Методическая разработка элективного курса «Логические связи текста».
элективный курс по русскому языку (9, 10, 11 класс)
Методическая разработка элективного курса
«Логические связи текста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logichesie_shemy_obshchee.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное образовательное учреждение
«Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»
Методическая разработка элективного курса
«Логические связи текста».
Учитель: Давыдова Т.А.
г.Югорск
2019
Элективные курсы «Логические связи в тексте» предполагает развитие коммуникативных способностей учащихся, что должно позволить им более успешно сдать письменный экзамен по русскому языку и итоговое собеседование.
Среди таких коммуникативных умений следует выделить:
- умение извлекать информацию при чтении или аудировании, адекватно понимать, интерпретировать текст, аргументируя точку зрения;
- определять тему, основную мысль исходного прослушанного и прочитанного текстов, его принадлежность к определенному стилю и функционально- смысловому типу речи;
- создать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с заданной темой, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).
Экзаменационная работа по русскому языку для выпускников 9 классов предполагает сжатое изложение.
При работе над изложением необходимо иметь в виду тип текста. Обучая речи, мы учимся создавать не высказывание вообще, а монологическое высказывание определенно функционально – смыслового типа речи: описание, повествование, рассуждение. Каждый из названных типов речи имеет свои особенности, которые должны быть усвоены учащимися практически. При этом нужно учитывать, что в «чистом» виде изложения одного и того же типа встречаются редко, обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в рассуждениях бывает порой описание и повествование. Очень важно выделить ведущий тип речи.
Изложение по повествовательному тексту – наиболее простой вид работы.
Для повествования характерны картины последовательно сменяющих друг друга действий, рассказ о событиях, протекающих во времени.
Типичные ошибки:
- неумение установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного;
- неумение понять выводы, к которым подводит автор ходом всего повествования, непонимание смысла всего рассказа;
- нарушение последовательности событий, неумение выделить композиционные части повествования: завязку, кульминацию, развязку действия.
Описательное изложение – более сложный вид работы. В текстах данного типа нет динамики развивающихся событий, увлекательного сюжета. В описаниях предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, портрета и т.п.) и его признаков. Обилие деталей, подробностей в тексте создает особую трудность для его восприятия и воспроизведения.
Типичные ошибки:
- непонимание авторской позиции;
- неумение отбирать необходимые факты;
- неумение группировать признаки, описывать их в стройном единстве;
- неумение различать признаки существенные и не существенные.
Изложение – рассуждение – самый трудный вид работы. Такая работа развивает логическое мышление, умение следить за рассуждением автора и понимать его позицию, умение четко определить цель высказывания и давать точные формулировки, как тезиса, так и доводов, выявлять причинно – следственные связи.
Типичные ошибки:
- неумение выделить основную проблему (тезис) текста;
- неумение видеть проблематику текста во всей полноте, выделить все компоненты рассуждения;
- неумение понять иерархию проблемы;
- незнание структурных элементов рассуждения: тезис, аргументы, вывод;
- неумение установить причинно – следственные связи;
- неумение увидеть все выводы, понять структуру рассуждения со сложной аргументацией;
- неумение понять позицию автора.
Избежать типичных ошибок при написании изложений разных текстов помогают логические схемы к исходным текстам.
Логическая схема к тексту.
Текст повествовательный с элементами описания.
Оглавление «Необыкновенный образ Ф. Шаляпина»
Повествование Описание
Заполняя собою все громаднейшая фигура в
пространство распахнутой шубе
Величественным шагом спокойствие окаменевшего
направился лица
шел, как идут на
сцене бояре
очутился на лицо собралось угрожающие
четвереньках бульдожьи складки
побежал торопливыми шажками
навстречу бульдогу Бульке усмехнулся
рявкнул приглушённо разительное сходство
с медведем
выпрямился во весь
гигантский рост
продолжал своё боярское шествие
Логическая схема к тексту.
Повествовательный текст с элементами рассуждения.
Оглавление: «Погоня за погибшим счастьем»
Повествование Рассуждение
Выскочил на крыльцо, прыгнул
на Черкеса пустился во весь дух
скакал, задыхаясь от …еще одну
нетерпения минуту видеть её проститься, … пожать её руку…
молился, проклинал, нет, ничто не вы-
плакал, смеялся, разит моего бес-
. покойства
между тем я все скакал, Бог знает, какие
погоняя, беспощадно странные мысли,
бешеные замыслы
роились в голове моей
проворно соскочил,
остался один, потеряв
последнюю надежду
упал, на мокрую траву, думал, грудь моя
разорвётся
понял, что гнаться за погибшим Чего мне ещё на -
счастьем бесполезно и безрассудно добно?
Её видеть?
Не всё ли кончено между нами?
