Открытый урок по теме "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

На уроке по теме "Обращение" обучающиеся знакомятся с расстановкой знаков препинания в предложениях с обращениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._obrashchenie._5_kl.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Обращение

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель урока: познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи, расстановкой знаков препинания

Задачи урока:

  • находить обращение в предложении;
  • отличать обращение от подлежащего;
  • ставить знаки препинания в предложения с обращением;
  • выразительно читать предложения с обращением
  • правильно использовать в устной и письменной речи

Учитель: 

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так:

“Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.

Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” трудности, которые могут встретиться  на сегодняшнем уроке, тему которого мы узнаем, когда решим  кроссворд, который лежит на ваших столах.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/08/s_589b10f527748/s551206_0_1.png

  1. .Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одной и той же части речи и являются одним и тем же членом предложения?  ОДНОРОДНЫЕ
  2. Каким членом предложения является слово «быстро» в предложении: Он шел быстро. Обстоятельство.
  3. Каким членом предложения является слово зубастый в предложении: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.  Определение
  4. Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Река не широкая а узкая.  Запятая
  5.  Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком. Подлежащее
  6. Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Девочка чистила пылесосом ковёр. Дополнение
  7. Раздел науки, в котором изучаются знаки препинания. Пунктуация
  8. Чтение вот лучшее учение. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?
  9. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы верно ответили на все вопросы кроссворда. Запишите тему урока в рабочие листы. Тему «Обращение» вы начали изучать в начальной школе.

Учитель: Что такое обращение?

Ученик: Обращение - это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью.

Учитель: Выполните задание: Расставьте знаки препинания в предложениях, расположенных в правой и левой колонках.

Задание: укажите номера предложений, в которых есть обращение.

1. Ребята давайте жить дружно.

2. Ребята собрались в поход.

3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?

4.Подкралась осень незаметно.

5.Добро пожаловать скворец.

6. Не трещите морозы в заповедном бору.

7. К утру мороз крепчал.

8. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

9. Муравьи санитары леса.

10. Догорай костер дотла.

11. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

12. В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.

13. Песню эту пронесем друзья по свету.

14. Друзья познаются в беде.

15. Прощай любимый город.

Проверка: ключ на слайде (слайд 3)

1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 15

Ребята, необходимо построить проект выхода из затруднительной ситуации. А для этого необходимо что создать ?

Ученик: Алгоритм.

Давайте теперь составим алгоритм действий для правильной расстановки знаков препинания при обращении (вместе определяем)

1). Нахожу обращение ( слово или сочетание слов, которые произносятся со звательной интонацией).

2). Устанавливаю границы обращения (где начинается, где заканчивается).

3.) Определяю место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).

4). Выбираю нужный знак препинания: запятую/восклицательный знак (в начале, конце предложения), две запятые (в середине предложения), одну запятую в конце предложения.

Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…

Важную роль Обращения играют в текстах художественного стиля, особенно в поэтической речи. Обращение – один из способов олицетворения. Прочитаем первые три предложения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Посмотрите на экран. Перед вами ещё строчки из сказок Пушкина, но с пропущенными словами. Восстановите текст, вставив недостающие слова.

1) Отпусти ты  меня в море, ….(старче)

2)……..! Скажи, да всю правду доложи…(свет мой, зеркальце)

3) Здравствуй, …….! (князь ты мой прекрасный)

Проверка выполненной работы.

Подведение итогов. Вывод:

*обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

*обращение устанавливает связь между говорящим и тем, к кому он обращается, раскрывает отношение к нему.

* на письме обращение выделяется запятыми.

* обращение чаще всего используется в быту, в колыбельных песнях, былинах, в сказках ,в художественной литературе.

Домашнее задание.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...