Подготовка к ОГЭ в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)
Подготовка к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_oge_po_russkomu_yazyku_na_kontrolnyh_urokah_v_9_klasse.docx | 97.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ОГЭ по русскому языку на контрольных уроках в 9 классе
Пояснительная записка
Спецификация контрольныо-измерительных материалов
Предлагаемая работа содержит тематические, практические и итоговые контрольно-измерительные материалы в двух вариантах, используемые на уроках русского языка, в том числе по развитию речи, по программе М. М. Разумовской с целью проверки ЗУН учащихся по изученному материалу и одновременно для подготовки к ОГЭ.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе (ОГЭ) состоит из 15 заданий.
Первое задание – написание сжатого изложения – проверяет комплекс необходимых жизненных умений, в том числе, умение применять различные приёмы компрессии текста.
Задания 2 – 14 экзаменационной работы (с кратким открытым ответом) проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников.
Задание 15 (15.1, 15.2, 15.3) проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение и заданной темой.
Обучение всем этим видам работы осуществляется на протяжении всего курса обучения русскому языку, однако в 9 классе эта работа ведётся целенаправленно для подготовки учащихся к успешному прохождению ОГЭ.
Все материалы разделены на три раздела:
РАЗДЕЛ 1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Проверочный тест по теме «Лексика. Повторение».
Повторение. Проверочный тест по теме «Простое осложнённое предложение».
Контрольный тест по повторению в 9 классе.
Проверочный тест по ССП.
Итоговый тест по СПП.
Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям.
РАЗДЕЛ 2. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ С ЗАДАНИЕМ.
Сложносочинённые предложения.
Сложноподчинённое предложение.
Итоговый контрольный диктант.
РАЗДЕЛ 3. ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
Тестовое задание по развитию речи (речеведение).
Проверочный тест «Средства художественной выразительности».
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста.
Практическая работа по компрессии текста.
Отдельно представлены ключи к каждому контрольно-измерительному материалу.
Система оценивания
- Тесты оцениваются по 1 баллу за каждое верно выполненное задание.
Оценка выставляется в соответствии с процентным соотношением:
«5» - 90 – 100% выполнения задания
«4» - 70 – 89% выполнения задания
«3» - 50 – 69% выполнения задания
«2» - менее 50% выполнения задания
- Диктанты оцениваются согласно принятым нормам оценки. Тестовые задания к диктантам оцениваются по 1 баллу за каждое правильно выполненное (см. пункт 1). За всю работу выставляются две оценки: за диктант и тестовое задание.
- Практическая работа по компрессии текста оценивается следующим образом:
Задание 2 – 4 балла (по 1 баллу за каждую верно определённую основную мысль + 1 балл за грамотность)
Задание 3 оценивается в соответствии с приведённой ниже таблицей:
| Критерии оценивания практической работы по компрессии текста | Баллы |
ИК1 | Содержание работы |
|
| Ученик точно передал основное содержание предложенного абзаца, отразив важную для его восприятия микротему, указанную в таблице «Информация о тексте для сжатого изложения» | 1 |
| Ученик неточно передал основное содержание предложенного абзаца, отразив важную для его восприятия микротему, указанную в таблице | 0 |
ИК2 | Сжатие исходного абзаца |
|
| Ученик применил один или несколько приёмов сжатия текста | 1 |
| Ученик не использовал приёмов сжатия текста | 0 |
ИК3 | Грамотность |
|
| В работе ученика любые ошибки отсутствуют | 1 |
| В работе ученика допущена любая ошибка | 0 |
Итого |
| 3 |
Задание 4 – 1 балл
Итого за практическую работу по компрессии текста ученик может максимально получить 8 баллов.
Оценка «5» ставится за 8 баллов
Оценка «4» - 6-7 баллов
Оценка «3» - 4-5 баллов
Оценка «2» - меньше 4 баллов.
Время выполнения работ зависит от объёма и уровня сложности: 10 мин (Проверочный тест по ССП), 15 - 20 мин (например, Проверочный тест по теме «Лексика. Повторение», «Повторение. Проверочный тест по теме «Простое осложнённое предложение» и т.п.), 40 мин (диктанты, задания по компрессии текста).
Кодификатор элементов содержания, проверяемых на контрольных уроках в рамках изучения темы и подготовки к ОГЭ
Лексика и фразеология
Лексическое значение слова
Синонимы. Антонимы.
