Лингвистический турнир по русскому языку для 8 класса
материал по русскому языку (8 класс)
Лингвистический турнир проводится в рамках Недели русского языка либо во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_turnir_v_ramkah_nedeli_russkogo_yazyka.docx | 37.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический турнир в рамках Недели русского языка. (8 класс)
Цели:
- пропаганда нормативного русского языка среди учащихся школы;
- Обобщение и систематизация знаний учащихся в области лексики, орфографии, синтаксиса.
- развитие творческих способностей, познавательных интересов;
-организация игровой деятельность учащихся по проверке знаний, полученных при изучении курса русского языка.
Задачи:
- Актуализировать знания по русскому языку;
- Научить логическому, творческому мышлению;
- Научить быстро и правильно выполнять задания;
- Привить чувство любви к русскому языку
Формы: групповая, индивидуальная, парная.
Учитель: Добрый день! В нашей школе проходит Неделя русского языка. И сегодня вы станете участниками лингвистического турнира.
Русский язык — один из древнейших и красивейших языков мира. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Среди великолепных качеств русского языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира». Безусловно прав и Иван Сергеевич Тургенев, который написал эти строки о русском языке
( Звучит в записи стихотворение в прозе И. Тургенева «Русский язык» ).
В величии и многообразии нашего родного языка мы сегодня убедимся.
Сейчас участники турнира сформируют команды (дети вытаскивают листочки с номерами своей команды, среди которых также есть листочки с надписью «жюри»)
Итак – команды и члены жюри занимают свои места за столами. Начинаем турнир!
1 конкурс - разминка
Команды получают 0,5 балла за правильный ответ
- Какое местоимение русского языка можно назвать самым хвастливым и самым скромным и почему? ( Местоимение я: говорит о себе, но стоит последним в алфавите)
- В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)
- Какое наречие предлагает кусок ткани на пальто или костюм? ( наречие наотрез - на отрез)
- Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? ( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- Какие два личных местоимения мешают дорожному движению? (Я, мы – ямы)
- Какой знак препинания в русском языке часто «ставят ребром», после чего он часто «болеет»? (Вопросительный знак: сначала ставят «вопрос ребром» - получается «больной вопрос»)
- Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты)
- Какое личное местоимение нужно прибавить к другому личному местоимению, чтобы получить крупные плоды? (Ты к вы – тыквы )
2 конкурс
Команды получают задания и 5 минут на подготовку. И 1 балл за каждый правильный ответ.
1.Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о» -
Будет круглое число. (сурок-сорок).
2. Когда я месяц, то легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь. (март-марш)
3. Я бываю золотой,
А природный – костяной.
Если «з» на «к» заменишь,
Смысл во мен совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем. (зуб-куб)
4. С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе. (колос-голос).
Я могу взбесить быка,
Нас весной летают тучи.
Заменив мне «М» на «К»,
Ты животное получишь.
«Р» добавь – и в тот же миг
Я в размерах уменьшаюсь,
Но в количествах больших
Кое-где употребляюсь.
Припиши мне «О» в начале –
Я, пожалуй, не совру, -
Ты откажешься едва ли
От еды такой в жару. (Мошка – кошка – крошка - окрошка)
Недалеко разгадка скрыта,
Не очень трудное задание:
Возьмём три буквы алфавита,
Из них легко построить здание.
Изменим букву мы в начале –
И пропадёт постройка вмиг.
Получим то, что мы встречали
Не раз на полочке для книг.
Теперь у найденного слова
Начало переменим снова,
И даже удивимся сами:
Какая рыбина с усами! (Дом – том – сом)
- Конкурс
Команды получают задания и 2 минуты на подготовку. И 1 балл за каждое правильное слово
Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра. (Лапа, пир, тир. )
- Конкурс
Команды получают задания и 3 минуты на подготовку. И 2 балла за правильный ответ
Учитель: А теперь я предлагаю нашим участникам отправиться на поиски ошибок. Ваша задача – найти и исправить все ошибки в письме девочки Оли своему дяде.
Дядя прашу тибя памаги
Тваей плимянницы оле,
А то нибудит ейной наги
В этай пративнай школи.
Мне фчира за дектант на слава
Учитиль паставел два
А сам сказал што маю работу
Дажи нисмог прочетать.
Папраси ево дядя исправеть двойку
И паставеть мне пять.
( Дядя, прошу тебя, помоги
Твоей племяннице Оле,
А то не будет её ноги
В этой противной школе.
Мне вчера за диктант на слова
Учитель поставил два,
А сам сказал, что мою работу
Даже не смог прочитать.
Попроси его, дядя, исправить двойку
И поставить мне пять.)
5 конкурс
Команды получают задания и 3 минуты на подготовку. И 1 балл за каждый правильный ответ. (восстановить «перевёрнутые» поговорки) .
- Зануда – брат бездарности (Краткость — сестра таланта)
- Закинь глаза на свое безделье (Не суй нос в чужие дела)
- Некоторые жертвы могут догадываться, откуда прилетают утки (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
- Уйти от новой стиральной машины (Остаться у разбитого корыта)
- Новые враги хуже старого одного (Старый друг лучше новых двух)
- Приглашенный самозванец лучше японца (Незваный гость хуже татарина)
- Дома плохо, и в гостях неважно (В гостях хорошо, а дома лучше)
- Рыдание с бухты-барахты – свойство гениальности (Смех без причины – признак дурачины)
- Утка кабану приятельница (Гусь свинье не товарищ)
- Тот прячет, кто иногда теряет (Кто ищет, тот всегда найдет)
6 конкурс. Команды получают задания и 3 минуты на подготовку.
Ну и как мы можем прожить без нашей любимой пунктуации. Правильно расставляя знаки препинания, вы демонстрируете то, что вы любите русский язык, владеете им, понимаете его.
Михайлов сделал успокаивающий жест (1) раскрыл последнюю страницу блокнота (2) куда (3) он записывал телефоны сотрудников (4) и стал водить по странице пальцем (5) хмурясь и вздыхая.
Ответ: _1245__________
Я знал на русском Севере крестьян (1) которые (2) были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах (3) умели ценить хорошие песни (4) умели рассказывать (5) с пониманием относились (6) и к чужому горю (7) и к чужой радости.
Ответ: 13457____________
От косого (1) утреннего солнца (2) освещавшего лоснящиеся обугленные стволы (3) изрытую землю (4) воронки с тухлой водой (5) и ржавую проволоку (6) запутавшую всё вокруг (7) этот лес казался (8) совершенно неправдоподобным видением. Ответ: _23467___________
Жюри подводит итоги конкурсов. Награждение.
Учитель: Наш лингвистический поединок закончился. Вы еще раз убедились, что русский язык – необыкновенен, многообразен и очень интересен. Благодарю всех ребят за участие. И в заключение хочу обратиться к вам словами Ивана Сергеевича Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Приложения:
Команда_________
1.Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о» -
Будет круглое число___________________
____________________________________
2.Когда я месяц, то легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь. _______
_____________________________________
3. Я бываю золотой,
А природный – костяной.
Если «з» на «к» заменишь,
Смысл во мен совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем. ______________
____________________________________
4. С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе.____
_____________________________________
5. Я могу взбесить быка,
Нас весной летают тучи.
Заменив мне «М» на «К»,
Ты животное получишь.
«Р» добавь – и в тот же миг
Я в размерах уменьшаюсь,
Но в количествах больших
Кое-где употребляюсь.
Припиши мне «О» в начале –
Я, пожалуй, не совру, -
Ты откажешься едва ли
От еды такой в жару.
Ответ___________________
________________________
6.Недалеко разгадка скрыта,
Не очень трудное задание:
Возьмём три буквы алфавита,
Из них легко построить здание.
Изменим букву мы в начале –
И пропадёт постройка вмиг.
Получим то, что мы встречали
Не раз на полочке для книг.
Теперь у найденного слова
Начало переменим снова,
И даже удивимся сами:
Какая рыбина с усами!
