Дистанционное обучение . Русский язык. 5 класс
материал по русскому языку (5 класс)

Пугачева Анжела Андреевна

Задания для дистанционного обучения  с 30.04.20-12.04.20

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx12.21 КБ
Файл urok_2.docx11.12 КБ
Файл urok_3.docx61.39 КБ
Файл urok_5.docx11.76 КБ
Файл urok_6.docx66.72 КБ
Файл urok_7.docx78.31 КБ
Файл urok_9.docx15.12 КБ
Файл urok_10.docx10.94 КБ
Файл urok_11-12.docx16.38 КБ
Файл urok_13.docx73.45 КБ
Файл kontrolnyy_diktant_urok_14.docx11.65 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 1

                                            01.04.20

  1. Правописание о-е  после шипящих и ц в окончаниях существительных

стр 76 п 99

 После шипящих   и   ц   под ударением в окончаниях имён  
существительных пишется   о ,   без ударения —   е :  

                    камышом,   товарищем,   крыльцом,   ситцем.   

  1. Выполнение упр 556, 557



Предварительный просмотр:

УРОК   2                      

                                                      02.04.20

 Морфологический разбор имени существительного

  п 100 стр 79

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. Начальная форма (именительный падеж единственного числа) . 

2) Постоянные признаки: 

собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.

3) Непостоянные признаки: 

падеж; число.

4) Синтаксическая роль в предложении.

 Стол — имя сущ. н.ф. стол

 нариц. , неодуш. , м. р. , 2-ое скл. 

 И.п., ед. ч. 

Подлежащее

Разбор   имени существительного

Дело-……..



Предварительный просмотр:

УРОК  3 ,4    

                                          03.04.20

                                          06.04.20

Урок развития речи.

-Подготовка к сочинению по картине Г. Г. Нисского “Февраль. Подмосковье”.

-Написание сочинения.

Вопросы для первичного восприятия картины:

– Что вы видите на картине?

– Что изображено в центре картины?

– Что вы видите на заднем плане?

– На каком фоне изображены предметы?

– Какой день показал художник?

– Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?

– Какие цвета использовал художник?

– Какие цвета преобладают?

– Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему?

– Везде мы ощущаем присутствие человека. Видим новое в природе. Эта картина полна жизни.

 C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Nisskiy_Fevral_Podmoscovie.jpg

 Работа над планом. 

Составление плана к сочинению.

– Из каких частей состоит план сочинения?

– О чем мы будем писать в каждой части?

Вступление:

Что за картина передо мной? Кто автор картины?

II. Основная часть. Описание самой картины

1. Фон (цветовая гамма)

2. Передний план (цветовая гамма)

III. Заключение:

1. Мои впечатление от картины.

2.Что художник хотел сказать своим творчеством?

Изображение на холсте – это зримое отражение того, что звучит в душе художника. Может быть, мы с помощью красок не сможем передать наше настроение и наши чувства так, как это сделал художник, но написать об этом мы попробуем.

Домашнее задание: Написать сочинение.

Вариант сочинения

На картине Г.Г. Нисского представлена зима в Подмосковье. Художник писал эту картину в феврале месяце, об этом говорит название картины. Февраль – переломный переход от зимы к весне – это видно на картине. На дороге виден асфальт, а вокруг лежит снег – явное ощущение перехода от зимы к весне. Художник писал картину днем, а заканчивал уже к вечеру, подтверждение этому длинные тени, падающие от леса на белый тяжелый снег. Зима заканчивает свое существование. Снег нарисован слежавшимся и давно не было. На улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему. Всмотревшись внимательнее в картину можно ощутить, даже потрогать этот весенний снег, покажется он липким и немного сырым, из такого снега можно лепить снежные фигуры. Картина явно нарисована в какой-то деревушке на ее окраине. Слева в лесу виднеется двухэтажный дом с куполом, напоминающий то церквушку, то жилой дом, огороженный забором. Справа на картине нарисован холм, покрытый снегом, по которому движется поезд с составом. В это время года зима спокойная, и картина передает всю атмосферу спокойствия, тишины деревенского быта.

     



Предварительный просмотр:

УРОК  5              

                                                     07.04.20

  Контрольный диктант

 по теме «Имя существительное»

                                                Кайры

Над шумным, пенным морем поднимается скала. У неё нет обычной вершины. Солёная морось, хлёсткие долгие дожди, тающие по весне тяжёлые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували её. На месте острой вершины образовалось каменистое плато.

На плато множество чёрно – белых птиц. Это кайры.

Яйцо кайры тяжёлое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.

Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.

Птицы у самого дна гоняются за рыбёшками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато – зелёные, белые и коричневые. И все в тёмных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – тёплая. («Всё о птицах»; 115 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Над шумным, пенным морем поднимается скала. 2 вариант: На месте острой вершины образовалось каменистое плато.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: поднимается над морем; 2 вариант: каменистое плато.

