Комплексный анализ текста как средство саморазвития обучающихся при подготовке к ОГЭ
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

В статье рассмотрена система работы по комплексному анализу текста, направленного на подготовку обучающихся к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarenkova_n.v.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста                                                                                          как средство саморазвития обучающихся при подготовке к ОГЭ

Татаренкова Наталья Викторовна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка

муниципального района Кошкинский

tatarenkova.natalja@yandex.ru

В Концепции школьного филологического образования особое внимание уделяется развитию языковой личности, ее духовному приобщению к красоте и богатству художественного слова. Целью изучения русского языка становится «обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие грамматического строя речи учащихся, развитие у них всех типов речевой деятельности, умений владеть русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей».[1] 

При переходе из начального звена в среднее у значительной части обучающихся наблюдается низкая коммуникативная мотивация, что мешает обучению языку как средству общения. Обращают на себя внимание также такие недостатки, как слабое развитие речи, неумение аргументировать свои мысли, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки. Практика показывает, что решить проблемы в области владения родным языком помогает работа с текстом. Традиционно она включает в себя элементы лингвистического, литературоведческого анализа, а также речеведческий разбор, объяснение орфограмм, знаков препинания, выполнение всех видов разбора и предоставляет большие возможности для формирования языковой компетенции.

Работу по комплексному анализу начинаю поэтапно в 5 классе с подбора текстов, которые должны соответствовать коммуникативно-познавательным интересам школьников, по степени сложности их языковому и речевому опыту, содержать интересную информацию, готовить выпускников к сдаче ГИА.

Первый этап. Сначала составляем памятку «План анализа текста». После прочтения текста учащимся предлагаются задания на осмысление текста:

  • доказать, что это текст, т.е. перечислить основные признаки текста на конкретном материале;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • подобрать заголовок или проанализировать имеющийся заголовок, аргументировать свой ответ;
  • определить стиль и тип текста, ответ обязательно аргументировать;
  • выделить микротемы, понять смысл абзацного членения;
  • выделить главную и второстепенную информацию.

Необходимо обратить внимание на традиционно трудные задания: средства связи предложений в тексте. Без подобных навыков разбора текста учащемуся будет трудно прочитать экзаменационный текст, вникнуть в суть услышанного текста. Отработка этих навыков помогает подготовиться к сжатому изложению. Обучению сжатию и развертыванию информации небольшого объема должно стать постоянным видом работы при комплексном анализе текста.

Второй этап – это орфографический и пунктуационный разбор текста. Это трудоемкая, но необходимая работа, которая позволяет вспомнить изученные орфограммы и пунктограммы. Необходимо, чтобы учащийся видел, в какой морфеме имеется орфограмма. Без осознанного употребления знаков препинания невозможно добиться пунктуационной зоркости, без умения видеть морфему – орфографической.

Третий этап – языковой анализ текста. В эту часть работы включаются все виды анализа слов (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, лексический); характеристика средств речевой выразительности.

Работа со словом, с его значением – основа развития речи. Определение лексического значения слова в соответствии с темой, стилем и типом речи всегда вызывает затруднение, поэтому необходимо формировать у обучающихся представление о грамматических нормах и потребность контролировать речь с точки зрения их соблюдения.

Каждый из вышеперечисленных этапов работы с текстом помогает учащемуся понять содержание текста, развивает его речь, обогащает словарный запас и, конечно же, готовит к написанию изложения и сочинения на экзамене.

Комплексный анализ текста  учит правильному пониманию темы текста, четким формулировкам, последовательному и логическому изложению материала, умению аргументировать свои высказывания, умению делать обобщения и выводы.

Таким образом, комплексный анализ текста,  начиная с пятого класса, формирует все необходимые выпускнику компетенции: коммуникативную – при интерпретации и трансформации текста; лингвистическую – при анализе языкового материала; языковую – в процессе выполнения заданий второй части экзаменационной работы, связанных с нормами русского языка. Систематическая и планомерная работа с текстом стимулирует интеллектуальное развитие учащихся и их усилия по преодолению пробелов в знаниях, активизирует речемыслительную деятельность, рождает стремление к саморазвитию учащегося.

Работа в данном направлении позволила добиться следующих результатов в образовательной деятельности:

  •   стабильные показатели усвоения образовательных программ: успеваемость – 100%, качество – 57%;
  •   рейтинг общего среднего первичного балла по русскому языку и литературе выше результатов СЗУ;
  •   базовый уровень сформированности УУД - 100% обучающихся; повышенный уровень – до 50%.

Основным показателем результативности внеурочной деятельности является эффективность:

  • увеличилось количество призеров школьного и участников окружного этапов олимпиады;
  • возрастает число призеров, победителей окружного и участников областного этапов научной конференции обучающихся;
  • участие в открытых Международных Славянских чтениях (грамота «За актуальность исследования»), открытом межрегиональном конкурсе литературного мастерства «Юные таланты пера», областном конкурсе короткого рассказа «Сестра таланта», творческих конкурсах районного и окружного уровня;
  • публикация на Интернет-портале для одаренных детей социальной сети работников образования «Алые паруса»;
  • выпуск школьной газеты «Класс!».

Список литературы

  1. Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с. [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/conception/conception.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
  2. Александрович Н.В. Стилистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебное пособие // Н.В. Александрович. - М.: Флинта, 2016. - 112 c.
  3. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Флинта, 2003. – С. 221- 263.
  4. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках// В кн.: Эстетика словесного творчества. – М.. 1979.
  5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста// Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: «Искусство-СПб», 1998. - С. 14-285.
  6. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык , 1988. – С. 145-153.
  7. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – 2-е изд.- Л.: Просвещение, 1990.

[1] Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с. [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/conception/conception.pdf (дата обращения: 12.09.2015).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА»

Почему комплексный анализ текста является оптимальной формой работы при полготовке к ГИА. Как комплексный анализ текста на уроках русского языка помогает учителю  решать не только учебные задачи,...

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В данном докладе рассматривается проблема развития речи учащихся на примере уроков русского языка и литературы....

Комплексный анализ текста как средство саморазвития обучающихся при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Представляю модель обучения комплексному анализу текста. Система работы в данном направлении строится поэтапно, от простого к сложному, начиная с 5 класса и усложняясь с каждым годом, чтобы к выпускны...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...