Ответ ___________________
________________________
Команда_________
1.Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о» -
Будет круглое число___________________
____________________________________
2.Когда я месяц, то легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь. _______
_____________________________________
3. Я бываю золотой,
А природный – костяной.
Если «з» на «к» заменишь,
Смысл во мен совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем. ______________
____________________________________
4. С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе.____
_____________________________________
5. Я могу взбесить быка,
Нас весной летают тучи.
Заменив мне «М» на «К»,
Ты животное получишь.
«Р» добавь – и в тот же миг
Я в размерах уменьшаюсь,
Но в количествах больших
Кое-где употребляюсь.
Припиши мне «О» в начале –
Я, пожалуй, не совру, -
Ты откажешься едва ли
От еды такой в жару.
Ответ___________________
________________________
6.Недалеко разгадка скрыта,
Не очень трудное задание:
Возьмём три буквы алфавита,
Из них легко построить здание.
Изменим букву мы в начале –
И пропадёт постройка вмиг.
Получим то, что мы встречали
Не раз на полочке для книг.
Теперь у найденного слова
Начало переменим снова,
И даже удивимся сами:
Какая рыбина с усами!
Ответ ___________________
________________________
Команда_________
1.Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о» -
Будет круглое число___________________
____________________________________
2.Когда я месяц, то легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь. _______
_____________________________________
3. Я бываю золотой,
А природный – костяной.
Если «з» на «к» заменишь,
Смысл во мен совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем. ______________
____________________________________
4. С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе.____
_____________________________________
5. Я могу взбесить быка,
Нас весной летают тучи.
Заменив мне «М» на «К»,
Ты животное получишь.
«Р» добавь – и в тот же миг
Я в размерах уменьшаюсь,
Но в количествах больших
Кое-где употребляюсь.
Припиши мне «О» в начале –
Я, пожалуй, не совру, -
Ты откажешься едва ли
От еды такой в жару.
Ответ___________________
________________________
6.Недалеко разгадка скрыта,
Не очень трудное задание:
Возьмём три буквы алфавита,
Из них легко построить здание.
Изменим букву мы в начале –
И пропадёт постройка вмиг.
Получим то, что мы встречали
Не раз на полочке для книг.
Теперь у найденного слова
Начало переменим снова,
И даже удивимся сами:
Какая рыбина с усами!
Ответ ___________________
________________________
Команда_________
1.Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о» -
Будет круглое число___________________
____________________________________
2.Когда я месяц, то легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь. _______
_____________________________________
3. Я бываю золотой,
А природный – костяной.
Если «з» на «к» заменишь,
Смысл во мен совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем. ______________
____________________________________
4. С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе.____
_____________________________________
5. Я могу взбесить быка,
Нас весной летают тучи.
Заменив мне «М» на «К»,
Ты животное получишь.
«Р» добавь – и в тот же миг
Я в размерах уменьшаюсь,
Но в количествах больших
Кое-где употребляюсь.
Припиши мне «О» в начале –
Я, пожалуй, не совру, -
Ты откажешься едва ли
От еды такой в жару.
Ответ___________________
________________________
6.Недалеко разгадка скрыта,
Не очень трудное задание:
Возьмём три буквы алфавита,
Из них легко построить здание.
Изменим букву мы в начале –
И пропадёт постройка вмиг.
Получим то, что мы встречали
Не раз на полочке для книг.
Теперь у найденного слова
Начало переменим снова,
И даже удивимся сами:
Какая рыбина с усами!
Ответ ___________________
________________________
Задание 3.
Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
Задание 4
Дядя прашу тибя памаги _____________________________________________________________
Тваей плимянницы оле,______________________________________________________________
А то нибудит ейной наги _____________________________________________________________
В этай пративнай школи. _____________________________________________________________
Мне фчира за дектант на слава________________________________________________________
Учитиль паставел два________________________________________________________________
А сам сказал што маю работу__________________________________________________________
Дажи нисмог прочетать.______________________________________________________________
Папраси ево дядя исправеть двойку___________________________________________________
И паставеть мне пять.________________________________________________________________
Дядя прашу тибя памаги _____________________________________________________________
Тваей плимянницы оле,______________________________________________________________
А то нибудит ейной наги _____________________________________________________________
В этай пративнай школи. _____________________________________________________________
Мне фчира за дектант на слава________________________________________________________
Учитиль паставел два________________________________________________________________
А сам сказал што маю работу__________________________________________________________
Дажи нисмог прочетать.______________________________________________________________
Папраси ево дядя исправеть двойку___________________________________________________
И паставеть мне пять.________________________________________________________________
Дядя прашу тибя памаги _____________________________________________________________
Тваей плимянницы оле,______________________________________________________________
А то нибудит ейной наги _____________________________________________________________
В этай пративнай школи. _____________________________________________________________
Мне фчира за дектант на слава________________________________________________________
Учитиль паставел два________________________________________________________________
А сам сказал што маю работу__________________________________________________________
Дажи нисмог прочетать.______________________________________________________________
Папраси ево дядя исправеть двойку___________________________________________________
И паставеть мне пять.________________________________________________________________
Дядя прашу тибя памаги _____________________________________________________________
Тваей плимянницы оле,______________________________________________________________
А то нибудит ейной наги _____________________________________________________________
В этай пративнай школи. _____________________________________________________________
Мне фчира за дектант на слава________________________________________________________
Учитиль паставел два________________________________________________________________
А сам сказал што маю работу__________________________________________________________
Дажи нисмог прочетать.______________________________________________________________
Папраси ево дядя исправеть двойку___________________________________________________
И паставеть мне пять.________________________________________________________________
Задание 5.
Зануда – брат бездарности)_________________________________________
Закинь глаза на свое безделье ________________________________________________
Некоторые жертвы могут догадываться, откуда прилетают утки ____________________________________________________________________________
Уйти от новой стиральной машины ____________________________________________
Новые враги хуже старого одного _______________________________________________
Приглашенный самозванец лучше японца __________________________________________
Дома плохо, и в гостях неважно ________________________________________________
Рыдание с бухты-барахты – свойство гениальности ______________________________)
Утка кабану приятельница ______________________________________________________
Тот прячет, кто иногда теряет ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Зануда – брат бездарности)_________________________________________
Закинь глаза на свое безделье ________________________________________________
Некоторые жертвы могут догадываться, откуда прилетают утки ____________________________________________________________________________
Уйти от новой стиральной машины ____________________________________________
Новые враги хуже старого одного _______________________________________________
Приглашенный самозванец лучше японца __________________________________________
Дома плохо, и в гостях неважно ________________________________________________
Рыдание с бухты-барахты – свойство гениальности ______________________________)
Утка кабану приятельница ______________________________________________________
Тот прячет, кто иногда теряет ______________________________________________________
Воздух песок тупит. _____________________________________________________
Зануда – брат бездарности)_________________________________________
Закинь глаза на свое безделье ________________________________________________
Некоторые жертвы могут догадываться, откуда прилетают утки ____________________________________________________________________________
Уйти от новой стиральной машины ____________________________________________
Новые враги хуже старого одного _______________________________________________
Приглашенный самозванец лучше японца __________________________________________
Дома плохо, и в гостях неважно ________________________________________________
Рыдание с бухты-барахты – свойство гениальности ______________________________)
Утка кабану приятельница ______________________________________________________
Тот прячет, кто иногда теряет ______________________________________________________
Зануда – брат бездарности)_________________________________________
Закинь глаза на свое безделье ________________________________________________
Некоторые жертвы могут догадываться, откуда прилетают утки ____________________________________________________________________________
Уйти от новой стиральной машины ____________________________________________
Новые враги хуже старого одного _______________________________________________
Приглашенный самозванец лучше японца __________________________________________
Дома плохо, и в гостях неважно ________________________________________________
Рыдание с бухты-барахты – свойство гениальности ______________________________)
Утка кабану приятельница ______________________________________________________
Тот прячет, кто иногда тер______________________________________________________
Задание 6.
