Рабочая программа по родному русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Розгребельская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрена» на заседании МО учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол № 1 от 27 августа 2019 г. Руководитель МО __________ /Воскобойникова А.А./ | «Утверждаю» Директор школы ____________ /Сухорукова Н.Н./ Приказ № 46 от 29 августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной язык (русский)»
для 8 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Программу разработала
учитель русского языка и литературы
Андросова Мария Юрьевна
Пояснительная записка
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
- Планируемые результаты изучения предмета
Личностные
▪ понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
▪ осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
▪ достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
▪ владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
▪ применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
▪ коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
▪ представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
▪ понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
▪ усвоение основ научных знаний о родном языке;
▪ освоение базовых понятий лингвистики.
Предметные
▪ совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
▪ понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
▪ использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
▪ расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознанной взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
▪ формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а так же многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширения объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
▪ овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных, письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
▪ формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческая ценность.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Язык и культура (4 ч)
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
3. Календарно-тематическое планирование уроков русского (родного) языка
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Хар-ка основных видов деятельности учащихся | Дата | ||
По плану | По факту | |||||
Язык и культура (4 ч) | ||||||
1 | Культура речи в устноязычном общении. | 1 | Уместное использование правил русского речевого этикета. Знакомство с этикетом разных народов | |||
2 | Условия успешной коммуникации | 1 | Техника речи (фраза, членение фразы на синтагмы, грамматическая или разделительная пауза, тембр, темп, дикция, речевое дыхание, благозвучие) | |||
3 | Тактика речевого общения | 1 | коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения | |||
4 | Экология языка. Практическая работа | 1 | использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета; соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; понимание активных процессов в русском речевом этикете; | |||
Культура речи. Нормы языка и правильность речи (5 ч) | ||||||
5 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления | 1 | Активный и пассивный запас слов. Устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы | |||
6 | Слово в лексической системе языка | 1 | Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление в речи | |||
7 | Стилистические ресурсы фразеологии | 1 | Обогащение речи фразеологизмами | |||
8-9 | Фонетика. Акцентологические нормы | 2 | ||||
10 | Грамматические и речевые нормы русского языка | 1 | определение типичных грамматических ошибок в речи; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; ; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма; | |||
Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч) | ||||||
11 | Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы текстов. | 1 | Признаки текста. Способы связи между частями текста. Языковой материал . Композиция. Приемы выразительности | |||
12 | Рассуждение | 1 | Построение текста-рассуждения. Доказательство и его структура. Способы аргументации | |||
13-14 | Жанровая классификация школьных сочинений. Моделирование текста по законам жанра. | 2 | Выбор и обдумывание темы и эпиграфа. Определение идеи сочинения. Составление плана. Цитирование. Использование в сочинении тропов | |||
15-16 | Учимся писать сочинение | 2 | ||||
17 | Функциональные разновидности языка | Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе
В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....
Рабочая программа по родному(русскому) языку и литературе для 6 класса общеобразовательной школы
Данная учебная программа составлена на основе учебников : Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 - 7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В.В.Бабайцева.; Альб...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку предметная область «Русский язык и литература» для 5-9 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5- 9 класс...