урок словесностив 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Предлагаю вашему вниманию разработку урока русского языка и литературы - урок словесности. На уроке мы будем выявлять роль знаков препинания. Он может быть использован в самом начале изучения темы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок словесности в 9 классе презентация | 271.18 КБ |
разработка урока словесности | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль знаков препинания в тексте
урок словесности в 9 классе Роль знаков препинания в тексте « - Это чудо ! – сказал я» «Мы прочитали рассказ и смутились все было скомкано и неразборчиво». « Я прочитал рассказ и онемел это была прозрачная литая проза».
Эпиграф. « Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться » ( К.Паустовский).
Индивидуальность – особенности характера и психологического склада, отличающее одного индивидуума от другого. Уникальность – НЕПОВТОРИМОСТЬ, ЕДИНСТВЕННЫЙ В СВОЕМ РОДЕ. ( Толковый словарь Ожегова С.И)
Часто то , что мы считаем нашими недостатками, является выражением нашей индивидуальности. В этом наша уникальность. Природа никогда себя не повторяет. С самого начала существования жизни на земле не было двух похожих снежинок или дождевых капель. И каждая ромашка отличается от другой. Наши отпечатки пальцев такие же разные , как и мы. Так задумано природой. Если вы готовы принять это, то вы не будете постоянно сравнивать себя с другими . Пытаться быть похожими на других – значит высушивать свою душу. ( Из книги Л.Хей ).
М.Ю.Лермонтова « Парус » . Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит... Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
А.Ахматова ХХ века … а так как мне бумаги не хватало, Я на твоем пишу черновике. И вот чужое слово проступает И, как тогда снежинка на руке, Доверчиво и без упрека тает. -Какой знак здесь значителен? -Что он помогает понять?
Сколько человек сидело в комнате? За столом сидели хозяйка дома ее сестра подруга моей матери двое знакомых мне лиц моя сестренка и я .
Спасибо за урок!!!
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СШ №544 Московского района г. Санкт-Петербурга Матвеева Ирина Игоревна.
Урок словесности в 9 классе.
Роль знаков препинания в тексте.
Цель: Оживить восприятие знаков препинания; показать необходимость их соответствия смыслу текста.
Личностные УУД: Воспитание уважительного отношения к слову.
Познавательные УУД: Анализ предложений. Построение речевого высказывания.
Коммуникативные УУД: Способность эффективного взаимодействия в процессе учебной деятельности с учителем и сверстниками.
1.Вступительное слово учителя : Здравствуйте ! Сегодня прекрасное осеннее утро, надеюсь, весь день для вас будет хорошим. Мы начинаем наш урок русского языка и литературы – урок словесности.. Это будет урок –исследование. Прочитайте пожайлуста текст, который лежит у вас на столе. Подумайте как можно сформулировать тему нашего урока.
РМ. Текст о корректоре Благове К.Паустовского.
(Слайд 1. Роль знаков препинания в тексте)
Здесь на столе ваши работы по рассказу К.Паустовского о корректоре Благове, который умел поправить текст, не вписав, не переставив , не выбросив из него ни слова, а только изменяя знаки препинания.
На экране некоторые предложения из ваших изложений
( слайд 2 )
- « - Это чудо ! – сказал я»
- «Мы прочитали рассказ и смутились все было скомкано и неразборчиво».
- « Я прочитал рассказ и онемел это была прозрачная литая проза».
-УЧИТЕЛЬ : Где бы здесь поработал старик Благов? (недостает запятой во всех трех предложениях, причем постановка восклицательного знака после прямой речи в 1 предложении ведет к замене слова СКАЗАЛ более уместным глаголом).
УЧИТЕЛЬ: Легко угадать, что появилось раньше – знаки препинания или правила пунктуации. Люди постепенно изобретали знаки препинания есть свое назначение и своя роль. И правила пунктуации не случайны – они помогают так расставить знаки препинания , чтобы выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение.
УЧИТЕЛЬ: Как бы вы сформулировали задачи нашего урока? ( научиться правильно расставлять знаки препинания в тексте.)
(Слайд 3) Эпиграф.
«Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К.Паустовский).
Учитель: Прочитайте текст, который есть у каждого на столе. Определите тип речи, стиль. Пока карандашом расставьте знаки препинания. (РМ)
( СЛАЙД 4 )
Записаны слова
индивидуальность
уникальность
Дать толкования по Толковому словарю.
