Элективный курс по русскому языку "Языковые выразительные средства"
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Шестопалова Юлия Александровна

Рабочая программа элективного курса по рускому языку 8 класс " Языковые выразительные средства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el._8.docx57.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________/Малетина Л.И.     

ФИО

Протокол № ___

о«  __   »____________2016 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ №  2    

_____________/ПанкратоваЛ.В./

ФИО

 «__    »____________2016 г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ СОШ № 2  

____________/Летягина И.М./

ФИО

Приказ №   ___

от      «__    »____        2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

     Шестопаловой Ю.А.учителя русского языка и литературы 1квалификационной категории, элективного курса

по русскому языку в 8А классе

«Языковые выразительные средства»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2016  г.

2016 - 2017 учебный год

Учебно-тематический план

Класс  

Учитель  Шестопалова Ю.А.

Количество часов

Всего  35 часов; в неделю  1 час

Плановых зачётных уроков – 2

Планирование составлено на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №2 г. Хвалынска, авторской программы

Литература

1.Аспектные и толковые словари.

2.Выразительности образной речи. «Учитель», 2000

3.Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.

Содержание курса

1. Введение. 1ч

 Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков.

Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет. Олицетворение.

2.Понятие о тропах. 12ч

Эпитет. Простые эпитеты, постоянные эпитеты. Олицетворение.

Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

Метафора.

Метафорические образы. Метафоры мертвые, сухие, бытовые, поэтические, индивидуально-авторские, развернутые. Симфора. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

Метонимия. Синекдоха.

Понятие о метонимии. Понятие о синекдохе. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

Иносказание. Аллегория.

Понятие об иносказании. Понятие об аллегории. Жанр басни. Работа с баснями И.А.Крылова.

Гипербола. Литота.

Понятие о гиперболе. Понятие о литоте. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

Ирония. Перифраза. Сравнение.

Понятие об иронии. Перифраза. Понятие о сравнении. Сравнительный оборот.

Слова с яркой эмоционально-экспрессивной окраской.

Стилистическая окраска слов. Функционально-стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

Использование в речи стилистически окрашенной лексики.

Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Канцеляризмы и речевые штампы.

Практикум по теме «Тропы».

Работа с предложенным текстом, решение тестовых заданий.

3.Стилистические фигуры. 22 ч.

Анафора. Эпифора.

Понятие о стилистических фигурах. Анафора звуковая, морфемная, лексическая, синтаксическая. Анафора в прозаической речи. Эпифора. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

Антитеза. Ритмомелодическое оформление.

Понятие об антитезе. Пунктуационное оформление текстов. Работа с примерами из художественных текстов.

Инверсия. Оксюморон.

Прямой и обратный порядок слов. Инверсия главных и второстепенных членов предложения. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами. Понятие об оксюмороне.

Многосоюзие. Бессоюзие. Параллелизм.

Понятие о бессоюзии и многосоюзии. Параллелизм в тексте. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

Градация. Парцелляция.

Понятие о градации. Градация нисходящая и восходящая. Понятие о парцелляции. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос.

Понятие о риторическом обращении, риторическом восклицании, риторическом вопросе. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

Практикум по теме «Фигуры речи».

Работа с предложенным текстом, решение тестовых заданий. Практикум по тексту М.Пришвина «Неведомому другу».

Выразительные возможности синтаксических конструкций.  Причастные обороты. Деепричастные обороты. Односоставные и двусоставные предложения.

      Роль причастных и деепричастных оборотов в предложении. Роль односоставных предложений в тексте.

Выразительные возможности синтаксических конструкций. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

      Роль однородных членов предложения. Роль простых, сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт.

1

Введение

1

1.1

Язык художественной литературы.

2

Тропы

12

2.1

Основные разновидности тропов. Эпитет

1

2.2

Эпитет

1

2.3

Переносное употребление слов. Метафора.

1

2.4

Развёрнутая метафора

1

2.5

Метонимия

1

2.6

Метонимия

1

2.7

Синекдоха

1

2.8

Гипербола

1

2.9

Литота

1

2.10

Ирония. Перифраза.

1

2.11

Сравнение.

1

2.12

Практикум по теме «Тропы».

1

3

Стилистические фигуры.

22

3.1

Анафора

3.2

Анафора.

