Словарный урок (День словаря)
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Методическая разработка урока, посвященного всероссийскому празднованию Дня словаря. В центре внимания - словарь В.И. Даля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vserossiyskiy_slovarnyy_urok_1.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА: День словаря

Цель урока:

- формирование у обучающихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов;

Задачи: 

  1. Образовательные: познакомиться с биографией В.И. Даля,  формировать умения применять полученные знания на практике.  
  2. Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность обучающихся.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, умение работать в группах, чувство сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят обучающиеся  в ходе мероприятия:

Актуализируют знания о слове как единице речи, познакомятся с биографией В.И.Даля  и  его словарем.

Необходимое оборудование и материалы: экран, компьютер, презентация к уроку, музыка из передачи «Что? Где? Когда?»,  «чёрный ящик»,  толковый словарь В.И.Даля.

Ход урока:

  1.  Решение проблемной ситуации. Определение темы и цели занятия.

СЛАЙД №1.

Учитель вносит под музыку из передачи «Что? Где? Когда?»  «чёрный ящик».

 Учитель:  Как вы думаете, что находится в чёрном ящике?

Ответы учащихся:

Учитель, выслушав детей, достает из «черного ящика» словарь В.И.Даля.

Учитель:   Как могут быть связаны  этот предмет и тема сегодняшнего урока?  (дети высказывают свои предположения)

Учитель:  Действительно, тема нашего  занятия  будет тесно связана с понятием «Словарь» и звучит она так: «День словаря». Запишем тему в тетради.

Дело в том, ребята, что 22 ноября – день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя уникального «Толкового словаря живого великорусского языка». Именно в этот день отмечается  всероссийский День словарей и энциклопедий.  Сегодня о словаре В.И. Даля, а сначала о жизни его создателя мы и поговорим.

СЛАЙД 2. Как вы понимаете слова А.Франса?

Ответы учащихся - А что вы знаете о Владимире Ивановиче Дале? (выслушиваются ответы)

Учитель: давайте подробнее познакомимся с биографией выдающегося  человека  Владимира Ивановича Даля. Слово предоставляется …

II. Сообщение  учащегося

(Слайд 3)

Владимир Иванович Даль - гений русской словесности, который внес неоценимый вклад в развитие русского языка. Даль родился в ноябре 1801 года на Украине.  Семья его была хорошо образованной: отец родился в Дании, юношеские годы провел в Германии, где обучался богословию и различным языкам; мать была немкой и тоже увлекалась языками (знала 5 языков!).

Владимир Иванович получил домашнее образование. С ранних лет занимался стихосложением и изучением языков. Когда Далю исполнилось 14 лет, он поступил в петербургский кадетский корпус, где проучился три  года.

Окончив учебу, Даль отправляется на службу на Черноморский флот. В речи сослуживцев, он нередко замечал неизвестные ему слова. Так, например, Владимир Даль записал заинтересовавшее слово «замолаживать». Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. Так, Владимиру Ивановичу в голову пришла идея записывать слова в блокнот и разъяснять их, тем самым он положил начало составления своего толкового словаря. Служба на Черноморском флоте для Владимира Ивановича быстро закончилась. Выйдя в отставку, первое время Владимир Даль давал частные уроки, занимался репетиторством.

Вскоре Владимир Иванович решает поступить в Дерптский университет (ныне г.Тарту) на медицинский факультет. Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н.И.Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.

Попутно записывал новые слова.  «Бывало, на дневке где - нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений».. К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд пропал, попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: «Я осиротел без своих записей». Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.

После окончания русско-турецкой войны, Владимир Иванович продолжил врачебную практику - занимался проблемами эпидемии. Его смелости можно только позавидовать. Этот мужественный врач не раз бывал в селах, где зверствовала холера.

В 1832 году Даль обосновался в Санкт-Петербурге и решил сосредоточиться на литературном творчестве. Журналы публикуют его стихи и произведения, которых  накопилось очень много.

Спустя год, Владимир Даль становится государственным служащим, был назначен чиновником по особым поручениям Оренбургского губернатора. Работа заставляла его много ездить по губернским землям, и наблюдать быт простого народа. Владимир Иванович не оставляет литературной деятельности. Но не только литературой ограничивалась научная и культурная деятельность Даля. Владимир Иванович был разносторонним человеком, и за годы, проведенные в Оренбурге, собрал замечательную коллекцию флоры и фауны своей губернии. За проделанную работу Владимир Даль стал почетным членом Академии наук.

