Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «Средства художественной выразительности в лингвистическом анализе текста»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Элективный курс для учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач образования по русскому языку и литературе в школе – обучению анализу художественного текста. Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для овладения универсальными учебными действиями, которые позволят в дальнейшем успешно освоить программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvedeva_a.n._elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku.docx | 58.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №1»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
Программа элективного курса по русскому языку
для 9 класса
«Средства художественной выразительности
в лингвистическом анализе текста»
Автор: Медведева Альфия Нургаиновна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназии №1» г. Чистополя РТ
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс для учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач образования по русскому языку и литературе в школе – обучению анализу художественного текста. Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для овладения универсальными учебными действиями, которые позволят в дальнейшем успешно освоить программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов.
В основной школе учебный материал по данному направлению изучается фрагментарно с 5 по 9 классы. Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по русскому языку. Он является предметно-ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области. Программа курса привлекает внимание к особенностям функционирования языковых единиц в речи, расширяет сведения об изобразительно-выразительных средствах языка.
Понимание содержания художественного текста как динамической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает лингвистическая компетенция, формирование художественно образованной личности лежит в основе концепции данной программы.
Актуальность данной программы определяется необходимостью развития аналитических навыков у учащихся и оказания помощи в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции. Программа позволит углубить, расширить и систематизировать полученные ранее теоретико-лингвистические знания, изучить важнейшие закономерности языковых процессов, сформировать навык самостоятельного лингвистического анализа текста. Предлагаемая программа курса развивает содержание базисного уровня школьной программы, позволяет повысить интерес школьников к предмету, углубить знания, удовлетворить познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадам, тестирования по предмету на повышенном и высоком уровне.
Язык является средоточием духовной культуры народа. Исходя из этого, назначение данного курса состоит не только в том, чтобы обеспечить языковое и речевое развитие школьника, но и повысить интерес к художественной литературе, научить осмысливать текст.
Цель курса:
- создать условия для реализации учащимися интереса к русскому языку и литературе через изучение различных средств художественной выразительности и формирование навыка лингвистического анализа художественного текста
Задачи курса:
- раскрыть смысл и дать толкование основным средствам художественной выразительности, теоретическим понятиям, необходимым учащимся для целостного восприятия художественного текста;
- изучить важнейшие закономерности языкового процесса;
- углубить, расширить и систематизировать полученные ранее теоретико-лингвистические знания;
- формировать навыки лингвистического анализа текста с нахождением средств выразительности и объяснением их функций в тексте;
- совершенствовать навык написания сочинений различных жанров.
Планируемые результаты:
По окончании курса учащиеся должны
- осознать эстетическую ценность русского языка;
- уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- знать основные группы средств художественной выразительности языка, а также термины, категории, понятия, связанные с ними;
- уметь находить средства выразительности в тексте и объяснять их функции в тексте;
- применять изобразительные средства в создании собственных текстов;
- применять полученные знания в области лингвистического анализа текста в собственной учебно-исследовательской деятельности.
Система оценки достижений учащихся
- Стартовый контрольный тест - определение начального уровня теоретических знаний.
- Текущий контроль - оценка работы ученика на занятиях, составление рейтинга с использованием балловой системы (устный ответ, терминологический диктант, тестовые задания, индивидуальные задания, самостоятельная работа с текстом, практическая работа и др.).
- Промежуточный (тематический) контроль – оценка уровня усвоения темы, раздела (тематический анализ текста, тестирование, выполнение заданий в формате ОГЭ).
- Итоговый контроль – комплексный анализ художественного текста, творческие работы, самостоятельная работа ученика во внеурочное время (научно-исследовательские работы, эссе, рефераты).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Средства художественной выразительности в свете анализа и создания текста. Виды словесных средств (фонетические, лексические, морфологические, грамматические, синтаксические).