1

3.3

Эпифора.

1

3.4

Антитеза

1

3.5

Инверсия.

1

3.6

Инверсия.

1

3.7

Оксюморон.

1

3.8

Оксюморон.

1

3.9

Многосоюзие. Бессоюзие.

1

3.10

Синтаксический параллелизм.

1

3.11

Синтаксический параллелизм.

1

3.12

Градация

1

3.13

Градация

1

3.14

Парцелляция.

1

3.15

Парцелляция.

1

3.16

Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос

1

3.17

Предложения с однородными и обособленными 3членами, усиливающими эмоциональность художественной речи.

1

3.18

Предложения с однородными и обособленными членами, усиливающими эмоциональность художественной речи.

1

3.19

Стилистические фигуры, употребляемые в сложном предложении для создания выразительности.

1

3.20

Стилистические фигуры, употребляемые в сложном предложении для создания выразительности.

1

3.21

Практикум по теме «Фигуры речи».

1

3.22

Заключительное занятие

1

ИТОГО

35часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

- определения понятий «изобразительно-выразительные средства русского языка»;

-  схему анализа текста;

- коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, понятность, краткость, богатство, чистота, выразительность, уместность.

 В результате освоения программы учащиеся должны  уметь:

- дать определения понятиям «троп», «фигура речи», «изобразительно-выразительные средства русского языка», «анафора», «эпифора», «антитеза», «гипербола», «литота», «градация», «инверсия», «ирония», «эпитет», «олицетворение», «сравнение», «метафора», «метонимия», «синекдоха», «оксюморон», «синтаксический параллелизм», «плеоназм», «парцелляция», «присоединение», «эллипсис», «риторический вопрос», «риторическое восклицание», «риторическое обращение»;

- анализировать тексты;

- находить в текстах изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры), объяснять цель их употребления;

- определять позицию автора путем анализа изобразительных средств языка;

- использовать изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры) при создании собственных текстов.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

- самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства;

- осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;

- обогащение словарного запаса; умение работать с книгой.

Выразительные средства синтаксиса.

Пояснительная записка

В последние годы русский язык в глазах учащихся предстает как трудный и неинтересный предмет. Учащиеся при ответственной коммуникации не способны точно и четко выразить свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Бедна и невыразительна их речь.

Знание стилистических приемов и средств, наиболее активно используемых в русском языке, способствует более точному и глубокому анализу и, следовательно, пониманию разновидностей речи: художественной (особенно поэтической), публицистической, научно-популярной, разговорной. Умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает речь, придает ей образность, экспрессию. Однако ни в ВУЗе, ни в школе курс стилистики не предусматривает формирование и развитие навыков и умений, связанных с построением и распознаванием экспрессивной лексики. Считается, что ученики должны догадаться об ее присутствии в речи. А ученики, не зная формы искусствоведческих терминов, не замечают их. Выразительность речи для них пропадает.

Различные эмоциональные чувства и вообще экспрессия в речи выражается с помощью интонации, благозвучия, экспрессивных морфем, частиц, лексических синонимов, экспрессивного конструирования предложений (стилистических фигур).

Речь бывает насыщена перечисленными средствами выразительности речи в большей или меньшей степени в зависимости от стиля речи. Деловой стиль – нулевая экспрессия, в научном экспрессивные средства встречаются в научно-популярном стиле, в публицистике в зависимости от жанра – от нуля до исключительной выразительности, в поэтическом насыщенность зависит от индивидуальной манеры автора – от автологии до символичности.

Главное, на что необходимо обратить внимание в первую очередь в процессе обучения выразительности речи, – это обеспечение более глубокого и полного понимания школьниками смысла слов, обладающих эмоционально-экспрессивной и стилистической окрашенностью, а также слов с отвлеченной семантикой. Именно в 12-13 лет человек отличается наибольшей восприимчивостью к усвоению лексического богатства родного языка. И если в этот период школьник недополучит наиболее актуальный, наиболее содержательный и выразительный лексико-фразеологический материал, то позднее этот пробел будет трудно восполнить.

Для этой цели подбирается «высококачественный» дидактический материал в виде микротекстов и отдельных предложений насыщенных «образной» лексикой, и также тексты художественной, публицистической, научно-популярной литературы, в которых авторы добиваются лексико-грамматическими средствами особенной художественной выразительности с помощью стилистических фигур, то есть речевых средств, не предусмотренных обязательными требованиями нормы, а целиком зависящих от степени речевого мастерства автора.

