Конспект урока на тему: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок получения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izyavitelnoe_naklonenie_.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  на тему: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».

6а класс, учебник: Русский язык : учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. Баранов М. Т., Ладыженская Л. А. Тростенцова Л. А., М. : Просвещение.

  1. Тип урока: урок получения новых знаний.
  2. Цели урока:

2.1 .Образовательные:

– повторить и систематизировать полученные ранее знания  о глаголе;

- дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола.

- научить различать наклонения глагола.

- отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения.

2.2. Развивающие:

–- развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

 -вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

2.3.Воспитательные:

– воспитывать в учениках любовь к слову и русскому языку;

2.4. Метапредметные:

А. Регулятивные:

- работая по плану, сверять свои действия с целью;

- уметь определять степень успешности выполнения своей работы.

Б. Информативные:

- сформировать умение вычитывать актуальную информацию.

В. Коммуникативные:

- умение работать в группе.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2.5. Предметные:

А. Познавательные:

– объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий;

Б. Практические:

- Формирование практических умений и навыков, обучающихся по осознанному применению полученных знаний по теме «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение» в практике;

Ход урока.

  1. Организационный момент (поздороваться, проверить наличие у школьников учебников и тетрадей.). 1-2 мин.
  2. Слово учителя: «Сегодня цель нашего урока: познакомиться с новой категорией глагола – наклонение, разобраться, чем они отличаются, а так же научиться находить

глаголы изъявительного наклонения в тексте и определять их морфологические признаки»

Фронтальный опрос по пройденному материалу. При затруднении, ответ формируется с помощью учителя. 3-4 мин.

- Какая часть речи называется глаголом? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?)

- Какими членами предложения они могут являться? (в предложении глаголы выступают в роли сказуемого)

- Какого вида бывают глаголы и как их различить? (глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Глаголы несовершенного – что делать?)

- В каком случае глаголы изменяются по числам и родам? (в прошедшем времени)

- В каком случае глаголы изменяются по лицам и числам? ( В настоящем и будущем времени)

 

- Какие глаголы называются разноспрягаемыми + примеры? (которые не имеют одного спряжения, а спрягаются по двум спряжениям одновременно. Хотеть, бежать, есть, дать)

- Какие глаголы называются переходными, а какие непереходными? (Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. )

III. Работа по теме урока.

  1. Прочитайте предложения. (Записать на доске заранее) 3-5мин
  1. Я бы съел чего-нибудь вкусненького.
  2. Сходи за хлебом.
  3. Я съел мороженое.
  4. Петя читает интересную книгу.
  5. Сегодня мы пойдем в цирк.

- Попробуйте объяснить, в чем разница между этими предложениями? (В первом предложении выражено пожелание, во втором – просьба, а в третьем, четвертом и пятом – реальное действие)

 - А что указывает на это? (форма глаголов)

Слово учителя: Глагол обладает еще одной категорией – это категория наклонения. Наклонение – это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности.

- В какой форме употреблены глаголы, указывающие на реальность действия? (в форме прошедшего, настоящего и будущего времени)

Это глаголы в изъявительном наклонении, они помогают нам обозначить (изъявить) действия, которые произошли, происходят или будут происходить.

И как вы уже заметили, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, т.е. бывают в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Всего, в русском языке существует три наклонения глагола: изъявительное, условное и повелительное. 

  1. Давайте попробуем на примере разобраться, чем они отличаются. Листочки с текстом раздаются каждому ученику. 3-5 мин

Я не то ещё пропел бы,

Про себя поберегу,

Я не то ещё сыграл бы –

Жаль, что лучше не могу.

Обогреться, потолкаться

К гармонисту все идут.

Обступают.

- Стойте, братцы,

Дайте на руки подуть.

Плясуны на пару пара

С места ринулися вдруг,

Задышал морозным паром,

Разгорелся тесный круг.                Из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».

