Методический проект «Анализ текста нравственной тематики как средство развития эмоционального интеллекта»
проект по русскому языку (5 класс)
Методический проект
«Анализ текста нравственной тематики как средство развития эмоционального интеллекта»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_goloshubina.docx | 51.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический проект
«Анализ текста нравственной тематики как средство развития эмоционального интеллекта»
Вся наша жизнь - непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними.
Открытие эмоционального интеллекта - одно из важнейших открытий последнего времени. Многие увидели в нем практическую пользу для повышения своей эффективности и эффективности организации.
Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.
Умение контролировать эмоции является признаком эмоционально зрелого человека, это упоминается даже в Библии. Православное воспитание учит, что обращение с детьми должно быть исполнено любви и кротости. Воспитателю необходимо уметь сдерживать свои отрицательные эмоции. Великий философ Аристотель явился первым теоретиком, подчёркивающим влияние чувственного восприятия на умственное развитие.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Сэловеем.
Дж. Мейер выделяет пять периодов:
1) 1900 – 1969 годы – исследования эмоций и интеллекта были относительно обособлены;
2) 1970 – 1989 годы – в центре внимания исследователей находилось взаимное влияние когнитивных и интеллектуальных процессов;
3) 1990 – 1993 годы – эмоциональный интеллект определён в качестве предмета психологического исследования;
4) 1994 – 1997 годы – эмоциональный интеллект популяризирован;
5) с 1998 года по настоящее время – происходит прояснение сущности феномен.
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. «Рецепт» повышения низкого уровня эмоционального интеллекта можно найти и в трудах Л. С. Выготского, нашего знаменитого отечественного учёного.
Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гоулман, С. Гринспен, Г. Орме, К. Кеннон и многие другие. А в России термин «эмоциональный интеллект» впервые был использован в 1999 году психологом-теоретиком Г.Г.Гарсковой. В настоящее время изучением этого явления занимаются Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, С.П. Деревянко, М.А. Манойлова, Г.В. Юсупова, А.С. Петровская.
Эмоциональный интеллект (emotionalintelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.
В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.
Эмоциональный интеллект можно рассматривать как совокупность эмоциональных и когнитивных способностей личности к ее социально-психологической адаптации.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.
Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной сферы, целесообразно знать особенности развития эмоций у детей.
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; ребенок начинает понимать эмоцию и соотносить ее со словом и поведением; формируется эмоциональное предвосхищение; формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические; чувства становятся разумными, осознанными, обобщенными, произвольными. Зная эти важные особенности в развитии эмоций, будет интересно понаблюдать за детьми в различных видах деятельности, и увидеть, как дети воспринимают друг друга, как меняется проявление эмоциональной составляющей личности ребенка в различном возрасте.
Как ребенок воспринимает другого ребенка
(в онтогенезе развития эмоций) по Л.Ю.Борохович
Возраст ребенка | Характеристика проявлений эмоций |
3-4 года | Безразличен к действиям сверстника и его оценки взрослым. Легко решает проблемные ситуации: уступает, делится. ВЫВОД: сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. |
5-6 лет | Происходит перелом в отношении к сверстнику. Наблюдается напряженное внимание к сверстнику: радуется за неудачи, соперничество, конфликтность, конкуренция, хвастовство. Наблюдает за действиями сверстника, оценивает их, бурно реагирует на оценку его действий взрослым. Завышена самооценка, склонен преувеличивать свои достоинства. ВЫВОД: сверстник выступает для ребенка предметом сравнения и противопоставления с собой. |
6-7 лет | Усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сопереживание другому становится выраженным и адекватным. Появляется стремление не только отозваться на переживание, но и понять их (почему Боре грустно? Почему он плачет? Что его так расстроило?). Появляется бескорыстное желание помочь другому, уступить. ВЫВОД: ровесник стал не предметом сравнения с собой, а целостной личностью. Этот факт — основа развития нравственных чувств. |
В нашей стране разработаны и внедряются образовательные программы по развитию эмоционального интеллекта. Чаще всего эти программы работают на дошкольном уровне образования, потому что именно этот возраст является самым продуктивным в развитии детей, но уже и внедряются и в школьном образовательном пространстве. Н.-р, образовательный проект «555» реализуется при поддержке Агентства Стратегических Инициатив (АСИ) - это лидерский проект автора методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков» Виктории Шиманской по внедрению практик социально-эмоционального обучения.реализуется на основе методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков». Учителя из 140 школ 5-ти регионов страны станут участниками образовательного проекта и пройдут курсы повышения квалификации, около 1500 детей будут обучены по базовому курсу «Краски Эмоций».