Такой дидактический материал целиком служит принципу оценки выразительной функции грамматических форм, усвоению прагматической стороны речи.

Ученики должны знать выразительные средства речи, узнавать их в тексте, понимать их лингвистическую форму, чувствовать их экспрессивную суть и уместность в данном тексте.

Изучение же синтаксического строя языка играет важную роль в развитии речи учащихся, так как на уровне синтаксиса предложения, текста учащиеся реализуют все свои знания и умения, полученные при изучении других разделов науки о языке. Немаловажным разделом синтаксиса русского языка с точки зрения проблемы развития речи учащихся является учение о «второстепенных членах предложения», так как изучение второстепенных членов предложения помогает ученикам осознать смысловое назначение различных грамматических форм и, следовательно, понять, какими средствами пользуется язык для выражения тех или иных синтаксических отношений, что, в свою очередь, будет способствовать развитию речи, сознательному использованию средств языка для выражения оттенков мысли.

Данный курс является предметным, расширяющим материалы базовой общеобразовательной программы, общеучебные навыки учащихся, а также позволяющим им судить об особенностях и достоинствах речи изучаемых в школе авторов литературных произведений.

В рамках программы выделяются два основных направления:

- практическое – совершенствование связной речи учащихся, выработка у них навыков и умений логического, эмоционального изложения мысли.

- исследовательское – содержание курса направлено на формирование способностей учащихся самостоятельно исследовать тексты художественных и публицистических произведений.

Цели курса:

  • научить видеть художественную ценность слова в процессе обучения синтаксису русского языка.
  • добиться существенного повышения интереса к изучению русского языка.

Задачи курса:

  • систематизировать знания учащихся о стилистических приемах и средствах, наиболее используемых в русской речи;
  • научить видеть изобразительную и выразительную стороны языка;
  • прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;
  • воспитание общей речевой культуры.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

  • самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в «целом» слове, в предложении, тексте;
  • осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;
  • обогащение словарного запаса;

умение работать с книгой

Содержание курса

1. Введение.

 Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков.

  1. Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет. Олицетворение.

Понятие о тропах. Эпитет. Простые эпитеты, постоянные эпитеты. Олицетворение.

Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Метафора.

Метафорические образы. Метафоры мертвые, сухие, бытовые, поэтические, индивидуально-авторские, развернутые. Симфора. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Метонимия. Синекдоха.

Понятие о метонимии. Понятие о синекдохе. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Иносказание. Аллегория.

Понятие об иносказании. Понятие об аллегории. Жанр басни. Работа с баснями И.А.Крылова.

  1. Гипербола. Литота.

Понятие о гиперболе. Понятие о литоте. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Ирония. Перифраза. Сравнение.

Понятие об иронии. Перифраза. Понятие о сравнении. Сравнительный оборот.

  1. Слова с яркой эмоционально-экспрессивной окраской.

Стилистическая окраска слов. Функционально-стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

  1. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.

Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Канцеляризмы и речевые штампы.

      10-11. Практикум по теме «Тропы».

Работа с предложенным текстом, решение тестовых заданий.

  1. Стилистические фигуры. Анафора. Эпифора.

Понятие о стилистических фигурах. Анафора звуковая, морфемная, лексическая, синтаксическая. Анафора в прозаической речи. Эпифора. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Антитеза. Ритмомелодическое оформление.

Понятие об антитезе. Пунктуационное оформление текстов. Работа с примерами из художественных текстов.

  1. Инверсия. Оксюморон.

Прямой и обратный порядок слов. Инверсия главных и второстепенных членов предложения. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами. Понятие об оксюмороне.

  1. Многосоюзие. Бессоюзие. Параллелизм.

Понятие о бессоюзии и многосоюзии. Параллелизм в тексте. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Градация. Парцелляция.

Понятие о градации. Градация нисходящая и восходящая. Понятие о парцелляции. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос.

Понятие о риторическом обращении, риторическом восклицании, риторическом вопросе. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Практикум по теме «Фигуры речи».

Работа с предложенным текстом, решение тестовых заданий. Практикум по тексту М.Пришвина «Неведомому другу».

