Слитное и раздельное написание "не" с наречиями на -о и -е
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechiya_na_-o_i_-e.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и

Учитель: Салимбаева Любовь Васильевна

УМК  М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под научной редакцией Н. М. Шанского – М.: Просвещение, 2019.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология построения урока: проблемно-диалоговая

Цели как деятельность учеников.

Образовательные: сформировать понятие о слитном и раздельном написании не с наречиями на –о и –е; научить применять полученные знания на практике; устно и графически объяснять условия выбора написаний.

Развивающие: учить работать с новой информацией; развивать коммуникативные умения и навыки через диалог;  умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, умения слушать другого; совершенствовать навыки общения

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные: владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим); анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: искать пути решения проблемы, анализировать и систематизировать накопленный материал; планировать, ставить учебную задачу; оценивать речевое высказывание.

Коммуникативные:   обосновывать  свою  точку  зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.  

Ход урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Результат

Методы, приёмы, техники, технологии

Развитие УУД

I. Организацион-ный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Пожелание плодотворной работы и успехов.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

 Языковая разминка (объяснительный словарный диктант).

Материал для словарного диктанта:

(не) смолкаемые аплодисменты; (не) счастный случай; (не) для чего; (не) идёт учиться; (не) навидеть (не) правду; писать было (не) чем; ещё (не) сделанная работа; ушёл, (не) погасив свет; (не) широкая, а узкая дорожка; дома (не) освещены; вовсе (не) интересная книга; (не) лепость; (не) исследованная местность.

Вопрос учителя:

Ребята, какие правила мы с вами повторили, выполняя данное задание?

Записывают слова, по очереди комментируют правописание, отвечая на вопросы, записанные на слайде № 1:

  • К какой части речи относится слово с не?
  • Как мы напишем не с этим словом? Почему?

Формирование орфографической зоркости.

Делают выводы о правописании не с существительными, прилагательными, глаголами, местоимения-

ми, причастиями и деепричастия-

ми.

Словарный диктант

Познавательные УУД

Анализировать, синтезировать, делать выводы, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные УУД

Осуществлять учебную рефлексию.

III. Постановка основного вопроса урока

Анализ записанных на слайде №2 примеров.

  1. Выполнил работу небрежно;
  2. Вещь стоит недёшево (дорого);
  3. Вещь стоит не дёшево, а дорого;
  4. Он поступил не по-товарищески;
  5. Вещь стоит (далеко, вовсе, совсем, ничуть, нисколько) не дёшево.

Вопросы учителя:

  • Что объединяет все примеры, которые даны на слайде?
  • К какой части речи относятся слова с не?
  • Какие суффиксы пишутся в этих наречиях на конце?
  • Как наречия пишутся с не?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Знаете ли вы, когда не с наречиями пишется слитно, а когда – раздельно? Почему?
  • Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Учащиеся анализируют примеры, отвечают на вопросы.

Учащиеся записывают тему в тетради.

Учащиеся формулируют цели.

Определение темы урока, формулировка цели и основных понятий

Работа с предложениями

Познавательные УУД

Анализировать; устанавливать закономерности; строить рассуждения

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цели урока.

IV.  Открытие новых знаний

  1. Наблюдение за языковым материалом (слайд №2).
  • Сформулируйте правило написания не с наречиями.
  • Сравните свою формулировку с правилом в учебнике на стр. 104. Обратите внимание на обозначение орфограммы №57
  • Составление схемы в тетради

  1. Взаимопроверка. Самооценка.
  2. Физминутка

Учащиеся формулируют правило, сравнивают свою формулировку с записью правила в учебнике, составляют схему правила в тетради, ставят оценку за работу своему однокласснику и себе

Сравнение нового знания, открытого в процессе совместной работы, с правилом в учебнике. Построение схемы в тетради.

Работа с текстом правила, самостоятельная работа

Познавательные УУД

1. Выделять главное, сравнивать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (строить схему)

2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V.  Развитие учебно-языковых и орфографических умений

1. Выполнение упражнения 220 на стр. 105. Задание: выписать сочетания слов в таком порядке: 1) с не, которое является частью корня; 2) с приставкой не-; 3) с частицей не. Обозначить на письме изучаемую орфограмму.