 Когда русская армия отправилась в Хивинский поход, Владимир Иванович вернулся к врачебной деятельности. По возвращению из похода, он возвращается в столицу, где начинает работать в Министерстве Внутренних Дел. Владимир Иванович не оставляет литературу и продолжает писать различные рассказы, описывать крестьянский быт и нравы простого народа.  

Учитель:  Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания. Вот, например, как выглядит «Таблица умножения» в изложении Даля:

Придет маслёна - будет блин,
Одиножды – один.
Волга Дону пошире
Дважды два – четыре.
Хлеб жнем, а сено косим,
Дважды четыре-восемь.
Без закваски хлеб не месят,
Дважды пять – десять.

Учащийся: В 1849 году он по собственному желанию отправляется в Нижний Новгород, откуда его посылают работать управляющим в удельную контору. В обязанности входило принимать жалобы крестьян, писать и составлять различные акты. На безвозмездной основе здесь Даль занимается врачебным делом, говорят, что ему приходилось даже проводить хирургические операции. Работа доставляла этому удивительному человеку удовольствие. Общение с простым народом находило отражение в его творчестве.

Даль знакомится с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным. Известно, что Владимир Иванович подсказал Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с подписью: «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин».

В.И. Даль находился у постели смертельно раненного Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.

Умер Владимир Даль в 1872 году, в Москве. Он был потрясающе разносторонним человеком, природа щедро одарила Даля умом, а он, в свою очередь, его широко использовал на благо общества.  Владимир Иванович увлекался ботаникой и зоологией, интересовался Даль и гомеопатией, спиритизмом.  Помимо этого он умел играть на музыкальных инструментах. Талант Владимира Ивановича Даля всегда находил отражение во всем, чем занимался этот замечательный человек.

Учитель: СЛАЙД 4:Подытожим!

Учащиеся обобщают услышанное.

 Конечно, главной работой Владимира Ивановича Даля был толковый словарь, который известен нам всем с детства.  «Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных».

СЛАЙД 5

  1. Цель создания словаря:  С помощью своего словаря познакомить современников с богатством и выразительностью существующего народного  языка, потому что «этот язык силен, свеж, богат, краток и ясен».
  2. Живого- значит того, на котором говорят в настоящее время. Под великорусским имелся в виду русский язык (в отличие от малорусского, т. е. украинского).

 Материал расположен по алфавитно-гнездовому принципу: в «гнездо» объединены слова, имеющие  общий корень и начальную букву (ходить – хаживать; хоженое, хождение, ход, ходьба и др.)

2. Объяснение слов дается не только описательно, но и с помощью синонимов, тождеслов (так их назвал Даль).

3. Пометки о диалектных словах (где, в каких местах России они распространены).

4. Словарь Даля - прекрасное собрание не только лексического, но и этнического материала. Изба ( истопка, истпка, истба, изба)… крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая половина…

В Сибири избой зовут отдельную стряпную, кухню, и переднюю избу, в отличие от задней, кути.

Далее следуют пословицы, поговорки и загадки, в которых упоминается изба (Всего дороже честь сытая да изба крытая).

Над своим словарем Даль работал 53 года.

Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Для упорядочения материала Даль склеивал большие коробки, куда складывал длинные листы, написанные в алфавитном порядке. Они складывались на полках - так выглядела рукопись словаря. Он мечтал поскорее пустить свой корабль на воду. Его мечта сбылась.

- Как бы вы определили значения слов ДОБРО, ЧЕСТЬ?

Учащиеся дают ответы…

Учитель: Заглянем в словарь Даля:  (СЛАЙД 6) 

Добро - в вещественном значении – имущество, достаток.»У них пропасть добра по сундукам».  В духовном значении благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. « Добрая слава дороже богатства»

Честь - внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честный человек - прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу, надёжный в слове, кому во всё можно доверять.

СЛАЙД 7. Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником «Пословицы русского народа», куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их «ремешками». Один «ремешок» шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал «ремешки» - это 180 тем. Среди них  Бог – Вера, Жизнь – смерть, « Ум-глупость», «Народ-Язык «, «Правда – Кривда» и т.д.

Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить «ремешки» друг с другом, получится лента длиною в 7 километров.

«Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде» (В.Д Берестов).

Вот некоторые пословицы в полном виде: (СЛАЙД  8)
Голод не тетка - пирожка не поднесет
«Два сапога пара,  оба левые»

«Собаку съел, а хвостом подавился»
«Утро вечера мудренее, а трава зеленее»

«Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку»

СЛАЙД 9.   Учитель:  А вы знаете, как пословица звучит на самом деле?  

Ответы на слайде
Баба с возу  (недалеко падает).
От работы кони дохнут, (а человек крепнет).
Смотришь в книгу – (ума не надо).
Не плюй в колодец – (вылетит - не поймаешь).