мысли пришли в
обычный порядок Мне, однако,
приятно,
что я могу плакать
Впрочем, может
быть
этому причиной
расстроенные
нервы
Всё к лучшему.
Логические связи текста помогают в подготовке выпускников 9 классов к итоговому собеседованию по русскому языку. Задание № 3 «Монологическое высказывание» требует от учащегося соблюдения речевой ситуации.
Вот некоторые возможные примеры.
Речевая ситуация: « Роль русского языка в нашем государстве».
Тип речи: рассуждение.
Тезис: Русский язык чрезвычайно важен в жизни нашего государства.
Аргументы
Государственный (гражданский) язык россиян
Язык межнационального общения в Российской Федерации
Патриотическое значение русского языка
Международное значение
Кроме этого, в последние годы повышается интерес к русскому языку зарубежных стран (развитие экономики, развитие науки, техники, культуры).
Вывод: таким образом, я считаю, что надо знать свой родной язык, владеть им в совершенстве и гордится им.
Речевая ситуация: «Языковые нормы: нужны ли они в повседневной речевой практике?»
Тип речи: рассуждение.
Тезис: Язык – это культура. Образованный человек обязан соблюдать языковые нормы.
Вывод: любой образованный человек должен знать культуру речи.
Речевая ситуация: «Словари: есть ли необходимость использования словарей в повседневной жизни?»
Тип речи: рассуждение с элементами описания.
Тезис: Словари необходимы в повседневной жизни.
Вывод: каждая современная семья имеет словари русского языка.
Речевая ситуация: «Расскажите о себе»
Тип речи: повествование с элементами описания.
Тезис: Я – личность.
Аргументы:
1) Мое имя, отчество, фамилия (горжусь ими)
2) Моя Родина город улица дом
3) Моя семья: родители, бабушка и дедушка, брат; традиции.
4) Школьная жизнь:
- Учёба;
- Любимые предметы и учителя;
- Поручения.
5) Друзья: одноклассники, друзья детства.
6) Мои увлечения:
- Спорт (баскетбол);
- Домашние увлечения.
Вывод: Я хочу быть нужным своей стране.
Речевая ситуация: «Моё увлечение».
Тип речи: повествование с элементами описания.
Тезис: Моё увлечение полезно и интересно.
Аргументы
Вывод: Хочу, чтобы мое увлечение переросло в любимую работу.
Речевая ситуация: «Расскажите историю из своей жизни (можно забавную)»
Тип речи: повествование с элементами описания.
История, которая произошла со мной (смешная, грустная, поучительная, страшная).
- Место;
- Время происшествия;
- Необычность.
- Герои (лицо, предмет, участники);
- Причина возникновения ситуации;
- Сюжет (кульминация);
- Развязка (как всё закончилось).
Можно сослаться на историю родителей.
Речевая ситуация: «Расскажите о своей малой родине»
Тип речи: рассуждение.
Тезис: Свою малую Родину надо любить, ценить и защищать.
Вывод: Я всегда буду возвращаться на свою Малую Родину.
Речевая ситуация: «Опишите достопримечательности своего города».
Тип речи: описание с элементами повествования.
Музей истории и этнографии – достопримечательность г. Югорска
1) Вступление:
Создание музея:
- В 1999г. был издан указ Министерства культуры об образовании музея в г. Югорске.
- Открытие состоялось в 2001г.
- Первый директор Соляр О.А.
2) Основная часть:
- Особенности этнографических экспонатов:
- Выставки – быт (люльки, одежда, украшения, игрушки);
- Охота (сети, лыжи, нарты, облас).
- Археологические раскопки:
- Археологические раскопки на территории г. Югорска (Комсомольского);
- Выставки: посуда, вазы, оружие;
- Древность экспонатов: 3 тыс. лет до н.э.
- История Комсомольского - Югорска:
- Выставки:
- Железная дорога (станция Эсс);
- Леспромхоз «Комсомольский» (почётные люди);
- Компрессорные станции (ЛПУ - газ);
- Быт 60х – 70х годов (макет сооружений).
3) Заключение: В Югорске много достопримечательностей. Это исторические памятники: самолёт, паровоз, памятник В.И. Ленину, памятники православной культуры: Храм Сергия Радонежского, часовня. Спортивные сооружения: ФОК, Юбилейный, Смена, ФСК «Юность».
Речевая ситуация: «Расскажите о понравившемся фильме так, чтобы захотелось его посмотреть».
Тип речи: повествование с элементами описания.
Вступление: Фильм, который я посмотрела, мне очень понравился, показался интересным, содержательным и поучительным.
Основная часть
- Кем снят этот фильм?:
Создатели:
- Автор сценария;
- Режиссёр;
- Операторы.
- Актёры (главные).
- Сюжет;
- Завязка;
- Кульминация;
- Развязка.