Фразеологические обороты
Прямое и переносное значение слов. Средства художественной выразительности.
Лексический анализ
Грамматика. Синтаксис
Словосочетание
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Двусоставные и односоставные предложения
Распространенные и нераспространенные предложения
Полные и неполные предложения
Осложненное простое предложение
Сложное предложение
Сложносочинённые предложения
Сложноподчинённые предложения
Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения
Сложные предложения с разными видами связи между частями
Синтаксический анализ простого предложения
Синтаксический анализ сложного предложения
Орфография
Правописание гласных после шипящих
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов различных частей речи, в том числе -Н-/-НН-)
Правописание падежных и родовых окончаний
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Правописание НЕ и НИ
Правописание служебных слов
Правописание словарных слов
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
Пунктуация
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Знаки препинания при обособленных определениях
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Знаки препинания при сравнительных оборотах
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
Речь
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Средства связи предложений в тексте
Стили и функционально-смысловые типы речи
Анализ текста
Языковые нормы
Орфоэпические нормы
Лексические нормы
Грамматические нормы
При составлении данных КИМов использовались тексты публицистической и художественной литературы, сборники ФИПИ для подготовки к ОГЭ разных лет, а также ресурсы Интернета.
РАЗДЕЛ 1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Проверочный тест по теме «Лексика. Повторение». 9 класс (подготовка к ОГЭ)
1 вариант.
1. Какое лексическое значение имеет слово парча?
- тонкая ткань из натурального шёлка
- плотная шерстяная ткань с мелкими рубчиками по диагонали
- гладкая, блестящая шёлковая ткань
- плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными линиями
2. В каком значении употреблено слово масштаб в следующем предложении?
Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы, и, чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия.
- отношение длины линий на карте, чертеже к действительной длине
- прочность, основательность, солидность
- размах, охват, значение
- расстояние между крайними точками чего-либо раскрытого, распростёртого, расставленного
3. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
- багряный – кроваво-красный
- контекст – относительно законченная в смысловом отношении часть текста
- яхта – большая и лёгкая парусная лодка
- экспорт – ввоз товара в страну для продажи
4. В каком ряду не все слова являются синонимами?
- узы, оковы, путы
- воображение, фантазия, вымысел
- усердие, одолжение, услуга
- холм, пригорок, возвышенность
5. Замените слово выставляют из предложения Есть люди, которые выставляют на улицу свою собаку за то, что она не приносит дохода синонимом. Напишите этот синоним.
6. Какая пара слов не является антонимами?
- баснословный, мизерный
- благоговейно, непочтительно
- равнодушие, индифферентность
- сумасбродство, благоразумие
7. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
- распущенный ребёнок
- рассеянные семена
- открытая душа
- танцующая пара
8. Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?
- волк в овечьей шкуре
- тише воды, ниже травы
- вольная птица
- заячья душа
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.
- Но улыбка погасла на её лице, едва она открыла дверь в класс.
- Учёба давалась ему с трудом, но он был прилежен и исполнителен.
- – Погодите, ребята, нельзя ничего делать сгоряча, так можно и дров наломать.
- Не ответив, этот рослый мальчик, выше всех в классе, почти юноша, вдруг заплакал навзрыд, как маленький.
10. Каким синонимичным словом можно заменить фразеологизм кот наплакал? Напишите это слово.
11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА.
- У дороги застыли вербы в серебряном пуху.
- Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.
- По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.
- Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.
12. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении: Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.
- Метафора
- Эпитет
- Олицетворение
- Фразеологизм
- Проверочный тест по теме «Лексика. Повторение». 9 класс (подготовка к ОГЭ)
2 вариант.
1. Какое лексическое значение имеет слово орнитолог?
- специалист, изучающий отношения растительных и животных организмов на той или иной территории
- специалист, изучающий состояние окружающей среды и её воздействие на животных
- специалист, изучающий флору и фауну водоёмов
- специалист, изучающий птиц и их распространение
2. В каком значении употреблено слово лицедейство в предложении Театр – это Жизнь, это дивное лицедейство, горькая услада, сладчайшая боль…?
- премьера спектакля
- притворство, обман
- настороженное поведение
- коварство, вероломство
3. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
- экзаменатор – человек, который принимает экзамен
- демонстрировать – выйти на демонстрацию
- циничный – непристойный, бесстыдный
- энтузиазм – сильное воодушевление, увлечение
4. В каком ряду не все слова являются синонимами?