А теперь каждая команда получает половину поговорки. Вам необходимо её дополнить.  Полминуты на размышление.  Говорят по очереди.

Конкурс 1. Продолжи поговорку!

Куй железо… (пока горячо)
Не зная броду....(не суйся в воду)
Грамоте учиться...( всегда пригодится)
Береги платье снову... (а честь смолоду)..
Тишь да гладь… (да Божья благодать)

Доброе слово … (и кошке приятно)

Жив буду … (не забуду)

- Молодцы!

А где и кем была использована поговорка «Береги честь…»?

Ответ: в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Конкурс 2.Собери пословицу. (Все пословицы разделены на части).
Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
От трудов праведных/не нажить палат каменных.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Трудовая денежка плотно лежит / чужая ребром торчит
На одном месте лежа / и камень мхом обрастает.
Кто рано встает /тому Бог подает
Труд человека кормит /а лень портит.

- Как вы думаете, что объединяет все эти пословицы? (тема труда)

- А вы знаете, чем пословица отличается от поговорки?

Ответ: Пословица обычно предложение назидательного толка, обобщенного значения, а поговорка короче, часто иронична.

СЛАЙД 10.

Учитель: Из «Напутного слова» Даля, прочитанного им в Обществе любителей русской словесности при Московском университете, 21 апреля 1862 года:

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть разве одно только чувство и мычание».

Мы сейчас с вами посмотрим одно видео, и мне будет очень интересно узнать ваше мнение о языке героини.

 Видео  «На каком языке говорит эта женщина?» (1,5 минут).

Обсуждение! Учащиеся высказываются. 

В.И. Даль боролся с засилием иностранных слов в русском языке!

Учитель: Отгадайте загадки: (Команды поднимают руки). Загадки на СЛАЙДЕ 11

1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
3.Что растёт без кореньев? ( Камень)
4.Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три)
5.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

А сейчас потренируем дикцию! Ведь от того, насколько чисто мы говорим, зависит  правильное понимание нашей речи. СЛАЙД 12.

На слайде поговорки. Вы тренируетесь, выбираете лучшего диктора.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть…

Учитель: Молодцы! Владимир Иванович верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они продолжат и улучшат его дело. «Передай заднему мост»,- любил повторять Даль. Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперед тем, кто идет следом. Даль утверждал: «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный…»

Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени. 

 Подведение итогов.

Учитель: Ребята, какие особенности словаря В.И.Даля вы заметили? (обучающиеся высказывают свое мнение, учитель помогает сформулировать тезисы):

1.Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок, служащих для пояснения смысла приводимых слов;
2. Словарь построен по алфавитно-гнездовому принципу;
3. Слова местного употребления, обозначены пометами (южное, тверское, камчатское, архангельское, западное и др.);
4. В основу словаря был положен живой народный язык;
5. Словарь охватывает лексику письменной и устной речи 19 века, а также термины различных профессий и ремёсел.

(Слайд 13)

Учитель: Вы очень метко выделили все особенности словаря В.И. Даля, а вот что сказал о значении этого словаря академик В. В. Виноградов  «Как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля всегда будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком».

- Как вы понимаете слова академика Виноградова?

Рефлексия. Ученик – родитель.

Ребята, представьте, что сейчас, например, 2034 год. Вы – взрослые люди и уже стали родителями. Ваши дети учатся в нашей колледже. Попробуйте объяснить им  важность нашего сегодняшнего   мероприятия «День словаря».

(Высказывания детей) 

Выставление и обоснование оценок.

Домашнее задание: предлагаю вам попробовать себя в роли составителя словарей. Составьте один из несуществующих словарей (15-30 слов). Тематика – по выбору:

- словарь моих любимых слов;

- словарь самых важных слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю...

Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)

Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...

Словарный урок, посвящённый дню рождения В. И. Даля "В мире словарей"

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с биографией В.И. Даля, трудом всей его жизни "Толковый словарь живого великорусского языка", заочно встречаются с разными видами словарей и выполняют ...

Внеклассное мероприятие «Всероссийский словарный урок «День рождения В.И.Даля»

Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича ДаляЗадачи:Познакомить с краткой биографией Владимира ДаляРасширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запасРазви...

Презентация к праздничному уроку. День словарей.

Использовать материал можно в День словарей, 22 ноября....

Словарный урок "Словари-наши помощники"

Начинаем знакомить учащихся с многообразием словарей!...

Словарный урок - 2 "Словари вызывают на поединок!"

Продолжение знакомства с многообразием словарей, работа со словарями разных типов....