БСП. Точка и точка с запятой в БСП.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Куликова Лариса Анатольевна

Изучение новой темы "БСП. Точка и точка с запятой в БСП." 

Задание: спишите предложения, соединяя группы простых предложений в бессоюзные сложные. Каким знаком вы разделили части сложного предложения. Выбор знака обоснуйте(начертите схему).

Фашисты не смогли прорваться к Москве. Гигантское оборонительное сражение на подступах к столице выиграли наша армия и наш народ.

В начале декабря 1941 г.  началось контрнаступление наших войск.  Bраг  был отброшен от столицы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bsp_tochka_i_tochka_s_zapyatoy_v_bsp.docx53.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: БСП. Запятая  точка с запятой в БСП.

Цели:

  1. Выяснить, в каких случаях в БСП ставится запятая, в каких - точка с запятой
  2. Научиться,  правильно ставить эти знаки препинания в БСП
  3. Находить БСП в предложениях и тексте и использовать их в речи.

Предметные

формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания;

развитие навыка опознавания и анализа бессоюзного сложного предложения с различными смысловыми отношениями между его частями.

Метапредметные

формирование навыков владения всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения;

развитие способности извлечения информации из различных источников;

развитие способности определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Личностные

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

накопление достаточного объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся определяют смысловые отношения между частями БСП;

знают правила постановки запятой и точки с запятой в БСП,

основные признаки бессоюзного сложного предложения, узнают БСП;

конструируют данные синтаксические конструкции;

правильно и уместно используют БСП в речи.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, видеофильм, презентация, карточки.

Ход урока:

1.Оргмомент, мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу-надо-могу», создание положительного эмоционального настроя

 

Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

Ребята, а что нужно для успешной работы  на уроке? - Внимательно слушать учителя и ответы ребят,  желание узнать новое,  быть активным на уроке.

2.Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Сегодня мы продолжим работу над БСП.

Приём «ДА-НЕТ»

Прочтите утверждение, вы либо соглашаетесь, либо не соглашается и показывает смайлик.

1 БСП - это сложное предложение, части которого соединены в одно смысловое и структурное целое с помощью интонации, без союзов и союзных слов. +

2 На письме части БСП выражаются соответствующими знаками препинания. +

3 Простые предложения соединяются в БСП при помощи союзов и при помощи относительных местоимений. -

4 Простые предложения, входящие в состав БСП, по отношению друг к другу являются равноправными и взаимозаменяемыми. -

5 Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений. +

ПРИЁМ - Игра «3 лишний» (в результате которой ученики найдут название вида сложного предложения, о котором и будет идти речь на уроке).

Работа в группах (у каждой группы на карточках по 3 предложения, надо выбрать «лишнее». В тетрадях - все схемы, а на доске старший в группе должен нарисовать схему «лишнего» и объяснить выбор).

Найдите одно «лишнее» предложение и объясните, почему оно является «лишним» среди других.

1 гр

По всей округе ливни льют, веревки из д…ждинок вьют. ПП

Толстые сосульки,  св…савшие с крыши, обта…вали на солнце; капли, падая с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны. БСП

Обл…тают с яблонь листья, сухо шепчутся с тр…вой. ПП

2 гр.

На дв…ре давно уже кончились сумерки и наступил настоящий вечер. ССП

Не то это было ра(н,нн)ее утро, не то уж наступал вечер. ССП

Даль подёрнулась туманом, чешет тучи лу(н,нн)ый гребень. БСП

3 гр.

Мы разве помним по в…сне о том, что осень подойдёт? СПП

Расступается медле(нн,н)о мрак, на берёзах колышутся ветки. БСП

Песча(нн,н)ая дорога ведёт к мостику, под которым сочится и журчит (не)видимая речка. СПП

Вы вставили пропущенные буквы и раскрыли скобки. Самопроверка. Мы работали над орфографией, что встречается в ОГЭ задание 5.

Какие знаки препинания будут разделять простые предложения в составе сложного?

Какой еще существует знак препинания, в котором присутствует запятая?

3.