- чахнуть, угасать, таять
- одобрять, хвалить, хвастаться
- хитрить, лукавить, лицемерить
- устать, измучиться, изнемочь
5. Замените слово глаголов, употреблённое в предложении Наш язык – это язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов в устаревшем своём значении, стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Какая пара слов не является антонимами?
- густой, редкий
- радоваться, горевать
- ускорение, замедление
- цветок, дерево
7. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
- потерянный взгляд
- сорванный цветок
- натянутые отношения
- подавленное состояние
8. Какой фразеологический оборот имеет значение «ничтожный, бесполезный человек»?
- птица высокого полёта
- абсолютный ноль
- верста коломенская
- колосс на глиняных ногах
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.
- – Пожалуйста,– Гришка пожал плечами.
- – Ага, Иван Николаевич! – выпалил я неожиданно для самого себя.
- Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому.
- Он прощал Васю, полного профана в истории, за то, что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.
10. Каким синонимичным словом можно заменить фразеологизм набить оскомину? Напишите это слово.
11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
- Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...
- В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
- Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.
- И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.
12. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом.
- Фразеологизм
- Эпитет
- Сравнение
- Олицетворение
Повторение. Проверочный тест по теме «Простое осложнённое предложение». 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант
1. Прочитайте предложения и выполните задания.
1) Подавляя нервную дрожь, я подал ей руку.
2) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звуки, и луну.
3) Стройная и гибкая, она лёгким движением руки захватила юбку чёрного платья.
4) По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами.
5) Друзья мои, прекрасен наш союз!
6) Тогда она была ещё молода, не старше двадцати двух лет.
7) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
8) Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: знание правил, внимание и умение пользоваться справочниками.
9) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.
10) И, опьянённый этим ветром, я пошёл к обрыву, чтобы ещё раз взглянуть на море.
Укажите номер(а) предложения(ий), осложнённого(ых)
- однородными членами;
- обращением;
- вводным словом;
- обособленным определением;
- обособленным обстоятельством;
- уточняющим членом.
2. Прочитайте текст, в котором цифрами обозначены все запятые.
С особенной силой здесь,(1) в пушкинских местах,(2) возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой,(3) с холодными волосами,(4) спутанными осенним ветром,(5) и слушал влажный гул сосновых вершин,(6) смотрел,(7) прищурившись,(8) на осенние тучи,(9) толкался по ярмаркам,(10) подолгу просиживал на полу около горячей печки,(11) шутил с няней,(12) пел,(13) смеялся. Здесь чудесные слова переполняли его,(14) стесняли душу и,(15) наконец,(16) слагались под огрызком гусиного пера в звенящие строфы.
(По К. Паустовскому)
Выпишите цифры, обозначающие запятые
- при однородных членах;
- при обособленном обстоятельстве;
- при обособленном определении;
- при вводных словах;
- при уточняющем члене.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Рассыпавшись по кораблю(1) в своих белых рубашках(2) с широкими воротами(3) открывающими загорелые шеи(4) матросы моют(5) и скребут палубу.
4. Выпишите грамматическую основу предложения.
Я растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону маленького человека.
5. Укажите количество грамматических основ в предложении:
Загадочная и странная она, эта Маша, думал я, как быстро и непонятно меняется ее настроение.
6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространённым приложением, относящимся к личному местоимению. Напишите номер этого предложения.
(1) Кровью мы, конечно, не истекали, но все же и нам, молодым и весёлым людям, бывало иногда чересчур холодно и голодно. (2) Но никто не роптал. (3) Внизу, в первом этаже магазина, развёртывала суетливую и несколько подозрительную деятельность художественная артель. (4) Во главе этого предприятия стоял старый ворчливый живописец, известный в Одессе под кличкой «Король вывесок». (Паустовский К.)
7. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Когда мы шли к магазину,(1)мне было страшно: а вдруг книга уже продана? Нет,(2)книга лежала на месте.
Мы сели в вагон дачного поезда,(3) и все,(4) разумеется,(5) сразу заметили, какую книгу я везу.
Повторение. Проверочный тест по теме «Простое осложнённое предложение». 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
2 вариант
1. Прочитайте предложения и выполните задания.
1) Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася.
2) Пушкин громаден, плодотворен, силён, богат.
3) Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я.
4) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.
5) Взволнованная мать, увидев свою дочь катающейся на велосипеде по дороге с движущимся транспортом, отчитывала оправдывавшуюся девочку.
6) Мы гуляли довольно долго, до самого вечера.
7) Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью.
8) Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.
9) Всё, к чему приходилось прикасаться: топор, котелок, ветки – было ледяное и обжигало пальцы.
10) Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял лёгкий лазурный купол.
Укажите номер(а) предложения(ий), осложнённого(ых)
- однородными членами;
- обращением;
- вводным словом;
- обособленным определением;
- обособленным обстоятельством;
- уточняющим членом.
2. Прочитайте текст, в котором цифрами обозначены все запятые.
Тучу передёрнуло синим пламенем. Медленно загремел гром,(1) разнося вокруг глухие раскаты. Он то усиливался,(2) то почти затихал,(3) уносясь куда-то вдаль. И дождь,(4) подчиняясь грому,(5) начинал временами идти сильнее и широко шуметь по листве,(6) потом останавливался. Вскоре сквозь тучи пробилось солнце,(7) посвежевшее и яркое. Старый пушкинский парк в Михайловском,(8) крутые берега Сороти,(9) местной речки,(10) запылали рыжей глиной и мокрой травой. Стройная радуга зажглась над пасмурной далью. Она сверкала,(11) искрилась и дымилась,(12) окружённая космами пепельных туч. Радуга,(13) казалось,(14) была похожа на арку,(15) воздвигнутую на границе заповедной земли.
(По К. Паустовскому)
Выпишите цифры, обозначающие запятые
- при однородных членах;
- при обособленном обстоятельстве;
- при обособленном определении;
- при вводных словах;
- при уточняющем члене.
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Однажды(1) Лизавета Ивановна(2) сидя под окошком за пяльцами(3) нечаянно взглянула на улицу(4) и увидела молодого инженера(5) стоящего неподвижно(6) и(7) устремившего глаза к её окошку.
4. Выпишите грамматическую основу предложения.
Несколько посетителей стояли в оцепенении и глядели на плачущую барышню, сидевшую за столиком, заваленным специальной зрелищной литературой, продаваемой барышней.
5. Укажите количество грамматических основ в предложении:
Может быть, с ним не всегда было легко дружить, но от одного сознания, что он есть, всегда становилось легче.
6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка. (2) Это слово никогда не говорят громко. (3) Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. (4) Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. (Паустовский К.)
7. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Ты,(1) значит,(2) думаешь,(3) что я все знаю? Хор – вот это,(4) действительно,(5) я знаю. А тут… Пойми меня правильно,(6) Женя.
Контрольный тест по повторению в 9 классе (подготовка к ОГЭ)
1 вариант.
Внимательно прочитайте текст и выполните по нему задания.
(1) В человеческой жизни много произрастает из детства. (2)И в случае с «Коньком-Горбунком» мы явственно это видим… (3)На «большую учёбу» Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. (4)Сибиряк учился прилежно. (5)Сторонился студенческих шалостей и пирушек. (6)Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. (7)И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими, как дыханье, занятными, интересными и взрослому, и ребёнку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. (8) Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окружение, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему – дураку (а точнее, доброму, честному простаку) – всё хорошее по справедливости достаётся.
(9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо раба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и главный среди всего – волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.
(11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что «Конька-Горбунка» стали переписывать друг у друга.
1. Среди предложений 7-10 прочитанного текста укажите такое, в котором говорится о воздействии сказки на читателя? Напишите номер этого предложения.
2. В каком значении употреблено слово лёгкими в предложении 7?
ЛЁГКИЙ – прил.
1) лишенный грузности. Легкие шаги. Легкая фигура (стройная). Легкая походка (быстрая, плавная).
2) не суровый, не строгий. Легкое наказание. Легко (нареч.) отделаться.
3) поверхностный, несерьезный, легкомысленный, не глубокий. Легкие нравы. Легкое отношение к жизни.
4) не напряженный, не затруднительный. Легкое дыхание. Л. сон.
3. Среди предложений 8-11 прочитанного текста укажите такое, в котором содержится обоснование тезиса автора о том, что сказка П. Ершова о придуманной жизни похожа на саму жизнь?
4. О каком свойстве натуры П. Ершова свидетельствует информация, заключённая в предложениях 4-6?
