предложения, выполните задания.

Работа ют с текстом (текст распечатан на листочках).

1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бродит в мире тихо".

7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты.

10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем.

11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доброты человек начинается!

Задание к текстуразделить на левополушарных(Творческие дети) и правополушарных(логическое мышление – математический склад ума))

  1. найдите БСП (3,6,10,13)
  2. среди 1-4 найдите предложения с вводным словом (1,2)
  3. назовите грамматическую основу в 9 предложении (начинать надо)
  4. сколько грамматических основ во 2 предложении (2)
  5. в 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне (выращивая, ростки)
  6. сколько букв и звуков в слове «начинается» (10б,10зв) 11 предложение
  7. назовите предложения с обособленным обстоятельством (5,8,9)
  8. назовите спп с определительным придаточным (1)
  9. определите вид придаточного во 2 предложении (степень)

коммуникативные, познавательные.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Контроль и самоотметка знаний, умений и навыков        

Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к итоговой аттестации

«Знаю», «умею» - это 1 балл,

«нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Отметка знаний

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Знание теоретического материала о БСП

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Умение определять смысловые отношения в БСП

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Умение конструировать БСП

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Умение находить БСП в тексте

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Умение выполнять дополнительные задания по орфографии,

грамматике

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Информация о домашнем задании,  инструктаж по его выполнению.

1 группа: Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл последнего предложения : «Помните: с доброты человек начинается!».

2 группа: упр.200

Запись в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Повторение синтаксиса простого и сложного предложений"

Урок обощающего повторения и ситематизации знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"....

Урок итогового повторения по теме "Сложное предложение"

Данный урок является первым в теме "Синтаксис сложного предложения"...

"Повторение простого и сложного предложения"

Лексическая тема данного урока: "Книга – лучший друг человека". Целью урока является повышение стремления к творческой работе, воспитание интереса к книгам....

Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе

Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....

Повторение по теме «Сложное предложение».

Урок русского языка 6 класс  в школе 8 вида....

Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс

Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....