Открытый урок по теме "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
На уроке по теме "Обращение" обучающиеся знакомятся с расстановкой знаков препинания в предложениях с обращениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._obrashchenie._5_kl.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обращение
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель урока: познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи, расстановкой знаков препинания
Задачи урока:
- находить обращение в предложении;
- отличать обращение от подлежащего;
- ставить знаки препинания в предложения с обращением;
- выразительно читать предложения с обращением
- правильно использовать в устной и письменной речи
Учитель:
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так:
“Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.
Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” трудности, которые могут встретиться на сегодняшнем уроке, тему которого мы узнаем, когда решим кроссворд, который лежит на ваших столах.
- .Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одной и той же части речи и являются одним и тем же членом предложения? ОДНОРОДНЫЕ
- Каким членом предложения является слово «быстро» в предложении: Он шел быстро. Обстоятельство.
- Каким членом предложения является слово зубастый в предложении: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. Определение
- Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Река не широкая а узкая. Запятая
- Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком. Подлежащее
- Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Девочка чистила пылесосом ковёр. Дополнение
- Раздел науки, в котором изучаются знаки препинания. Пунктуация
- Чтение вот лучшее учение. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?
- Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы верно ответили на все вопросы кроссворда. Запишите тему урока в рабочие листы. Тему «Обращение» вы начали изучать в начальной школе.
Учитель: Что такое обращение?
Ученик: Обращение - это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью.
Учитель: Выполните задание: Расставьте знаки препинания в предложениях, расположенных в правой и левой колонках.
Задание: укажите номера предложений, в которых есть обращение.
1. Ребята давайте жить дружно.
2. Ребята собрались в поход.
3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?
4.Подкралась осень незаметно.
5.Добро пожаловать скворец.
6. Не трещите морозы в заповедном бору.
7. К утру мороз крепчал.
8. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
9. Муравьи санитары леса.
10. Догорай костер дотла.
11. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.
12. В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.
13. Песню эту пронесем друзья по свету.
14. Друзья познаются в беде.
15. Прощай любимый город.
Проверка: ключ на слайде (слайд 3)
1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 15
Ребята, необходимо построить проект выхода из затруднительной ситуации. А для этого необходимо что создать ?
Ученик: Алгоритм.
Давайте теперь составим алгоритм действий для правильной расстановки знаков препинания при обращении (вместе определяем)
1). Нахожу обращение ( слово или сочетание слов, которые произносятся со звательной интонацией).
2). Устанавливаю границы обращения (где начинается, где заканчивается).
3.) Определяю место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).
4). Выбираю нужный знак препинания: запятую/восклицательный знак (в начале, конце предложения), две запятые (в середине предложения), одну запятую в конце предложения.
Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…
Важную роль Обращения играют в текстах художественного стиля, особенно в поэтической речи. Обращение – один из способов олицетворения. Прочитаем первые три предложения.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Посмотрите на экран. Перед вами ещё строчки из сказок Пушкина, но с пропущенными словами. Восстановите текст, вставив недостающие слова.
1) Отпусти ты меня в море, ….(старче)
2)……..! Скажи, да всю правду доложи…(свет мой, зеркальце)
3) Здравствуй, …….! (князь ты мой прекрасный)
Проверка выполненной работы.
Подведение итогов. Вывод:
*обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.
*обращение устанавливает связь между говорящим и тем, к кому он обращается, раскрывает отношение к нему.
* на письме обращение выделяется запятыми.
* обращение чаще всего используется в быту, в колыбельных песнях, былинах, в сказках ,в художественной литературе.
Домашнее задание.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...