3.Морфологический разбор существительного:

1 вариант: (над) морем; 2 вариант: плато.

4. Морфемный разбор

2 вариант: хлёсткие, рыбёшками; 2 вариант: каменистое, сгусток.



Предварительный просмотр:

Урок  6      

                                           08.04.20

Имя прилагательное как часть речи.

Особенности употребления имени прилагательного

 стр 81 п 101 C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\img4.jpg

1.Материал для ознакомительного чтения 

Однажды в одном и том же лесу оказались двое: мальчик, сын охотника, и взрослый человек. Оба провели там ночь.

— Что же тебе запомнилось? – поинтересовался я у мальчика.

— Ночь была тёмная, а на небе сверкали звёзды,- ответил мальчик.

А вот что об этой ночи рассказал другой человек:

« Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звёзды. Утки с тяжёлым свистом летели на ночлег. Ночь начиналась над лесным краем, долгие сумерки густели в чащах…». Этот человек был писателем. Звали его Константин Георгиевич Паустовский.

2. Работа с текстом.

— Какой ответ вам понравился: мальчика или взрослого человека? Почему?

— Благодаря каким словам второе описание, сделанное писателем, стало зримым и выразительным?

— К какой части речи относятся эти слова?

— Как вы думаете, о чём сегодня мы будем вести речь?

— Запишите тему в тетради «Имя прилагательное как часть речи». 

Работа с поэтическим текстом.

— Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения (проецируется на экран)

На со..нце т..мный лес зардел.

В д..лина пар б..леет тонкий,

И песню ранн..ю запел

В лазур.. жаворонок

звонкий.

(В. Жуковский)

— О каком времени года идёт речь? Как вы догадались?

— Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать приход весны?

— Спишите стихотворение, вставьте пропущенные орфограммы, графически объясните их написание. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

— На какие правила были пропущены орфограммы?

— Разберите по составу слово раннюю. Какой способ образования слова?

— Подберите к нему синонимы…., а затем антонимы…

— Выпишите три словосочетания «прилагательное + существительное». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?

(Какие род, число, падеж у существительного, к которому относится прилагательное, такие род, число, падеж и у прилагательного).



Предварительный просмотр:

УРОК 7-8

                                              09.04.20

                                              10.04.20

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

Падежные окончания прилагательных удобней всего проверять  
постановкой вопроса 
  какой?   в нужном падеже, так как окончания  
прилагательных и вопроса совпадают.  

                  Шли с ношей 
( какой? ) тяжёлой.   Краска ( какая? ) яркая.  

                  Пробирались дремучим 
( каким? ) лесом.  

      Исключение составляют прилагательные 
  м. р.   ед. ч.   в   И. п.   и   В. п.  
Помните, что окончания этих прилагательных нельзя проверять вопросом.  
В 
  И.   и   В. п. ед. ч.   в   м. р.   пишется   -ой   ( при ударении на окончании ),  
-ый   или   -ий   ( при ударении на основе):  

                      яркий голубой цвет,   зелёный цвет.    


         Прилагательные в 
  м.   и   ср.   роде,   в   Т. п.   ед. ч.   имеют окончание  
-ым   (-им) ,   а в   П.п.     —   -ом,   -ем :  

                  ( каким? )   резвым конём, синим морем,  

                              ( о каком? )   о резвом коне, о синем море;  

                ( каким? )   пробирались мрачным, дремучим лесом;  

                          ( о каком? )   говорили о мрачном, дремучем лесе.    


        Прилагательные в 
  ж. роде, в   В. п.   ед. ч.   имеют окончание -ую (-юю),  
в 
  Р.,   Д.,   Т.,   П.   падежах имеют окончание   -ой (-ей) :  

                  вижу прекрасную утреннюю 
  ( какую?   В. п. )   зарю,  

                          любуюсь прекрасной утренней 
  ( какой?   Т. п. )   зарёй.    


         В окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением  
пишется 
  о ,   без ударения — буква   е :  

                        большого дома,   хорошего настроения.    

 

Выполнение заданий

1.Вставьте буквы в падежные окончания прилагательных. 


О дальн м путешествии, морозн м зимн м днём, о космическ м полёте, в прекрасн ю летн ю погоду, шёлков й нитью, холодн е утро, перед жарк м днём, в ближн й роще. 

2.   Вставьте буквы в падежные окончания прилагательных. 


Вечерн м поездом, в летн м лагере, о зимн м дне, с давн м другом, осенн м днём, во внутренн м кармане, в син м небе. 

3. Вставьте буквы в падежные окончания прилагательных. 


