Открытый урок в 7 классе "Союзы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Данный материал может быть использован в качестве урока открытия новых знаний по теме "Союзы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_7_kl_soyuzy.doc | 41 КБ |
soyuzy.pptx | 152.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»
Цели урока:
Для учителя:
1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.
2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.
3. совершенствовать умения использования полученных знаний, высказывать собственное суждение, делать выводы
4. развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.
Для учеников:
- научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.
- тренироваться правильно писать союзы
- составить памятку написания союзов и омонимичных частей речи
- Орг. момент
- Проверка дом. задания
1. Прочитайте предложение, называя знаки
Охарактеризуйте союзы (подчинительные)
- Актуализация знаний
1. Работа над ошибками самостоятельной работы
- с какой группой сочинительных союзов возникли сложности? (соединительные)
- какие союзы не написали? (ТОЖЕ, ТАКЖЕ).
- Постановка проблемы
1. Сравните предложения.
- Почему в каждой паре предложений выделенные слова пишутся по-разному? (во второй паре не союзы) – омонимичные части речи
- Сережа выполнил задание, я тоже его сделал. – Сережа выполнил то же задание, что и я.
- Оля легко решает задачи, сочинение также хорошо пишет. - Оля так же решила задачу, как и все остальные.
- Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны. - Что бы мне рассказать вам интересного?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Что мы сегодня будем делать на уроке? (выяснять, как пишутся союзы, тренироваться правильно писать союзы, отличать их от омонимичных частей речи)
- Составим памятку
- Поиск решения проблемы.
1. Проверим наше предположение, что союзы только в первых предложениях каждой пары (те, которые пишутся раздельно – не союзы)
- Как мы это сделаем? (надо знать, что такое союз, что соединяет - прост. предложения или однородные члены, значит, находим грам. основы)
- В чем отличие слов во вторых предложениях? (ничего не соединяют, можем задать вопрос, а к союзам не можем).
2. Какие это части речи? (местоимение и наречие с частицей)
- Как определили? (задали вопрос, определили, какой член предложения)
Запишем в Памятку
Союз Местоимение или наречие с частицей
Нельзя задать вопрос Можно задать вопрос
Не являются членами предложения Являются членами предложения
Пишутся слитно Пишутся раздельно
3. Частицу в предложении можно опустить или переставить на другое место.
Подсказка:
Частицы же, бы нельзя опустить Частицы же, бы можно опустить
Тоже = также = и
Чтобы = для того чтобы
Запомнить!
то же самое (то самое)
в то же самое время (в то время)
точно так же (точно так)
одно и то же
4. Сравните свои выводы с материалом учебника.
- Применение нового знания (пользуемся памяткой)
Запишем предложения
В глубине души вы чувствуете то (же), что и я. (можно убрать же)
Она то (же) догадалась, что случилось что-то неладное. (тоже = и)
Что (бы) вам сказать, что (бы) порадовать вас? (1 – можно убрать, 2 – чтобы = для того чтобы)
Взаимопроверка (работа в парах)
- Включение нового знания в систему знаний
- Я люблю делать то же, что и мой брат.
- Он учится в автошколе, я тоже хочу учиться.
- Я хочу, чтобы ты мне позвонил.
- Что бы вы посоветовали мне почитать?
- Все идут на собрание, вы также должны там быть.
Проверка.
1 2 3 4 5
- + + - +
- Рефлексия
Продолжите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я попробую…
- Мне захотелось…
На следующем уроке узнаем о написании других союзов и омонимичных им частей речи.
Д/з на втором уроке.
Памятка
«Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»
Союз Местоимение или
наречие с частицей
1. Нельзя задать вопрос 1. Можно задать вопрос
2. Не являются членами 2. Являются членами предложения предложения
3. Пишутся слитно 3. Пишутся раздельно
(тоже, также, чтобы) (то же, так же, что бы)
Подсказка:
1. же, бы нельзя 1.Частицы же, бы можно
опустить опустить
2. Тоже = также = и
3. Чтобы = для того чтобы
Запомнить!
то же самое (то самое)
в то же самое время (в то время)
точно так же (точно так)
одно и то же
Самоанализ
урока по русскому языку в 7 классе
Тема урока «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»
Были поставлены цели урока:
Для учителя:
1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.
2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.
3. совершенствовать умения использования полученных знаний, высказывать собственное суждение, делать выводы
4. развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.
Для учеников:
- научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.
- тренироваться правильно писать союзы
- составить памятку написания союзов и омонимичных частей речи
На уроке использовались элементы проблемного обучения. Приемы проблемного изложения знаний происходили на всех этапах урока:
- Актуализация знаний.
- Постановка проблемы.
- «Открытие» детьми нового знания.
Для постановки учащимися темы и целей урока был использован подводящий диалог.
На уроке использовались различные виды работы: словарная работа, работа у доски, самостоятельная работа учащихся в тетрадях с последующей проверкой. Использовались электронные ресурсы.
Все учащиеся были охвачены работой.
В конце урока на этапе «Рефлексия» были сделаны выводы по уроку, выставлены оценки.