Эмоциональный интеллект необходимо развивать. Именно в школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, у них наблюдается гибкость всех психических процессов, а также глубокий интерес к сфере своего внутреннего мира.
Рассмотрим особенности развития эмоционального интеллекта у школьников.
В последние годы увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью, что серьёзно осложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми.
В настоящее время в школе наблюдается два типа учеников:
- Ученики с низко развитым эмоциональным интеллектом.
Такие ученики проявляют агрессию, у них низкая успеваемость и концентрация внимания, нет интереса к учёбе. Многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.
Алекситимия – это затруднение в осознании и определении собственных эмоций и это затруднение повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей.
- Ученики с высоко развитым эмоциональным интеллектом.
Такие ученики проявляют эмпатию, понимают чувства других, у них более успешно протекает адаптация к школе, эти дети в большей степени удовлетворены своей школьной жизнью, менее склонны к тревожному состоянию и депрессии, более эффективно управляют эмоциями.
Эмоциональный интеллект характеризуется некоторыми этапами, важными ступенями, по которым человеку необходимо пройти.
Этапы развития эмоционального интеллекта | Описание |
| Способность идентифицировать эмоции по лицу, на изображении |
| Способность использовать эмоциональную информацию и направленность для повышения эффективности мышления |
| Способность осмысливать эмоциональную информацию о взаимосвязях, взаимопереходах от одной эмоции к другой, лингвистическую информацию об эмоциях |
| Способность управлять эмоциями и эмоциональные взаимосвязи с личным и межличностным ростом |
Всего учеными определено более 500 эмоциональных состояний.
Тридцать одна эмоциональная зона выделена российскими психологами: агрессия, боль, волнение, возбуждение, восторг, гнев, гордость, горе, грусть, жалость, жадность, ненависть, настроение, любовь, испуг, интерес, жестокость, обида, отвращение, ощущение, покой, равнодушие, радость, состояние (душевное), совесть, страх, стыд, счастье, уважение, удивление, эгоизм.
Каждая из этих зон имеет свой круг эмоциональных состояний в той или иной мере сопряженных с доминантной эмоцией.
Так, например, в эмоциональную зону “любовь” входят, как сопутствующие, такие эмоции, как ревность, тоска, печаль, верность, тревога, счастье, страдание, робость, радость, привязанность, преданность, переживание, оптимизм, нежность, наслаждение, мука, мужество, ласка, истома, забота, желание, грусть, гордость, восторг, воодушевление, вдохновение, волнение, благодарность, боль, влечение, влюбленность, вожделение, возбуждение, обожание, патриотизм, надежда, самоунижение, самоуважение, страсть, разочарование, теплота, трогательность, удовлетворение, ответственность, терпимость (толерантность), милосердие. То есть, большой спектр чувств, входящих в эту зону.
На уроках с детьми мы прорабатываем 8 базовых эмоций. 4 положительные
(показываю смайлики):
- сочувствие,
- удивление,
- интерес,
- радость
и 4 отрицательные:
- равнодушие,
- гнев,
- страх,
- печаль.
Определим основные компоненты эмоционального интеллекта.
