Конспект урока развития речи.Дискуссия на тему: «Патриотизм или глобализм?». 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Урок с элементами мини-дебатов и интерактивного голосования,с использованием приёмов развития коммуникативной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дискуссия на тему: «Патриотизм или глобализм?». | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
Предмет: русский язык Урок №36 Класс: 11-Б Дата: 21.01.2020
Тема урока. РР№11.Дискуссия на тему: «Патриотизм или глобализм?».
Цели урока:
Образовательные:
- Закрепление правила устного выступления учащихся на практике.
- Повторение орфографических и пунктуационных правил.
- Закрепление умения анализировать текст.
Развивающие:
- Развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
- Развитие монологической и диалогической речи учащихся.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание уважения к собеседнику.
- Воспитание чувства патриотизма.
3)Воспитание требовательности к себе, трудолюбия, дисциплинированности, ответственности.
Оборудование: музыкальная заставка: песня в исполнении Марка Бернеса;
- эпиграфы;
-словари: русского языка, философский;
- «Перекличка веков» (составитель В.Г. Носков);
- «Русский фольклор» (составитель В. Аникина); - «Русские пословицы и поговорки» (составитель В. Аникиина).
- презентация по теме урока;
- микрофон;
- плакаты от 2-х групп
Словарик диспутанта :
ДИСПУТ – слово пришло из латинского языка и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в этом значении слово не употребляется, но служит для названия публичной дискуссии на научную и общественно важную тему.
ДИСПУТАНТ – лицо, участвующее в диспуте, спорах. Диспутанты, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.
АРГУМЕНТИРОВАТЬ – доказывать, приводить доводы, аргументы.
ДЕБАТЫ – обмен мнениями по каким-либо вопросам; споры.
ОППОНЕНТ – лицо, возражающее кому-либо в диспуте; противник в дискуссии. 2 СПОР – всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. СПОРЩИК – человек, который спорит, любитель дискуссий.
Законы диспута:
- Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.
- Перешёптывания, неуместные шутки запрещены. Острое, меткое слово приветствуется.
- ГОВОРИ, ЧТО ДУМАЕШЬ, ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ!
4. Идея стоит спора. Спорь – да не вздорь!
- Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость, принципиальность—вот лучшие качества участника диспута.
- Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит… Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
- Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа – ты, по крайней мере, испытываешь удовольствие от борьбы.
- Спорь даже с глупцом! Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, чётче определишь свою позицию.
Подготовка к диспуту:
- Составить вопросы для обсуждения.
- Провести анкетирование «Что значит Родину любить?»
- Подобрать цитаты по теме.
- Оформить класс.
- Подобрать музыкальное сопровождение.
- Выступление по вопросам. Форма проведения занятия: КСО (коллективный способ обучения) Ученики работают в малых группах.
Эпиграфы:
«Кто самого себя не не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою». (Н.М. Карамзин)
«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». (В.В. Путин)
«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины» (Дж. Кеннеди)
«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других, потомуму что именно ты в ней родился»
Учитель: Яворская Елена Ивановна
Ход урока
I Вступительное слово учителя. Мотивация работы на уроке.
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Проблема не в том, нужен или не нужен нам патриотизм.Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать пребывание на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
II Проведение дискуссии
1.Слово учителя: Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты появился на свет и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые и теплые человеческие ценности, становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Вспомните песню Марка Бернеса «С чего начинается Родина?». Я уверена, что она знакома каждому из нас (включается звукозапись песни М.Б. «С чего начинается Родина?»)
Слово учителя: - Мы объединились в 2 группы: « Патриоты » и « Глобалисты »
На предыдущем уроке мы провели анкетирование по вопросам , тесно связанным с нашей дискуссией»
2.Анализ анкетирования. Доклад социолога Изетовой Мавиле.
Вопросы для анкетирования
- Считаете ли вы себя патриотом?
- Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
- Хотели бы вы уехать из России?
- Хотели ли вы жить и родиться в другой стране? Почему?
- Престижна ли профессия российского офицера?
