"Морфология. Самостоятельные и служебные части речи". 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока по русскому языку для учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologiya.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»
Цель деятельности учителя: Углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы знания и «незнания» у пятиклассников;
Совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать предмет изучения морфологии, название самостоятельных и служебных частей речи, их назначения; уметь распознавать слова как часть речи; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому совершенствованию.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запиши сегодняшнее число, тему урока и приготовьтесь к работе.
- Ребята, мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется «Морфемика».
- Что изучает данный раздел?
- Какие еще разделы лингвистики вам известны?
- Что изучает каждый из разделов?
- Сегодня мы начинаем новый раздел науки о языке «Морфология».
Давайте обратимся к учебнику. Находим тему нашего урока.
- Прочитай нам теоретические сведения, которые есть в учебнике по данной теме.
- Ребята, откройте содержание учебника. Давайте посмотрим, что мы будем изучать в данном разделе. Пробегите глазами по темам, встречались ли вам такие, которые вы ещё не проходили.
2. Мотивация учебной деятельности
Как Морфология порядок навела
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"
- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.
- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
- А какие формы у вас есть?
- Род, число, падеж.
- А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
- Становитесь под знамя "Имя существительное", - приказала Морфология.
- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.
- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.
Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.
У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Имя Существительное, Имя Прилагательное, Имя Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.
3. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, назовите , какие части речи были перечислены в данной сказке? Сколько их?
- На какие группы делятся части речи?
- Попытаемся сформулировать цель нашего урока (уметь определять части речи, научить отличать самостоятельные части речи от служебных).
- Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным? Что вы о них знаете?
- Назовите, какие части речи относятся к служебным?
Различие служебных и самостоятельных частей речи.
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
Имеют лексические значение, отвечают на вопросы. | Не имеют лексического значения, нельзя задать вопрос. |
Обладают морфологическими признаками. | Не изменяются. |
Являются членами предложения. | Не являются членами предложения. |
Имеют морфемный состав | Не имеют морфемный состав |
4. Физкультминутка
Большая буква
Если слова пишутся с большой буквы – поворачиваемся друг у другу лицом и лопаем в ладоши, если с маленькой – поднимаем руку.
Барсик, котёнок, город, Никита, третьеклассница, река, Воронеж, собака, Волга, корова, Дружок, воробей, школа, урок, учитель, Анна Сергеевна.
4. Работа над темой урока
4.1 Прослушайте отрывок из стихотворения.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
- О чем говорится в стихотворении?
- Как вы понимаете «держи лентяйку в черном теле», «не снимай с нее узды»?
4.2 Работа с таблицей
Заполните таблицу части речи, напишите вопросы к ним и примеры (1-2) на каждую часть речи из стихотворения.
Часть речи | Вопросы | Примеры |
Имя существительное | ||
Имя прилагательное | ||
Имя числительное | ||
Местоимение | ||
Глагол | ||
Наречие | ||
Предлог | ||
Союз | ||
Частица | ||
Междометие |
- Каких частей речи не нашлось в стихотворении? (числительных, наречий, междометий) Дополните свои примеры.
- Какие части речи самостоятельные? Назовите служебные части речи.
- Как вы их определили?
4.3 Выполнение тренировочных упражнений.
5. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока
Результаты урока
Сегодня на уроке мы вспомнили……
Сегодня на уроке мы узнали………
Сегодня мы на уроке говорили о……
6. Обсуждение домашнего задания
Нарисовать карту государства «Части речи».
Написать мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....
5 класс - Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Урок изучения нового материала в 5 классе. Тезисы. Формулировка темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в дальнейшем произойдёт расширение и углубление полученных знаний. Разделы лингв...
Урок русского языка в 7 классе. Самостоятельные и служебные части речи
Тема урока рассматривается на материале литературных произведений...
Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...
«Путешествие по стране Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог»
Урок-путешествие по Морфологии....
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.
Цели:обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производными и н...