  1. Выразительные возможности синтаксических конструкций.  Причастные обороты. Деепричастные обороты. Односоставные и двусоставные предложения.

      Роль причастных и деепричастных оборотов в предложении. Роль односоставных предложений в тексте.

  1. Выразительные возможности синтаксических конструкций. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

      Роль однородных членов предложения. Роль простых, сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.

  1. Притчи – уроки нравственности.

Жанр причти, его характерные черты. Работа с притчами, включенными в художественные произведения (Новый Завет. Причта о добром самарянине.)

22. Притчи – уроки нравственности.

Работа с притчами, включенными в художественные произведения (Притча о блудном сыне. А.С.Пушкин «Станционный смотритель».)

23. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Милосердие», «В больничной палате».

Милосердие. Значение слова, примеры милосердия в современной жизни.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Кем я еще мог бы стать?», «Нельзя спасти всех».

Проблема выбора, стоящая перед каждым из нас. От чего зависит выбор?

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах  «Принять себя»

Отношение к окружающему миру, определение своего места в мире, принятие себя таким, каким ты создан.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах. «Притча о вулкане».

Зависть и гордыня – страшные грехи, разрушающие душу человека. Своеобразие синтаксиса.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах Мини-исследование «Изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте притчи «Притчи о властолюбце».

Проблематика притчи.  А.С.Пушкин «Скупой рыцарь».

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Притча о человеческой страсти».

Совесть. Что она значит в человеческой жизни? Особенности синтаксиса авторской речи.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах. «Притча о сыне, предавшем мать». Средства изобразительности психологического состояния матери (сына).

Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах  «Притча о чтецах». Аллегорический образ «удивительного мира». «Законы стаи». Роль лексических средств в создании образа «удивительного мира».

Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Притча о лицедее». Языковые средства в создании образа Мима.

Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Притча о благодеянии».

Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

  1. Зачет по тексту притчи-сказки «Почему падают звезды?»

Роль матери в жизни каждого человека. Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

34-35. Комплексный анализ Притчи о свече и ветре. 

          Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте.

Литература

  • Аспектные и толковые словари.
  • Выразительности образной речи. «Учитель», 2000
  • Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966
  • Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства.
  • Русский язык. Энциклопедия. М., 1997
  • Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.

Приложение

Выразительные средства синтаксиса

«Однородные члены предложения».

1. Выпишите предложения, в которых однородные члены предложения усиливают эмоциональность художественной речи. Произведите их синтаксический разбор, составьте схемы.

Вот и сейчас все было необыкновенным: и небо, и воздух, и мокрая от росы трава, и одинокая паутина в синеве. Все давало ему (Тарасу) перевес перед другими: и преклонные лета, и опытность, и умение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Н.Гоголь)

Наука, техника, культура и производство было бы мертво без общения людей, без языка.

2. Запишите предложения в такой последовательности:

- с двумя рядами однородных членов;

- с тремя рядами однородных членов;

- все остальные.

Укажите стилистические фигуры, встречающиеся в данных предложениях.

Аромат воздуха – нет возможности передать. Млеющий, он бросает в лицо то нежный запах фиалок, то травы, то потянет сосной, ландышем, заберется далеко внутрь в самую глубину сердца, вольет в него радость чудного дня, освежит, разгладит складки души и заставит и внутри в себе прибраться в тон этой майской природе. (Гарин-Михайловский)

Пред нею зыблются, шумят великолепные дубравы, аллеи пальм и лес лавровый, и благовонных миртов ряд, и кедров гордые вершины, и золотые апельсины. (А.Пушкин)

Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду.

За тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пройду.

«Обособленные члены предложения».

1. Выпишите три предложения с метафорами в причастном обороте.

И старый клен, о лете сожалея,

Чуть шелестит, не в силах спрятать грусть. (Васильев)

Сентябрь идет не втихомолку. И словно сброшена с плеча у кленов, вышедших к проселку, багрово- алая парча. (Прокофьев)

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины. (Тютчев)

Стрела шоссе летит сквозь город, проулками оперена. (Савельев)

2. Выпишите три предложения с деепричастным оборотом, распространяющим развернутую метафору.