Цели урока достигнуты. Минусы – на этапе поиска решения проблемы был замедлен темп урока, поэтому диагностический тест был перенесен на второй урок по данной теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Раскройте скобки в предложении, выбрав правильный вариант Что(бы) такое съесть, что(бы) быть здоровым ? А) чтобы; чтобы Б) чтобы; что бы В) что бы; что бы Г) что бы; чтобы
Что бы такое съесть, чтобы быть здоровым ?
Тема урока Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато
Цели урока научиться отличать производные союзы от омонимичных частей речи научиться правильно писать союзы составить памятку написания союзов и омонимичных частей речи
Сравните предложения. Почему в каждой паре предложений выделенные слова пишутся по-разному? Сережа выполнил задание, я тоже его сделал. Оля легко решает задачи, сочинение также хорошо пишет Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны. Сережа выполнил то же задание, что и я. Оля так же решила задачу, как и все остальные. Что бы мне рассказать вам интересного?
Сравните предложения. Почему в каждой паре предложений выделенные слова пишутся по-разному? Сережа выполнил задание, я тоже его сделал. Оля легко решает задачи, сочинение также хорошо пишет Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны. Сережа выполнил то же задание, что и я. Оля так же решила задачу, как и все остальные. Что бы мне рассказать вам интересного?
ОТЛИЧИЕ СОЮЗОВ ОТ ОМОНИМИЧНЫХ СЛОВ: СОЮЗЫ: нельзя задать вопрос; нельзя опустить или переместить часть союза; можно заменить синонимом; играют связующую роль; не являются членом предложения. пишутся слитно ОМОНИМИЧНЫЕ СЛОВА : можно задать вопрос; можно опустить или переместить часть сочетания в другое место нельзя заменить синонимом; являются членом предложения; пишутся раздельно
Подсказка Же, бы нельзя опустить Тоже = также = и Чтобы = для того чтобы Частицы же, бы можно опустить
Запомнить! то же самое (то самое) в то же самое время (в то время) точно так же (точно так) одно и то же
Работа с учебником Параграф 61 (с.162)
Запишите предложения В глубине души вы чувствуете то (же), что и я. Она то (же) догадалась, что случилось что-то неладное. Что (бы) вам сказать, что (бы) порадовать вас?
Взаимопроверка (работа в парах) В глубине души вы чувствуете то же , что и я. (можно убрать же ) Она тоже догадалась, что случилось что-то неладное. (тоже = и) Что бы вам сказать, чтобы порадовать вас? (1 –бы можно убрать, 2 – чтобы = для того чтобы)
ФИЗМИНУТКА
Запишите номера предложений с союзами 1.Что(бы) он ни делал, всё у него получалось хорошо. 2.Дождь прекратился, ветер то(же) затих. 3.Выполни то(же) задание, что и вчера. 4.Марьяна улыбалась редко, за(то) её улыбка всегда поражала. 5.Дверь закрыли, что(бы) никто не входил.
Проверим 2, 4, 5
Допишите недостающие слоги «то», «же», «бы» с требуемым по правилу слитным или раздельным написанием: День был ветреный, за___тёплый . Мои друзья пошли в театр, я то___пошёл . Что___ты подумал о человеке, который не сдержал слово? Книга показалась мне то___ интересной. Что___быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.
Проверим День был ветреный, зато тёплый. Мои друзья пошли в театр, я тоже пошёл. Что бы ты подумал о человеке, который не сдержал слово? Книга показалась мне тоже интересной. Чтобы быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.
Восстановим правило написания слов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО пишутся ___. Их следует отличать от сочетаний ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ, ЗА ТО . В этих сочетаниях ___ ЖЕ, БЫ могут быть опущены или переставлены на другое место. Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ можно __ союзом И , союз ЧТОБЫ - союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ , а союз ЗАТО – союзом НО
Вывод -Какой была цель нашего урока? Мы достигли этой цели? -Какие источники информации помогли нам в этом? -Что мы делали, для того чтобы усвоить тему? -Что мы узнали о правописании слов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО?
Домашнее задание Всем выучить правило параграфа 61, На «3» - упр.№349 На «4» - упр.№347 На «5» - написать сочинение-миниатюру или составить 5-6 предложений на тему «Дружба в моей жизни?», включив в него союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО и омонимичные им сочетания слов.
Слитно «+»,Раздельно «-» 1.Я люблю делать то(же), что и мой брат. 2.Он учится в автошколе, я то(же) хочу учиться. 3.Я хочу, что(бы) ты мне позвонил. 4.Что(бы) вы посоветовали мне почитать? 5.Все идут на собрание, вы так(же) должны там быть. 6. Незнакомец был невысок ростом, за(то) плечист.
Проверим 1. – 2. + 3. + 4. - 5. + 6.+
Проверим 1.Я люблю делать то же , что и мой брат. 2.Он учится в автошколе, я тоже хочу учиться. 3.Я хочу, чтобы ты мне позвонил. 4. Что бы вы посоветовали мне почитать? 5.Все идут на собрание, вы также должны там быть. 6. Незнакомец был невысок ростом, зато плечист.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...