  • При каких условиях и что сделал бы герой поэмы?
  • Какими глаголами выражается просьба, приказание гармониста?
  • В каких глаголах выражено действие, которое происходило, происходит или будет происходить?

Выписать глаголы в три колонки.

Пропел бы                            стойте                  поберегу

Сыграл бы                            дайте                    не могу

                                                         Идут

                                                        Обступают

                                                        Ринулися

                                                        Задышал

                                                        Разгорелся.

  1. Ученик выходит к доске, учитель диктует часть пословиц. Задача ученика: Вставить в пословицы подходящий по смыслу глагол и определить их наклонение.Слова для справок в левой колонке.(заранее написать на доске) 5 – 7 мин


1. Дело мастера…


Сидит(ь)ся


2. Кто любит трудиться, тому без дела не…


Катат(ь)ся


3.Тот труда не боится, кто умеет…


Познают(ь)ся


4.С песней и труд…


Боит(ь)ся


5.Любишь…, люби и саночки возить.


Кончает(ь)ся


6.Друзья… в беде.


Трудит(ь)ся


7.Всё хорошо, что хорошо…


Ладит(ь)ся

Любишь кататься, люби и саночки возить. – синтаксический разбор.

Повествовательное, не восклицательное, простое, распростронённое.

Любишь – морфологический разбор.

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) несовершенный вид;
        2) невозвратный;
        3) переходный;
        4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) изъявительного наклонения;
        2) настоящего времени; 
        3) единственного числа; 
        4) 2-го лица.
  3. В предложении является сказуемым.

  1. Потренируемся в образовании трех форм наклонений. К доске выходит 2 человека(по очереди) Каждому достается по 2 слова. Задание: Изменить глаголы писать, участвовать, извиняться, извиниться по наклонениям, записать их в таблицу. 4-5 мин

Изъявительное наклонение

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Пишу, писал, буду писать

Участвую, участвовал, буду участвовать

Извиняюсь, извинялся, буду извиняться

Т.к. совершенный вид, нет формы н.в., извинюсь, извинился

Писал бы

Участвовал бы

Извинялся бы

Извинился бы

Пиши, пишите

Участвуй, участвуйте

Извиняйся, извиняйтесь

Извинись, извинитесь

  1. Диктант с грамматическим заданием. Учитель диктует текст, ученикам необходимо подчеркнуть грамматические основы, определить время и наклонение глаголов. 5-6мин

Мне очень нравился(изъяв., прош.) этот ласковый, приветливый зверь. Бывало, еще издали увидит(изъяв., буд.) он меня или услышит(изъяв., буд.) мой голос, сразу бросается(изъяв., наст.) к клетке. Прижмется(изъяв., буд.) лбом к прутьям и следит(изъяв., наст.) за мной. Наступило(изъяв.,прош.) лето, и вот, когда я уже надеялась(изъяв., прош.), что гепард останется(изъяв., буд.) в зоопарке, за ним приехали(изъяв., прош.) из цирка.

(В. Чаплина)

6) синтаксический разбор предложения: Внезапное сумасшествие Дубровского

отравило его торжество. (простое, повествовательное, невосклицательное, распростр. )

Отравило – Морфемный разбор

  1. Домашняя работа. (Упр. 483)

Фронтальный опрос.

  • Что такое наклонение глагола?
  • О каких трех наклонениях глагола вы узнали сегодня на уроке?
  • В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

Выставление оценок. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Презентация к уроку. Тема:"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение".

Презентация к уроку .Тема:"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение" Русский язык. 6 класс. ФГОС....

Технологическая карта урока по теме: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».

Цели: ДеятельностныеСодержательныеСоздать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.познакомить с понятием наклонение  глагола, особенностями изъяви...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС по теме «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.» (По учебнику Т.А. Ладыженской)

Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе обучающхся 6 классов. На уроке применила  компьютер, материалы детских ...

Конспект урока по теме "Наклонения глагола. Изъявительное наклонение."

quot;Наклонения глагола. Изъявительное наклонение."...