Стволы стар й ели, по светл му соснов му лесу, по низк м веткам, по высок му каменист му склону, с невероятн м трудом, с лёгк м треском, до ближн й деревни, после хорош й прогулки, погож м майск м деньком. 

4. Вставьте буквы в падежные окончания прилагательных. 


По нехожен м дик м местам, по липов й алее, на пустынн й дороге, на следующ й неделе, в заперт й комнате, в дальн м углу, на солнечн й поляне, собач й поводок, в мутн й лужице, к ближн й улице, вкус сладк й черники, син ю тарелку, ранн й рассвет.




Предварительный просмотр:

УРОК 9    

                                                 13.04.20

                                           Описание животного
   

  1. Повторение изученного + подготовка к усвоению нового материала:


  • Какие типы текста вы знаете?
  •   Описание  это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
  • Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
  • Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли
  • Определите тип каждого из текстов. Докажите.
  •  Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них? А как думаете вы?   (текст-рассуждение)

***

  •  Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Я смотрел на арену, затаив дыхание. (текст-повествование)

***

  • Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. (текст-описание)

(подбор материала для описания животного, подготовка к сочинению)

  1. Животный мир очень интересен и многообразен. Каких необычных животных вы знаете? Или каких животных вы считаете необычными? Почему? Давайте заглянем в необычный, волшебный мир животных.

Мы же будем описывать кошку

  1. Параметры для описания кошки.
  2. Найдите слова и словосочетания, описывающие кошку по каждому пункту, и запишите их в правый столбик.

Кличка

Возраст

Окрас

Мордочка

Лапки

Хвост

Местообитание

Повадки, поведение

На кого или что похожа (ассоциации)

Мое отношение

  1. Домашнее задание 

Написать сочинение на тему (по выбору)

  • «Моя кошка»
  • «Кошка моей мечты»
  • «Самая необыкновенная кошка»
  • «Приключения кошки»
  • «Кошка – друг человека»



Предварительный просмотр:

УРОК 10-11

                                                             14.04.20

                                                             15.04.20

Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю»)

Анализ ошибок, допущенных в изложении

 Задание.

Написать подробное изложение (ссылка на аудио)

https://prochtu.ru/uslishu.php?avtor=10&kniga=70



Предварительный просмотр:

Урок 12                                     16.04.20

Прилагательные полные и краткие

Большинство качественных прилагательных имеет краткую и полную форму.

 

Полные формы прилагательных в именительном падеже имеют окончания:
- прилагательные мужского рода — 
ий/ый/ой.

Например: рыжий, быстрый, смешной.
- Прилагательные женского рода — ая/яя.

Например: добрая, синяя.
- Прилагательные среднего рода — 
ое/ее. 

Например: высокое, синее.
- Прилагательные во множественном числе — 
ые/ие.

Например: милые, лихие.  

Полные прилагательные отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

Чтобы образовать краткую форму прилагательного, к основе слова (слово с отсечённым окончанием) нужно прибавить новые окончания:


- для прилагательных мужского рода — нулевое окончание.

Например: рыж, быстр, смешон.
- Для прилагательных женского рода — 
а/я.

Например: добра, синя.
- Для прилагательных среднего рода — 
о/е.

Например: высоко, сине.
- Для прилагательных во множественном числе —
  ы/и.

Например: светлы, мягки.
 

У некоторых прилагательных при образовании краткой формы в корне появляется беглая гласная 
о/е.

Например: смешной — смешон, хороший — хорош, заметный — заметен.

Краткие прилагательные отвечают на вопросы: «Каков?», «Какова?», «Каково?», «Каковы?»

Напомним, что относительные прилагательные не имеют краткой формы. В основном качественные прилагательные имеют краткую форму, однако и среди них есть исключения. В краткой форме НЕ употребляются качественные прилагательные, которые обозначают:


- прилагательные с суффиксом: 
ов–/–ев–.

Например: ключевой, гробовой, деловой, полевой.
- Прилагательные с суффиксом ск–/–еск–.

Например: божеский, адский.
- Прилагательные, выражающие подчёркнуто субъективное суждение (часто используемые в разговорной речи).

Например: крохотный, обалденный, здоровенный.
- Прилагательные, образованные от глаголов с суффиксом 
л.

Например: обнищалый, опустелый, прошлый.
- Прилагательные, обозначающие масти животных.

Например: вороной, гнедой.
- Прилагательные, обозначающие производные цвета.

Например: салатовый (от слова «салат»),  бирюзовый (от слова «бирюза»).


Существуют также прилагательные, которые употребляются только в краткой форме.

Например: рад (не путай с кратким прилагательным «радостен»!), горазд.


Краткие прилагательные (в отличие от полных прилагательных) не изменяются по падежам, но имеют формы рода и числа.

