ТКУ "Что такое речь" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Что такое речь?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tku_chto_takoe_rech_5_klass.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013.
Класс: 5
Тема урока: Развитие речи. Что такое речь.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока
обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка;
развивающие: выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).
Технологии обучения
- здоровьесбережение;
- проблемного обучения;
- развивающего обучения;
- поэтапного формирования умственных действий
Метапредметные связи: литература.
Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.
Оборудование:учебник. рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».
План проведения урока:
- Оргмомент.
- Актуализация знаний.
- Проблемное объяснение нового знания.
- Первичное закрепление.
- Итог урока (рефлексия).
- Домашнее задание.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | ||
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные УУД:формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. |
II.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. | ||
1. С какими новыми словами-терминами мы познакомились на прошлом уроке? 2. Первым лингвистом, создателем русской лингвистики был М.В. Ломоносов ПЕРЕСКАЗ упр. 5 3. Какова основная роль языка? Роль языка Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией; | Отвечают на вопрос Пересказывают текст Отвечают на вопрос | Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку. |
III.Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения. | ||
Учитель делает на доске запись ЯЗЫК=РЕЧЬ? Правильна ли эта формула? | Высказывают предположения Учитель фиксирует их на доске напряжения в мышцах глаза. | Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: владеют грамотной письменной речью. |
IV.Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию | ||
1. Работа по учебнику. Комментированное чтение лингвистического текста в упражнение 9 Вопросы для обсуждения: 1. Что такое речь? 2. Правильны ли были высказанные вами до этого предположения? 3. Справедлива ли формула? 2. Выполнение упражнений. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи. 1) учитель помогает учащимися найти – смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); - морфемы(, , , ) – орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец); – морфологические средства (стекло разбилось, всё стекло на пол); – орфоэпические средства (метр [м'э] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»); – интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…). 3 Самостоятельное выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа. Задания: 1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок. 2. Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод. 3. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку. | Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи Проверяют и оценивают. Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят - смыслоразличительную роль звука, орфографические средства морфологические средства орфоэпические средства орфоэпические средства Оценивают свою работу. Высказывают своё мнение | Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами Регулятивные УУД:оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Пример для обсуждения. Однажды в детский лагерь «Артек» приехали из далекого северного города Норильска два мальчика: Коля Дубов и Сережа Новиков. Рано утром Коля пошел к морю: не терпелось скорей увидеть то, о чем давно мечтал, – море. Подходит Коля к берегу и видит: море будто исчеркано белыми полосками – бурунами. Что такое? Может, тут большие учения проходят? Да нет! Это – дельфины! О чудо чудное! Играют, резвятся! Блестят на солнце их черные атласные спины. А как их много! Скорей! Скорей рассказать об этом ребятам! Но… вот досада: на берегу никого нет. Помчался Коля к спортплощадке. Встречает мальчика. «Дельфины! В море – дельфины!» – говорит Коля. А мальчик, улыбаясь, отрицательно качает головой: «Не понимаю, мол». «Иностранец, – догадывается Коля. – Вот незадача!» Видит: дедушка идет, с корзиной и цветами. «Наверно, садовник, – думает наш Коля и скорей к нему. – Дедушка, в море – дельфины!» А тот, показывая на свои уши, тоже отрицательно качает головой: не слышит… Ну что это такое?! Не с кем счастьем поделиться! А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит. – Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля. – Где? – Вон там, в море! Идем, я покажу! Так речь наконец-то состоялась. 2. Вопросы для обсуждения. Учитель. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.) Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.) Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.) Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.) | делают вывод о том, какое условие речевого общения отсутствовало в тексте, какие условия необходимы для речевого общения. | Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами Регулятивные УУД:оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Учитель. Найдите на рисунке-схеме в упражнении 11 на с. 8 условия, необходимые для речевого общения. | Дают ответы на вопросы Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф.. Анализируют работу на уроке через самооценку. | Познавательные УУД:самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные УУД:действие смыслообразования; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
VI. Комментирование домашнего задания. | ||
Дома: параграф 3, упражнения 12, 13 (устно). ЗСП 2 | Записывают домашнее задание. | Личностные УУД:адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД:понимать и принимать учебную цель и задачу. |
1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.
2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.
2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.
2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.
2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.
2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.
2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.
2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.
2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.
2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.
2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пятый класс?
Внеклассное мероприятие для 5 класса. Посвящение в пятиклассники....
Презентация "Что такое мастер - класс"
В презентации представлен материал по проведению мастер - класа"...
Что такое МАСТЕР КЛАСС?!
Выступление на районной августовской конференции на секции учителей математики...
Презентация "Что такое мастер-класс"
Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования...
Что такое мастер-класс (презентация)
Что же такое мастер-класс?...
Что такое мастер-класс
Мастер-класс — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки...
Что такое климат класса?
Психологический климат класса — это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слага...