Эссе "Европа, почему не учишь уроки?"
материал по истории (9 класс) на тему


Конкурс Фонда Холокост "Память о Холокосте -путь к толерантности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_1.doc51 КБ
Microsoft Office document icon programma_fakultativa.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

"Память о Холокосте – путь к толерантности"

« Европа, почему не учишь уроки?»


Я не знаю, как писать о Холокосте,

Чтобы не было потом страшно. 
Ведь взывают из земли кости, 
И не чьи-нибудь они – наши… 

Как в горящее взглянуть гетто, 
Что б не вздрогнули от слез руки, 
Эти дети навсегда – где-то… 
А могли бы быть уже внуки… 

Как с улыбкой показать печи 
В распахнувшихся вратах ада? 
Догорают в тишине свечи… 
Лучше, молча, посидим рядом…

ШуламитаЧепела

Еврейской крови нет в крови моей.

Но ненавистен злобой заскорузлой

Я всем антисемитам,

как еврей,

И потому –

я настоящий русский!

Е. Евтушенко  «Бабий Яр».

 Как ответить на вопрос ученика – зачем учить историю?

     В начале учительской карьеры ответом были мои  пламенные речи о предостережениях истории, «уроках» истории, о поднадоевших трагедиях сначала и  фарсах повтора. Но чем дальше и дольше я плыву в беспокойном море школьного  исторического образования, тем чаще сама задаю себе этот вопрос. Почему?

В  отпуске мне хотелось  хоть немного уделить внимание дому, уставшему от невнимания за учебный год. Начала с книжного шкафа и полок, нещадно заваленных книгами, конспектами, распечатками. Почему-то среди моих бумаг лежали студенческие лекционные записи по философии старшей дочери. Интересно, что пришло на смену диамату, истмату, научному коммунизму. Открыла  наугад тетрадь и, как в книжном гадании,  первым  прочитала  многократно подчеркнутое предложение: «История учит нас тому, что ни чему не учит».

    Вот и ответ на вопрос!!! И не надо долго рассуждать о причинах, фактах и факторах, особенностях и роли личности в истории!

    Сначала это был спор с воображаемым оппонентом, потом спор перерос в длинный монолог с путаными примерами и аргументами, которые должны были опровергать «философскую» мысль, но, пытаясь доказать, что история нас чему-то учит, я все больше теряла свою уверенность. И было отчего!

   Одним из моих любимых изучаемых исторических периодов являются 30-е – 40-е годы XX века как во всеобщей, так в истории России. Великие, трагические годы!

   Я отношусь к поколению, которое узнавало о войне  от её непосредственных участников, которые были ещё и родными, близкими людьми.  Фронтовые рассказы не просто представляли факты, описания:  они были точными слепками состояния души человека в то страшное время. Сила эмоциональной окраски воспоминаний  как бы переносила нас, детей, в те события.

   Именно из рассказов дедушки Саши, Иванова Александра Митрофановича, у меня сложился образ войны – темное страшно серое небо, нельзя громко говорить, ты всегда от кого-то прячешься, бежишь, а тебя догоняют немецкие солдаты с автоматами. Даже сейчас немецкая речь у меня ассоциируется с войной.

    Дедушка попал в плен под Харьковом в 1942 году, до сентября 1944 содержался в лагере для военнопленных на территории Румынии или Молдавии, подконтрольной Румынии. Рассказы о лагерной жизни были страшны. Я не могла понять, ЗА ЧТО, как ОНИ могли?! Я приведу только один рассказ дедушки. В лагере он организовал комитет сопротивления, готовил побег, бежали несколько человек, он  спрятался на поле среди высокой кукурузы. После лагерных картофельных очисток кукуруза была деликатесом. Наелся и не заметил, как уснул. Проснулся от толчков в бок. Открыл глаза и увидел православного священника – «румынского попа», как неуважительно, с оттенком презрения говорил дедушка. Конечно, беглец обрадовался, ожидая помощи, защиты, но вместо этого был отведен в лагерь, т.к. «попу» за это полагалась большая награда – целая корова. Дедушка упрашивал не делать этого, пытался объяснить, что его могут казнить. Но что такое жалкий оборванный советский военнопленный, «коммунист»,  по сравнению с будущим молочным изобилием!   В лагере охранники встали в круг и внутри этого круга долго били, как хотели. Ну, ладно хоть не убили. Дедушке было 27 лет. На семнадцать меньше, чем теперь мне.

