Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Цели урока:
1. Подготовить уч-ся к сочинению-описанию по картине в процессе знакомства с творчеством художника и работы с искусствоведческим текстом.
2. Дать представление о жанре «натюрморт».
3. Пополнить словарный запас уч-ся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковым словарем).
4. Формировать культуроведческую компетенцию через приобщение к ценностям художественной культуры на примере творчества П.П. Кончаловского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_b_sochinenie-opisanie.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК русского языка в 5 «Б» классе. Учитель: Зыбенкова Н.В.
Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Цели урока:
- Подготовить уч-ся к сочинению-описанию по картине в процессе знакомства с творчеством художника и работы с искусствоведческим текстом.
- Дать представление о жанре «натюрморт».
- Пополнить словарный запас уч-ся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковым словарем).
- Формировать культуроведческую компетенцию через приобщение к ценностям художественной культуры на примере творчества П.П. Кончаловского.
Цели для уч-ся:
- Подготовиться к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
- Познакомиться с жанром «натюрморт».
Ход урока.
- Приветствие.
- (Слайд 2) Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы посетим выставку картин известного русского художника П.П. Кончаловского, познакомимся с его творчеством, узнаем о новом жанре живописи – натюрморте и подготовимся к сочинению-описанию по картине художника «Сирень в корзине».
3. Рассказ о художнике. (Слайд №3-4)
- П.П. Кончаловский родился в 1876 году в небольшом городке на Украине. Всю свою жизнь он посвятил живописи. За 60 лет творчества им написано более 5000 картин. Это и жанровые картины, и портреты, и пейзажи, и натюрморты. Анализируя живопись художника, критики отмечали, что он необыкновенно радостно воспринимает жизнь. И эту радость он дарит через свои полотна людям. У нас есть возможность увидеть несколько его замечательных работ.
4. Раскрытие понятия «натюрморт»: просмотр картин (слайд № 5-8), рассказ учителя о натюрморте, обмен впечатлениями.
- Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Эти натюрморты были обычно небольшого размера. Их отличительная особенность – темный, почти черный фон. «Маленькие голландцы» так называют их в мире искусства. В творчестве Кончаловского натюрморты занимают особое место. Художник за свою жизнь написал множество натюрмортов. Посмотрите, на картинах изображены, казалось бы, обычные предметы, которые окружают нас в повседневной жизни. Удивительно, слово натюрморт дословно в переводе с французского обозначает «мертвая природа». Но художники в силу творческого восприятия окружающего нас мира тоньше других чувствуют красоту вещей. Каждый изображенный предмет оживает под кистью живописца.
- Какие чувства вызвали у вас картины? Если вам трудно подобрать слова, можете обратиться к словарикам по Р/ Р.
- Давайте дадим точное определение слова натюрморт. (Слайд №9) Дома вы должны были найти и выписать в словарики по развитию речи его значение. Проверим, как вы справились с этим заданием. Какими словарями вы пользовались при выполнении работы?
- Одна из любимых тем художника – цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Любимые цветы П.П. – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Перед нами одна из лучших картин «Сирень в корзине», написанная в 1933 году. Картина находится в Третьяковской галерее. (Слайд №10)
5. Беседа по картине.
- Поделитесь своими впечатлениями от картины. ( простая, красивый пышный букет сирени, пахнуло весной и т.д.)
- Действительно, это картина напоминает нам о весне. Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном холодно и все мрачно,. А наш класс наполнился теплом и светом. Мы сразу вспомнили о весенних солнечных днях, о первых весенних цветах. Послушайте, как вдохновенно описывают сирень в своих стихах поэты.
( Чтение уч-ся стихов, под музыку Чайковского «Времена года»)
Цветет сирень, благоухает,
Поселок дачный весь в цвету.
И пруд тенистый отражает
Лиловых гроздьев красоту. ( В. Товарков)
Сверкают в росинках
Лиловые звезды,
И в комнату льется
Сиреневый воздух. (М. Рудерман)
- Мир музыки, мир поэзии и живописи тесно переплетаются между собой и создают настоящее произведение искусства. Ребята, вы почувствовали восхищение поэтов этим прекрасным цветком? Какими словами они описывают сирень? ( Сирень благоухает – метафора; Эпитеты – лиловые звезды, лиловых гроздьев, сиреневый воздух)
- Поэт при описании использует слово, а что использует художник? ( Краски, продумывает композицию, фон).
- Что вы можете сказать о композиции картины «Сирень в корзине»? Простая она или сложная? ( Простая , букет расположен в центре полотна).
- На каком фоне изображена сирень? ( Сирень изображена на желто-зеленом фоне, она стоит у окна , потому что с правой стороны на нее падает солнечный свет.
- Какие цвета и оттенки использовал художник для написания сирени? ( На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: лиловую, белую, нежно-розовую, голубую, фиолетовую, красноватого оттенка.)
- Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? ( Нет.)
- Вы правы. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепестки, ветки. Ему важно создать целостный образ.
- Какие определения мы можем использовать, чтобы описать величину и форму веток и цветов сирени? ( Тяжелые , крупные, богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда .)