Например: «Она красива» / «Он красив» / «Они красивы».

 

 

В предложении краткие прилагательные чаще всего выступают в качестве именной части составного сказуемого.

Например: «Она (подлежащее) была искренна (составное сказуемое)».

Обычно одно и то же прилагательное в полной и в краткой форме имеет несколько разный смысл. Прилагательные в полной форме выражают вневременный признак предмета.

Например: весёлая девушка (девушка весёлая обычно).

Прилагательные в краткой форме выражают признак предмета в данный конкретный момент.

Например: девушка весела (девушка весела сейчас).

Обрати внимание!

Важно запомнить, что в кратких прилагательных, которые оканчиваются на шипящий согласный, не нужно писать мягкий знак в конце слова. Например: хорош, похож, горяч, могуч.

 Выполнение задания

                  ТЕСТ «Прилагательные полные и краткие»

 

1. Краткие имена прилагательные изменяются:

1) по родам;

2) по падежам;

3) по числам.

 

2. Краткие имена прилагательные в предложении являются:

1) определениями;

2) дополнениями;

3) сказуемыми.

 

3. Краткие имена прилагательные есть в предложении:

1) Короткие каникулы быстро пролетели;

2) Коротки дни зимой;

3) Иглы у ели короткие.

 

4. Краткое прилагательное в предложении Новая грамматическая тема очень трудна  является:

1) определением;

2) сказуемым;

3) дополнением.

 

5. Мягкий знак не пишется в словах:

1) мяч…;                   4) крыш…,

2) хорош…;              5) сушиш… .

3) рож…,

 

6. В предложении На высоком холме стоял маяк  имя прилагательное имеет признаки:

1) средний род;

2) единственное число;

3) винительный падеж.



Предварительный просмотр:

   УРОК    13    

                                             17.04.20                                        

Описание животного.

Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\f41a013b62d59626cfdae619c813fd7a.jpg

Какое время года запечатлел художник?

-Когда бывают наводнения?

-Состояние природы, изображенное на картине, соответствует какому времени?

-Что изображено на картине?

  1. Сбор материала к сочинению.




Вопросы


Рабочий материал


1.Где и как сидит заяц?


На толстом нижнем суку старого дерева, которое затопила вода.

Прижался к самому стволу, лапами вцепился в сучок. Словно хочет, чтобы кора защитила его от беды


2.Внешний вид.


А)Продолговатая голова, беленькая мордочка, с широкой коричневой полоской посередине,

б) глаза круглые, расширены от испуга, выражают беззащитность;

в)уши длинные, рыжие, с черными пятнышками на кончиках, чуткие, стоят торчком, будто улавливают посторонние звуки;

г).шерсть густая, пушистая, мягкая, на грудке – желтоватая с розовым оттенком, на брюшке и сзади светло-серая, на спине – темно-коричневая, с серыми крапинками;

д)лапы длинные, светло-коричневые, цепкие.




- Благодаря каким словам описание зайца стало более точным и выразительным?

- Какие детали внешности зверька мы передали с помощью имен прилагательных?

- Можно ли по этой картине судить о том, как художник относится к животным вообще и к этому зайцу, попавшему в беду?

- Какие детали в описании зайца особенно выразительно передают эту мысль автора?

- Чему учит художник?

 Составление плана..

1) Картина А.Н.Комарова – художника-анималиста.

2) Описание зайца.

3) Заяц спасен.(творческое задание)


 Письменная работа. 



Предварительный просмотр:

Контрольный диктант №6

                                            по теме « Имя существительное»  

                                                             Скворцы  

  Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят скворцы. Эти милые, веселые, общительные птицы - первые перелетные гости, радостные вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь со своих зимних становищ: с юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки. Иным придется сделать побольше трех тысяч верст. Многие пролетят над морями: Средиземным или Черным. Сколько приключений и опасностей в пути: дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников. Право, нет сердца у стрелков, которые уничтожают птицу во время трудного пути.

(По А. Куприну)

(87 слов)

                                                      Грамматическое задание

 

   1) 1-й вариант: найдите в тексте собственные существительные.

    2-й вариант: найдите одушевленные существительные.

  2) Выделите безударные окончания существительных и объясните выбор написания.

  3) 1-й вариант: найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, подчеркните их.

    2-й вариант: найдите сложное предложение, подчеркните грамматические основы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение. Русский язык. 10 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дистанционной формы обучения по русскому языку для обучающихся 10 класса  создана на основе А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский ...

Рабочая программа дистанционного обучения русский язык 3 класс (170 часов)

Рабочая программа по русскому языку для 3  класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспита...

Дистанционное обучение. Русский язык.8 класс.(4 неделя обучения)

Дистанционное обучение.8 класс. Русский язык.(4 неделя обучения)...