     Когда я представляла себе этого так называемого  «священника», этот круг садистов-убийц, которые соревновались между собой в жестокости и силе ударов, которые БИЛИ МОЕГО ДЕДУШКУ, мне не хватало воздуха от злости, слез, обиды.

    Все мое поколение, родившееся спустя 25—35 лет после войны, поймет меня и разделит мои чувства.

    Дедушка умер в декабре 2006 года, через полгода после своего 90-летия. Думая о нем, вспоминая его, я ловлю себя на мысли, что все-таки хорошо, что он не видит происходящего сейчас на Украине, особенно в Одессе, где он начинал военную службу.  Как нацизм расцвел здесь буйным цветком? Почему Европа так быстро забыла крематории гитлеровских концлагерей, «хрустальные ночи»,  нацистские свастики?

В конце 30-х годов прошлого столетия европейские правительства с молчаливого согласия Лиги Наций позволили Гитлеру пройти путь от австрийского ефрейтора, с трудом скрывавший свой комплекс неполноценности, до фюрера, заворожившего целую  нацию.  Ему можно было все – совершать провокации против своих политических оппонентов, принимать законы, разделяющие граждан  по расовому признаку,  аннексировать территории, разделять и захватывать суверенные государства, прикрываясь волей народа и интересами Германии:

Deutschland, Deutschland

Über alles,

Über alles

Inder Welt.

Гитлер должен был набраться силы и раздавит Советскую Россию.

   Что было потом, мы хорошо знаем. Европе все же пришлось вступить в борьбу с нацизмом. Но 60 миллионов человек стали искупительной жертвой будущего мира. Нюрнбергский процесс осудил виновных и провозгласил нацизм вне закона.

    Проходит примерно 70 лет (незначительный срок с точки зрения истории) и мы видим повторение событий. Только теперь фурункул фашизма вылез на Украине. Гонения на русскоязычное население, антиеврейские выпады, украинский национализм и шовинизм, нападение на российское посольство, леденящие душу события в Одессе уже названные «новой Хатынью», откровенный «газовый шантаж»,  открытая война сторонников фашистской идеологии с согражданами на юго-востоке не только не возмущают европейских политиков, а, скорее, вызывают у них сочувствие и  поддержку  новой украинской власти. ООН тоже не торопиться призвать к порядку украинских наци, подозрительно смотрит в сторону России. Эту политику тоже можно назвать «политикой умиротворения». Нацисты препятствовали выезду евреев из Германии, потом из Европы. Нынешние украинские власти не позволяют спасаться от войны собственному мирному населению. Украинский «правый сектор» аналогичен отрядам СС. Его лидер Д. Ярош допущен к участию в президентских выборах.

Свободная энциклопедия Википедия определяет Холокост в широком смысле как  преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленныхполяков, евреев, цыгангомосексуальных мужчинмасоновбезнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования фашистской Германии. Новые руководители Украины, пришедшие к власти через государственный переворот, фактически продолжили политику Холокоста в отношении своих граждан на юго-востоке, рускоязычных, евреев.  В Киеве совершено нападение на председателя организации «Хацала Украина» раввина Гилеля Коэна.В ночь на 28 февраля 2014 неизвестные вандалы разрисовали стены синагоги Нер-Тамид в Симферополе свастикой и антисемитскими надписями. Несколькими днями ранее нападению подверглась синагога в Запорожье, которую неизвестные забросали бутылками с зажигательной смесью. Со сцены Евромайдана депутат  Богдан Бенюк, ранее прославившийся своими безграмотными антисемитскими высказываниями, кривляясь, изобразил Жида, которому «все равно», чья власть, он всяко имеет «свой гешефт». В Киеве запросто можно бить избитым, если решишь пообщаться на русском языке.

   Для идеологической характеристики «Правого сектора», украинской партии «Свобода» применяется термин «неонацизм». Значит, политика нынешней власти на Украине – «неохолокост».

    Важной составляющей немецкого нацистского государства была мощная идеологическая пропаганда. Подавляющая часть немецкого общества искренне поддерживала фюрера. Современный украинский нацизм также тщательно «проутюжил» сознание своих граждан «москальской» и «жидовской» угрозой.

Страшно смотреть на прыгающую в центре Киева толпу, повторяющую мантру «Кто не скачет – тот москаль». В нацистской Германии сжигали книги «неудобных» авторов. Современная Украина запрещает российские фильмы, книги .Немец Генрих Гейне в трагедии «Альмансор» задолго до этих событий написал:«Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».