Фонетические средства выразительности. Ритм. Рифма. Каламбурные рифмы. Звукопись. Функции различных приемов звукописи (благозвучие, звукоподражание, организация изобразительно-выразительного эффекта, эмоционально-экспрессивная, смысловая). Ассонанс. Аллитерация. Ономатопея.
Лексические и морфологические средства выразительности. Тропы.
Ключевые слова как воплощение авторской мысли. Номинативное и символическое значение слова. Стилистическая окраска слова. Однозначное и многозначное значение слова.
Эпитет, сравнение, олицетворение, аллегория, их функция в тексте.
Метафора и метонимия, их сходство и различия. Синекдоха как разновидность метонимии.
Перифраз, его роль в создании торжественного пафоса в тексте. Гипербола и литота как тропы с противоположным значением.
Словообразовательные и грамматические возможности художественной выразительности. Экспрессивные возможности суффиксов и приставок. Словотворчество русских поэтов и писателей.
Синтаксические средства выразительности Использование смысловых, эмоциональных соотношений слов, порядка их следования для усиления художественной выразительности.
Стилистические фигуры речи.
Стилистические фигуры протяженности (убавления – добавления): эллипс, повтор, тавтология, антитеза.
Стилистические фигуры связности (разъединения – объединения): парцелляция, градация, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие.
Стилистические фигуры значимости (уравнивания – выделения): риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, инверсия, градация.
В программе предусматриваются теоретические и практические занятия и выделяются следующие разделы:
- Фонетические средства выразительности. Звукопись.
- Лексические и морфологические средства выразительности. Тропы.
- Словообразовательные и грамматические возможности художественной выразительности.
- Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи.
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Виды деятельности и формы контроля | Количество часов | ||
теория + практика | практика | ||||
1 | Стартовый контроль | Тестирование | 1 | ||
Введение. Средства художественной выразительности в свете анализа и создания текста (1ч) | |||||
2 | Средства художественной выразительности в свете создания и анализа текста. Виды словесных образов | Запись конспекта лекции учителя; экспресс – опрос по теме лекции | 1 | ||
Фонетические средства выразительности. Звукопись (1ч) | |||||
3 | Звуковая организация текста. Аллитерация, ассонанс, ономатопия | Осознание эстетической функции звуковых средств языка. Фонетический анализ текста | 1 | ||
Лексические и морфологические средства выразительности. Тропы (7ч) | |||||
4 | Ключевые слова как выражение авторской мысли. Номинативное и символическое значение слова | Углубление понятия о ключевых словах и их роли в определении авторской позиции, закрепление навыка различения номинативного и символического значения слова. Комплексный анализ поэтических и прозаических текстов. Практическая работа: нахождение основных тропов в тексте и определение их функций. Анализ поэтических текстов с точки зрения поэтики | 1 | ||
5 | Эпитет, сравнение, их роль в поэтике текста | 1 | |||
6 | Олицетворение, аллегория, их роль в поэтике текста | 1 | |||
7 | Метафора и метонимия | 1 | |||
8 | Синекдоха как вид метонимии | 1 | |||
9 | Перифраз. Гипербола и литота – тропы с противоположным значением | 1 | |||
10 | Промежуточный контроль | Тестирование в формате ОГЭ. Лингвистический анализ текста | 1 | ||
Словообразовательные и грамматические возможности художественной выразительности (1ч) | |||||
11 | Экспрессивные возможности морфем. Словотворчество | Углубление знаний о значениях морфем. Анализ текста с точки зрения авторского словотворчества | 1 | ||
Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи (6ч) | |||||
12 | Синтаксические средства выразительности. Стилистические фигуры речи | Анализ композиции, сюжета, определение конфликта художественного произведения | 1 | ||
13 | Стилистические фигуры протяженности (эллипс, повтор, тавтология, антитеза) | Самостоятельный анализ текста | 1 | ||
14 | Стилистические фигуры связности (парцелляция, градация, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие) | Запись конспекта лекции учителя; устное высказывание по теме занятия | 1 | ||
15 | Стилистические фигуры значимости (риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, градация) | Составление тезисов прочитанных статей; терминологический диктант | 1 | ||
16 | Промежуточный контроль | Тестирование в формате ОГЭ. Анализ поэтического текста | 1 | ||
17 | Итоговый контроль | Тестирование. Комплексный анализ текста | 1 | ||
Всего: 17 | 13 | 4 |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература, использованная при подготовке программы курса
1. Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения.// Русский язык и литература для школьников, 2002, №2; 2003, №1-4.
