Конспект урока на тему: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».
6а класс, учебник: Русский язык : учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. Баранов М. Т., Ладыженская Л. А. Тростенцова Л. А., М. : Просвещение.
- Тип урока: урок получения новых знаний.
- Цели урока:
2.1 .Образовательные:
– повторить и систематизировать полученные ранее знания о глаголе;
- дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола.
- научить различать наклонения глагола.
- отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения.
2.2. Развивающие:
–- развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);
-вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
2.3.Воспитательные:
– воспитывать в учениках любовь к слову и русскому языку;
2.4. Метапредметные:
А. Регулятивные:
- работая по плану, сверять свои действия с целью;
- уметь определять степень успешности выполнения своей работы.
Б. Информативные:
- сформировать умение вычитывать актуальную информацию.
В. Коммуникативные:
- умение работать в группе.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
2.5. Предметные:
А. Познавательные:
– объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий;
Б. Практические:
- Формирование практических умений и навыков, обучающихся по осознанному применению полученных знаний по теме «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение» в практике;
Ход урока.
- Организационный момент (поздороваться, проверить наличие у школьников учебников и тетрадей.). 1-2 мин.
- Слово учителя: «Сегодня цель нашего урока: познакомиться с новой категорией глагола – наклонение, разобраться, чем они отличаются, а так же научиться находить
глаголы изъявительного наклонения в тексте и определять их морфологические признаки»
Фронтальный опрос по пройденному материалу. При затруднении, ответ формируется с помощью учителя. 3-4 мин.
- Какая часть речи называется глаголом? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?)
- Какими членами предложения они могут являться? (в предложении глаголы выступают в роли сказуемого)
- Какого вида бывают глаголы и как их различить? (глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Глаголы несовершенного – что делать?)
- В каком случае глаголы изменяются по числам и родам? (в прошедшем времени)
- В каком случае глаголы изменяются по лицам и числам? ( В настоящем и будущем времени)
- Какие глаголы называются разноспрягаемыми + примеры? (которые не имеют одного спряжения, а спрягаются по двум спряжениям одновременно. Хотеть, бежать, есть, дать)
- Какие глаголы называются переходными, а какие непереходными? (Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. )
III. Работа по теме урока.
- Прочитайте предложения. (Записать на доске заранее) 3-5мин
- Я бы съел чего-нибудь вкусненького.
- Сходи за хлебом.
- Я съел мороженое.
- Петя читает интересную книгу.
- Сегодня мы пойдем в цирк.
- Попробуйте объяснить, в чем разница между этими предложениями? (В первом предложении выражено пожелание, во втором – просьба, а в третьем, четвертом и пятом – реальное действие)
- А что указывает на это? (форма глаголов)
Слово учителя: Глагол обладает еще одной категорией – это категория наклонения. Наклонение – это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности.
- В какой форме употреблены глаголы, указывающие на реальность действия? (в форме прошедшего, настоящего и будущего времени)
Это глаголы в изъявительном наклонении, они помогают нам обозначить (изъявить) действия, которые произошли, происходят или будут происходить.
И как вы уже заметили, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, т.е. бывают в настоящем, прошедшем и будущем времени.
Всего, в русском языке существует три наклонения глагола: изъявительное, условное и повелительное.
- Давайте попробуем на примере разобраться, чем они отличаются. Листочки с текстом раздаются каждому ученику. 3-5 мин
Я не то ещё пропел бы,
Про себя поберегу,
Я не то ещё сыграл бы –
Жаль, что лучше не могу.
Обогреться, потолкаться
К гармонисту все идут.
Обступают.
- Стойте, братцы,
Дайте на руки подуть.
Плясуны на пару пара
С места ринулися вдруг,
Задышал морозным паром,
Разгорелся тесный круг. Из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».
- При каких условиях и что сделал бы герой поэмы?
- Какими глаголами выражается просьба, приказание гармониста?
- В каких глаголах выражено действие, которое происходило, происходит или будет происходить?
Выписать глаголы в три колонки.
Пропел бы стойте поберегу
Сыграл бы дайте не могу
Идут
Обступают
Ринулися
Задышал
Разгорелся.
- Ученик выходит к доске, учитель диктует часть пословиц. Задача ученика: Вставить в пословицы подходящий по смыслу глагол и определить их наклонение.Слова для справок в левой колонке.(заранее написать на доске) 5 – 7 мин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Любишь кататься, люби и саночки возить. – синтаксический разбор.
Повествовательное, не восклицательное, простое, распростронённое.
Любишь – морфологический разбор.
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
- Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица. - В предложении является сказуемым.
- Потренируемся в образовании трех форм наклонений. К доске выходит 2 человека(по очереди) Каждому достается по 2 слова. Задание: Изменить глаголы писать, участвовать, извиняться, извиниться по наклонениям, записать их в таблицу. 4-5 мин
Изъявительное наклонение | Условное наклонение | Повелительное наклонение |
Пишу, писал, буду писать Участвую, участвовал, буду участвовать Извиняюсь, извинялся, буду извиняться Т.к. совершенный вид, нет формы н.в., извинюсь, извинился | Писал бы Участвовал бы Извинялся бы Извинился бы | Пиши, пишите Участвуй, участвуйте Извиняйся, извиняйтесь Извинись, извинитесь |
- Диктант с грамматическим заданием. Учитель диктует текст, ученикам необходимо подчеркнуть грамматические основы, определить время и наклонение глаголов. 5-6мин
Мне очень нравился(изъяв., прош.) этот ласковый, приветливый зверь. Бывало, еще издали увидит(изъяв., буд.) он меня или услышит(изъяв., буд.) мой голос, сразу бросается(изъяв., наст.) к клетке. Прижмется(изъяв., буд.) лбом к прутьям и следит(изъяв., наст.) за мной. Наступило(изъяв.,прош.) лето, и вот, когда я уже надеялась(изъяв., прош.), что гепард останется(изъяв., буд.) в зоопарке, за ним приехали(изъяв., прош.) из цирка.
(В. Чаплина)
6) синтаксический разбор предложения: Внезапное сумасшествие Дубровского
отравило его торжество. (простое, повествовательное, невосклицательное, распростр. )
Отравило – Морфемный разбор
- Домашняя работа. (Упр. 483)
Фронтальный опрос.
- Что такое наклонение глагола?
- О каких трех наклонениях глагола вы узнали сегодня на уроке?
- В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
Выставление оценок. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Презентация к уроку. Тема:"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение".
Презентация к уроку .Тема:"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение" Русский язык. 6 класс. ФГОС....
Технологическая карта урока по теме: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».
Цели: ДеятельностныеСодержательныеСоздать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.познакомить с понятием наклонение глагола, особенностями изъяви...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС по теме «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.» (По учебнику Т.А. Ладыженской)
Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе обучающхся 6 классов. На уроке применила компьютер, материалы детских ...
Конспект урока по теме "Наклонения глагола. Изъявительное наклонение."
quot;Наклонения глагола. Изъявительное наклонение."...