Творческая мастерская "Зимний лес"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Почему отдано предпочтение именно этой технологии? Во-первых, в центр ставится личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Во-вторых, ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств. В-третьих, педагог осознаёт ценность развития личности ребёнка.
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. При этом учитываются возрастные и психологические особенности каждого ученика. Главная идея – переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но возможности детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения. Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Предмет русский язык. Класс 6.
Тема урока: Зимний лес.
Тип урока: урок закрепления и обобщения
Форма урока: творческая мастерская
Продолжительность: 1 урок – 45 минут
Автор: Запанкова Ю.И.
Методический комментарий к уроку. Данный урок является заключительным в системе уроков по теме «Типы речи. Описание».
Структурные элементы урока:
- Фаза индукции.
- Работа с материалом.
- Социализация.
- Рефлексия.
Формирование УУД
Личностные: формирование мотивации
Познавательные: анализ, синтез.
Коммуникативные: умение слушать, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству.
Методы обучения, используемые на уроке:
- словесные, наглядные;
- методы психологии – развитие мыслительных операций: систематизация, сравнение и обобщение;
- методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах
Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.
Оборудование: стандартный комплект оборудования, презентация, репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»
Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока.
Почему отдано предпочтение именно этой технологии? Во-первых, в центр ставится личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Во-вторых, ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств. В-третьих, педагог осознаёт ценность развития личности ребёнка.
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. При этом учитываются возрастные и психологические особенности каждого ученика. Главная идея – переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но возможности детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения. Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм.
На уроке с целью профилактики переутомления проводится гимнастика для глаз.
Цели урока:
- активизировать лексику по теме, обогатить речь учащихся оценочными прилагательными;
- систематизировать приобретенные учащимися знания об описании;
- развивать воображение, творческое мышление;
- воспитывать любовь к родной природе.
Ход урока.
I. ФАЗА ИНДУКЦИИ.
– Презентация с музыкальным сопровождением.
- Прочитайте слова И.Бунина:
Утро тихо, радостно и молодо
Белым снегом все запушено.
- Почему эти строки я выбрала?
- О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
- Нам сегодня предстоит разобраться, как видели эту чудесную пору художники, мастера слова, музыканты.
II. РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ и СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
1) Зима - самое волшебное и загадочное время года! Поскрипывает снег, мороз щеки пощипывает. Мороз! Но уже встает солнце, начинается день, и лес оживает…
2) Работа с репродукцией картины И.И.Шишкина «Зима»
- Давайте остановимся и оглядимся вокруг: что мы здесь увидели?
- Что с первого взгляда поражает в картине?
- Как докажем, что художник изобразил начало дня?
- Какие строки приходят на память? (Мороз и солнце! День чудесный!)
- Когда на улице мороз и светит солнце, каким бывает день?
- Что можно сказать о воздухе в морозном хвойном лесу?
- Мы стоим на заснеженной поляне. Тишина… Но можно ли что-то услышать?
- Как художнику удалось передать ощущение покоя и тишины?
3) Работа в парах: обогащение словаря.
- Опишите сосны, охарактеризуйте, какие они? (Великаны, столетние, стройные, величавые, величественные, могучие, вековые).
- Что можно сказать о снеге, какие сравнения, эпитеты вы могли бы употребить? (Снежный пуховый наряд, белое нежное покрывало, нарядные шубки у молодых сосен).
- На ветках как лежит снег? (Снежные лапы, снежные гирлянды, как лебяжий пух, свисает, как бахрома)
- Замерзли? Давайте пройдем вглубь леса. Что там мы увидели?
- Дальше мы не пройдем, много снега. Что делает снег, лежащий на земле, особенно красивым?
- Как меняется снег под лучами солнца? (Переливается, искрится, лучится, серебрится).
- Приглядитесь внимательно, увидели интересное сочетание красок? Какого цвета становится снег под лучами солнца? (Розоватым, в глубине и в тени – синий).
4) - Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. И.И.Шишкин использует прием контраста, это делает сочетание красок выразительным, ярким, притягательным.
- А какое у нас настроение на уроке? Выразите его с помощью красок. (Учитель проходит по классу и наблюдает, какую краску выбирают дети для выражения своего настроения).
5) – Рассмотрите репродукцию картины и красками изобразите своё настроение (индивидуальная работа). Работы вывешиваются.
6) – При описании пейзажа часто употребляются глаголы со значением цвета: белеть, краснеть, голубеть, желтеть и др. Обратимся к таблице.
Вдали темнеют стволы деревьев.
Виднеется, выделяется по признаку цвета | |
Снег розовеет. Белеет нежное снежное покрывало. | Становится какого-нибудь цвета. |
- Определите значение выделенных слов.
7) - Прослушайте пьесу П.И.Чайковского «Январь. У камелька» из цикла «Времена года».
- Какое настроение передает композитор? Что вы «увидели», представили, слушая это музыкальное произведение? Изобразите этот образ с помощью красок или дайте словесное описание, используя выразительные средства языка (на выбор учащихся).
8) – Вернёмся к репродукции. Составьте небольшой текст, используя глаголы и прилагательные со значением цвета.
(Ученики работают с репродукцией картины И.И.Шишкина, читают друг другу тексты, обсуждают, представители групп читают лучшие работы вслух)
III. РЕФЛЕКСИЯ. Обсуждение результатов занятия. Написание синквейна.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Сегодня на уроке мы услышали и увидели, как выражаются зима и зимний лес в различных видах искусства: живописи, поэзии, музыке. Но у каждого человека своё восприятие. Используя знания, полученные на уроке, выберите одно из предложенных заданий и выполните его к следующему уроку:
1) напишите сочинение-миниатюру «Как я нарисую зиму»,
2) напишите сочинение по картине И.И.Шишкина «Зима»
3) нарисуйте рисунок с изображением зимнего пейзажа?
4) сочините стихотворение о зиме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антонова, Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка. – Русский язык в школе, 2007, №7.
- Горбич, О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку. М.: Педагогический университет «1 сентября», 2009.
- Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии. М.: Дрофа, 2006.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Применение технологии творческого развития на уроках математики...
Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).
Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих дел в классных сообществах. В рекомендациях ...
Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.
В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Творческие профессии, творческие люди
Эту презентацию можно использовать на уроках ИЗО, искусства по теме Современное искусство", а также по профориентации....
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...