ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по русскому языку

Ртищева Елена Анатольевна

Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Повысить мотивацию мне помогают  нетрадиционные формы и методы преподавания, активное внедрение ИКТ, которые  способствуют развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_rus_yaz._i_literatury.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Мы живём в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80 - х годов XX века и до сих пор продолжает наращивать темпы. Вот её основные вехи: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, создание глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Все эти новшества широко используются почти во всех профессиональных сферах и в быту. «Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно - технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида» (А. И. Яковлев).  Одним из приоритетных направлений этого процесса является информатизация образования,т.е внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. 

«Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры, никто не спорит, но меняются времена, меняются и нравы. Прошли те времена, когда педагог ассоциируется человеком с плеткой.
Сегодня учитель – это прежде всего наставник, сотрудник и единомышленник. Как же в данное время заставить ребенка учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. Исходя из своего современного образа, педагог сам себе отвечает: «Для того, чтобы смотивировать ребенка на учебу, нужно на уроке дарить ученику интересные яркие эмоции. Только яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, вызывающих самостоятельный поиск ребенка могут удовлетворить активность его пытливого ищущего ума, развить интерес к предмету».

Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Повысить мотивацию мне помогают  нетрадиционные формы и методы преподавания, активное внедрение ИКТ, которые  способствуют развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. 

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику», - писал Л.Н.Толстой.

 Одной из главных задач на уроке была и  остается формирование  прочных знаний, умений и навыков у обучающихся. Одним из путей ее решения  для меня является  использование  интерактивной доски, возможности которой позволяют сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку. Доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Традиционная школьная меловая доска уже не справляется с новыми функциями. Новое поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации требуют от учителя другого подхода. Современная школьная доска должна быть интерактивной – к этому выводу приходит каждый, кто сталкивается с все возрастающими требованиями к организации и информационному наполнению процесса школьного обучения.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

     Использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока, что обусловлено спецификой предмета «русский язык». Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Я применяю компьютер с интерактивной доской на всех этапах процесса обучения. При этом для ребенка интерактивная доска выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

Эффективно применение интерактивной доски на этапе объяснения нового материала. Это дает возможность учитывать возрастные и психологические особенности ребенка, позволяя каждому ученику  выбрать ту форму задания, с помощью которой он быстрее и легче овладеет учебным материалом. Теоретический материал параграфа можно представить в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.

 С помощью интерактивной доски можно активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. 

 Учителя русского языка знают, как сложно дети запоминают словарные слова. В этой работе также помогает интерактивная доска. На экран выводится словарное слово для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Ученики могут составить словосочетания как самостоятельно в тетради, так и на доске, записать однокоренные слова,  Оформление словарных слов как гиперссылки позволяет создать словари различных видов: тематический, орфографический, орфоэпический. 

Таким образом, можно выделить преимущество интерактивной доски:

  • доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам; 
  • позволяет существенно экономить время на различных этапах урока. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим; 
  • интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении; 
  • оперативный контроль знаний, умений и навыков и наличие обратной связи;  доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам; 
  • цифровые ресурсы интерактивной доски увлекают, поэтому учащиеся более внимательны на уроках; 
  • использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем - словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Использование ИКТ позволяет решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • обогащение словарного запаса;
  • овладение нормами литературного языка;
  • знание лингвистических и литературоведческих терминов;
  • формирование общеучебных умений и навыков.

Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения.

Так на уроках русского языка и литературы я  использую  текстовый редактор Word, который позволяет мне изготовить печатные материалы  к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.

Работая в программе Microsoft Publisher, активизирую познавательную деятельность учащихся. Дети готовят к уроку книжки-малышки, буклеты и т.д. Также используем для оформления результатов групповой работы выпуск газеты, информационного листка. Учащиеся учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. 

Использую на уроках литературы программу Pinnacle Studio. Делаю видеоклипы к стихотворениям поэтов, на которые композиторы написали музыку, например, по творчеству А.С. Пушкина, А.А.Дельвига,  С.Н.Языкова, С. Есенина, Н. Заболоцкого и др.

 Работа с использованием программы Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

  При объяснении нового материала на уроке использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы,  которые проектируются на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и примерами.

Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов, лекций ,внеклассных мероприятий. Дети также могут подготовить свои собственные презентации и делают их с особым интересом.

Много дополнительного материала нахожу в Интернете. Создаём совместно с детьми банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов, репродукций картин известных художников и т.п.

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Наблюдения показывают, что после занятий в компьютерном классе учащиеся начинают серьезнее относиться к орфографии и пунктуации, ученик убеждается, что неправильное или небрежное написание орфограмм или пунктограмм создает реальные помехи для коммуникации. В современных условиях, когда дети мало читают, работа с программой «Фраза» позволяет формировать мне на уроках орфографическую зоркость учащихся. 

 Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов: 

  • создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;
  • повышение качества обучения;
  • увеличение интереса к изучению предмета;
  • рациональное распределение времени урока;
  • доходчивое объяснение материала.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Такие экскурсии организую на природу, в музей, на родину писателя. Применение компьютерных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий
  • идти в ногу со временем.

Итак, из всего сказанного выше следует, что  умелое использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели в учебно - воспитательном процессе современной школы. 

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках  просто необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем я еще раз убедилась, применяя ИКТ на уроках. 
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Информационные ресурсы:

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.
  2. Старикова Т.Л. Приемы работы с интерактивной доской на уроках русского языка / Т.Л.Старикова. 2008. 28 июля. Режим доступа: http://ito.edu.ru
  3. Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий.8-9 классы. Методическое пособие  с электронным интерактивным приложением/Автор-составитель Н.Ф. Ромашина. - М.: Планета, 2012. -208 с.- (Современная школа)
  4. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках        обществознания / Н.И.Шевченко  – М.: Русское слово, 2008 
  5. http://vio.fio.ru/vio_site/ - Вопросы Интернет образования.
  6. http://spravka.gramota.ru – Грамота.ру – справочно-информационный портал.
  7. www.limu.com - Интерактивный класс 
  8. http://www.gramota.ru – Русский язык – справочно-информационный портал.
  9. http://teleschool.demo.metric.ru/ - Телешкола. Интернет-  школа. Просвещение.RU 
  10. The Geometers Sketchpad http://www.keypress.com/sketchpad/
  11. Cinderella http://www.cinderella.de/
  12. http://www.gramma.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.

Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...