Весна! Весна! Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака. (Баратынский)

С каждым утром сильнее мороз, в белом пламени клонится куст леденящих ослепительных роз. (А. Ахматова)

Почти между стволов ползет гроза, расшаркивая тучи всем зигзагом магниевых швов. (Савельев)

Ледоход шумит на солнце, ледоход. Под разгневанным лучом сломался лед. (Васильев)

Иногда соловей, пригорюнясь на ветке, разговаривает вполголоса с тишиной. (Исаковский)

3. Определите функцию зевгмы, сделайте структурный анализ.

В Италии никогда не перестают созревать апельсины и художники. (Паустовский)

Паровоз и проводница взвыли одновременно. (Думбадзе)

Старик пил чай с женой и с лимоном.

За все, за все тебя благодарю я,

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов, за клевету друзей. (М.Ю. Лермонтов).

4. Определите количественный состав и функцию сложной антитезы.

Грубым дается радость, нежным дается печаль. (С. Есенин)

Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уроды, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. (Черкасов)

И многим это сердце обещала и никому не отдала. (М.Ю. Лермонтов).

«Главные и второстепенные члены предложения».

1. Укажите, какой частью речи выражен и каким членом предложения является эпитет. Произведите синтаксический разбор трех предложений.

Стыдливо белая береза зеленеет,

Проходят облака все выше и нежней,

А ветер сушит сад и мягко в окна веет

Теплом апрельских дней. (Блок)

И над озером серебряным камыши, склонясь, шепталися. (С. Есенин)

Землей пережита пора роскошных сил и мощных трепетаний. (А.К. Толстой)

Стали сосны сдержанней и глуше, все о чем- то шепчутся во сне. (Исаковский)

Вечер был задумчив и прекрасен, и заря, как летняя, тепла. (Блок)

Материалы для работы над связным текстом.

1. Прочитайте текст, укажите его стилистическую отнесенность, назовите использованные в нем фигуры.

Пять чувств у человека есть…

Но сколько в нас таится их

Не учтены ни долг, ни честь,

Ни чувство интуиции.

И кроме чувства высоты,

Нам всем ничуть не менее

Знакомо чувство красоты

И чувство отвращения.

И чувство локтя - наконец,

Что гонит чувство страха?!

А чувство юмора - венец,

С которым - хоть на плаху.

Средь чувств, которым нет цены,

Могучих и несметных,

И чувство собственной вины-

Редчайшее у смертных! (Николаев).

Оглянись, русский человек на древние гордые кремли твоих городов, на детей наших, взирающих на тебя с надеждой, на молчаливые тени предков твоих, на каждый полевой цветок, еще не оскверненный мертвым дыханием вражеских машин. И пусть львиный гнев родится в твоем богатырском сердце.

Подымись во весь рост, гордый русский человек, и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России! (Леонов).

Ты наденешь рукавицы,

Дверь откроешь, выйдешь в сени-

Тонко скрипнут половицы,

Улетят с крыльца синицы

В оснеженные сирени.  

Хлынет в ноздри воздух синий,

На ресницы ляжет иней.

Лыжи под гору скользнут…

Мост, как кошка, спину выгнет,

Щелкнет дятел, белка прыгнет,

Зайцы в ельнике мелькнут.

Вспыхнет солнечное пламя,

Обожжет морозом щеку,

Лось лиловыми глазами

На тебя посмотрит сбоку. (Ковалев)

2. Укажите, какая стилистическая фигура использована в данных текстах.

А. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечность. (Л.Толстой)

1. Антитеза. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Риторическое обращение.

Б. Я прошу тебя, большое время,

     Но прошу - прислушайся ко мне:

     Не убей последнего тайменя,

     Пусть гуляет в темной глубине.

     Не губи последнего болотца,

     Загнанного волка пощади,

     Чтобы на земле осталось что-то,

      Отчего щемит в моей груди. (Куняев)

В. Рыбу ловят в океанах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах (Чехов)

  • Зевгма. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Антитеза.

Г. Не для тебя ль по скалам бегут и брызжут водопады? Не для тебя ль в ночной тени вчера цветы благоухали? Из синих волн не для тебя ли восходят солнечные дни? (А.К. Толстой)

  • Антитеза. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Риторическое обращение.

Д. Доброе дело, если оно действительно доброе, стоит больше, чем миллион добрых слов; но порой слово и есть дело, и тогда оно дорого стоит.

