Формирование компетентностей выпускника при углубленном изучении русского языка.
статья по литературе

Дарьина Елена Ивановна

Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование компетентностей выпускника при углубленном изучении русского языка.

Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы.

Дарьина Е.И.

Компетентность – слово ёмкое. Словарь Ожегова трактует так : компетентный - знающий, осведомленный. Словарь синонимов компетентно – со знанием дела. В него входят и способность, и целеустремленность,  и коммуникативные навыки, и познавательная деятельность, и развитие творческих и индивидуальных способностей. Развивая эти навыки на уроках,  я готовлю своих учеников к будущей жизни, к решению проблем через содержание уроков, их форму и приёмы. Работаю по программе, составленной на основе авторской программы «Русский язык.1-11 классы, общеобразовательных учреждений филологического профиля» В.В. Бабайцевой Количество часов в неделю – 3.

Программа направлена на повторение и систематизацию сведений по фонетике, орфографии и пунктуации, стилистике. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что даёт возможность учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами о языке.

Специальное внимание в программе уделено формированию различных речевых умений и навыков: подготовке устных выступлений, умению составлять тезисы, реферат, подготовить доклад, вести дискуссию, отстаивать своё мнение, используя различные способы аргументации и доказательства, соблюдая речевой этикет.

Работа по данной программе предусматривает широкое использование активных методов обучения: лекций, семинаров, практикумов, зачётов, применение лингвистического эксперимента, самостоятельной работы учащихся по анализу текста, использование методов и приёмов, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся.

Учебники : 1. Бабайцева В.В.Русский язык.10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля М6 Дрофа, 20092) А.И. Власенков, Рыбченкова А.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.

3) Доп. Д.Э. Розенталь. Русский язык 10-11 (Дрофа,2001)

Чтобы сформировать компетентную личность, в своей работе я опираюсь на личностно ориентированный подход в обучении как языку, так и литературе.

Трактовка личностно ориентированного подхода в работе с учащимися- от индивидуального обучения и дифференциации -до работы с одарёнными детьми, детьми с неустойчивой психикой и т.д.

Главное- найти ключ к каждому ребёнку в условиях массовой школы, раскрыть способности и возможности каждого, помочь поверить в себя.

Учитель должен опираться на личность ребёнка, учитывая как на индивидуальность, самоценность, раскрывать его субъектный опыт : строить свою педагогическую работу, учитывая не только социальный статус ребёнка, но и внутренние психофизиологические ресурсы, позволяющие прежде всего реализовывать себя в познании.

Ни для кого не секрет, что в каждом классе лично разделить детей по способностям, по уровню познавательной активности и по уровню психосоциального развития ( следует обращать внимание на аналитический или гуманитарный склад ума)

В работе с учащимися я использую различные приёмы и методы: работа в парах, группах, индивидуальное задание, домашние задания по выбору учащегося. Как правило, это творческие задания. Например,

предваряя урок по комплексно у анализа текста о дороге, дала творческое задание в виде сочинения-рассуждения «Что значит для меня дорога?»

Сочинения получились разными, начиная с заглавия: «Дорога к дому» «Дорога в юность» , «Дорога к мечте»

Сочинение считается самым трудным видом работы. Не всем даётся написание сочинения. Эта сложная письменная работа требует от ученика, кроме знания текста и владения алгоритмом работы над сочинением, определённых наклонностей, способностей к письму. Не все дети это любят (т.к. не у всех получается хорошо) Иногда отличник с аналитическим складом мышления страдает от письменных творческих работ.

В 10 классе при изучении темы «Стили речи»  предлагалось такое задание - написать сочинение-миниатюру на тему «Ветер» в художественном, публицистическом и научном стиле.

Наряду с написанием сочинения предлагаю на выбор :

1) Подробное изложение с элементами сочинения;

2) Краткое изложение;

3) Ответ на проблемный вопрос;

4)  Составление плана;

5) Цитирование ;

Письменный ответ на проблемный вопрос имеет ряд преимуществ:

1) Сужается проблема;

2) Малый объём;

3) Необходимость обращаться к тексту ( т.к  нужны цитаты в качестве аргументов);

4) Учит кратко и лаконично выражать свои мысли.

(9 кл.) При изучении романа «Герой нашего времени» предлагалось домашнее задание ( по выбору учащихся) :

  1. Составление характеристики героя (по примерному плану);
  2. Дать (самостоятельно) название главам романа;
  3. Работа со словом;
  4. Цитирование;
  5. Письменный ответ на проблемный вопрос.

Дифференцируя, разбивая задания по способностям, на группы, виды с учётом интеллектуальных способностей, уровня познавательной активности, психоэмоционального развития, можно добиться высоких результатов в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

Доклад к педсовету "Формирование приемов умственной деятельности учащихся второй ступени как фактор развития орфографической и речевой компетентности на уроках углубленного изучения русского языка"

Формирование приемов умственной деятельности учащихся второй ступени как фактор развития орфографической и речевой компетентности на уроках углубленного изучения русского языка"...

Программа углубленного изучения русского языка в 9 классе

Паспорт программы:  ·        Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка  для учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 9....

ПРОГРАММА углубленного изучения русского языка

Программа углубленного изучения русского языка. Развитие  орфографической зоркости в 5-6 классах...

Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"

Программа русского языка для 10 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями обустройстве русского языка и особенностях его употребления в разных у...

Рабочая программа углубленного изучения русского языка 9 класс, 136 часов

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по авторской программе  к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Бархударова С. Г., Крючкова С. Е., Максимова Л. Ю. (М.: Про...

Программа углубленного изучения русского языка

Рабочая программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных ...