Имя существительное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Тюлюш Наталья Каадыр-ооловна

повторить  изученное о  существительном и применить знания на практике: показать признаки существительного, его синтаксическую роль; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe_v_10_klasse.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс. Тема:     Имя существительное как часть речи

Цели урока: повторить  изученное о  существительном и применить знания на практике: показать признаки существительного, его синтаксическую роль; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Задачи урока:

Учебно-познавательные: научить применять полученные знания на практике;   оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;  научить отстаивать свою точку зрения.  

Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать  самооценку,  развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к  изучаемому предмету.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества  и  общения.

Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: применение знаний на практике.

Форма урока данного типа: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация в программе Microsoft Power Point, схема-конспект, раздаточный материал (карточка).

Методы и приемы, способствующие успешному формированию учебной деятельности учащихся:

•   Метод открытого обсуждения полученных знаний

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Психологический настрой

Доброе утро, ребята! Эта неделя для вас и для нас особенная. Почему? (ответы учащихся)

Да, это урок русского языка, первый урок вторника, еще в нашей школе проводится конкурс «Учитель года-2020». А раз первый, то пожелаем друг другу добра, счастья, удачи, здоровья,денег. Готовы?! Начнем! Спасибо. Значит сегодня и наш урок и ваше настроение и весь день будут наполнены добром.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Проблемная постановка темы.

- Разрешите начать сегодня урок с небольшого выступления учащихся. А окажемся мы с вами сейчас на театральных подмостках. Итак,  фрагмент из пьесы.

 (Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку). 
Правдин ( взяв книгу): … Это грамматика. Что же вы в ней знаете? 
Митрофан:
Много. Существительна, да прилагательна…
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь? Котора дверь? 
Правдин:
Котора дверь! Вот эта.
Митрофан:
Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему  же ? 
Митрофан:
Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

-Из какого произведения взят отрывок, ребята? (Д.И. Фонвизин «Недоросль»).

- Правильно ли ответил  Митрофанушка  Простаков?

-К какой части речи относится слово дверь? (Имя существильное)

Что обозначает данное слово?

-Определите род, число и падеж данного слова (ж.р, и.п, ед.ч)

-А теперь давайте сделаем вывод. Каким человеком характеризуется Митрофанушка в пьесе? (Неуч). Чтобы не оказаться в такой ситуации, как Митрофанушка, мы должны учить, любить, беречь  наш русский язык.

- Учитывая сказанное, объясните, какой части речи будет посвящён наш урок? (Имени существительному.)

- Запишем тему урока  «Имя существительное как часть речи».

А на нашем родном языке как будет звучать тема нашего урока? (Чуве ады). А на английском языке? (The Adjective, т.е ЗИ Эджектив)

2. Самостоятельная работа с учебником.  

- Изучите материал §35, составьте его опорный конспект.

Первый этап урока. Предлагаю составить опорный конспект. Работа выполняется самостоятельно, индивидуально (Айыза).

Проверка индивидуальных заданий.  

                                       Имена существительные

                                        ( предмет  -  Кто?    Что?)

  Делятся по значению:                                 Имеют                                Изменяются:

Одушевл.   Неодушевл        +                                род    -                                     числам+

Собственные. Нарицательн   +                              склонение   -                           падеж+ (6)

                Схема проецируется на экран 

 - Согласны ли вы с кратким схематическим отражением материала параграфа?

Второй  этап.

  • Почему мы задать можем к одной части речи два вопроса? (Существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

-Какие существительные называются одушевленными и неодушевленнымиr? Легкий это вопрос?

Для того чтобы ответить на этот вопрос разделимся на две группы.

Давайте послушаем ответы команд:

Как мы уже знаем, существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Задание к 1 группе: расскажите все, что знаете об одушевлённых именах существительных, а 2 группа о неодушевлённых. Можете использовать теоретический материал учебника на странице 163.

Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа (людей, животных и т.д.).

Неодушевленные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления, события и т.д., которые нельзя причислить к живым существам.

Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое-неживое совпадаете грамматическим понятием одушевленное - неодушевленное.

К одушевленным именам существительным относятся:

1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),

2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник},

3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз)

4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).

Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:

1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб),

2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)),

3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;

Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек выбросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.

Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).

Третий  этап.

    Слушаем команды . Что они знают о категории:  Собственные и нарицательные имена существительные

Существительные бывают собственными и нарицательными.

К именам собственным относятся:

1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев),

2) клички животных (Пушок, Пеструха),

3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита),

4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс),

5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”).

Нарицательные имена существительные служат обобщенными наименованиями предметов: страна, река, имя, город. 

Четвертый этап. Определите род существительных, данных на карточке (Чаян).

На карточках слова: проигрыш, прабабушка, степь, мишура, забияка, простофиля, союз, сирота, дверь, малыш, озеро, поле.

Какие вопросы возникли после выполнения задания? Почему не смогли определить род существительных забияка, простофиля, сирота?

Какая  из команд ответит мне о категории рода в русском языке?( Ответы детей.)

Категория рода.   Каждое имя существительное, имеющее форму единственного числа, принадлежит к одному из четырех родов.

мужской род

врач, пес

женский род

машина, Аня

средний род

окно, животное

общий род

пьяница, судья

Особое место занимают имена существительные общего рода

К ним относятся некоторые существительные 1-го склонения со значением лица и окончаниями -А, -Я. Например: плакса, разиня

Их род определяется полом того лица, которое они называют. Например: Наша Катя - плакса (в ж. р.). Маленький Андрюша - плакса (в м.р.). Некоторые слова, обозначающие должности и профессии людей (врач, секретарь, бригадир, учитель и т. д.), имеют свойства существительных общего рода. Но они не являются существительными общего рода, т. к. употребление их в значении женского рода возможно только в форме именительного падежа, а у существительных общего рода - во всех падежных формах.

Например: Секретарь закончила перепечатку документов. Секретарь четко ответил на все вопросы.

Пятый этап.  

Склонение имен существительных

В зависимости от рода что определяется у существительного? (Склонение) Сколько склонений у существительного в русском языке? Вспомним о группе разносклоняемых существительных. Подсказка у вас на столах. Система склонения имен существительных

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

м. р. с окончаниями -а, -я

Н: папа Коля.

ж. р. с окончаниями -а, -я

Н: ваза, няня

м. р. с нулевым окончанием (кроме слова “путь”)

Н: конь строй стол ср. р. с окончаниями -о, -е.

Н: облако море

ж. р. с нулевым окончанием с мягким знаком на конце

Н: площадьмелочь

 К каким типам склонения относятся выделенные слова? Устно

Листва(1)

Городишко(2)

Деление(2)

Детвора(1)

Разносклоняемые имена существительные склоняются по-особому, и поэтому не относятся ни к одному типу склонений. Это 10 имен существительных на -МЯ:

Бремя время знамя племя стремя пламя имя темя вымя семя

А также существительные ПУТЬ и дитя. У существительных на -МЯ в единственном числе в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс -ЕН-, а у существительного дитя - суффикс -ЯТ-.

ДИТЯ дитяти дитяти дитя дитятей о дитяти

       Сегодня я до работы добиралась на метре и была я в новом пальте. Почему я  вижу ваше недоумение в классе? А как правильно произнести эту фразу? Почему? (Делается вывод о несклоняемых существительных) А как определить их род?

К несклоняемым именам существительным относятся:

1) заимствованные, оканчивающиеся на гласные;

Например: авеню, алоэ, амплуа, депо, какаду, кашне

2) многие иноязычные имена собственные;

Например: Замбези, Токио, Мериме, Золя

3) аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласные;

Например: МГИМО, ТСО, сельпо

4) иностранные фамилии, обозначающие лиц женского пола: Смит, Раульф (иностранные фамилии, обозначающие лиц мужского пола, склоняются как имена существительные второго склонения);

5) русские и украинские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ).

Например: Корейко, Седых

Шестой  этап.

Категория падежа и числа в русском языке.

   Разве можно говорить о склонении,  не вспомнив, сколько падежей в русском языке  и категории  числа. Какая из команд нам расскажет?

-А сколько падежей в родном языке? Можете перечислить? (адаарынын-им, хамаарыштырарыны-род, бээринин-дат, онаарынын-вин, турарырынын-тв, унеринин-предл, углаарынын-чок)

Просклонять устно : книги, дом, дочь (Оргаана, Аистлана, Айдын)

И.п книги      дочь         дом

Р.п книг        дочери     дома

Д.п книгам   дочери     дому

В.п книги     дочь         дом  

Т.п книгами  дочерью   домом

П.п о книгах о дочери о доме

Седьмой этап 

Синтаксическая роль имен существительных.

   Сделайте синтаксический разбор данного предложения, определите какие члены предложения выражены именем существительным

 Мария и Пьер Кюри сделали  открытие атомной эры  в холодном сарае. – разбор предложения.

Синтаксическая роль:  подлежащее, дополнение, обстоятельство      +

 Восьмой этап

Индивидуальное задание на карточке (Сюзанна).

Установите к какому лексико-граммматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные: лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.), деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.), детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.), ручища (конкр.).

ФИЗМИНУТКА.  Если имя существительное

Ж.р-присядут девочки

М.р-присядут мальчики

Ср.р-хлопок

Другая часть речи-наклон вправо

  1. Закрепление.

Работа по учебнику стр 171 Упр 176. Чтение учеником текста. Выполнить устно задания №1,2,3,4,7.

-Кто такой Михаил Пришвин?  

-Какова тема текста? Основная мысль? (Тема: призвание в жизни Пришвина.

Основная мысль: Человека ждет успех в том случае, если он проживет свою жизнь, руководствуясь своим призванием)

2). 1 склонение- (сущ в мужском и женском роде с окончаниями на –а и -я): природа, профессия, работа.

2 склонение-(сущ в мужском роде с нулевым окончанием, а также в среднем роде с окончаниями на –о и -е): город, объездчик, человек, сердце.

3 склонение- (сущ женского рода с мягким знаком на конце): благодарность, жизнь, мысль.

3). Непостоянные признаки-число и падеж

Благодарность-ед.ч, в.п., (что?)

Пришвина-е.ч., р.п (кого?)

4). Объездчик, художник, агроном. Суффикс-ник-

5). В тексте можно выделить четыре микротемы. Каждая логически связана с одним абзацем текста: благодарность природы к Пришвину; Пришвин в природе и в городе; жизнь Пришвина как пример важности в жизни человека; призвание как одна из наиболее важных частей человеческой жизни.

6). Тип речи: рассуждение. Текст содержит основную мысль-призвание как основная часть жизни и приводит аргументы в ее доказательство.

Стиль речи: публицистический. Основная функция текста-воздействие на читателя при помощи экспрессивных выразительных средств (н: величайший и здравый смысл). Наличие в тексте таких синтаксических средств, как вводные обороты (неизвестно, во всяком случае), а также причастных оборотов (запоминавшийся с первого взгляда).

7). Смысл жизни для каждого человека свой. Для одного-это создание семьи, для другого-карьера. Нельзя сказать , что чей-то выбор смысла жизни лучше или хуже. То, что приносит счастье одному не обязательно должно сделать счастливым другого. Мы не можем знать, чем руководствуется человек при выборе смысла жизни. Возможно, влияние оказывает пример родителей, увиденный в детстве, а возможно, что и найденное призвание  дает человеку сил достигать каких-то вершин в выбранной сфере. Если у человека есть смысл жизни, он именно живет, а не существует. Он позволяет человеку совершенствоваться и находить все новые и новые открытия в жизни.

8). Основной функцией междометий является  выражение всевозможных оттенков чувств (ах, ох, вау), а звукоподражательные слова-это имитация звуков природы. Они не выступают никакими членами предложения и неизменны.

9). Предикатив

Готовимся к ЕГЭ. Страница 193

  1. В (помидоров, копий, болгаров (болгар)
  2. А
  3. В (Первая книга «Тихого Дона» «Тихий Дон» названия художественных произведений не склоняются по падежам) была закончена в 1927 году).
  4. А (не подвел товарища кого?, помог классу чему?) завоевать победное место в марафоне.
  5. Г
  6. В (пугивичка-пуговица)
  7. Г
  8. Б (музей-усадьба-устойчивое сложное слово)
  9. Г (полдома-приставка пол пишется слитно, поудикарь-)

-Что мы сегодня повторяли на уроке?

Слово учителя:  Мы сегодня в полном объеме повторили все об имени существительном.

Подведение итогов урока.  Выставление оценок.

Домашняя работа: параграфы 35-38, упр  174 ( напишите сочинение-рассуждение с опорой на основную мысль текста. Основную мысль текста мы рассмотрели и поэтому с вашей стороны затруднений не будет. Это задание выполняют: Айыза, Саира, Белек, Онзагай, Сюзанна, Альбина, Айдын, Чаяна, Сырга, Алла, Милана, Менги, Оргаана. Остальные выполняют упр 178-указать род имен существительных)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное как часть речи

На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы.      ...

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс

"Имя существительное как чать речи".  Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....