Афоризм

1. Зевгма. 2. Градация. 3. Хиазм. 4. Многосоюзие.

Е. О низкие характеры! Они и любят, точно ненавидят. (Достоевский)

1. Хиазм. 2. Антитеза. 3. Многосоюзие. 4. Градация.

Ж. Если стало темнее вокруг,

       Если гаснет звезда за звездою,

       Если скрылась луна в облаках

       И клубятся туманы в лугах,-

       Это стало темней пред зарею. ( Майков)  

      1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

З. Хотя страшился он сказать, не трудно было б отгадать, когда б…но сердце, чем моложе, тем боязливее и строже хранит причину от людей своих  надежд, своих страстей. (Лермонтов)

1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

И. Развесистый дуб на холме зеленеет,

    Раскинувши ветви широко,

    И в землю родную своими корнями

    Он входит глубоко- глубоко.

    И пусть над вершиной проносятся тучи,

    Пусть ветры над ним завывают,-

    Он держится крепко за землю родную,

    И бури его не сломают. (Исаковский)

  • Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

К. А впрочем, я слишком много болтаю, оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. (Достоевский)

1. Повторы. 2. Градация. 3. Хиазм. 4. Анафора.  

    Ответы: А. 2; Б. 4; В. 1,2; Г. 4; Д. 3; Е. 2; Ж. 2; З. 3; И. 4; К. 3.      

3. Указать в данном тексте все имеющиеся известные вам стилистические фигуры.

До чтения ли, до письма было тут, когда душистые черемухи зацветают, когда пучок на березах лопается, когда черные кусты смородины опушаются белым пухом распускающихся сморщенных листочков, когда все скаты гор покрываются подснежниками и тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтого и белого цвета; когда ползут везде свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда  жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором, рассыпаясь в своих  журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, пчелы зажужжат; когда и луч солнца дрожит, пробиваясь сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал. (С.Аксаков)

Эльбрус сверкал чистейшей двуглавой белизной на бархатном   звездном небе бесконечности. Он звал к себе.

А зачем человеку все-таки нужно идти в горы, карабкаться с уступа на уступ, по непроходимым тропинкам, ежеминутно рискуя поплатиться головой за любую свою неосторожность (градация).

Человека всегда тянет к вершине. Он жертвует собой, но идет сантиметр за сантиметром, отвоевывая высоту, утверждая мужество своего духа (градация). С вершины виден мир и возможности человека (зевгма). Об этом знают альпинисты и поэты. Они первыми замечают, как из-за горизонта выкатывается солнце и первый его луч приветствует их дерзость (перечисление). Это ощущение ни с чем не сравнимо. Ради него можно идти на любой риск, потому что благородству порыва нет смерти, потому что за покоренной вершиной встает новая, более высокая и прекрасная высота на пути к бесконечному совершенству (градация, многосоюзие) (М. Дудин)

Ночь как будто черная дыра.

Облака прозрачны, словно дым.

Вышла круглолицая луна.

Светят звезды над крыльцом моим.

Тихо сосны во бору стоят,

Речка шепчет берегам,

Ветра шорохи чуть слышные летят

По густым высоким камышам.

Ярко светят дальние огни

Там вдали за реченькой- рекой.

Будто бы кого-то ждут они…

Одиночество…Одни лишь мы с тобой. (Екатерина Григорьева, 9 А).

Фрагмент урока «Стилистические фигуры»

Далее подробней остановимся на синтаксических конструкциях, которые могут иметь экспрессивную значимость только при наличии определенной лексики, выражающие экспрессию только синтаксической формой. Эти конструкции используются в прозе, стихах, публицистике. Возьмем предложения с однородными членами. Для них характерно то, что экспрессивную нагрузку несут стилистические фигуры: перечисление, градация, антитеза, зевгма.

Не утомленную, не праздную,

Не обеззвученную тьмой,

Я тишину люблю цветастую,

Живую, птичью надо мной,

Не безнадежную, не гневную,

Не вздрагивающую от шагов,

А полноправную, полдневную,

В свеченье трав, в огне снегов,

В шуршанье чащ, дождей качании,

В простом спокойствии отца,

В сосредоточенном молчании

Мир создающего творца. (И. Снегова)

Учащимся предлагается записать текст под диктовку, указать сколько здесь рядов однородных членов и назвать стилистическую фигуру, использованную в этом предложении. Предполагаемый ответ – в этом предложении два ряда однородных членов – определения и дополнения, использована фигура перечисления.