Компоненты эмоционального интеллекта | Направленность эмоционального интеллекта | |
Внутриличностная | Межличностная | |
Когнитивный | идентификация собственных эмоциональных состояний | идентификация эмоциональных состояний других людей |
Рефлексивный | рефлексия своих поступков и причин возникновения эмоциональных состояний | анализ мотивов поступков других людей |
Поведенческий | контроль своего эмоционального состояния; выбор способов достижения цели; настойчивость; | использование полученной эмоциональной информации в общении с окружающими |
Коммуникативный | внутренний позитивный настрой | эмпатия; коммуникабельность |
На сегодняшний день доказано, что эмоциональный интеллект влияет на развитие ребенка, его успеваемость, взаимодействие с окружающим миром. Современный мир, динамичный, конкурентно ориентированный, предъявляет высокие требования к личности выпускника школы. Выпускник должен обладать:
1. Самопознание. Человек признаёт собственные эмоции и понимает, как они влияют на мысли и поведение, а также знает свои сильные и слабые стороны, уверен в собственных силах.
2. Самоконтроль. Человек умеет контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
3. Эмпатия. Человек умеет развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общается, вдохновляет и направляет других людей.
4. Мотивация. Человек представляет свою цель и чётко осознаёт каждый следующий шаг на пути к своей мечте.
5. Социальные навыки. Человек может понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации.
Развитие эмоционального интеллекта ученика возможно на всех учебных предметах, изучаемых в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины.
Если мы внимательно прочитаем требования ФГОС к предметным результатам по русскому языку и литературе, то без развития эмоциональной сферы ученика их трудно будет достигнуть.
Русский язык:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразовании я: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;стремление к речевому самосовершенствованию.
Литература:
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения.
Поэтому, проанализировав возможности своих любимых предметов, русского языка и литературы, целью педагогической деятельности является развитие и формирование эмоционального интеллекта учащихся через восприятие информации нравственного содержания.
Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
1.Ввести в практику педагогической работы технологии, методы, приемы, способствующие формированию эмоционального мира учащихся.
2.Формировать у учащихсякачества личности, основы поведения через текст нравственного содержания.
3.Улучшать восприятиеучащимися информации, литературного текста черезспособность к осознанию эмоций − как своих, так и окружающих.
4. Развивать у учащихся зрелость и эффективность эмоциональных реакций, научить использовать эмоции как ресурс для познания, мышления и принятия решений.
5.Повышать у учащихся самооценку, мотивацию к учебе и познанию, улучшать социализацию.
Новизна опыта состоит в стремлении построить уроки так, чтобы обучение органически сливалось с развитием эмоционального интеллекта учащихся. Основное внимание уделяется работе с текстами, несущими нравственный заряд, способным разбудить мысль, подействовать на чувства ребенка.
Новизна опыта выражается в следующих положениях:
- Строить педагогический процесс – педагогику обучения и воспитания – совместно со взрослеющими школьниками ( реализация личностно – ориентированного подхода);
- Пробуждать живой интерес к окружающим, способствовать накоплению положительного опыта эмоциональных впечатлений;
- Расширять круг общения детей, предлагая те формы работы, при которых приобретается жизненный опыт и опыт активной деятельности;
- Воспитывать на уроках русского языка словом, любая истина (философская, нравственная) может быть осознана посредством слова и высказана с его помощью, чтобы стать убеждением, а значит, частью взглядов личности;
- В образовательной деятельности использовать технологии, методы, приемы, способствующие эмоциональному погружению в учебную ситуацию.
Педагогические «риски»
Трудность заключается в том, что учителю русского языка и литературы трудно определить уровень сформированности эмоционального интеллекта детей, в основном используется метод наблюдения. Серьезные диагностические материалы громоздки, сложны для обработки.
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев. Редко задает себе вопросы: Что есть добро? Зло? Любовь? Долг? Честь? Совесть?
Литературе как школьному предмету в отношении развития эмоционального интеллекта— «зелёный свет».
Это едва ли не единственный школьный предмет, который «задевает» чувства учеников. На этом уроке они не только знакомятся с жизнью, они ее переживают вместе с героями, обогащая свой эмоциональный багаж. Только вот почему-то наметилась тенденция преподавания литературы в школе как точной науки, что проявляется, в первую очередь, в проведении на этих уроках всевозможных тестов на проверку знания фактов, места действия, развития сюжета, на знание литературоведческих терминов... Нельзя не согласиться с точку зрения Л. Г. Выготского: «Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». Так что уроки литературы — важнейшее средство развития эмоционального интеллекта, своеобразная профилактика проявления агрессивности, окаменелости совести, дефицита любви и милосердия. Это урок, на котором учитель должен потрясти учащихся, «явить для них истинное чудо», увлекающее и обжигающее душу ребёнка.
