Однозначные и многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Однозначные и многозначные слова»
Цель урока: дать понятие об однозначных и многозначных словах; учиться находить общее в значениях многозначных слов; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать аналитические навыки, познавательную активность.
Задачи:
Образовательная: выработать навыки по выявлению признаков однозначных и многозначных слов.
Развивающая: развитие логического мышления, внимания учащихся, умения подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова; работа над расширением словарного запаса учащихся.
Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку, самостоятельность в учебной работе
Тип урока: Открытие новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, учебник «Русский язык» 5 класс, компьютер, проектор, карточки.
Ход урока
- Орг момент. Здравствуйте, садитесь. (проверить отсутствующих)
У нас сегодня гости.
Не стесняйтесь, отвечайте, работайте как всегда. Я желаю вам успехов в изучении нового материала.
Запишем число
--- Декабрь- это такой месяц, который есть много праздников.
Отмечаем новый год, всех поздравляю с наступающим праздником.
- Опрос домашнего задание. И так что было задано на дом?
- Изучение нового материала
Я предлагаю начать нашу работу с повторения
Давайте сначала вспомним что такое лексика: Лексика- это словарный состав языка.
А что такое лексическое значение?
Молодцы!
Работа по теме урока.
В русском языке есть слова, называющие только один какой- либо предмет, например: брюки, торт
Такие слова называются однозначными.
- Значить, слова, которые имеют одно лексическое значение называются однозначными.
- А слова, которые имеют несколько лексических значений называются многозначными, например: ручка имеет несколько значения.
- Как называется предмет который мы пишем? ( ручка)
- Как называется это часть кресла?
- Как называется приспособление на двери?
Молодцы, слова ручка имеет несколько значения:
- Шариковая ручка
- Ручка кресла
- Дверная ручка
-Сделайте вывод о том, на какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений.
(слова, которые имеют одно лексическое значение, и слова, которые имеют несколько лексических значений)
-Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? А несколько?
- Определите тему нашего урока. (Однозначные и многозначные слова)
- Запишем тему в тетради. ( Однозначные и многозначные слова.)
-Где можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным?
( нужно обратиться к толковым словарям)
-Откройте Толковый словарь в учебнике и приведите пример многозначных и однозначных слов; посмотрите, как оформляется многозначное слово в словаре.
(Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд. После каждого значения даются примеры.)
Молодцы! А сейчас предлагаю вам поработать в парах.
Работа в паре
Определите и разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Перед вами слова шляпка, кисть, договор, старый, плохо, мираж, лететь, мир, конкурс, телеграмма,
Распределите слова на две колонки
Однозначные | многозначные |
Договор Мираж конкурс телеграмма | Кисть Шляпка Старый Мир Лететь Плохо |
Сделайте вывод: слова каких частей речи могут быть многозначными?
И работать продолжаем.
Для закрепления материала выполните упр.707 из учебника.
В Каких же значениях может употребляться слова «СЛОВО» ?
-Проверьте!
Толкование слова – лексическое значение;
Решающее слово _ вывод;
Сдержать слово_ выполнить обещание;
Дар слова _ речь, способность говорить;
Предоставить слово _ право выступить публично, дать выступить.
-Придумайте предложение , используя словосочетание «предоставить слово»
Оцените свою работу и поставьте себе оценку.
Групповая работа
Я даю листок с зданием.
1 гр. – Исследует слово ножка;
2 гр.– исследует слово корень;
3 гр – исследует слово ручка.
Работать будем по плану:
1. Запишите слово, определите часть речи, выделите орфограмму.
2. Перечислите известные вам значения слова
3. Проверьте свои знания о толковании этого слова с определением по словарю ( С. И. Ожегова, В. И. Даля, М. Л Безруковой и др.)
4. Составьте словосочетания, употребив эти слова в разных значениях.
5. Сделай вывод (устно).
Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чем-то сходные между собой.
- Наш урок подошёл к концу.
Сделайте вывод, какие слова называются однозначными, а какие многозначными.
РЕФЛЕКСИЯ Закончите предложения.
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дом Задание. Упр. 717.
-Спасибо за урок! Было приятно с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие №3 "Однозначные и многозначные слова".Кружок "Лексика и культура речи"
Материал занятия можно использовать на уроках русского языка....
Однозначные и многозначные слова
Урок русского языка в 5 классе...
Однозначные и многозначные слова.
Презентация....
Практическая работа к уроку по теме "Однозначные и многозначные слова".5 класс
Тест по теме "Однозначные и многозначные слова". Лексика. 5 класс....
Русский язык. 5 класс. "Однозначные и многозначные слова".
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"...
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....