2. Антонова Е.С. Тайна текста. // Русский язык в школе. 2000, №5, с.3; №6, с.3.
3. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. – М., 1968.
4. Константинова С.К. Изучение олицетворений. // Русский язык в школе. 1994, №3, с.87.
5. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. // Русская словесность. 2003, №1.
6. Лекант П.А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 1988.
7. Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе. 1999, №4, с.26.
8. Перепёлкина Н.А. Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста. // Русский язык в школе, 2001, № 3, с.10.
9. Полянских Н.Н. Учимся видеть метафору. // Русский язык в школе. 2000, №5, с.18.
10. Шустов А.Н. Цветные книги: От эпитета к метафоре. // Русский язык в школе, 1989, №3, с. 87.
11. Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность. 2002, №3, с.38-43.
Литература, рекомендуемая для учащихся
1. Львов С.И. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов. – М.: Русское слово, 2000.
2. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2015. Справочные и дидактические материалы. – М.: Легион, 2015.
3. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы. Серия «Педагогический практикум». – М.: Первое сентября, 2002.
Электронные ресурсы
1. http://www.feb-web.ru.- Фундаментальная электронная библиотека.
2. www.alleng.ru. - Образовательные ресурса Интернета. Русский язык.
Приложение 1
Практикум. Анализ прозаического текста
- Прочитайте текст и выполните задания.
1.Определите тип речи текста.
- Повествование.
- Рассуждение.
- Описание.
- Повествование и описание.
2. Какое утверждение соответствует основной мысли автора?
- Природа России – предмет изображения в лирической поэзии.
- Главная тема творчества Бальмонта – природа родных мест.
- Любовь к миру начинается с любви к природе.
- Природа Родины – источник рождения и развития поэтического дара поэта.
3. Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте своё мнение.
Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. Там, в родных местах, так же, как и в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как основа моей личности.
Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. Там, в родных местах, так же, как и в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по –русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как основа моей личности.
- Прочитайте текст и выполните задания.
Русский поэт – символист К.Бальмонт отличался особым даром импровизации. Наблюдая природные явления и отражая их в своих лирических стихах, он мог изобразить определённый предмет, явление реального мира, используя огромную палитру …………
Нужно заметить, что и в прозаических текстах поэт украшает содержание различными средствами выразительности и литературными приёмами. В тексте статьи необходимо отметить яркую и впечатляющую …………….: «ожерелья солнечных песен». Природа живёт в воспоминаниях поэта, она источник его поэтического дара и развития, это автор подчёркивает при помощи целого ряда…………….Поэт и Россия , человек и природа представлены единым целым, а для большей убедительности этой мысли следует увидеть неоднократное повторение слов «мой – мои –моя» рядом со словом «своими», что в литературе называется……………….Ряды ………………,………….. указывают на субъективный характер восприятия родной природы, родном языке и их роли в становлении личности поэта.
В текст фрагмента предложенной рецензии впишите перечисленные ниже названия выразительных средств.
- Однородные члены.
- Лексический повтор.
- Синтаксический повтор.
- Метафора.
- Эпитеты.
- Олицетворение.
- Прочитайте текст и выполните задания.
Перед вами фрагмент рецензии на предложенный текст. Внесите необходимые исправления. Укажите на достоинства и недостатки рецензии.