В условиях угасающего интереса к чтению и дефицита учебного времени от учителя-словесника сейчас требуется особое мастерство. Он должен так организовать работу с художественным текстом, чтобы быть действительно посредником между художником и учеником-читателем, суметь так организовать процесс чтения-переживания, чтобы вызвать у ученика желание (и умение!) «вчитаться» в текст, «вчувствоваться», эмоционально пережить его и осмыслить. И все во имя того, чтобы диалог с текстом как способ отношений перешел от стадии ученик — художественное произведение к стадиям ученик — внутреннее «я», ученик — культурные и социально значимые ценности. Ведь психологическое значение художественного произведения и выражается в способности художественных текстов влиять на человека и определенным образом структурировать внутренний мир субъекта чтения.
Мы проанализировали перечень изучаемых произведений курса литературы на уровне основного общего образования и выделили произведения, в которых ярко выражена нравственная тематика.
Перечень произведений нравственного содержания, изучаемых на уроке литературы в 5-9 классах
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители», М.Ю.Лермонтов «Бородино», Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях», И.С.Тургенев «Муму», В.К.Короленко «В дурном обществе», В.П.Астафьев «Васюткино озеро», поэзия К.М.Симонова, Дж.Лондон«Сказание о Кише». | И.С.Тургенев «Бежин луг», Н.С.Лесков «Левша», А.С.Грин «Алые паруса», стихи К.М.Симанова, В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой», В.Г.Распутин «Уроки француского», В.М.Шукшин, рассказы, А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | А.С.Пушкин «Повести Белкина», поэзия М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», Н.А.Некрасов «Русские женщины», М.Горький «Старуха Изергиль», А.П.Платонов «Юшка», | Поэзия А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголь «Шинель», «Ревизор»,Н.С.Лесков «Старый гений», Л.Н.Толстой «После бала», С.А.Есенин «Пугечев», М.Зощенко «История болезни», Тэффи «Жизнь и воротник», поэзия М.Исаковского, Б.Окуджавы, В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет», У.Шекспир «Ромео и Джульетта», сонеты, В.Скотт «Айвенго» | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», В.А.Жуковский «Светлана», АС.Грибоедов «Горе от ума», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Ф.М.Достоевский «Белые ночи», И.А.Бунин «Темные аллеи», И.А.Солженицин «Матренин двор», поэзия А.А. Блока, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, А.Т.Твардовского, И.В.Гете «Фауст». |
На уроках русского языка мы может использовать отрывки из этих произведений, что рекомендует ФГОС, или подбирать другие тексты нравственного содержания.
Привлекают внимание технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, яркой гуманистической направленности содержания («Педагогика сотрудничества», гуманно-личностные технологии Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как человекоформирующего предмета Е. Н. Ильина), методы эмоционального погружения, эмоционального вовлечения учащихся в постижение идейно-художественного своеобразия произведения.
Какие же способы и приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения, информационного текста существуют сегодня?
- Эмоциональная подача материала
Место эмоциональной подачи материала в теме и в уроке может быть и в начале, и в середине знакомства с художественным произведением. Эта подача может быть направлена на первичное знакомство с автором, произведением, а может быть дана для предварительной подготовки к восприятию конкретного абзаца, главы или для общего фона восприятия, и даже в конце изучения темы как заключительный аккорд.
В связи с распространившейся в последнее время тенденцией — нежелание школьника читать, и возрастание объема материала (особенно в старших классах) встала проблема: как повернуть детей к книге. Е. Н. Ильин, известный учитель-новатор, сформулировал педагогический закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Этот закон применяется в данном опыте. Не ждать, пока основная масса ребят прочитает книгу и начнет ее разбор, а самим разбором вызвать массовое чтение. Анализом создать условия для анализа, чтобы начатой страницей поманила вся книга.
Эмоциональную ситуацию удается создать посредством приема художественного чтения (учителем, подготовленными учащимися, мастерами слова в записи).