Сделать (не) аккуратно, (не) опрятно, (не) умело. Пришить пуговицу (не) крепко. Пришить (не) крепко, а слабо. Посмотреть (не) доверчиво, (не) довольно, (не) дружелюбно. Взглянуть (не) доверчиво, а с подозрением. Говорить нисколько (не) весело, совсем (не) громко, далеко (не) ласково. Произнести (не) громко, а тихо. Излагать мысли (не) последовательно, (не) связно. Взлететь (не) высоко. Взлететь (не) высоко, а низко. Взлететь совсем (не) высоко. Вырыть (не) глубоко. (Не) широко приоткрыть глаза. Выполнить (не) брежно. Поступить (не) лепо. Высказываться (не) годующе. Ничуть (не) радостно.

2. Работа с предложениями на слайде №3.

1) Зимнее солнце (не) ласково. (Не) ласково встретил лес ребятишек. 2) (Не) заметно прошёл в лесу день. После чистки пятно на плаще (не) заметно. 3) Серёжа прыгнул вверх (не) высоко. Молоденькое деревцо (не) высоко.

  • На какие вопросы отвечают слова с не, к чему они относятся и какой частью речи являются?
  • В какой форме стоят прилагательные?
  • Как в этих словах будем писать не?
  • Каким членом предложения являются эти слова?

3. Первичная проверка уровня освоенности новых знаний (выполнение тестов).

Три ученика выполняют упражнение на доске, остальные – в тетради.

Выполнение упражнения на доске и в тетради.

Каждый ученик выполняет свой вариант теста.

Выполнение упражнения в тетради, обозначение изучаемой орфограммы.

Формирование умения отличать синтаксичес-кую роль наречия и краткого прилагательно-

го.

Выполнение проверочной работы

Работа с упражнени-ем в учебнике

Работа с предложениями.

Работа с тестами.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Анализировать, сравнивать, устанавливать различия.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

 Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

VI.  Итоги урока

Закрепление изученной темы и подведение итогов:

  • Как пишется не с наречиями?
  • Когда не пишется слитно, когда – раздельно?
  • Как отличить наречие от краткого прилагательного?
  • Какие цели мы ставили в начале урока? Достигнуты ли они?
  • Как каждый из вас оценивает свою работу на уроке? Что у вас получилось, а что – нет? Закончите предложения: «Я знаю…», «Я умею…»

Выставление оценок за урок и их комментирование.

Подводят итог урока, соотносят цели и результаты своей деятельности.

Самооценка.

Подведение итогов урока, соотнесение целей, поставленных в начале урока, и результатов своей деятельности.

Беседа

Познавательные УУД

Анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и учебную рефлексию.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

  1. Выучить правило §36 стр. 104
  2. Выполнить упр. 225

Учитель комментирует домашнее задание.

Запись в дневники домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание наречий на -о, -е

Разработка урока по русскому языку...

Урок в 6 классе "Слитные и раздельные написания наречий"

Тип урока: урок закрепленияВид урока: урок – путешествие в историю модыТехнология: элементы технологии развивающего обучения...

Приложение к уроку "Слитные и раздельные написания наречий"

Данная презентация-приложение к конспекту урока русского языка в 6 классе "Слитные и раздельные написания наречий"...

Конструкт урока по ФГОС по теме "Слитное и раздельное написание наречий" для 7-го класса

Создает мотивацию к открытию новых знаний, формирует умение слитного и раздельного написания наречий,развивает способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной речи,  адекватно ...

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Слитное и раздельное написание наречий с приставками"

Урок-введение в тему. Цель: путем анализа правописания наречий сформулировать правило и составить алгоритм действий при выборе орфограммы. При планировании урока использованы элементы структуры урока ...

Тест по теме "Слитное и раздельное написание наречий"

Данный тест можно использовать при изучении темы "Слитное и раздельное написание наречий"...

Слитное и раздельное написание наречий

урок русского языка в 7 классе...