В статье К. Бальмонта огромное значение придаётся теме восприятия Родины ребёнком, человеком, поэтом. Для него Родина – это и родные просторы, и родные люди, и родной язык, которые нашли отражение в его творениях. Позиция автора глубоко патриотична: он не променяет красоты шелеста и шёпота трав, «ожерелья солнечных песен» на музыку мировых гениев, потому что именно звуки природы разбудили и развили в нём талант настоящего поэта. Слова «Родина», «Природа», «Мать» становятся синонимами, заменяя и дополняя друг друга. Мне близка и понятна мысль автора, ведь многие поэты, жившие до и после Бальмонта, тему Родины и природы считали центральной и любимой в своём творчестве. Можно бесконечно цитировать бессмертные строки Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина о любимых просторах, которые лелеяли их на своих ладонях. Нетрудно заметить мастерство автора в использовании выразительных средств и стилистических приёмов: метафор, эпитетов, лексических и синтаксических повторов.
Обратите внимание
- на наличие или отсутствие вступительной и заключительной части.
- Правильность понимания авторской позиции.
- Верное или неверное оформление роли выразительных средств.
- Речевое и стилистическое соответствие текста рецензии заявленному жанру.
Работа с текстом (в группах)
Задание для первой группы.
1. Определите тему текста.
2. Какое высказывание имеет прямое отношение к содержанию текста?
- Человек – властелин и творец природы.
- Природа – источник творчества и вдохновения человека.
- Природа – храм, в котором душа человека открывается восприятию целостности и органичности, гармонии и красоте окружающего мира.
3. Найдите не менее 3 выразительных средств, тропов.
Задание для второй группы.
Сравнить 2 сочинения – рецензии на данный текст. Определить ,какая из них вернее соответствует требованиям данного типа задания.
Задание для 3 группы.
В заданную рецензию ,где анализируются средства выразительности впишите на место пропущенных слов номера тех языковых средств, которые помещены ниже.
Приложение 2
Дидактический материал к анализу поэтического текста
№1
Прочитайте и сравните два фрагмента. Первый – начало стихотворения А. Фета, которое названия не имеет (вернее, называется по первой строке). Второй – из стихотворения Б. Пастернака «Марбург».
1. Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потёмках,
Если луна с высоты прямо глядит на меня
И, проникая стекло, нарисует квадраты лучами
По полу, комнату всю дымом прозрачным поя…
1850
2. Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу…
1916,1945
Все ли вы расшифровали в строках Фета? Откуда берутся квадраты на полу комнаты?
Как, по вашему мнению, мог возникнуть образ ночей, которые садятся играть с поэтом в шахматы? Что могло подсказать такой образ?
Чей образ, по-вашему, сложнее – Фета или Пастернака? Почему?
№2
От того, как писатель, поэт расставляет знаки препинания, зависит очень многое. Прежде всего – интонация. А изменение интонации влечёт за собой изменение смысла. Помня об этом, прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Облачко».
Облачко, белое облачко с розовым краем
Выплыло вдруг, розовея последним огнём.
Я поняла, что грущу не о нем,
И закат мне почудился – раем.
Облачко, белое облачко с розовым краем
Вспыхнуло вдруг, отдаваясь вечерней судьбе.
Я поняла, что грущу о себе,
И закат мне почудился раем.
Облачко, белое облачко с розовым краем
Кануло вдруг в беспредельность движеньем крыла.
Плача о нём, я тогда поняла,
Что закат мне – почудился раем.
Сравните последние строчки в первой и в третьей строфе. Опишите, как меняется смысл фразы И закат мне почудился раем в зависимости от того, в какой её части стоит знак тире.
№3
Прочитайте стихотворение Вл. Соловьева:
На небесах горят паникадила,
А снизу – тьма.
Ходила ты к нему иль не ходила?
Скажи сама!
Но не дразни гиену подозренья,
Мышей тоски!
Не то смотри, как леопарды мщенья
Острят клыки!
И не зови сову благоразумья
Ты в эту ночь!