Текст (РМ)
Часто то , что мы считаем нашими недостатками, является выражением нашей индивидуальности. В этом наша уникальность. Природа никогда себя не повторяет. С самого начала существования жизни на земле не было двух похожих снежинок или дождевых капель. И каждая ромашка отличается от другой. Наши отпечатки пальцев такие же разные , как и мы. Так задумано природой. Если вы готовы принять это, то вы не будете постоянно сравнивать себя с другими . Пытаться быть похожими на других – значит высушивать свою душу. ( Из книги Л.Хей ).
Учащиеся читают текст, обсуждают постановку знаков препинания , затем сверяют свои работы с текстом, который на экране.
( Слайд 5) Вариант с расставленными знаками препинания на экране.
2. А теперь обратимся к художественной литературе. Послушаем известное вам стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» .
(Слайд 6 стих )
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
УЧИТЕЛЬ:
- На что сразу обращаем внимание? (многоточие)
- Какую функцию оно выполняет? (разделяет паузой каждое из трех четверостиший)
- Ведь можно же было обойтись без графических обозначений, почему оно здесь есть? ( пейзаж вполне реальный не может слиться со строчками, рисующими психологическое состояние героя, а не относить его к пейзажной лирике).
-Русские поэты и писатели из всех существующих средств письма особое значение предавали пунктуации.
О.Э.Мандельштам Запись под диктовку на доске.
Звук осторожный и глухой
Плода , сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…
УЧИТЕЛЬ :
-Какой знак важен в этом стихотворении? (многоточие, которое означает здесь недосказанность, приглашение к раздумью).
-Тема стихотворения? Его смысл?
-В этом стихотворении много художественных определений. Что же скажут нам эпитеты? Почему звук осторожный? Глухой? Прарадоксальное сочетание: немолчный напев глубокой тишины лесной – как его понять? (Гармония в природе пейзажная зарисовка).
(Слайд 7 Появляется фото и надпись другого поэта А.Ахматова ХХ века.)
……………………………………………………….
… а так как мне бумаги не хватало,
Я на твоем пишу черновике.
И вот чужое слово проступает
И, как тогда снежинка на руке,
Доверчиво и без упрека тает.
-Какой знак здесь значителен?
-Что он помогает понять?
3. А теперь давайте поиграем. У каждого на столе лежит листок с заданием, где надо расставить знаки препинания. (РМ)
А) Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброт
Из хлеба с сыром там котлеты
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелках все там варят с солью… ( Г.Граник, С.Бондаренко)
Б) Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но , как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ.
-Как понять это требование, допускающее двоякое толкование: (ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ, ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ. Это толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика не так дорого стоит.
ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ , ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ.) Вопрос остается открытым.
В) ПОМИЛОВАТЬ НЕЛЬЗЯ КАЗНИТЬ.
Этот пример восходит к историческому факту. Английский король Эдуард II( на рубеже 13-14 столетия) восстановил против себя, притеснениями и непосильными налогами , подданных. Против него составили заговор , во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был низложен по решению парламента и заключен в замок , в котором провел 8 месяцев , ожидая решения парламента. Тюремщики , сторожившие короля получили такое предписание, сформулированное без запятых :ЭДУАРДА УБИВАТЬ НЕ СМЕЙТЕ БОЯТЬСЯ ПОЛЕЗНО. Все зависело от того , как прочитать текст. ( Эдуарда убить, не смейте бояться полезно. Эдуарда убивать не смейте, бояться полезно.)
Тюремщики поняли уловку королевы и прочитали запятую так, как ей хотелось. Где надо было поставить запятую?
(СЛАЙД 8)
Г) Сколько человек сидело в комнате?
За столом сидели хозяйка дома ее сестра подруга моей матери двое знакомых мне лиц моя сестренка и я.
4. Итог : В заключении прошу вас ответить :Какой из текстов вам понравился больше и почему?
Зачем нам нужно знать правила пунктуации?
5. Рефлексия :
- Что нового узнал на уроке?
- Что понравилось?
- Какие задания было выполнять трудно?
6. Дом.задание: Сочинение-миниатюра «Жили были знаки препинания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах
В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...
Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»
На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....
Открытый урок словесности с применением ИКТ в 10 классе (РМО)
Открытый урок словесности с применением ИКТ в 10 классе (РМО). /Доступный всем файл/ Музыка и видео добавляются по желанию учителя....
Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя
Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...
Мастер-класс для учителей "Работа со сферическими панорамами на уроках словесности"
Цель мастер-класса: продемонстрировать работу со сферическими панорамами на уроках словесности.Мастер-класс состоит из двух частей. Первая часть – представление примеров сферических панорам для уроков...
урок словесности по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" в 5 классе
АннотацияУрок словесности.Размышление над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Урок может быть проведён учителем, использующим любую программу по русскому языку и литературе и любой из уче...
урок словесности для 10 класса "Жаргоны и жаргонизмы"
групповая исследовательская работа...