Европа прошла через нацистский ад. Неужели Россия вызывает у неё такую ненависть, что она готова еще раз пройти страшный путь прозрения? Неужели образованные европейские политики, гордящиеся многопоколенной цивилизованностью своих народов, не видят ужасающей схожести событий?

И возникнут концлагеря где-нибудь под Киевом или Житомиром, и потянуться к ним скорбные вагоны со всеми, кто не согласен с «Евромайданом»? И завизжат женскими и детскими голосами газовые камеры, задымят крематории? И молодой парень попадет в плен и, умирая то голода, непосильного труда, побоев, будет думать о свободе,  как когда-то  мой дедушка в 1943?

   А потом состоится, например, Полтавский процесс. И украинцы, как когда-то немцы,  будут каяться и удивляться своей наивности: как же это они могли поддаться колдовским чарам этих  демонов-искусителей? 

   Не нужно все это переживать заново. Для того мы и учим историю, чтобы знать,  почему это произошло, что будет дальше и чем все закончиться.

Я считаю, что в школьных программах по истории необходимо увеличить количество часов на изучение Второй мировой и Великой Отечественной войн: прежде всего причин, истории международных отношений в 30-е годы ХХ века, а в современных условиях взрыва неонацизма  в обязательном порядке  отдельно выделить тему Холокоста как важнейшей морально-этической составляющей всей военной темы. Почва для возникновения фашизма – обыкновенное невежество. Современный фашизм (неонацизм) в обществе вырастает из той же почвы:  нынешней молодежи и в России и в Европе не хватает знаний о истинных причинах самой масштабной войне, которое пережило человечество.  Тема Холокоста практически не затрагивается в школьной учебной литературе. Но в России, в отличие от Европы, существует единая общественная оценка событий Второй мировой войны и Великой Отечественной войны – фашистская идеология антигуманна, античеловечна. День Победы 9 Мая – главный  праздник российского народа.

  Обращаюсь к  Европе, и прежде всего, к Германии. Вы так кичитесь своей педантичностью, образованностью, смотрите с презрением на мужицкую Россию, а уроки не учите.



Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса

«Холокост в новейшей истории Европы».

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса.  На данном этапе обучения в школе учащиеся изучают такие дисциплины как история России и всеобщая история, обществознание, поэтому целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями.

Цели и задачи курса:

  • Формирование толерантного сознания и восприятия окружающего мира учащимися;
  • формирование  у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;
  • привить учащимся чувства патриотизма и гражданственности.

Программа рассчитана на один год – 34 часа, из расчета один час в неделю.

Данные занятия являют собой дополнительное образование как:

  • дополнение к базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний;
  • знакомство учащихся с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ.

В рамках факультатива предусмотрена практическая часть, которая может быть проведена как запланированный субботник в конце факультативного курса, либо по возникшей необходимости. Детям предлагается убрать (закрасить) неонацистские, антисемитские лозунги, символы, рисунки, если они имеются, в общедоступных местах микрорайона школы или проживания учащихся.

Текущий контроль включает: опрос, обсуждения, доклады на семинарских занятиях, написание реферата, подготовку тематических презентаций.

                                       Темы  факультативного курса

№ темы

Название темы

Количество

часов

1

Холокост в истории ХХ столетия.

1

2

Причины появления антисемитизма.

2

3

 Гитлер у власти. Антисемитизм в нацистской Германии. 

2

4

Периодизация Холокоста

6

5

Евреи Западной и Центральной Европы в период Второй мировой войны

4

6

Положение евреев в СССР в годы Великой Отечественной войны..

4

7

Дети и Холокост

2

8

Праведники Народов Мира. Яд-Вашем.

4

9

Нюрнбергский процесс

2

10

Военные преступники

2

11

Холокост в искусстве

4

12

Отрицание Холокоста как проявление неонацизма

1

Всего

34 часа

Тема 1.

Понятия «Холокост», «Шоа», «еврейский вопрос». Холокост как социальный и общественный феномен ХХ века.

Тема 2.

Основные вехи истории еврейского народа. Взаимоотношение евреев и населения европейских стран в различные исторические периоды. Христианство и иудаизм.

Тема 3.

Приход нацистов к власти в Германии. Нарушения прав человека. Изоляция, бойкот и террор: немецкая антиеврейская политика 1933-1939 гг. Отношение западных стран к антиеврейской политике в Германии. Эвианская конференция.

Тема 4.

Первый период холокоста (1938–1942 гг.).