Ослы терпенья и слоны раздумья
Бежали прочь.
Своей судьбы родила крокодила
Ты здесь сама.
Пусть в небесах горят паникадила, -
В могиле – тьма.
1. Найдите в тексте все метафоры. Что в них общего? Как они «устроены» (что с чем сравнивается)? Какое название вы могли бы предложить для такого типа метафор?
2. Как вы думаете, «серьезное» ли стихотворение вы прочитали? Могло бы оно быть помещено в сборнике с названием «Лирика»?
№4
Встречаются, хотя и редко, произведения, целиком построенные на эпитетах-определениях. Таково стихотворение поэта серебряного века Николая Минского «Волна». Попробуйте, читая его, представить себе целостный образ волны (то есть какая же она все-таки в конечном итоге?), а потом подумайте, о волне ли это стихотворение. Может быть, под волной здесь подразумевается что-то иное?
Нежно-бесстрастная,
Нежно-холодная,
Вечно подвластная,
Вечно свободная.
К берегу льнущая,
Томно-ревнивая,
В море бегущая,
Вольнолюбивая.
В бездне рожденная,
Смертью грозящая,
В небо влюбленная,
Тайной манящая.
Лживая, ясная,
Звучно-печальная,
Чуждо-прекрасная,
Близкая, дальняя…
1896
№5
Прочитайте одну строфу из стихотворения отечественной писательницы начала XX в. Тэффи «Есть у сирени тёмное счастье…».
Много, о много, нежных и скучных
В мире печальном вянет цветов,
Двухлепестковых, чётносозвучных…
Счастье сирени – в пять лепестков!
1910
1. Как вы думаете, бывают ли на самом деле цветы двухлепестковыми, то есть с д в у м я лепестками?
Что означает слово чётносозвучные (цветы)?
В этом четверостишии некоторые смыслы выражены впрямую: мир
назван печальным, и нежные цветы в нём вянут… А вот почему цветы названы скучными? Подумайте, как могут быть связаны по смыслу «чётность, парность» и то, что цветы – скучные.
2. О каком «счастье сирени» говорится в стихотворении?
При чём здесь пять лепестков? Что вы знаете об этой примете? Верите ли
вы в неё? На чём, как вы думаете, основана примета?
3. Разберитесь, ч т о ч е м у противопоставляется в этой строфе. Какой это может иметь смысл? О цветах ли идёт речь? Попробуйте предположить, о чём на самом деле это стихотворении.
№6
Прочитайте отрывок из стихотворения Арсения Тарковского «Ночь под первое июня».
Пока ещё последние колена
Последних соловьёв не отгремели
И смутно брезжит у твоей постели
Боярышника розового пена…
1. В каком значении употреблено слово колена?
2. В тексте есть метафора-загадка: догадайтесь, что значит розовая пена боярышника?
№7
Прочитайте строфу из стихотворения А. Фета. Читая, представляйте созданные поэтом образы в виде наглядных картин.
Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре потонул,
Меж двух изгибаясь небес.
Какую картину вы увидели? Объясните, почему лес опрокинулся и потонул. Откуда в стихотворении два неба? Как лес может между ними изгибаться? Можете ли вы коротко определить явление, которое описывается, но не называется в этой строфе?
№8
Прочитайте отрывок из стихотворения Константина Липскерова «Земля».
Как пурпур – абрикосовые рощи,
И виноградник золотом залит,
Ручьёв прорытых льётся хризолит,
Бредёт верблюд задумчивый и тощий.
1. В этом четверостишии – целых две загадки. Вначале найдите их самостоятельно.
2. Теперь нужно эти загадки отгадать: что такое золото? Почему поэт употребляет одно слово, а не словосочетание? Как называется этот троп?
3. Найдите сравнение абрикосовых рощ с пурпуром. Попробуйте переделать это сравнение в метафору-загадку.
