Формирование компетентностей выпускника при углубленном изучении русского языка.
статья по литературе
Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kompetentnostey_vypusknika_pri_uglublennom_izuchenii_russkogo_yazyka.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование компетентностей выпускника при углубленном изучении русского языка.
Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы.
Дарьина Е.И.
Компетентность – слово ёмкое. Словарь Ожегова трактует так : компетентный - знающий, осведомленный. Словарь синонимов компетентно – со знанием дела. В него входят и способность, и целеустремленность, и коммуникативные навыки, и познавательная деятельность, и развитие творческих и индивидуальных способностей. Развивая эти навыки на уроках, я готовлю своих учеников к будущей жизни, к решению проблем через содержание уроков, их форму и приёмы. Работаю по программе, составленной на основе авторской программы «Русский язык.1-11 классы, общеобразовательных учреждений филологического профиля» В.В. Бабайцевой Количество часов в неделю – 3.
Программа направлена на повторение и систематизацию сведений по фонетике, орфографии и пунктуации, стилистике. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что даёт возможность учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами о языке.
Специальное внимание в программе уделено формированию различных речевых умений и навыков: подготовке устных выступлений, умению составлять тезисы, реферат, подготовить доклад, вести дискуссию, отстаивать своё мнение, используя различные способы аргументации и доказательства, соблюдая речевой этикет.
Работа по данной программе предусматривает широкое использование активных методов обучения: лекций, семинаров, практикумов, зачётов, применение лингвистического эксперимента, самостоятельной работы учащихся по анализу текста, использование методов и приёмов, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Учебники : 1. Бабайцева В.В.Русский язык.10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля М6 Дрофа, 20092) А.И. Власенков, Рыбченкова А.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.
3) Доп. Д.Э. Розенталь. Русский язык 10-11 (Дрофа,2001)
Чтобы сформировать компетентную личность, в своей работе я опираюсь на личностно ориентированный подход в обучении как языку, так и литературе.
Трактовка личностно ориентированного подхода в работе с учащимися- от индивидуального обучения и дифференциации -до работы с одарёнными детьми, детьми с неустойчивой психикой и т.д.
Главное- найти ключ к каждому ребёнку в условиях массовой школы, раскрыть способности и возможности каждого, помочь поверить в себя.
Учитель должен опираться на личность ребёнка, учитывая как на индивидуальность, самоценность, раскрывать его субъектный опыт : строить свою педагогическую работу, учитывая не только социальный статус ребёнка, но и внутренние психофизиологические ресурсы, позволяющие прежде всего реализовывать себя в познании.
Ни для кого не секрет, что в каждом классе лично разделить детей по способностям, по уровню познавательной активности и по уровню психосоциального развития ( следует обращать внимание на аналитический или гуманитарный склад ума)
В работе с учащимися я использую различные приёмы и методы: работа в парах, группах, индивидуальное задание, домашние задания по выбору учащегося. Как правило, это творческие задания. Например,
предваряя урок по комплексно у анализа текста о дороге, дала творческое задание в виде сочинения-рассуждения «Что значит для меня дорога?»
Сочинения получились разными, начиная с заглавия: «Дорога к дому» «Дорога в юность» , «Дорога к мечте»
Сочинение считается самым трудным видом работы. Не всем даётся написание сочинения. Эта сложная письменная работа требует от ученика, кроме знания текста и владения алгоритмом работы над сочинением, определённых наклонностей, способностей к письму. Не все дети это любят (т.к. не у всех получается хорошо) Иногда отличник с аналитическим складом мышления страдает от письменных творческих работ.
В 10 классе при изучении темы «Стили речи» предлагалось такое задание - написать сочинение-миниатюру на тему «Ветер» в художественном, публицистическом и научном стиле.
Наряду с написанием сочинения предлагаю на выбор :
1) Подробное изложение с элементами сочинения;
2) Краткое изложение;
3) Ответ на проблемный вопрос;
4) Составление плана;
5) Цитирование ;
Письменный ответ на проблемный вопрос имеет ряд преимуществ:
1) Сужается проблема;
2) Малый объём;
3) Необходимость обращаться к тексту ( т.к нужны цитаты в качестве аргументов);
4) Учит кратко и лаконично выражать свои мысли.
(9 кл.) При изучении романа «Герой нашего времени» предлагалось домашнее задание ( по выбору учащихся) :
- Составление характеристики героя (по примерному плану);
- Дать (самостоятельно) название главам романа;
- Работа со словом;
- Цитирование;
- Письменный ответ на проблемный вопрос.
Дифференцируя, разбивая задания по способностям, на группы, виды с учётом интеллектуальных способностей, уровня познавательной активности, психоэмоционального развития, можно добиться высоких результатов в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
Доклад к педсовету "Формирование приемов умственной деятельности учащихся второй ступени как фактор развития орфографической и речевой компетентности на уроках углубленного изучения русского языка"
Формирование приемов умственной деятельности учащихся второй ступени как фактор развития орфографической и речевой компетентности на уроках углубленного изучения русского языка"...
Программа углубленного изучения русского языка в 9 классе
Паспорт программы: · Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка для учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 9....
ПРОГРАММА углубленного изучения русского языка
Программа углубленного изучения русского языка. Развитие орфографической зоркости в 5-6 классах...
Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"
Программа русского языка для 10 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями обустройстве русского языка и особенностях его употребления в разных у...
Рабочая программа углубленного изучения русского языка 9 класс, 136 часов
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по авторской программе к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Бархударова С. Г., Крючкова С. Е., Максимова Л. Ю. (М.: Про...
Программа углубленного изучения русского языка
Рабочая программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных ...