Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.
методическая разработка по русскому языку

Пучкова Ольга Владимировна

Технологическая карта урока

 

Класс: 2

УМК: Л.В. Занкова

Предмет: русский язык

Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.

Тип урока: формирование новых учебных знаний

Цель: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.

Задачи:

1. Ознакомить с категорией времени глаголов, учить определять время у глаголов.

2.  Развивать орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли.

3. Воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Пучкова Ольга Владимировна

Класс: 2

УМК: Л.В. Занкова

Предмет: русский язык

Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.

Тип урока: формирование новых учебных знаний

Цель: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.

Задачи:

1. Ознакомить с категорией времени глаголов, учить определять время у глаголов.

2.  Развивать орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли.

3. Воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знают понятие «время глагола»;

- демонстрируют умение   отличать одну временную форму глагола от другой;

- умеют задавать вопросы к каждой смысловой группе, распределять, находить  и писать глаголы  на основе их  грамматической категории и по заданным признакам.

Личностные - дают  самооценку/взаимооценку  на основе предложенного критерия   учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– формулируют  цель, учебную задачу деятельности на уроке самостоятельно;

– предлагают  последовательность действий по решению орфографической задачи;

– умеют  работать по коллективно/ в паре  предложенному алгоритму действия;

-  оценивают  правильность выполнения действия;

-  вносят  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- высказывают  свои мысли в устной форме;

-  умеют  работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- отличают  новое (неизвестное) от уже известного с помощью учителя;

- находят  ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

– соотносят   информацию в  текстовой  форме с информацией в схематической форме и делают вывод о соответствии или несоответствии;

- производят анализ, обобщение, классификацию и делают выводы в результате совместной работы.

Дидактические материалы:  учебник. Русский язык. 2 класс. А.В. Полякова, раздаточный материал для работы в парах и группах, карточки с заданиями, таблицами для заполнения, тестовой работой, тест по теме «Времена глаголов», (Приложение № 1).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Технологии: проблемное обучение.

Приемы: взаимотренаж.

Методы: частично-поисковый, проблемный, словесный, практический.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Мотивация учебной деятельности

 Цель: создать положительный настрой на урок

(2 мин)

Приветствие учащихся. Проверка рабочего места.

- Я рада приветствовать вас на уроке русского языка, надеюсь, он будет для вас интересным и продуктивным.

 - Пожалуйста, проверьте, всё ли на ваших партах готово к уроку русского языка? Покажите свою готовность.

- Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число в тетради.        

- Начнем урок со словарно-орфографической работы. Внимание на экран.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Настрой на плодотворную работу.

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

личностные: самоопределение

 коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний 

Цель: актуализировать изученный материал (5 мин)

  1. Словарно-орфографическая  работа. слайд № 2

Учитель открывает слайд презентации с пропущенными буквами.

Д _ журный ,   м _  роз ,   _ дежда ,  п _ беда ,  р _ бота , _твет.                      

 Взаимопроверка (дети обменялись тетрадями и провели взаимопроверку). Слайд №3.

 - Ребята, для чего мы учим словарные слова?

(Чтобы писать без ошибок, быть грамотными).

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- К какой части речи относятся?

-А теперь устно измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопросы что делать?

дежурный – дежурить

 мороз – морозить

 одежда – одевать

 победа – побеждать

 работа – работать

 ответ – отвечать

- Какой частью речи являются образованные  слова? (Глаголами.)

-Оцените себя на этом этапе.

2. Работа в парах (взаимотренаж).

Карточки-задания по теме: «Глагол»

  1. Глагол – это…
  • Часть речи
  • Часть слова
  1. Глагол обозначает…
  • Предмет
  • Действие предмета
  1. Глагол …
  • Изменяется по числам и временам
  • Не изменяется по числам и временам
  1. Глагол является…
  • Главным членом предложения
  • Второстепенным членом предложения

 Тест. Выбери верное утверждение. Слайд №4

Оцените работу на данном этапе.

Записывают словарные слова, вставляя пропущенные буквы. Взаимопроверка.

Отвечают на вопросы учителя.

Подбирают однокоренные глаголы к именам существительным.

Работают в парах, исполняя распределенные роли.

Выполняют задания в паре поочередно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма.

Оценивают свои знания.

Целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; логические – анализ объекта с целью выделения признаков

Поиск и выделение нужной информации;

Доосмысление действий - осуществляют «практическую пробу» на другом материале   совместно (в паре).

III. Постановка учебной задачи Цель: определить тему, цель урока

(3 мин)

— Тему сегодняшнего урока нам подскажет следующий

слайд №5. 

-Что вы видите? Что вы думаете об этом?

- Что общего между этими словами?  (глаголы)

- Что общего между часами и глаголами?

