"Тире между подлежащим и сказуемым" , 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Открытый урок по русскому языку в 8 классе на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по теме "Тире между подлежащим исказуемым" | 16.04 КБ |
Презентация к уроку | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Тип урока: усвоение новых знаний
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; обучения интонационно правильному произношению предложений с отсутствующей связкой; графического обозначения условий выбора тире. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; виды сказуемых.
Уметь: находить в предложении главные члены и определять способы их выражения; объяснять употребление тире между подлежащим и сказуемым.
Планируемые результаты.
Предметные: иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеть всеми видами речевой деятельности ( аудирование и чтение: понимать содержание устного и письменного сообщения, владеть навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; владеть основами научных знаний о родном языке).
Метапредматные.
Познавательные – адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения; знать разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные – определять цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные – осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Личностные – проявлять уважительное отношение к родному языку, стремяться к речевому самосовершенствованию; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; иметь объемный словарный запас; усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ход урока
- Организация на работу. Приветствие.
- Актуализация знаний (проверка домашнего задания – упр.110)
- Повторим виды сказуемых.
- Определим виды сказуемых:
В клетке соловей перестал петь.
Команда будет выступать на своем поле.
Сережа будет чемпионом.
Слайд 1
- Толстые сосульки начали таять.
- День казался пасмурным.
- Дни стали прохладными.
- Садовник хотел скосить цветы.
- Малышка перестала плакать.
- Двадцать делится на два.
- В лицо мне дышит свежая трава.
- Резвая волна подбрасывала удочки.
- Утро ясное, солнечное.
- Язык – исповедь народа.
- Ребята, на доске вы видите предложения, которые пронумерованы. Вы должны определить вид сказуемых и записать номер предложения:
1 вар. – п.г.с.
2 вар. – с.г.с.
3 вар. – с.и.с.
4 вар. – оценивают ответы.
Слайд 2 (ответы)
- Ребята, докажите, что в последнем предложении слово исповедь является составным именным сказуемым.
- Как вы понимаете значение слова исповедь? (дают варианты)
- Ознакомимся со словарной статьей слова исповедь.
Слайд 3 (словарная статья)
- Как вы понимаете смысл этого предложения (Язык – исповедь народа.)
(дают варианты).
- Работа по теме урока.
- Ребята, обратите внимание на пунктуацию этого предложения. Здесь есть опознавательный признак для постановки тире?
- О чем же сегодня мы с вами будем говорить? (о постановке тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении).
- Запишем тему урока «Тире между подлежащим и сказуемым».
- Что вы знаете о тире?
- Назовите другую функцию этого знака.
- Где еще можем встретить тире?
- Расскажите о интонации в предложениях с тире.
- Какие интонационные средства используются в таких предложениях? Приведите примеры.
- Сейчас вы узнаете новую интересную информацию о тире (выступает подготовленный ученик).
Слайд 4 (фрагмент летописи)
- Обратимся к нашему учебнику. (§22, упр.114), это таблица правил постановки тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки. Проанализируйте эту таблицу. (анализируют). Расскажите о случаях постановки тире и его отсутствия при подлежащем и сказуемом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания - Повторим виды сказуемых. - Определим виды сказуемых: В клетке соловей перестал петь. Команда будет выступать на своем поле. Сережа будет чемпионом.
Определить вид сказуемых и записать номер предложения 1 . – п.г.с. 2 . – с.г.с. 3 . – с.и.с. Толстые сосульки начали таять. День казался пасмурным. Дни стали прохладными. Садовник хотел скосить цветы. Малышка перестала плакать. Двадцать делится на два. В лицо мне дышит свежая трава. Резвая волна подбрасывала удочки. Утро ясное, солнечное. Язык – исповедь народа.
1 вар. – п.г.с. -6, 7, 8 2 вар. – с.г.с. – 1, 4, 5 3 вар. – с.и.с . - 2, 3, 9, 10
Ребята, докажите, что в последнем предложении слово исповедь является составным именным сказуемым. Какое время здесь используется? Язык – исповедь народа. - Как вы понимаете значение слова исповедь ?
Словарная статья Исповедь – признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние . («Толковый словарь» С.И.Ожегова) 2. Исповедь – таинство покаяния, устное признание грехов своих перед духовником . («Толковый словарь» В.И.Даля) 3. Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих мыслях, взглядах. (Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ ( Эл. ресурс: http://gramota.ru/ ). Язык – исповедь народа.