Михайлов сделал успокаивающий жест (1) раскрыл последнюю страницу блокнота (2) куда (3) он записывал телефоны сотрудников (4) и стал водить по странице пальцем (5) хмурясь и вздыхая. Ответ: ___________
Я знал на русском Севере крестьян (1) которые (2) были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах (3) умели ценить хорошие песни (4) умели рассказывать (5) с пониманием относились (6) и к чужому горю (7) и к чужой радости.
Ответ: ____________
От косого (1) утреннего солнца (2) освещавшего лоснящиеся обугленные стволы (3) изрытую землю (4) воронки с тухлой водой (5) и ржавую проволоку (6) запутавшую всё вокруг (7) этот лес казался (8) совершенно неправдоподобным видением. Ответ: ____________
Михайлов сделал успокаивающий жест (1) раскрыл последнюю страницу блокнота (2) куда (3) он записывал телефоны сотрудников (4) и стал водить по странице пальцем (5) хмурясь и вздыхая. Ответ: ___________
Я знал на русском Севере крестьян (1) которые (2) были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах (3) умели ценить хорошие песни (4) умели рассказывать (5) с пониманием относились (6) и к чужому горю (7) и к чужой радости.
Ответ: ____________
От косого (1) утреннего солнца (2) освещавшего лоснящиеся обугленные стволы (3) изрытую землю (4) воронки с тухлой водой (5) и ржавую проволоку (6) запутавшую всё вокруг (7) этот лес казался (8) совершенно неправдоподобным видением. Ответ: ____________
Михайлов сделал успокаивающий жест (1) раскрыл последнюю страницу блокнота (2) куда (3) он записывал телефоны сотрудников (4) и стал водить по странице пальцем (5) хмурясь и вздыхая. Ответ: ___________
Я знал на русском Севере крестьян (1) которые (2) были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах (3) умели ценить хорошие песни (4) умели рассказывать (5) с пониманием относились (6) и к чужому горю (7) и к чужой радости.
Ответ: ____________
От косого (1) утреннего солнца (2) освещавшего лоснящиеся обугленные стволы (3) изрытую землю (4) воронки с тухлой водой (5) и ржавую проволоку (6) запутавшую всё вокруг (7) этот лес казался (8) совершенно неправдоподобным видением. Ответ: ____________
Михайлов сделал успокаивающий жест (1) раскрыл последнюю страницу блокнота (2) куда (3) он записывал телефоны сотрудников (4) и стал водить по странице пальцем (5) хмурясь и вздыхая. Ответ: ___________
Я знал на русском Севере крестьян (1) которые (2) были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах (3) умели ценить хорошие песни (4) умели рассказывать (5) с пониманием относились (6) и к чужому горю (7) и к чужой радости.
Ответ: ____________
От косого (1) утреннего солнца (2) освещавшего лоснящиеся обугленные стволы (3) изрытую землю (4) воронки с тухлой водой (5) и ржавую проволоку (6) запутавшую всё вокруг (7) этот лес казался (8) совершенно неправдоподобным видением. Ответ: ____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)
Задания в занимательной форме на знание фонетики, лексики, содержит загадки, орфоэпические задания....
Турнир знатоков русского языка (6 класс)
Турнир знатоков русского языка - внеклассное мероприятие, предполагающее командное Цели: 1.Повышение интереса к русскому языку. 2.Обога...
Презентация-приложение к "Турниру знатоков русского языка" (6 класс)
Турнир знатоков русского языкаЦели: 1.Повышение интереса к русскому языку. 2.Обогащение словарного запаса учащихся....
Лингвистический КВН по русскому языку, 6 класс
Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеурочное занятие, которое может быть проведено в рамках Недели русского языка.Учебный предмет: русский язык.Уровень образования школьнико...
Конспект урока "Лингвистический турнир по русскому языку"
Лингвистический турнир по русскому языку...
Урок- игра лингвистический турнир "Знатоки русского языка"
Цель проведения:- проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка...
Турнир знатоков русского языка (6 класс)
Турнир знатоков русского языка (6 класс)...