Конспект урока "Условное наклонение глагола", 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока "Условное наклонение глагола", 6 класс + презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы: Ишметьева Е.П. Урок русского языка в 6 классе Условное наклонение глагола

Слайд 2

Я смогу выполнить все задания! У меня все получится! Желаю успехов себе и друзьям!

Слайд 3

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали чудесные цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зелёные газоны. Что ни день - старичок в своём саду сажает, поливает и окучивает. Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и обрадовал бы всех печальных…

Слайд 4

Если бы да кабы Если бы да кабы

Слайд 5

Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения. Если бы я был садоводом, я вырастил для северных районов морозоустойчивые сорта яблонь и груш.

Слайд 6

Правильно! Если бы я был садоводом, я вырастил бы для северных районов морозоустойчивые сорта яблонь и груш.

Слайд 7

Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения. Я сшил бы для дедушки мягкие, удобные туфли, и он ходил в них, не уставая.

Слайд 8

Правильно! Я сшил бы для дедушки мягкие, удобные туфли, и он ходил бы в них, не уставая.

Слайд 10

Я БЫ СШИЛА ПЛАТЬЕ, ЕСЛИ БЫ…

Слайд 11

Я БЫ ПОСТРОИЛ ДВОРЕЦ, ЕСЛИ БЫ …

Слайд 12

Я БЫ ВЫРАСТИЛ ПРЕКРАСНЫЕ ЦВЕТЫ, ЕСЛИ БЫ

Слайд 13

МЫ БЫ ДОРИСОВАЛИ ПЕЙЗАЖ, ЕСЛИ БЫ…

Слайд 14

Ключ к тесту 1 2 3 4 5 6 7 - + - + - + +



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Условное наклонение глагола»

Цель: познакомить обучающихся с особенностями глаголов условного наклонения.

 Задачи урока:

 обучающие: углубить знания обучающихся о наклонениях глагола, дать понятие о условном наклонении, познакомить с условиями образования форм условного наклонения;         

развивающие: способствовать развитию   умений правильно писать глаголы в условном наклонении и правильно употреблять их в  речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи обучающихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы; развитие интереса к русскому языку;

воспитательные: воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе;

коррекционные: коррекция речи через речевые ситуации, приёмы наблюдения и соотнесения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Орг. м.

- Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы наш урок прошел успешно, давайте дадим себе следующие установки (слайд 2):

Я смогу выполнить все задания!

У меня все получится!

Желаю успехов себе и друзьям!  (Дети читают хором)

- Теперь откройте тетради, запишите число, оставьте одну строку для записи темы нашего урока.

2. Актуализация знаний. Проверка д/з.

-Какую большую тему мы изучаем?

 - Дайте определение глагола?

3. Интрига. Раздаточный материал + слайд 3

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали чудесные цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зелёные газоны. Что ни день - старичок в своём саду сажает, поливает и окучивает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и обрадовал бы всех печальных…

  1. О чем этот текст?
  2. На сколько частей делит автор текст? Выпишите глаголы в два столбика.
  3. Чем они отличаются по отношению к действительности?

1. Что происходит на самом деле?

2.Что произошло бы, если бы садовник умел творить чудеса?

Проживал, выращивал; сажает, поливает, окучивает…

Умел бы, вырастил бы, исцелил бы…

действия были (есть) на самом деле

на самом деле этих действий нет.

 - К какому наклонению мы отнесем глаголы из 1-го столбика?

 - Из 2 столбика? Мы работали с такими глаголами?

- Тема нашего урока? Глаголы в условном наклонении. (Запись в тетрадь)

-Сформулируем цели урока:

 * Что обозначают глаголы в условном наклонении?

* Как они образуются?

*Морфологические признаки?

*Место частицы бы, синтаксическая роль глагола в условном наклонении?

* Употребление в речи.

Люди, которые часто употребляют слова в условном наклонении – это мечтатели и фантазеры. Посмотрим, о чем они мечтают, помогут нам в этом литературные произведения, ведь писатели те еще фантазёры!

                                ФИЗМИНУТКА для глаз

4.Первичное усвоение новых знаний.

1 цель: Что обозначают глаголы в условном наклонении?

Решать наши цели мы будем на основе стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой».

Стр. 119. Прочитайте самостоятельно. Один ученик читает выразительно.

 -О чем текст? Что хотел сказать автор?

Ваша задача определить : на самом деле происходят события или нет?

- Что обозначают глаголы в условном наклонении? (Действие, которое может произойти только при определённых условиях, обозначает глагол в форме условного наклонения.)

