Эссе на тему "Учить и учиться"
материал по русскому языку
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Учить и учиться».
Профессия учителя, на мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: мы учим детей, а дети учат нас. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше, чему учиться, если бы не ученики. Только с их помощью вижу, что у меня получается, а что нужно изменить.
В современной школе учат учиться, создают условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием. Исходя из Федерального государственного образовательного стандарта, можно сказать, что для системы образования сформировался новый девиз – «Образование на протяжении всей жизни».
Я окончила школу в 2007 году, в то самое время, когда традиционные экзамены сменялись едиными государственными экзаменами во всей России. По требованиям ЕГЭ нужно было выбрать несколько предметов для поступления в ВУЗ. Русский язык и математика были обязательными экзаменами, которые сдавали все учащиеся. Дополнительно я выбрала историю, обществознание и русскую литературу. По результатам ЕГЭ я поступила в ТГУ. После окончания университета со своей семьей приехала на малую родину своего мужа, где устроилась работать в сельскую школу. И вот 4 года я учитель русского языка и литературы.
Каждый раз, входя в класс, я испытываю тревогу: поймут ли меня дети? Смогу ли я добиться их доверия? Смогу ли научить мыслить и рассуждать, отстаивать свою точку зрения?
Сложилось представление о том, что учитель – это человек, способный видеть индивидуальность учащихся, реагировать на различные потребности школьников, создавать благоприятный климат и принимать ответственность за качество своей деятельности.
Постоянно задаю себе вопрос, что должно быть главным для меня, как педагога? Ответить на него очень не просто. Главное для меня в педагогической деятельности – найти подход к каждому ребенку, стать старшим товарищем, наставником, к которому можно обратиться за помощью и советом по разным вопросам, порой даже не касающим школьной жизни, ведь педагог – это еще психолог.
Достаточно ли только научить учиться, добывать знания и применять их в жизни? Как же без нравственных ориентиров – доброты, любви, честности, справедливости? Задача учителя – воспитать Человека, который сможет найти свое место в жизни, ставить перед собой цели и достигать их, самореализоваться и быть активным гражданином и патриотом своей Родины.
Думая над вопросами «кто, кого и чему учить?», я прихожу к выводу, что мы с учениками находимся на равных. Ведь для того чтобы учить, надо учиться самому и делать это с интересом.
Учитель – искатель, странник, всегда находящийся в пути, в поиске, готовый учиться и отвечать на вызов времени.
В современном мире учителю работать и труднее, и легче. Изобилие источников информации, с одной стороны, дает возможность работать с разнообразным материалом – это интернет, электронная связь и телепередачи, но с другой стороны, как разобраться во всем этом и не нарушить основную заповедь: «Не навреди!». Из–за ошибок учителя страдают дети. Даже страшно становится, что на тебе такая ответственность.
Учитель всегда сомневается, достаточно ли я знаю, чтобы учить? Понимают ли меня дети? Правильно ли я объясняю?
Часто случается, что учителя жалуются на школьников из - за того, что дети не умеют или не хотят их слушать, занимаются любыми делами, кроме преподаваемого предмета.
Чтобы научить детей слушать эффективно, я применяю правило три «С».
С – слушать – интерес
С – слышать – понимать, что ты требуешь и даешь
С – слушаться – дисциплина
В толковом словаре С. И. Ожегова дано следующее разграничение понятий: «слушать – воспринимать слухом что-нибудь, следовать чьим-нибудь советам, приказам»; слышать – различать, воспринимать что-нибудь слухом; замечать, чувствовать, слышать для подтверждения сказанного». «Слышать» - это еще и одновременно размышлять и сопереживать говорящему, мобилизовать себя на рассуждение, участие в диалоге по поводу услышанного.
С помощью приемов овладения детьми навыков «слушать и слышать» мы стремимся сохранить активность внутренней психической деятельности ребенка, когда знания, изучаемые на уроках, вызывают в нем живой интерес.
Как сделать так, чтобы урок был интересен, личностно-значимым и чтобы каждый учащийся был включен в активную познавательную деятельность на уроке? Одна из главных задач, которую должен решать учитель на первых этапах урока – это сформировать активную позицию учащегося. Я считаю, что этап урока, «актуализация знаний» очень важен для открытия нового учениками. «Актуализация» говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными на данном уроке, вспомнить прежнее, извлечь из личного опыта учащегося, сделать знания личностно значимыми для ученика. Учащиеся воспроизводят известные им знания, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями. Содержание данного этапа поможет решить проблемные ситуации, достичь целей урока. Это устное решение лингвистической задачи по предыдущей теме, беседа по дополнительным источникам информации (например картины, пословицы, поговорки, цитаты, афоризмы, мифы, легенды.)
Исходя из правил трех «С» в процессе урока происходит обратная связь, то есть учитель, уча детей, сам учится у детей. Учиться – это возвратный глагол, который означает выполнения действия над самим собой.
По определениям глаголов «учить» и «учиться» рассмотрим смысловую и грамматическую разницу между ними и научимся правильно их применять.
«Учить» - это процесс получения новых знаний или наделения другого знаниями.
«Учиться» - это тоже процесс обучения, но возвратный глагол, который означает выполнения действия над самим собой.
Таким образом, желание и умение учиться есть самое главное для человека. Если этих способностей нет или они не выработались системой ежедневного труда, волей, то, как бы талантлив ни был человек, он принесет мало пользы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эссе "Учить учиться"
размышление на тему о том как и для чего учить учиться....
Эссе «Учиться и учить»
конкурс "Учитель года"...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
эссе "Учить, учась"
Моя статья...
Эссе "Европа, почему не учишь уроки?"
Конкурс Фонда Холокост "Память о Холокосте -путь к толерантности"....
Конкурсный материал эссе " Учить и учиться"
Никогда не жалела о своем выборе профессии и даже горжусь им....
Эссе на тему: " Чтобы учить, надо учиться"
Эссе на тему: " Чтобы учить, надо учиться"...