Сформулируйте тему урока.

Целеполагание

Что нам необходимо  выяснить? Выяснить в каких случаях в БСП ставится запятая, в каких - точка с запятой

Чему мы должны научиться? Научиться,  правильно ставить эти знаки препинания в БСП

Что мы должны уметь к концу сегодняшнего урока? Уметь к концу сегодняшнего урока находить БСП в предложениях и тексте и использовать их в речи.

4.Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

Запишем БСП 1 и 3 групп (у доски).

Толстые сосульки,  св…савшие с крыш…, обта…вали на солнце; капли, падая с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.

Расступается медленно мрак, на берёзах колышутся ветки.

Что еще можно увидеть в простых предложениях в составе БСП? (Уже имеющиеся запятые)

Чем они осложнены?(Причастным и деепричастным оборотами).

Каковы смысловые отношения между частями второго БСП?(Перечисление одновременно или последовательно происходящих событий и явлений)

Какие выводы вы можете  сделать исходя из результата  эксперимента (исходя из  данных наблюдений)?

Где мы можем проверить наш вывод?

Самостоятельное изучение материала по учебнику.

Схематично изобразите правило постановки знаков препинания в БСП.

Физминутка.

Восстановите пословицы, представляющие собой БСП,

Худому делу — худая слава, … доброму делу — добрая память.

Хороша трава — хороша отАва; … хороший солдат — хороша и слава.

ОтАва — трава, выросшая на месте скошенной в том же году.

Жизнь короткая,  … слава долгая.

Родина поручает, …  Родина и выручает.

Живем не тужим, … своей Родине служим.

Разлученный с возлюбленной плачет семь лет;  … разлученный с Родиной плачет до смерти.

5. Этап первичного закрепления и проговаривания во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового

Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.

Прочитайте пословицы, в которых  ставится  ; . В каких случаях уместна  постановка точки с запятой?

Прочитайте пословицы, в которых  ставится , . В каких случаях уместна  постановка  запятой? 

Запишите пословицы и составьте схемы.

Проверка (эталон)

6. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Какой теме посвящены пословицы?(тема Родины и  тема славы)

Известно ли вам, чему посвящен 2020 год? (видеофрагмент указа президента о Годе памяти и славы или эмблема)

Какую знаменательную дату будем отмечать 9 мая 2020 года?

Значит,  как может быть назван год?

     Время стирает следы войны. И пока есть жизнь, должна жить и память. В этой памяти вечным огнем будет светить подвиг народа в Великой Отечественной войне. Храбрейших из своих сыновей Родина удостоила самого высокого звания – Героя Советского Союза.  Всем кайбичанам известны имена Героев Советского Союза: Кузьмина Михаила Кузьмича, Кошкина Андрея Евдокимовича, Фёдорова  Ивана Михайловича.  Они обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат.  Почётное звание получили не только солдаты и офицеры ВОв, но и города, прославившиеся своей героической обороной в период с 1941 года по 1945 год.  Этим городам была присвоена высшая степень отличия – звание «город-герой».

Просмотр видеофильма о снятии блокады

27 января 2020 года будет ровно 75 лет со дня снятия блокады с города-героя Ленинград, сегодня Санкт-Петербург.

Итак, перейдем к закреплению темы урока. Каждая пара в группе получит задание  на конструирование БСП.  Два ученика  работают у доски.

Задание: спишите предложения, соединяя группы простых предложений в бессоюзные сложные. Каким знаком вы разделили части сложного предложения. Выбор знака обоснуйте(начертите схему).

Фашисты не смогли прорваться к Москве. Гигантское оборонительное сражение на подступах к столице выиграли наша армия и наш народ.

В начале декабря 1941 г.  началось контрнаступление наших войск.  Bраг  был отброшен от столицы.

Задание: спишите предложения, соединяя группы простых предложений в бессоюзные сложные. Каким знаком вы разделили части сложного предложения. Выбор знака обоснуйте(начертите схему).

О жутких днях в истории Санкт-Петербурга известно благодаря дневникам. Истощенные люди делали записи в своих дневниках из последних сил.