Фигуру перечисления можно встретить в одном предложении с фигурой градации. Градация – «стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи». Различают градацию восходящую – климакс, нисходящую – антиклимакс.

С наслаждением он отыскал место на подушке, плотнее закутался мягким одеялом, которое было теперь на нем вместо разорванной шинели, тихо вздохнул и заснул глубоким, крепким, целебным сном. (Достоевский)

Данные в этом предложении однородные определения имеют лексическое значение свойств, из которых последующие подчеркивают, усиливают предыдущие.

Что вы говорите! Этот немец бедный, одинокий, убитый человек – и вам его не жаль? (Тургенев)

Ученикам предлагается определить, где они встречают восходящую, а где нисходящую градацию, объяснить свой выбор.

И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя под землю. (Бунин)

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (Берггольц).

Анализируя это предложение ученики говорят, что здесь три ряда однородных членов, использованы фигуры перечисления и нисходящая градация.

Если фигуры перечисления, градации уже могут быть знакомы учащимся, то такие фигуры как зевгма, хиазм, сегментация и другие для многих являются неизвестными. Тем не менее, эти фигуры очень интересны по-своему и придают речи экспрессивную окраску. Прежде чем приступить к работе, даем определение зевгмы, приводим примеры.

Зевгма – экспрессивное построение фразы с однородными членами двух видов:

  • опущение глагола, от которого зависят однородные члены предложения перед вторым и последующими однородными.

Шла, шла. И вдруг перед собою

С холма господский видит дом,

Селенье, рощу под холмом

И сад над светлою рекою. (А. Пушкин)

  • лексическая многозначность глагола, от которого зависят однородные члены предложения.

Разговор мальчиков угасал вместе с огнями. (И. Тургенев)

В толковом словаре слово «угасать» разъясняется как переставать гореть, переставать светить и переносно ослабевать, исчезать. Однородные члены, относящиеся к глаголу «угасать», каждый по-своему реализует одно из его лексических значений. В этих случаях зевгма может быть использована с расчетом на комический эффект, возникает экспрессия смешного.

В данном предложении обратим внимание учеников, что зевгма использована вместе с анафорой (единоначатием).

Вдали от света и искусства,

Вдали от солнца и природы,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои златые годы. (Ф. Тютчев)

Работая над предложениями с однородными членами, выделим еще одну фигуру - антитезу, фигуру контраста, которая также служит для усиления выразительности. Ее могут образовывать однородные члены, если они являются соединенными попарно антонимами. Антитеза может быть выражена целым предложением и даже законченным текстом.

Не все ль равно, один иль много этих дней. (А. Фет)

Глаза ее смеялись, а ему казались они страшными, до того они были потрясающе прекрасны: серые, большие, холодноватые. (А.Н.Толстой)

Простая антитеза основана на одной антонимической паре, сложная – на двух и более, используется при развернутой контрастной характеристике двух объектов.

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон коварна и зла. (М. Лермонтов)

Фигура речи, состоящая в обратном, крестообразном расположении элементов двух словосочетаний, объединенных общим членом, или крестообразным расположением частей сложного предложения, называется хиазмом. Она встречается нечасто, но обратить на нее внимание будет небезынтересно.

Справедливость без силы и сила без справедливости одинаково ужасны. Мы на много не отваживаемся, не потому что оно трудно; оно трудно потому, что мы на него не отваживаемся. (Афоризм)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

Занятие элективного курса. 9 класс. Сравнение как средство выразительности речи

В разработке представлены материалы элективного курса "Русская словесность"...

Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «Средства художественной выразительности в лингвистическом анализе текста»

Элективный курс для  учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач образования по русскому языку и литературе в школе – обучению анализу художественного текста. Курс ориентирован на...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Выразительные средства художественной речи".

Цели курса - перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно-выразительных средствах; ближайшая: помочь сориентироваться д...

Обучающий тест по русскому языку "Выразительные средства языка"( 9-11 кл.)

Обучающий тест по русскому языку "Выразительные средства языка" ( 9-11 класс)...