Эмоциональной подаче материала способствуют и специально подобранные музыкальные произведения, которые могут быть увертюрой к уроку (мажорной, лирической, трагической), фоном для чтения текста или выполнения творческих работ с целью создания настроения. Эти приемы способствуют образному осмыслению информации, концентрируют внимание.
Афоризмы, стихи, притчи, презентация книги — приемы, которые с первой минуты общения возбуждают любопытство, вырабатывают у слушателей интерес и внимание и способствуют поддержанию этого внимания на протяжении всего общения.
2.Глубокое погружение в текст
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
Эффективным приемом работы на этапе погружения в текст является прием работы над художественной деталью, заимствованный у Е. Н. Ильина. «Деталь — «жемчужина текста». Как сказано у В. Маяковского: «Но бывает, жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду».
- Технология работы над деталью
Через деталь обратить внимание учащихся к пониманию идейно-художественного содержания произведения, через постижени глубинного смысла – к книге, через книгу – к жизни, от жизни – снова к книге. Объектом внимания для исследования могут стать и мотив, и мелодика, и пространство, и время, и даже отдельное слово из изучаемого произведения.
- Рефлексивное чтение
Оно основано на эмпатии и сопереживании, - один из самых действенных способов эмоционального восприятия текста, который помогает учащимся не только понимать душевное состояние персонажей текста, авторского обоснование происходящего, но и подтекстовую информацию. В этой связи очень эффективно обсуждение названия, данного автором произведению; имен и фамилий героев. Рефлексивное чтение помогает осознать, что в произведении ничего не бывает случайного.
- Просмотр экранизации художественного произведения.
Просмотр способствует погружению в текст художественного произведения, которое увеличивает в сотни раз способность учащихся понять авторский замысел, тему и идею произведения.
Первый зритель спектакля, конечно, учитель потому что только известный материал предлагается ученикам, чтобы поставить перед ними задачу: на что обратить внимание в постановке, какой сценический образ или режиссерское решение должны стать объектом особого внимания.
- Метод интроспективного анализа занимает особенное место в развитии личности учащегося, поскольку практически всегда субстратом произведения является ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, при знакомстве с которыми это напряжение может захватить других. Любые тексты могут быть иллюстрацией к реальной жизни, где перед героем стоит персональный выбор – интеллектуальный, нравственный, волевой. Задача учителя – поставить перед детьми проблему так, чтобы они узнали в ней собственную проблему.
- Мобилизировать внутренний мотив, дать возможность почувствовать, увидеть, мысленно прикоснуться к тому, что изучается, сделать полученную информация переживаемой лично можно с помощью с ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика (создание ассоциаций, составление ассоциативного круга, ассоциативной гирлянды). От слова к чувствую такие приемы нравятся учащимся, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество разнообразных эмоций, переживаний по поводу одного и того же образа. Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка, звуковой ряд. Можно, наоборот, представить что-то в виде определенного образа. Идет опора на внутренние мотивы учащихся, самооценка на основе применения индивидуальных эталонов.
- Приемом «Раскрась свои чувства» предлагается раскрасить свое состояние в данный момент, выявить какого цвета чувства испытывает ученик к герою, ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется персонаж и т.д. Выполнять можно и устно и письменно. Через цвет можно воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление.
- Прием «Создание коллажа», «Создание афиши» близок абстрактному искусству, т.к. он построен на ассоциативных умозаключениях. Например, на обобщающем уроке по поэме А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» обучающимся предлагается создать коллаж на тему «Счастье для меня – это…». Технический совет: составленные коллажи снова могут становиться материалом для новых работ. Составление коллажей может быть как индивидуальной, так и групповой работой.
- Творческая работа на основе полученных знаний и впечатлений
Творческим воплощением мысли учащихся через погружение в текст являются эссе, письма, этюды, стихотворения собственного сочинения, составление сценария. После знакомства с законами определенного жанра даются соответствующие тексты для изложения, потом уже - самостоятельная работа. Первые работы обязательно устно рецензируются в классе, указываются плюсы и минусы получившихся сочинений. Сначала ребята пишут на свободные темы, а потом тему подсказывает художественное произведение. Увлечь учащихся удается демонстрацией работ «предшественников», а иногда ребята начинают тянуться за своими одноклассниками, увидев уже их работы.