Слайд №6. Назовите тему урока. (Тема: Времена глагола)

- Какую цель перед собой поставите? (научится определять время глагола)

- Как достичь цели? Что нужно для этого делать?

(внимательно слушать, выполнять упражнения..)

Формулируют (уточняют) тему урока, ставят цели, называют учебную задачу.

Формулируют учебную задачу под руководством учителя.

IV.Решение учебной задачи.

Цель: формировать представление о категории времени, умение определять время глагола

(15 мин)

Слайд №7.

 Этот хитренький глагол себе ВРЕМЯ изобрел.

 «Ухожу», - кричит  сегодня.

« А вчера, - кричит, -  ушел».

«Завтра, - скажет, - я  уйду!»

 Позавидуйте ему!

- Ребята, сколько мы знаем времен у глагола?

- Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?

- Какие слова помогли определить время? (Сегодня, вчера, завтра.)

- Какое время сейчас показывают часы? (08:10)

- Какое время часы покажут через 20 мин?

- Какое время часы показывали 20 мин назад?

Мы получили 3 точки – 3 формы времени. Какие формы времени глагола вы знаете? (Прошедшее, настоящее и будущее время).

Структура «Corners».

Посмотрите ребята на стены класса, какие таблички вы видите?

-На столах у вас лежат файлы со словами-глаголами. Возьмите по одному слову и подойдите к тому времени, в котором стоит ваше слово.  

Прошедшее время

(вчера)

Что  делал?

Настоящее время

(сейчас)

Что делает?

Будущее

время

(завтра)

Что сделает?

СМЕШИЛ ПОКАЗАЛА

СВАРИЛ

ПРЫГАЛА

СВЕТИЛО

НАРИСОВАЛ

ПОНЯЛ

КРАСИМ

РИСУЮ ЧИТАЕТ

ЛОВЯТ

ГОТОВИТ

СМОТРИТ

ОХРАНЯЮТ

РЕШИМ

УЛЕТЯТ

НАПИШЕШЬ

ПРИБЕГУ

ПОКРАСИТЕ

СДЕЛАЕТ

ВСПОМНИТ

Проверка.

- Прочитайте слова 1 группы? Почему вы встали в эту группу?

- Прочитайте слова 2 группы? Почему вы встали в эту группу?

- Почему ваши глаголы оказались в 3 группе?

*Выберите одно понравившееся слово и составьте с ним предложение.

- Итак, какие формы времени глагола вы повторяли? (наст., прош., буд.)

- Как определить время глагола? (по вопросу и значению)

- Проверьте, оцените результат.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, распределяют глаголы на группы

Работают в группе, заполняют таблицы.

Выполняют задание, распределяются по группам, проверяют,  отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

умение задать вопрос, выразить свои мысли, доказать предположения

анализ, синтез учебного материала, классификация глаголов по временам; высказывание предположений, их доказательство

V. ФИЗМИНУТКА

(2 мин)

Повторяют движения под музыку.

Повторяют движения под музыку.

VI. Закрепление знаний и способов действий. (10 мин)

  1. Работа в парах.

- Мы знаем, как определить время глагола, что будем делать дальше? (применять знание в упражнении).

- Для этого поработаем в паре с соседом по плечу.

- Какие правила работы в группе вы знаете?

 а) Игра «Времена глагола».

Вам нужно распределить глаголы по временам и записать в 3 столбика.

б) Работа по картинке. Подберите к рисунку по три глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени.

- Проверим вашу работу. Объясните, почему слова распределили так?

 *Придумайте два предложения с глаголами в настоящем времени.

2*. Самостоятельная работа. Карточка с заданием.

 Вставьте пропущенные буквы, определите время глаголов в предложении и запишите в строчку только первые буквы форм времени глаголов. Объясните орфограммы.

- Какие формы времени могут быть у глагола?

- Как определить время глагола? (по вопросу и значению)

Какой вывод можно сделать на данном этапе работы? Оцените свою работу.

Работают в парах.

Распределяют слова по группам.

Записывают 3 предложения с использованием трех форм времени глаголов.

Вставляют пропущенные буквы, находят глаголы в предложениях, производят самопроверку.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

определять время гл., изменять по временам;

- отличать глагол от других частей речи;

-изменять гл. по числам;

- объяснять изученные орфограммы

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин)

- Какую цель ставили на урок? (повторить формы времени, научиться их определять).  Проверим, удалось ли её достичь, выполнив задание. Тест по теме «Времена глаголов»

Возьмите лист самооценки «Лестница успеха», оцените свои результаты. Если вы поняли тему, то обведите человечка наверху лесенки, если были проблемы в работе, пока сложно определять время глагола, то на середине лесенки, если было трудно, не понятно, то обведите человечка на нижней ступеньке. Покажите свою оценку. (2-3 объясняют).

Отметки за урок.

Отвечают на вопросы. Выполняют тестовое задание по определению времени глаголов. Подводят итоги, оценивают результат своей деятельности.