27 января 1944 года город-герой Ленинград был освобожден от вражеской блокады. В этот день здесь прогремел салют.

От каких условий зависит  выбор знака препинания в  БСП? (Какой способ можно  использовать для определения смысловых отношений?)

7.Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание.

Обязательное: повторить  параграф 15

Индивидуальное на выбор:

  1. Напишите сочинение-рассуждение «Что такое мужество?», используя в качестве аргумента биографию из жизни  полных кавалеров орденов славы Назмутдинова Т.Г., Платонова В. Р. Субботина И.П, с БСП с запятой и точкой с запятой.
  2. «За далью - даль» А.Т.Твардовского  - это книга-юбиляр, 60 лет со дня публикации поэмы. Выписать из поэмы  5-6 предложений, в которой встречаются бессоюзные предложения с запятой и с точкой с запятой,

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Что же нам требуется запомнить?( нарисовать схемы на доске)

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/30-zapiataia-i-tochka-s-zapiatoi-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii.files/image005.jpg

Какие затруднения возникали по ходу урока?

Что помогло выйти из ситуации затруднения?

Добились ли поставленной цели?

Рефлексия "Благодарю…".

 Ученик выбирает одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

9. Оценивание.

Сегодня на уроке ….

Спасибо за работу и сотрудничество. Желаю вам успешной сдачи экзаменов. И новых дорог, открытий, добрых дел.

1 гр

По всей округе ливни льют, веревки из д…ждинок вьют.

Толстые сосульки,  св…савшие с крыши, обта…вали на солнце; капли, падая с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.

Обл…тают с яблонь листья, сухо шепчутся с тр…вой.

2 гр.

На дв…ре давно уже кончились сумерки и наступил настоящий вечер.

Не то это было ра(н,нн)ее утро, не то уж наступал вечер.

Даль подёрнулась туманом, чешет тучи лу(н,нн)ый гребень.

3 гр.

Мы разве помним по в…сне о том, что осень подойдёт?

Расступается медле(нн,н)о мрак, на берёзах колышутся ветки.

Песча(нн,н)ая дорога ведёт к мостику, под которым сочится и журчит (не)видимая речка.

Худому делу — худая слава, …

доброму делу — добрая память.

Хороша трава — хороша отАва;

 Примечание. ОтАва — трава, выросшая на месте скошенной в том же году.

 хороший солдат — хороша и слава.

Жизнь короткая,  …

слава долгая.

Родина поручает, …  

Родина и выручает.

Живем не тужим, …

своей Родине служим.

Разлученный с возлюбленной плачет семь лет;  …

разлученный с Родиной плачет до смерти.

Худому делу — худая слава, …

доброму делу — добрая память.

Хороша трава — хороша отАва;

 Примечание. ОтАва — трава, выросшая на месте скошенной в том же году.

 хороший солдат — хороша и слава.

Жизнь короткая,  …

слава долгая.

 Задание: спишите предложения, соединяя группы простых предложений в бессоюзные сложные. Каким знаком вы разделили части сложного предложения? Выбор знака обоснуйте(начертите схему).

Фашисты не смогли прорваться к Москве. Гигантское оборонительное сражение на подступах к столице выиграли наша армия и наш народ.

В начале декабря 1941 г.  началось контрнаступление наших войск.  Bраг  был отброшен от столицы.

 

 Задание: спишите предложения, соединяя группы простых предложений в бессоюзные сложные. Каким знаком вы разделили части сложного предложения? Выбор знака обоснуйте(начертите схему).

 

О жутких днях в истории Санкт-Петербурга известно благодаря дневникам. Истощенные люди делали записи в своих дневниках из последних сил.

     

27 января 1944 года город-герой Ленинград был освобожден от вражеской блокады. В этот день здесь прогремел салют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

Закрепление знаниий учащихся о разделительных знаках препинания в БСП....

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Урок  изучения нового материала строится на основе комплексного анализа текста....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Запятая и точка с запятой в БСП

Данная презентация содержит материал по теме "Запятая и точка с запятой в БСП"...

урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....