Кино и спектакли становятся так же объектом для написания рецензий в старших классах. Выше были перечислены далеко не все приемы эмоционального погружения учащихся в пространство худоественного произведения. Хотелось бы только, чтобы в наш рациональный век, век повального увлечения всевозможными текстами и логическими схемами, удалось нам сохранить за собой право преподавать литературу так, как мы привыкла: заставляя ребят проживать ситуацию изнутри, помогать им прочувствовать произведение, и через сопереживание, сострадание и, что немаловажно, совместную радость творить в себе Человека.
Длительность работы над опытом в контексте заявленной формулировки темы составляет 3 года.
Методы реализации проекта: диагностика, образовательная деятельность, консультации, родительские собрания, педагогический совет, семинар-практикум.
План реализации проекта
1. Подготовительный этап (2019-2020гг.)
- изучение литературы по теме проекта;
- подбор диагностического материала («Неоконченный рассказ», «Дорисуй фигуру», «Кубик откровений» и т.д.) ;
- выбор и конкретизация направлений работы.
2. Основной этап (2020 -2022гг.)
- Проведение психодиагностики;
- Анализ результатов;
- Проведение уроков (работа над корректировкой эмоционального восприятия путем погружения в текст);
- Проведение внеклассный мероприятий, направленных на эмоциональное восприятие материала;
- Работа с родителями:
-Проведение диагностики;
-Консультации
3. Заключительный этап (2022г.)
Итоговая диагностика, обобщение опыта работы по теме.
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества образования:
- рост количества учащихся, обучающихся на «4» и «5»;
- улучшение техники чтения и увеличение количества читающих детей;
- повышение интереса к изучаемым предметам;
- совершенствование речевого развития учащихся.
2. Формирование у школьников представлений об эмоциях и чувствах.
3. Повышение уровня развития эмоционального интеллекта учащихся.
- называть и распознавать свои эмоции;
- понимать себя, свои эмоции и потребности, потребности окружающих;
- правильно вести себя в различных ситуациях;
- доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими;
- легче и эффективнее воспринимать новую информацию, осваивать любой образовательный материал.
4. Профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка.
5. Участие семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка.
6. Подборка текстов нравственного содержания для уроков русского языка.
7. Разработка уроков по русскому языку и литературе с применением методов эмоционального погружения и вовлечения учащихся в постижение идейно-художественного своеобразия текста.
8. Обобщение опыта работы по теме (статьи, выступления и т. п.).
Сейчас внедрение программы развития эмоционального интеллекта в образовательные учреждения является добровольным шагом. Однако мы уверены, что в ближайшие несколько лет вопрос развития эмоционального интеллекта будет актуален для всех профессионалов области образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер-класса "Развитие эмоционального интеллекта педагогов как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания"
Данное мероприятие проводилось в рамках зональной научно-практической конференции....
Развитие эмоционального интеллекта учащихся на уроках английского языка
Современная школа должна быть гуманистической, отсюда возникает необходимость создания доброжелательной атмосферы в классе и развития эмоционального интеллекта учеников на разных ступенях образования....
Статья «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»
Актуальность технологии развития эмоционального интеллекта обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и разв...
Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка
Мастер-класс+презентация на тему "Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка". Данный приём является авторским и може...
«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»
Литература – предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...
Методическое пособие по проведению игровых занятий по развитию эмоционального интеллекта на основе игры «Эмпатиум» под редакцией Балуновой Е.И., Измайловой Н.В., Ловягиной Е.Л.
Данное пособие разработано на основе игры «Эмпатиум», которая хорошо зарекомендовала себя в работе с разной возрастной категорией, для каждой из которой предлагается различный уровень...
Статья "Развитие эмоционального интеллекта школьников средствами иноязычного общения"
Предлагаемая статья поднимает важную тему влияния эмоций на процесс обучения, описывает этапы формирования эмоционального интеллекта. Автор делится опытом ведения ученических исследовательских междпре...