Открыто осмысливают, оценивают свою деятельность на уроке.

VIII. Домашнее задание.(3 мин)

- Запишите д/з в соответствии с уровнем знаний:

1ур. - с.77 упр.154

2ур. - с.78 упр.155

3ур.* - Составить и записать текст из 3-5 предложений  про лето, используя глаголы только будущего времени.

- Почему глаголы должны быть только будущего времени?

- Спасибо за урок, было приятно с вами работать.

Слушают объяснение учителя. Записывают домашнее задание.

Приложение № 1

Карточки-задания по теме «Самостоятельные части речи. Глагол».

Теория 1

Речевые  клише  1

Задания – уровень стандарта  1

Прототипы заданий 1

Прочитай:

Глагол –   часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.

  Глагол является главным членом предложения - сказуемым.

Закончи  предложения:

  1. Глагол – это…..

  1. Глагол отвечает на вопросы ……

  1. Глагол обозначает ….

  1. В предложении глагол ………………

I. Определи :

1. Что обозначает глагол?

1) Предмет.

2) Признак предмета.

3) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

1) Кто? что?

2) Какой? какая? какое? какие?

3) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

1) Главным членом.

2) Второстепенным членом.

II.

Задания выполню по правилу:

Глагол –   часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.

Глагол является главным членом предложения - сказуемым.

1)Определи глаголы:

Летчик, полёт, летать.

2)Отметь строку, где все слова являются глаголами

 а) учить, учитель, учебный; 

 б) учить, учу, учитесь; 

  в) дуть, дуло, дуновение; 

  г) спорить, спор, спорный.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцатое октября. Классная работа.

Слайд 2

Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать, говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет. И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про … глагол

Слайд 3

Что мы знаем о глаголе? Продолжи фразы: Глагол – это часть речи, которая обозначает_______ и отвечает на вопросы________ . В предложении глагол чаще всего является ________.

Слайд 4

В предложении является сказуемым

Слайд 5

Снежное покрывало покрывало поле. Со стекла стекла вода.

Слайд 6

Изменение глаголов по временам Прошедшее Настоящее Будущее Действие происходило до момента речи читал Действие происходит в момент речи читает Действие произойдет после того, как о нем скажут будет читать

Слайд 7

Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы__________________ . Глаголы будущего времени отвечают на вопросы____________________ . Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы __________ и имеют суффикс ______.

Слайд 8

Времена глагола Прошедшее время Настоящее время Будущее время Несовершенный вид греть Грел Грела Грело Грели Грею Греешь Греет Греем Греете греют Буду греть Будешь греть Будет греть Будем греть Будете греть Будут греть Совершенный вид согреть Согрел Согрела Согрело согрели Согрею Согреешь Согреет Согреем Согреете Согреют

Слайд 9

Работа с учебником Упр.141

Слайд 11

Изменение глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени Время По числам По лицам По родам Прошедшее Да Нет Да Настоящее Да Да Нет Будущее Да Да Нет

Слайд 12

Самостоятельная работа Упр.137

Слайд 13

Глагол Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Обозначает действие предмета Глаголы изменяются по временам (настоящее, прошедшее, будущее). В настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам. В прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

Слайд 14

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Прошедшее время глагола"

Цель данного урока – познакомить пятиклассников с образованием формы прошедшего времени глагола, проверить усвоение ранее изученных тем «Правописание –ться   и  -тся  в  глаго...

Игровые методики на уроках английского языка в 3 – 4-х классах (на примере темы «Простое прошедшее время глагола»)

Тому, кто преподает в начальной школе, хорошо известно, что дети легче запоминают довольно сложные грамматические формы, если материал урока подается в интересной игровой форме. При изучении простого ...

МАСТЕР-КЛАСС «АВТОРСКИЙ УРОК» Прошедшее время глагола при изучении темы «Отдых за рубежом».

Тема: Прошедшее время глагола при изучении темы «Отдых за рубежом».Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.Форма проведения урока: урок-творческая мастерская....

Разработка урока французского языка в 6 классе по теме «Прошедшее время глаголов».

Форма урока: урок-играЦели урока:Практическая: Повторение и закрепление правил грамматики «Прошедшее время глаголов passé composéОбразовательная: Знакомство с замками Франции как элемен...

Урок русского языка по теме " Прошедшее время глагола" 5 класс

Урок русского языка в 5 классе  20.04.2015 ТИП  УРОКА : урок-исследованиеТема: «Прошедшее время глагола»Цели урока:1)    повторить сведения о глаголе как части речи, спос...

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе по теме "Прошедшее время глаголов"

Методы и приемы : игровой метод, наглядный (презентация к уроку – задания на слайдах), проблемный  (создание проблемных ситуаций, требующих применения знаний для их выполнения)....

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...