Конструкт урока "Соединительные гласные О-Е в сложных словах"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конструкт урока в 6 классе на тему «Соединительные гласные в сложных словах».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
формирование умения правильно писать и употреблять в речи сложные слова
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для формирования у учащихся представления о словах, которые имеют два корня, умения правильно писать в таких словах соединительные гласные О или Е.
- познакомить со способами образования сложных слов
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать;
- развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- воспитывать интерес к предмету.
Используемые методы и формы обучения: деятельностный метод обучения (работа в парах, самостоятельная работа), проблемный метод, частично-поисковый метод, практический метод.
Оборудование:
- учебник «Русский язык», часть 1, М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Москва, «Просвещение», 2013
- карточки с заданиями для самостоятельной работы;
- ИКТ (презентация к уроку) презентация по теме урока;
- карточки – с корнями слов;
- карточки для самооценивания.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
Задача этапа: включение учащихся в учебную деятельность | ||||
- Добрый день, дорогие ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Улыбнулись друг другу, подарили хорошее настроение и настроились на урок. | Подготовка класса к работе. Организация рабочего места, настрой на работу. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | ||
Задача этапа: повторить материал о способах образования слов. | ||||
- Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке. Веселые стихи Как растут слова Как-то много лет назад Это слово - слово-корень, Разрастаться стало вскоре Вот из сада вам рассада. | Ответы учащихся: - Слова в русском языке образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксальным способом, сложением основ, сложением начальных букв, звуков, переход из одной части речи в другую. - Из слова сад образовалось новое слово рассада – это приставочный способ образования. - Слово посадки также образовалось из слова сад, только приставочно-суффиксальным способом. - Слово садовник образовалось суффиксальным способом | Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||
Задача этапа: осознание потребности к новым действиям | ||||
- Мы сегодня на уроке будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему. А вы все будете исследователями. - Ребята, а вы знаете, кто такие исследователи? Давайте посмотрим, как об этом говорится в толковом словаре Ожегова: ИССЛЕДОВАТЬ- подвергнуть научному изучению что-либо. Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. Запишите это предложение и разберите его по членам. Исследование 1. - Ребята, у вас на столе лежат карточки с корнями слов и буквами О, Е. Попробуйте построить новые слова. -Как же можно построить новые слова? Запишите эти слова. -Сколько в этих словах корней? - Выделите корни. - Как получили новые слова? - Ребята, что общего в этих словах? Как называются такие слова? - Как называется такой способ образования слов? - Какова роль гласных в этих словах? - Какова же тема нашего урока? | Дети составляют предложение. Исследователи изучают всё новое и неизведанное. -Вод-,- пад-; -сад-, -вод-; -птица-, -лов-; -пар-, -воз-; - Если два корня соединить с помощью буквы О и Е получатся слова водопад, садовод, птицелов, паровоз. - Два корня – вод- и –пад-; -сад-, -вод-; -птица-, -лов-; -пар-, -воз-;- -С помощью соединения 2-х корней - Во всех словах два корня. Такие слова называются сложными - Сложение двух основ. - Гласные О и Е соединяют два корня. - Тема нашего урока «Соединительные гласные в сложных словах» (Запись в тетради даты и темы урока) | Личностные УУД: формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее Регулятивные УУД: осознание недостаточности знаний; планируют необходимые действия в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, прогнозирование Познавательные УУД: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умение структурировать знания; Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | ||
4. Выявление места и причины затруднения. Задача: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы | ||||
- Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц? - В каком месте возникла трудность при написании данного слова? - Что такое соединительная гласная? - Почему возникла трудность? - Кто написал с буквой «о»? - Кто написал с буквой «и»? - Кто написал с буквой «е»? - Кто написал с буквой «ы»? - Кто написал с другой буквой? - Почему выбрали именно эту букву? -Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»? - Почему? В чём проблема возникла? - Какую задачу мы должны с вами решить? | Дети записывают слово «птиц?ферма». - В написании соединительной гласной. - Это буква, соединяющая два корня сложного слова. - Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции). Дети поднимают руки. - Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е». - Нет. - Не знаем правила написания соединительных гласных. - Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е»? | Познавательные УУД: умение структурировать знания; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные УУД: осознают недостаточность своих знаний | ||
5. Построение проекта выхода из затруднения. Задача этапа: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи) | ||||
- Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами. - Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах. - Какие правила мы обязаны соблюдать? (Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы) Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод. | - Не перебивать друг друга. - Выслушивать мнение каждого члена группы. - Принимать общее решение. | Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные УУД: систематизируют собственные знания | ||
6. Поиск и решение проблемы. Задачи этапа: открытие нового знания по составленному алгоритму | ||||
(Учитель выполняет направляющую роль при необходимости) Работа в группах - Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных. После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске. - Какой вывод вы сделали? (Учитель выслушивает ответственных каждой группы). - Проверьте свои предположения с правилом в учебнике. А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»? - Почему? - Молодцы! | Дети строят алгоритм наблюдения над словами:
- соединительная буква «е» пишется: 1) после… 2) … 3) … - соединительная буква «о» пишется после… После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод. Вывод детей: - соединительная буква «е» пишется 1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод); 2) после шипящих (пешеход, пищевод); 3) после «ц» (овцебык); - соединительная буква «о» пишется: после твёрдых согласных (пчеловод, самокат). - Соединительную гласную «е». - После «ц» в сложных словах пишется «е» | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и выбор чтения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | ||
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию | ||||
- О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (о человеке с такими чертами характера) Жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый. - Какими чертами характера обладаете вы? Самостоятельная работа. (По рядам и в парах) Напишите, как вы назовёте человека, у которого: 1-й ряд добрая душа -; острый ум -; голубые глаза -; тёмные волосы -; любит узнавать новое –; 2-й ряд сталь варит-; лес рубит-; ловит зверей-; рыбу ловит-; пасёт свиней- 3-й ряд сам варит- лёд колет- пыль сосёт- мясо рубит- режет овощи- Проверка выполненных работ. Сравнение полученных слов. - Чем отличаются слова в 1 ряду, 2 и 3 рядах? | Высказывания детей Ответы учащихся: -1-ый ряд – это имена прилагательные - 2 и 3 ряд – существительные, -2 ряд – одушевлен. сущ., -3 ряд – неодушевленные сущ. | Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | ||
8. Включение в систему знаний и повторение. Задача этапа: проговаривание и закрепление полученного знания; начать вырабатывать умения по их применению. | ||||
- Для закрепления выполним упражнение 215. - Прочитайте задание. - Что должны делать? Работа по учебнику. Выполнение упражнения 215 | - В этом упражнении нужно из каждой пары образовать сложное слово с теми же корнями, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы. Самостоятельная работа с последующей проверкой. | Регулятивные УУД: прогнозирование. Личностные УУД: понимают значение знаний для человека. Познавательные УУД: умение использовать полученные знания и умения. | ||
Задача этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Регулятивные: прогнозирование . | |||
- Давайте оценим свою работу на уроке. Покажите полоску с выбранным цветом (соответствие своей работе на уроке) Вспомните, какую задачу ставили? - Как вы считаете, мы справились с задачей урока? Тест “Верные и неверные высказывания”. Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите полоску зеленого цвета, если не согласны – полоску красного цвета. 1. Сложные слова – это все длинные слова. 2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-. 3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О- 4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными. 5. Соединительные буквы – О- и –Е в сложных словах - это орфограммы. 6. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-. | Ответы учащихся | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Регулятивные: оценивание своих работ; Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Личностные УУД: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | ||
- Ребята, а сейчас закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал… я научился… я затруднялся… я открыл для себя… мне показалось важным… | Ответы учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соединительные гласные O-Е в сложных словах
Урок русского языка в 6 классе...
Урок русского языка в 6 классе "Соединительные гласные о-е в сложных словах"
Урок -изучение нового материала...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС) 6 класс
В материале представлена технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "«Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС)Авторы учебника : Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцо...
Тест на тему "Соединительные гласные О-Е в сложных словах"
Тест на тему "Соединительные гласные О-Е в сложных словах"...
Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.Цель урока: познакомить учащихся с понятием &laq...
Презентация. Урок письма и развития речи в 8 классе.Тема. " Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах"
Урок-презентация...
Презентация "Соединительные гласные О-Е в сложных словах"
Презентация сделает урок интереснее....