- Тема (о чём?);
Основная мысль;
Вывод (чему учит?).
Заключение.
Речевая ситуация: «Русский речевой этикет».
Тип речи: рассуждение.
Тезис: Русский речевой этикет – свидетельство культуры человека, его воспитания.
Вывод: Вежливые слова поднимают настроение, сглаживают конфликтные ситуации, подчёркивают любовь к ближнему – употребляя вежливые слова, мы показываем, что мы культурные, тактичные, воспитанные люди. А это я думаю неотъемлемая часть имиджа современного человека.
Речевая ситуация: «Расскажи о популярных видах спорта».
Тип речи: рассуждение.
Тезис: Популярные виды спорта в стране : хоккей, футбол, плавание, баскетбол, волейбол, лыжные гонки, биатлон, фигурное катание.
Вывод: Каждый из нас сможет выбрать интересующий его вид спорта.
Речевая ситуация: «Нужно ли защищать природу от человека?»
Тип речи: рассуждение.
Тезис: Природу нужно сегодня защищать от человека.
Вывод: Природа в наших руках
Речевая ситуация: «Расскажите об одном историческом событии, которым вы гордитесь».
Тип речи: повествование с элементами описания.
Тезис: Вся наша страна гордится Днём Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией.
Речевая ситуация: « Расскажите о своем друге».
Тип речи: повествование с элементами описания.
Вступление: Мой друг – интересный человек. Где, когда, при каких обстоятельствах познакомились?
Заключение: Вот что значит верный друг.
Речевая ситуация: «Некоторые считают, что успех в жизни зависит от умения общаться, манеры держаться, от внешнего вида»
Тип речи: рассуждение.
Тезис: Успех в жизни зависит от умения общаться, манеры держаться и внешнего вида.
Вывод: Таким образом, если человек обладает хорошей грамотной речью, манерами воспитанного человека, соответствующим внешним видом, то успех ему гарантирован!
Речевая ситуация: «Что определяет профессиональную ориентацию».
Тип речи: рассуждение.
Тезис: Профессиональную ориентацию определяет мой взгляд:
1 место – по душе – призвание;
2 место – престижность профессии;
3 место – высокая зарплата;
4 место – профессия родителей;
5 место – здоровье (тренера, рекомендации друзей, родственников, учителей);
6 место – советы по опыту.
Вывод: Если я определюсь с выбором профессии по всем этим признакам, то я буду счастливым человеком: бать здоровым, хорошо жить, обеспечивать семью.
Речевая ситуация: «Тайны родного языка: этимология слова».
Тип речи: повествование с элементами описания.
- Вступление: Значение самого слова «этимология».
- Основная часть: Этимология помогает расширить тайну слова, то есть его происхождение, его образование, первоначальное значение.
Примеры:
- Можно узнать тайну фамилии:
«- Вагина – от слова ВАГА в общеславянском.
ВАГА – это вес, тяжесть, сила, заимствовано из древненемецкого языка словами тяжёлый, сильный».
б) Обаяние – обаятельный Обоняние
Др. русский Вонь
Баять – говорить
Запах (любой) определилось
Байки определилось, словом вонь.
Убаюкивать – говорить, петь
Некрасивый, но обаятельный
(умеет хорошо говорить). Др. русский
Как хорошо воняет роза
Как воняет болотной тиной
( из старославянского воняет - пахнет).
3)Заключение: этимология – интересно, увлекательно и познавательно.
Речевая ситуация: «Опишите достопримечательности (достопримечательность) своего города».
Тип речи: повествование с элементами описания.
Тезис: музей истории и этнографии – достопримечательность г. Югорска.
Вывод: В Югорске много достопримечательностей. Это исторические памятники: самолет, паровоз, бюст В. И. Ленина. Памятники православной культуры: Храм Сергия Радонежского, часовня. Спортивные сооружения: ФОК, КСК , «Смена»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме Межпредметные связи на уроках географии
Обобщение опыта по данной теме...
методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014
Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"...
Методическая разработка по применению межпредметных связей. Технология + История. 7 кл.
В методической разработке представлен пример по проведению занятия по предмету Технология (Технический труд. 7 кл. Мальчики). Тема: "Устройство и работа токарного станка СТД-120М", с использован...
Программа элективного курса "Логические задачи"
Составлена программа элективного курса "Логические задачи", для учащихся 8 класса...
Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""
Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на основе общего подхода. Стремление к эффективности учебного процесса заст...
Методическая разработка элективного курса "Текст:от анализа к синтезу"
Программа элективного курса "Текст:от анализа к синтезу(подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту". Программой предусматривается работа по проведению комплексного анализа текста.Работа ...
Методическая разработка урока"Типы подчинительной связи слов в словосочетании"
План - конспект урока по теме"Типы подчинительной связи слов в словосочетании"...