2 цель: Как образуются глаголы?

Выпишите 4 глагола в условном наклонении с частицей бы.

 -От чего образуются все глаголы?

-Запишите рядом н.ф                        

- Сравните записи. Что добавили к глаголам в н.ф., чтобы образовались глаголы в условном наклонении?

 - Выведите формулу. Посовещайтесь в группах. (Н.ф. +л+ бы(б))

 - Как образуются глаголы?

3 цель: Морфологические признаки.

 - Определите и запишите число и род 1-го глагола; 

 - 2-й глагол ставим в ж.р.;

 - 3-й глагол в ср.р.;

 - 4 глагол во мн. ч.

 - Какие морфологические признаки можно выделить у глаголов в повелительном наклонении?

 - Можем ли определить время?

-Почему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия?

(обозначает действие возможное, но не реальное) Не определяется время потому, что в условном наклонении существует только одна форма, которая используется для всех случаев, и в настоящем, и в прошедшем времени. + нет лица.

4 Цель: Место частицы бы.

Рассматриваем слайд 4 + работаем с текстом

Она рядом с глаголом. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди, но всегда верна глаголу.

МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ФОРМА Б.

- Где может стоять частица бы? Какую форму может иметь частица бы?

5 цель: Синтаксическая роль в предложении.  

Синтаксический разбор предложения.

Я бы маме так помог!

 - Какова синтаксическая роль глаголов в условном наклонении в предложении?

                        ФИЗМИНУТКА

6 цель: Использование в речи.

 Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения (устно).Слайды 5-8

А). Если бы я был садоводом, я вырастил для северных районов морозоустойчивые сорта яблонь и груш.

Б). Я сшил бы для дедушки мягкие, удобные туфли, и он ходил в них, не уставая.

Индивидуальная работа

Карточка 1

Поставьте глаголы в условное наклонение.

Если  счастье моё (быть) чудным цветком,

Если (расти) тот цветок на утёсе крутом,

Я (достать) его, не боясь ничего,

(Сорвать) и (упиться) дыханьем его.

Карточка 2

Замените глаголы в изъявительном наклонении глаголами в  условном наклонении. Запишите, расставьте недостающие знаки препинания

Будут у елочки ножки

Побежит она по дорожке

Запляшет она вместе с нами

Застучит  она  каблучками.

 - Как употребляются глаголы в условном наклонении в речи?

5. Первична проверка понимания новых знаний.

 - Составим предложения по иллюстрациям. Посмотрим на некоторых фантазеров и их работу. Слайды 9-13

 - Подчеркнуть глаголы, указать род, число.

Архитектор ответил (1 группа):                                    

Я бы построил дворец, если бы … 

Садовник (2 группа) сказал:

Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы… 

Швея прошептала (3 группа):

Мы бы дорисовали пейзаж, если бы…у нас не закончились краски.

Проверяем:

Назовите глаголы в условном наклонении.

– Что обозначают глаголы в условном наклонении?

6.Закрепление.

 Тест. Верю/ не верю

1. Глаголы в условном наклонении обозначают действие, которое было , есть или будет.

2. Глаголы в условном наклонении обозначают действие, которое произойдет при каком-либо условии.

3. Глаголы в условном наклонении образуются путем прибавления к н.ф. постфикса ся.

4. Глаголы в условном наклонении образуются путем прибавления к н.ф. суф. Л и частицы бы.

5. Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, родам, и временам.

6. Частица бы может стоять в предложении в любом месте.

7. Глаголы в условном наклонении в предложении являются сказуемыми.

Взаимопроверка, слайд 14

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

- Послушайте стихотворение Джанни Родари:

«Сослагательное наклонение»

Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное 
Наклонение сослагательное
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …


Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.

Настоящий мечтатель – герой этого стихотворения.

- почему герою так нравится условное наклонение? (может мечтать)

-Что обозначает условное наклонение? Как оно образуется?

Устное повторение правила.

Условное наклонение обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий.

-Какой этап урока показался интересным?

- Что было трудно?

- Достигли ли целей урока? Каких?

8. Домашнее задание. Упр. 543, стр. 118, инд. закончить предложения, подчеркнуть глаголы в условном наклонении.

1. Если бы я был миллионером,

2. Если бы я был директором школы,

3. Если бы у меня была волшебная палочка,

4. Если бы я был школьным поваром,

5. Если бы я был отличником,

6. Если бы я был учителем,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Конспект урока "Наклонения глаголов" 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Наклонения глаголов"...