«Хрустальная ночь». Начало политики погромов (операция «Танненберг») и депортации. Мадагаскарский план. Антиеврейская политика на оккупированных территориях и в государствах-союзниках Германии. Проблема соучастия в погромах местного населения за пределами Рейха.

Второй период холокоста (1942–1945 гг.).

Конференция в Ванзее и «Окончательное решение». Органы, осуществлявшие «Окончательное решение». Массовые депортации евреев из стран Западной Европы. Влияние на формы и темпы «Окончательного решения» поражений Германии. Попытки остановить холокост в конце войны и причины их провала.

Тема 5.

Положение евреев  в странах Европы в годы Второй мировой войны.  Гетто. Депортация в лагеря смерти. Уничтожение евреев в лагерях смерти. Крупнейшие  нацистские концлагеря. Сопротивление в концлагерях и гетто.

Тема 6.

Положение еврейского населения СССР к июню 1941 г. Нападение Германии на СССР. Осуществление плана «Барбаросса». Этапы и методы уничтожения. Геноцид еврейского и цыганского населения. Трагедия Бабьего Яра. Эйнзацгруппы и их пособники.

Тема 7.

Дети в период Холокоста. Дети в гетто и концлагерях. Свидетельства выживших и уцелевших. Анна Франк и ее дневник.

Тема 8.

Праведники Народов Мира. Критерии причисления к Праведникам Народов Мира. Виды помощи и способы спасения. Побудительные мотивы Праведников. Оскар Шиндлер. Рауль Валленберг. Пелагея Григорьева. Семья Глаголевых и другие. Яд ва-Шем -- Национальный мемориал Катастрофы и Героизма.

Тема 9.

Цели, участники, ход, итоги, историческое значение Нюрнбергского  процесса. Малые Нюрнбергские процессы.

Тема 10.

Понятие «военное преступление», «военный преступник».  Кадровые военные, нацистские партийные лидеры, «фюреры экономики», администрация и  охранники концлагерей, коллаборационисты.

Тема 11.

Холокост в изобразительном искусстве: Борис Лурье, Илья Клейнер, Самуэль Бак.

Холокост в литературе: документальные материалы «Черной книги»   (И.Эренбург,  В. Гроссман,  В. Каверин), Э. Визель «Ночь», А. Вознесенский «Ров», К. Живульска «Я пережила Освенцим»,  Анна Франк, Убежище. Дневникв письмах, М. Рольникайте, Я должна рассказать.

Холокост в кинематографе: Без судьбы, Пианист, Помни имя своё, Страна игрушек, Колыбельная (Э. Севела).

Холокост в поэзии: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Ш. Чепела, А. Галич,

А. Дементьев.

Тема 12.

Понятие «неонацизм».  Причины роста неонацистских настроений в современном обществе. Пути нейтрализации и противодействия неонацизму.

Литература:

Альтман И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941 – 1945. – М., 2002.

Альтман И. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. – М.: Фонд «Холокост», 2002.

Альтман И. А., Гербер А.Е., Полторак Д. И. история Холокоста на территории СССР. - М.: Фонд «Холокост», 2002.

Визель Э. Ночь. Рассвет. День. - М.: Олимп, 1993.

Ермаков А. Вермахт против евреев: Война на уничтожение. М., 2009

Книга Праведников  / Сост. И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак.  – М.: Фонд «Холокост», 2005.

Леви П. Человек ли это? – М.: «Текст», 2001.

Рольникайте М.Г. И все это правда. – СПб.: Издательство «Золотой век», 2002.

 Франк А. Убежище: Дневник в письмах. – М.: Текст, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Почему лучше учить немецкий язык? (В помощь учителю немецкого языка.)

Общеизвестно, что в последнее время немецкий язык теряет свою популярность. Данная презентация помогает и учителям, и детям, и их родителям в полной мере осознать весомость и актуальность немецкого яз...

Презентация к вводному уроку во 2 классе по теме "Почему мы учим английский язык"

В данной презентации мы с детьми попытались обобщить ответы на вопрос о том, зачем нам надо изучать английский язык. Кто думает, что для того, что бы получить 5 на экзамене или контрольной, а кто-то, ...

Анкета «Почему я учусь в ДШИ»

Анкета предназначена для учащихся ДШИ. В анкете педагог может выявить ряд причин, почему ребенок пришел учиться именно в эту школу....

Почему надо учить на сложном материале, а не на простом.

Автор делится своими наработками работы с одарёнными детьми, для которых разрабатывает задания повышенной сложности...

5 причин, почему стоит учить татарский язык

5 причин, почему стоит учить татарский язык...