Русский поэт Пётр Андреевич Вяземский так определил роль языка в духовной жизни народа: Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной… Язык – неотъемлемая часть культуры народа. Речь служит яркой характеристикой культурного и духовного уровня народа.
. Сказка Жила-была Связка Быть . Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире. − Хорошо, − соглашалось Подлежащее , − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола. − Согласно, − кивало Сказуемое , но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ . На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени. - О чем же идет речь в сказке? Знакома ли она вам?
1. Перестройте предложения так, чтобы м/у подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены П и С? Дедушка стал моим лучшим другом. С детских лет путешествия были моим любимым увлечением. Поверхность озера словно прозрачное стекло.
2. Работа в парах . Исправьте ошибки, объясните постановку знаков препинания (выделите грамм. основу, определите чем выражены П и С. ) Я - ученик. Глаза - как небо, голубые… Хорошо учиться вот наша задача. Пятью пять двадцать пять. Старость - не радость Облака как причудливые замки.
3. Анализ текста 1) Книга животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга это жизнь, пр..красная, удивительная, стремительная и бе..покойная. 3)Видеть эту красоту долг каждого из нас. 4) Наша задача научится понимать художестве(н/нн)ые произведения, ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего. (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)
1) Книга – животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга – это жизнь, пр Е красная, удивительная, стремительная и бе С покойная. 3)Видеть эту красоту – долг каждого из нас. 4) Наша задача – научится понимать художеств е нн ые произведения, ра С крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего. (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)
Моя мечта Значит бороться и постоянно побеждать Главное в жизни Поздороваться первым Жить на белом свете Служить другим и делать добро Дружба - это… Любить и быть любимым Важное проявление вежливости богатство, дорожите им Смысл моей жизни Стать настоящим человеком Жизнь - это прежде всего взаимопомощь и искренность Любить значит быть свободным Быть человеком значит бороться за любимого человека 4) Составить предложения по предложенному началу, выделить основу, расставить знаки препинания. Моя мечта Значит бороться и постоянно побеждать Главное в жизни Поздороваться первым Жить на белом свете Служить другим и делать добро Дружба - это… Любить и быть любимым Важное проявление вежливости богатство, дорожите им Смысл моей жизни Стать настоящим человеком Жизнь - это прежде всего взаимопомощь и искренность Любить значит быть свободным Быть человеком значит бороться за любимого человека
1 Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. 2 Книги читать - скуки не знать. 3 Книга - лучший подарок. 4 Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 5 Книга не пряник, а к себе манит. 6 Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются -и старые, и малые. (В.Г.Белинский) 7 Читать — значит применять в жизни прочитанное. 8 Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя. 9 Книги для меня как хлеб насущный (Т.Шевченко) Кол-во баллов 5. Расположить предложения в нужную колонку. Работа в группах
1 Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. 2 Книги читать - скуки не знать. 3 Книга - лучший подарок. 4 Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 5 Книга не пряник, а к себе манит. 6 Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются -и старые, и малые. (В.Г.Белинский) 7 Читать — значит применять в жизни прочитанное. 8 Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя. 9 Книги для меня как хлеб насущный (Т.Шевченко) Кол-во баллов 6. Программированный диктант. 1 Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. 2 Книги читать - скуки не знать. 3 Книга - лучший подарок. 4 Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 5 Книга не пряник, а к себе манит. 6 Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются -и старые, и малые. (В.Г.Белинский) 7 Читать — значит применять в жизни прочитанное. 8 Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя. 9 Книги для меня как хлеб насущный (Т.Шевченко) Кол-во баллов
1 + Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. 2 + Книги читать - скуки не знать. 3 + Книга - лучший подарок. 4 - Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 5 - Книга не пряник, а к себе манит. 6 - Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются -и старые, и малые. (В.Г.Белинский) 7 + Читать — значит применять в жизни прочитанное. 8 - Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя. 9 - Книги для меня как хлеб насущный (Т.Шевченко) 9 ответов – 3 балла, 7-8 – 2 балла, 5-6 – 1 балл
Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что показалось вам наиболее интересным? Какие задания вызвали затруднение? Над чем следует еще позаниматься? Достигли ли мы цели? Все ли задачи реализованы?
Домашнее задание Выписать из словаря пословиц 5-6 предложений с тире и объяснить постановку этого знака. Провести работу над ошибками в самостоятельной работе Выучить теоретический материал.
Оценки за урок «3» «5» «4» От 10– до 13 баллов От 14 – до 17 баллов От 18 – до 21 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...
Урок в 11 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" (презентация)
В презентации содержится разнообразный дидактический материал к уроку по теме "Знаки препинания между подлежащим и сказуемым"...
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...