4. Отгадайте вторую загадку: что такое хризолит? Уточните, правильно ли вы понимаете прямое значение этого слова, воспользовавшись материалами ответа.
Как вы понимаете выражение хризолит ручьёв? Знаете ли вы, как по-другому называются ручьи прорытые, то есть искусственные каналы?
5. Как вы думаете, какую землю – в географическом смысле – описывает поэт?
Север это или юг? Можно ли определить климат этой страны? Какие слова текста (вариант: какие детали пейзажа) подсказывают читателю однозначный ответ?
№9
Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Ива».
Сядем здесь, у этой ивы.
Что за чудные извивы
На коре возле дупла!
А под ивой как красивы
Золотые переливы
Струй дрожащего стекла!
Ветви сочные дугою
Перегнулись над водою,
Как зелёный водопад;
Как живые, как иглою,
Будто споря меж собою,
Листья воду бороздят.
В этом зеркале под ивой
Уловил мой глаз ревнивый
Сердцу милые черты…
Мягче взор твой горделивый…
Я дрожу, глядя, счастливый,
Как в воде дрожишь и ты.
1. Во второй строфе прямо сказано, что ива растет у самой воды. А можно ли было догадаться об этом раньше? Как? Найдите в первой строфе метафору-загадку. Почему её легко отгадать (присмотритесь к последней строчке)?
2. Найдите ещё одну метафору-загадку в третьей строфе. Она имеет то же самое значение, что и первая.
3. Что такое золотые переливы? Вернее, п о ч е м у они золотые? О чём это говорит?
№10
Прочитайте первую строфу стихотворения А. Фета, которое начинается словами Какая грусть!.. Что вы почувствовали сразу, с первой же строчки? Постарайтесь увидеть картину, которую описывает поэт.
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через дорогу поползли.
В этом контексте – сразу две метафоры-загадки. Что такое, по-вашему, пыль и что такое серебряные змеи?
№11
Прочитайте отрывок из стихотворения Иннокентия Анненского «Конец осенней сказки»:
Неустанно ночи длинной
Сказка чёрная лилась,
И багровый над долиной
Загорелся поздно глаз.
- Попробуйте догадаться, что за багровый глаз загорелся над долиной.
- Разверните метафору сказка ночи. Какие определения к слову сказка вы можете подобрать? Иными словами, к а к а я это сказка?
№12
Прочитайте стихотворение А.А. Фета.
Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум –
Буря на море и думы,
Много мучительных дум –
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум –
Чёрная туча за тучей,
Моря сердитого шум.
1. Прочитайте стихотворение вслух, растягивая ударные гласные звуки. Что вы слышите?
Выпишите ударные гласные. (У вас должно получиться три столбика по 8 гласных в каждом.) Общее количество гласных ( 3 х 8 )= 24.
Посчитайте, сколько среди всех гласных звуков [о] и [у]. Чем это можно объяснить?
Присмотритесь к каждому столбику. В каком столбике какие гласные преобладают? В каком больше всего нарушений закономерности, которую вы только что выявили, а в каком нет совсем? Как вы думаете, почему? Сделайте вывод.
2. Какие ещё средства, кроме звуков, использует поэт, чтобы передать читателю картину бури на море?
Подскажем: обратите внимание на знаки препинания. На повторы: одинаковы ли они? На части речи: какая из них отсутствует и почему? стихотворения? Рассмотрите каждые две строчки попарно: строится ли из этих пар композиция?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс
Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса«СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА», 68 часов
Программа элективного курса «Стилистический анализ художественного текста» предназначена для учащихся 10 класса. Данная программа элективного курса составлена на ос...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса поможет учителю плдготовить выпускников к написанию Итогового сочинения....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Выразительные средства художественной речи".
Цели курса - перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно-выразительных средствах; ближайшая: помочь сориентироваться д...
Учебная программа элективных курсов для учащихся 8 класса «Теория и практика работы с текстом. Подготовка к ОГЭ»
В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Особое место в образовательной пр...