- Вы за или против службы в армии?
- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
- Читаете ли вы периодические издания, книги не по школьной программе?
- Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
- Есть ли у вас предмет для подражания? Кто?
3.Упражнение : « Открытый микрофон » (учитель задаёт вопросы, ученики отвечают)
Вопросы для обсуждения:
- С чего начинается Родина?
- Гордитесь ли вы своей страной?
- Считаете ли вы себя истинно русским человеком?
- Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
- Кто такой патриот современной России?
- Можно ли жить за границей и быть при этом патриотом своей страны?
- Почему американцы так часто поднимают свой флаг и поют гимн.нравится ли Вам эта традиция?
- Можно ли уйти от глобализации в наше время и нужно ли это делать?
Как видим ,по вашим ответам, у нас нет единого мнения по поводу нашей дискуссии.
4.Экскурс в историю Доклады Миночкиной К и Незировой С о рассматриваемых вопросах и их актуальности в 19 и 20 веках
5.Словарная работа:
Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка)
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Философский словарь)
Патриот- человек, который любит свою страну и готов ее защищать.
Работа над понятием Родина, «патриотизм», «патриотический» в словарях (индивидуально).
Слово учителя: Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней, как говорил великий русский писатель А.Н.Толстой.
6.Мини-дебаты
Трое представителей одной группы аргументируют свою точку зрения,а трое другой -свою.
7.Голосование стикерами «Займи позицию»
Обсуждение:
-Кто и почему поменял позицию?
III Рефлексия
Составить синквейн «Патриотизм»
В конце дискуссии мне хочется привести слова выдающегося русского мыслителя ХХ века Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить! Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями». Вы, юное! Беспокойное громкоголосое племя… На вас падает отблеск славы воинов-победителей Великой Отечественной войны и доблесть защитников нашей Родины всех эпох. Может быть, наступят такие времена, когда люди перестанут воевать, но принципы воспитания, формирующие мужество, останутся в русском народе.
Так, какие же вы: мальчишки и девчонки наших дней? Сможете ли вы поддержать честь и славу нашей Родины? Это покажет время. А пока… Я предлагаю вам составить представление о себе как о патриоте своего Отечества, оценив по пятибалльной шкале ряд качеств образа «Я – Патриот!». И подсчитать средний балл. Для этого нужно сумму баллов разделить на 8.
- Гражданин России …… баллов;
- - патриот своего народа …… баллов;
- - интернационалист …… баллов;
- - испытываю гордость за своё Отечество …… баллов;
- - сочувствие состраданиям своего народа …… баллов
- ; - готов к защите Родины …… баллов;
- - уважение к отечественной истории …… баллов;
- - вера в будущее России …… баллов. (Выполняют задание)
- Кто-нибудь хочет высказаться по поводу получившейся оценки? (Высказывания учеников, педагога) Наша дискуссия подошла к концу, и я надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога. В заключение хочу прочесть стихотворение А.Ахматовой «Родная земля»
III.Итоги урока.Оценивание.
IV. Домашнеее задание
На выбор:
Написать мини -сочинение
- Не Ролина для меня ,а я -для Родины;
- «Где родился,там и пригодился»;
- Нашего цвета-по всему свету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи в по теме "Зимние развлечения детей"
Зимние развлечения...
Конспект урока развития речи "Лицо: загадки, тайны..." в 7 классе
Урок развития речи по теме "Описание внешности" создан как урок-диалог в технологии "Диалог культур" на основе анализа текстов коми культуры, древнегреческого, древнеримского и славя...
Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....
Урок развития речи. Дискуссия "Что такое патриотизм?" (11 класс)
Урок развития речи представлен в форме дискуссии на тему "Что такое патриотизм?" Учащиеся учатся доказывать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответств...
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...
Конспект урока "Развитие навыков говорения. Чем могу помочь?" 7 класс
Урок нацелен на формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений учащихся....
Конспект урока «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» во 2 классе на тему «Ориентировка на листе бумаги. Графический диктант»
Этот материал будет полезен педагогам коррекционной школы....