Конструкт урока "Соединительные гласные О-Е в сложных словах"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Гульназ Рамсилевна

Урок составлен по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_uroka.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока в 6 классе на тему «Соединительные гласные в сложных словах».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

формирование умения правильно писать и употреблять в речи сложные слова

Задачи:

Образовательные: 

  • создать условия для формирования у учащихся представления о словах, которые имеют два корня, умения правильно писать в таких словах соединительные гласные О или Е.
  • познакомить со способами образования сложных слов
  • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать;
  • развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать навыки сотрудничества;
  • формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
  • воспитывать интерес к предмету.

Используемые методы и формы обучения: деятельностный метод обучения (работа в парах, самостоятельная работа), проблемный метод, частично-поисковый метод, практический метод.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык», часть 1, М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Москва, «Просвещение», 2013
  • карточки с заданиями для самостоятельной работы;
  • ИКТ (презентация к уроку) презентация по теме урока;
  • карточки – с корнями слов;  
  • карточки для самооценивания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности учащихся)

Задача этапа: включение учащихся в учебную деятельность

- Добрый день, дорогие ребята! Сейчас у нас урок русского языка.

Улыбнулись друг другу, подарили хорошее настроение и настроились на урок.

Подготовка класса к работе. Организация рабочего места, настрой на работу.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. 

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

  1. Актуализация знаний

Задача этапа: повторить материал о способах образования слов.

- Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

Веселые стихи

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.

Это слово - слово-корень,

Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
 (Е. Измайлов)

Ответы учащихся:

- Слова в русском языке образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксальным способом, сложением основ, сложением начальных букв, звуков, переход из одной части речи в другую.

- Из слова сад образовалось новое слово рассада – это приставочный способ образования.

- Слово посадки также образовалось из слова сад, только приставочно-суффиксальным способом.

- Слово садовник образовалось суффиксальным способом

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Постановка темы урока.

Задача этапа: осознание потребности к новым действиям

- Мы сегодня на уроке будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему.  А вы все будете исследователями.

- Ребята, а вы знаете, кто такие исследователи? Давайте посмотрим, как об этом говорится в толковом словаре Ожегова: ИССЛЕДОВАТЬ- подвергнуть научному изучению что-либо.  Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать.                                   Запишите это предложение и разберите его по членам.

Исследование 1.

- Ребята, у вас на столе лежат карточки с корнями слов и буквами О, Е. Попробуйте построить новые слова.

-Как же можно построить новые слова? Запишите эти слова.

-Сколько в этих словах корней?  

- Выделите корни.

- Как получили новые слова?                  

- Ребята, что общего в этих словах? Как называются такие слова?

- Как называется такой способ образования слов?

- Какова роль гласных в этих словах?

- Какова же тема нашего урока?

Дети составляют предложение.

Исследователи изучают всё новое и неизведанное. 

-Вод-,- пад-; -сад-, -вод-; -птица-, -лов-; -пар-, -воз-;

- Если два корня соединить с помощью буквы О и Е получатся слова водопад, садовод, птицелов, паровоз.          

- Два корня – вод- и –пад-; -сад-, -вод-; -птица-, -лов-; -пар-, -воз-;-  

-С помощью соединения 2-х корней

-  Во всех словах два корня. Такие слова называются сложными

- Сложение двух основ.

- Гласные О и Е соединяют два корня.

- Тема нашего урока «Соединительные гласные в сложных словах» (Запись в тетради даты и темы урока)

Личностные УУД:

формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее

Регулятивные УУД: осознание недостаточности знаний; планируют необходимые действия в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, прогнозирование 

Познавательные УУД: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

умение структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

4.  Выявление места и причины затруднения. 

Задача: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы

- Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц?

- В каком месте возникла трудность при написании данного слова?

- Что такое соединительная гласная?

- Почему возникла трудность?

- Кто написал с буквой «о»?

- Кто написал с буквой «и»?

- Кто написал с буквой «е»?

- Кто написал с буквой «ы»?

- Кто написал с другой буквой?

- Почему выбрали именно эту букву?

-Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»?

- Почему? В чём проблема возникла?

- Какую задачу мы должны с вами решить?

Дети записывают слово «птиц?ферма».

- В написании соединительной гласной.

- Это буква, соединяющая два корня сложного слова.

- Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции).

Дети поднимают руки.

- Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е».

- Нет.

- Не знаем правила написания соединительных гласных.

- Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е»?

Познавательные УУД:

умение структурировать знания;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД:

осознают недостаточность своих знаний

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Задача этапа: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи)

- Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.

- Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах.

- Какие правила мы обязаны соблюдать?

(Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы)

 Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод.

- Не перебивать друг друга.

- Выслушивать мнение каждого члена группы.

- Принимать общее решение.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные УУД: систематизируют собственные знания

6. Поиск и решение проблемы.  

Задачи этапа: открытие нового знания по составленному алгоритму

(Учитель выполняет направляющую роль при необходимости)

Работа в группах

- Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных.

После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске.

- Какой вывод вы сделали?

(Учитель выслушивает ответственных каждой группы).

- Проверьте свои предположения с правилом в учебнике.

А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»?

- Почему?

- Молодцы!

Дети строят алгоритм наблюдения над словами:

  1. Прочитай (произнеси) слово.
  2. Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
  3. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.
  4. Сделай вывод:

- соединительная буква «е» пишется:

1) после…

2) …

3) …

- соединительная буква «о» пишется после…

После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод.

Вывод детей:

- соединительная буква «е» пишется

1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод);

2) после шипящих (пешеход, пищевод);

3) после «ц» (овцебык);

- соединительная буква «о» пишется:

  после твёрдых согласных (пчеловод, самокат).

- Соединительную гласную «е».

- После «ц» в сложных словах пишется «е»

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и выбор чтения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

- О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (о человеке с такими чертами характера)

Жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый.

- Какими чертами характера обладаете вы?

Самостоятельная работа.

(По рядам и в парах)

Напишите, как вы назовёте человека, у которого:

1-й ряд        

добрая душа -; острый  ум -; голубые глаза -;

тёмные волосы -;  любит узнавать новое –;

2-й ряд

сталь варит-;  лес рубит-;  ловит зверей-;

рыбу ловит-;  пасёт свиней-                        

3-й ряд

сам варит- лёд колет- пыль сосёт- мясо рубит-

режет овощи-

Проверка выполненных работ. Сравнение полученных слов.

- Чем отличаются слова в 1 ряду, 2 и 3 рядах? 

Высказывания детей

Ответы учащихся:

-1-ый ряд – это имена прилагательные

- 2 и 3 ряд – существительные,

-2 ряд – одушевлен. сущ.,

-3 ряд – неодушевленные сущ.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

8. Включение в систему знаний и повторение. Задача этапа: проговаривание и закрепление полученного знания; начать вырабатывать умения по их применению. 

- Для закрепления выполним упражнение 215.

- Прочитайте задание.

- Что должны делать?

Работа по учебнику.

 Выполнение упражнения 215

- В этом упражнении нужно из каждой пары образовать сложное слово с теми же корнями, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека.

Познавательные УУД:

умение использовать полученные знания и умения.

  1. Итог урока (рефлексия)

Задача этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Регулятивные: прогнозирование .

- Давайте оценим свою работу на уроке. Покажите полоску  с выбранным цветом (соответствие своей работе на уроке)

 Вспомните, какую задачу ставили?        - Как вы считаете, мы справились с задачей урока?

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите полоску зеленого цвета, если не согласны – полоску красного цвета.

1. Сложные слова – это все длинные слова.                                                           2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.                      

3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-                                                                   4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.

 5. Соединительные буквы – О-  и –Е в сложных словах - это орфограммы.

6. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.

Ответы учащихся

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Регулятивные: оценивание своих работ;

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка

Личностные УУД: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

- Ребята, а сейчас закончите предложения:

Сегодня на уроке 

я узнал…

я научился…

я затруднялся…

я открыл для себя…

мне показалось важным…

Ответы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соединительные гласные O-Е в сложных словах

Урок русского языка в 6 классе...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС) 6 класс

В материале представлена технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "«Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС)Авторы учебника :  Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцо...

Тест на тему "Соединительные гласные О-Е в сложных словах"

Тест на тему "Соединительные гласные О-Е в сложных словах"...

Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...

Презентация "Соединительные гласные О-Е в сложных словах"

Презентация сделает урок интереснее....