- Подберите слова, которыми мы можем выразить свое восхищение букетом? ( свежий, пышный, красивый, великолепный, чудесный, роскошный, восхитительный).
- Посмотрите внимательно на листья сирени. Что мы можем сказать об их форме и цвете? (По форме они напоминают язычки, кое-где выглядывают из сирени, листья зеленого цвета, но с правой стороны на них падает свет, и они имеют золотистый оттенок.)
- Опишите корзину, в которой стоит сирень? (Корзина плетеная, ее почти не видно из-за пышного букета).
- Как вы думаете, почему художник поместил свою сирень в корзину, а не в красивую вазу? ( Наверное, ее только что срезали, принесли и поставили на стол.)
- Ребята, какие мысли и чувства хотел передать автор картины своим зрителям? ( Он хотел передать свое восхищение от этого букета, поделиться увиденной красотой с другими людьми, показать как прекрасен мир вокруг нас.)
6. Работа с текстом.
-Представьте, какое мастерство и сколько труда пришлось вложить живописцу в свою картину. Я вас приглашаю ненадолго заглянуть в мастерскую художника и узнать, как он работал над своими полотнами. Вот что рассказывает нам сам художник. (Выразительное чтение текста и беседа по содержанию).
«Цветок нельзя писать „так себе", простыми мазочками, его надо изучить так же глубоко, как и все другое. Цветы — великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще. Я пишу их, как музыкант играет гаммы... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца.»
- Определите стиль и тип текста.
- Найдите в тексте слова, которые выражают основную мысль этого текста. (Цветы – великие учителя художников)
- Почему Кончаловский называет цветы великими учителями художников? ( Чтобы разобрать и постигнуть строение цветка , надо положить много труда. В цветах есть все , что существует в природе.)
- Как вы понимаете слова «Я пишу их, как музыкант играет гаммы»? ( Музыкант оттачивает свое мастерство через игру гамм, художник, рисуя цветы, тоже упражняется в своем мастерстве.)
7. Выполнение подготовительных упражнений.
- Ребята, я предлагаю вам тоже выполнить несколько упражнений, чтобы ваше описание картины было красивым и выразительным.
Упражнение 1 ( на доске ) Подберите синонимы:
Художник (живописец, мастер, автор картины).
Картина (полотно, холст, натюрморт)
Упражнение 2. (сам-но, с последующей проверкой) Выберите 2-3 глагола , которые можно использовать в сочинении: изобразил, сумел передать, напоминает, изумляет, любоваться.
Упражнение 3 ( на доске) Продолжите ряд подходящими словами, которые описывают предмет.
Букет стоит, ..
Лепестки нежные, , …
Цвета мягкие, ,..
Грозди ,…
Слова для справок : дышит, благоухает, бледно-розовые, пышные, крупные, красуется, лиловые, жемчужные, ароматные, влажные, распустившиеся, голубоватые, тяжелые.
Проводится орфографическая работа с данными словами:
- найдите слова с безударными гласными в корне, написание которых необходимо запомнить;
- найдите сложное прилагательное, назовите орфограмму в этом слове;
- какие орфограммы нам еще встретились в этих словах?
Упражнение 4. ( устно) Закончите предложения.
Художник передает…
Мы любуемся…
Создается впечатление…
8. Моделирование текста.
- Теперь, ребята, мы подошли с вами к основной цели нашего урока – написанию сочинения.
-Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный.)
- Подумайте: какой тип речи будет основным в сочинение – повествование, описание или рассуждение? (Описание.)
- Что из услышанного на уроке мы можем и должны внести в наши работы? (Название картины, фамилию, отчество автора, время написания, название музея, в котором экспонируется сейчас картина.)
- Прежде чем приступить к описанию, что должны мы составить? (План. Слайд №11)
- Сколько основных частей мы выделим в нашем сочинении?
- О чем мы будем говорить во вступительной части?
- Как вы построите рассказ в основной части сочинения?
- О чем мы обязательно скажем в заключение нашей работы?
- Есть ли среди вас желающие попробовать себя в роли экскурсовода? (Два чел).
Редактирование ответов детей. – Дайте устную оценку выступлению товарища. Что вам понравилось в его описании? Исправьте допущенные ошибки.
9. Итог урока.
- Ребята, в картинной галерее какого художника вы побывали?
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- Какую роль в жизни человека играет художественное творчество? (Работы П.П. Кончаловского проникнуты добротой, огромной любовью к окружающему нас миру, они учат человека видеть и ценить прекрасное в обыденном.)
10. Оценка работы детей.
11. Домашнее задание. Напишите сочинение – описание по картине или письмо своему другу, в котором поделитесь своими впечатлениями о ней.
Письмо:
- Приветствие.
- Обращение.
- Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.
Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины....
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию"Наша школа"Цель для обучающихся: научиться отбирать материал для н...
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.
Урок развития речи для 6 класса. Групповая работа....
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс
Урок развития речи помогает подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел...
Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Разработка поможет учителю провести урок, соответствующий требованиям ФГОС, с применением таких технологий, как ИКТ, технология развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесбережения...
Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины И.Левитана "Март"
Презентация содержит репродукцию картины Левитана, план и рабочие материалы, необходимые для подготовки к сочинению...