- недружелюбности
- целеустремлённости
- нелюдимости
- расчётливости
5. Найдите в предложении 8 синоним к слову ХИТРЫЙ. Напишите этот синоним.
6. Из предложений 8-10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
7. Из предложений 1-6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
8. Из предложений 1-7 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».
9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.
И в девятнадцать лет явил миру сказку,(1) написанную стихами лёгкими,(2) как дыханье,(3) занятными,(4) интересными и взрослому,(5) и ребёнку,(6) сказку о придуманной жизни,(7) но похожую и на саму жизнь.
10. Из предложений 1-3 выпишите словосочетание(-я), построенное(-ые) на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.
11. Среди предложений 7-11 найдите предложение со вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 8-11 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
Контрольный тест по повторению в 9 классе (подготовка к ОГЭ).
2 вариант.
Внимательно прочитайте текст и выполните по нему задания.
(1)Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры. (2)Трудно сказать, какая из них предпочтительней, если выбирать способ самоубийства. (3)При ядерном это можно сделать моментально, при экологическом – с мучительным, но и недолгим продлением, когда отцы получают возможность наблюдать, как рождаются дети, всё меньше и меньше похожие на людей. (4)И при «культурном» - когда нравственно-эстетическая деградация приведёт к обществу дикарей, которые не захотят терпеть друг друга. (5)В известном смысле можно предполагать, что третья опасность, т.е. нарушение духовно-поведенческого аппарата, привела к появлению и первых двух. (6)Когда красота и тайна теряют смысл и становится позволительным всё, что было непозволительно, когда ценности со знаком минус, постепенно перерождаясь, переходят в положительное качество, - теряет смысл и та сумма законов, которая содержит в моральных границах жизнь. (7)Мы уже привыкаем к парадоксам, каждый из которых должен бы ужасать: чтобы сохранить мир – накапливать оружие, способное десятки раз уничтожить планету; чтобы казаться сильным – отнимать действительную силу, заражая воздух, воду и землю и получая продукты питания, напичканные ядами; чтобы выполнить продовольственную программу – сгонять с земли людей и объявлять их селения неперспективными; чтобы стать богатым – продавать богатства; чтобы очиститься от скверны – плевать в прошлое.
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора данного текста?
- Нарушение духовно-поведенческого аппарата привело к появлению ядерной и экологической опасности.
- Чтобы сохранить мир, надо накапливать оружие.
- Существуют три опасности уничтожения человечества.
- Когда становится позволительным всё, что было непозволительно, теряет смысл и та сумма законов, которая содержит в моральных границах жизнь.
2. Для чего автор использует в тексте книжную лексику (нравственно-эстетическая деградация, духовно-поведенческого аппарата, моральные границы жизни и др.)?
- Чтобы показать свою образованность и начитанность.
- Чтобы заставить читателя обратиться к словарям.
- Чтобы установить дистанцию между автором и читающими.
- Чтобы дать социальную оценку описываемым явлениям.
3. Какое значение имеет слово аппарат в прочитанном тексте (предложение 5)?
- прибор, техническое устройство
- система органов живого организма, выполняющих какую-либо функцию
- учреждение, осуществляющее руководство
- примечания, указатели к научному труду
4. Среди предложений 1-6 прочитанного текста укажите такое, в котором содержится доказательство того, что причиной появления ядерной и экологической опасности является нравственно-культурная деградация человечества? Запишите номер этого предложения.
5. Замените слово НАПИЧКАННЫЕ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Из предложений 4-6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
7. Из предложений 1-5 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
8. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».
9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.
Три опасности уничтожения человечества существуют,(1) на мой взгляд,(2) сегодня в мире: ядерная,(3) экологическая и опасность,(4) связанная с разрушением культуры.
10. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ВОЗМОЖНОСТЬ НАБЛЮДАТЬ из предложения 3.
11. Среди предложений 1-4 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Проверочный тест по ССП. 1 ВАРИАНТ.
(подготовка к ОГЭ)
1. Найдите сложносочинённое предложение.
- Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.
- Не выдержав, отец опять взглянул назад.
- Ещё небольшое усилие, и подрубленная ель покачнулась.
- Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну.
2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).
- Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко.
- Явился ты защитник поздно и не сумел помочь другу.
- Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.
- Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.
3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)
Наконец лучи солнца погасли и окутали город плотные туманы.
- Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.
- Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.
- Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.
- Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.
4. Укажите количество грамматических основ в предложении
Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.
5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
У каждой стены и купола особый звук,(1) а вместе они сливаются в богатырскую симфонию,(2) исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля.
Проверочный тест по ССП. 2 ВАРИАНТ.
(подготовка к ОГЭ)
1. Найдите сложносочинённое предложение.
- Двести шагов, и мы в безопасности.
- Хотелось домой, где холодно и снег.
- Я верил: что-то должно произойти.
- Исследования доказывают наличие жизни не только на суше, но и на воде.
2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).
- Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом.
- Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться.
- Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников.
- Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи.
3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)
В это время прогремел выстрел и из окна донеслись крики.
- Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.
- Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.
- Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.
- Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.
4. Укажите количество грамматических основ в предложении
Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня – так может пахнуть только увядающее дерево, и я уловил неслышное движение, заметил искрой светящийся в воздухе берёзовый листок.
5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
И,(1)когда бы я ни открыл глаза,(2) ты была всегда возле меня,(3) и ночник горел в комнате,(4) и ты глядела на меня своими запавшими очами,(5) будто из тьмы.
Итоговый тест по СПП. 1 ВАРИАНТ.
(подготовка к ОГЭ)
1. Укажите сложноподчинённое предложение.
- Никогда этот человек, обещавший столь многого добиться в жизни, не был самим собой.
- В лесу еле слышно раздавался звон бубенчиков, и по дороге медленно катила тройка.
- В кустах послышался какой-то шорох, который и спугнул куропаток.
- Устав от беготни, ребятишки, притихшие и посерьёзневшие, уселись на печке, а бабушка начала рассказывать им сказки.
2. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В том краю(1) где желтеет крапива(2) и сухой плетень(3) приютились к вербам сиротливо(4) избы деревень.
3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удаётся.
- Запятые ставятся между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.
- Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложноподчинённого предложения.
- Запятыми выделяются вводное слово и обособленное обстоятельство.
- Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложносочинённого предложения.
4. Укажите СПП с придаточным определительным.
- Известно, что слоны в диковинку у нас.
- В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.
- Старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.
- Я остался ночевать у них, чтобы не попасть под надвигающуюся бурю.
5. Укажите СПП с обстоятельственным значением места.
- Дом, где я родился и вырос, навсегда будет мил моему сердцу.
- Где река Москва впадает в Оку, вырос красивый город Коломна.
- Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
- Листья камыша, хотя я и отряхнул их веслом, то и дело беззвучно бросали капли в челнок и на траву.
6. Выпишите грамматическую основу придаточной части сложноподчинённого предложения.
Цветок был до такой степени необычен, словно его привезли из какой-то экзотической страны.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении
Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.
8. Укажите СПП с несколькими придаточными.
- Соня, как всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
- Несмотря на то, что действие началось, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шёл по ковру коридора.
- Он решил, что не оставит её, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.
- Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
9. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением.
- Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.
- Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.
- Ей даже стало холодно от радости и захотелось, чтобы эта ночь тянулась без конца, чтобы без конца неторопливо постукивала по корням телега, чтобы всё дремучей, разбойничей делался лес.
- Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать.
10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Да,(1) с того самого мгновения,(2) как я стал сознавать себя,(3) и до последней минуты,(4) когда ты в изнеможении,(5) тихо в последний раз положила мне голову на грудь,(6) провожая в тяжёлый путь жизни,(7) я всегда помню руки твои в работе.
Итоговый тест по СПП. 2 ВАРИАНТ.
(подготовка к ОГЭ)
1. Укажите сложноподчинённое предложение.
- Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
- Эта железяка блестела на солнце, как золото.
- Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
- Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго ходил по чердаку.
2. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Солнце(1)как будто запоздало в это утро(2) и(3) когда оно выглянуло из-за домов(4) и церквей(5) застало всех в страшной суматохе.
3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.
- Запятые ставятся между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.
- Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложноподчинённого предложения.
- Запятыми выделяются вводное слово и обособленное обстоятельство.
- Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложносочинённого предложения.
4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.
- Я рождён, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей.
- День такой яркий, что даже рыбья чешуя за версту сверкает серебряными искрами.
- Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью.
- Взгляните на церковь, что находится от нас по правую руку.
5. Укажите СПП с обстоятельственным значением образа действия и степени.
- Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушует море.
- Вечерний туман дымился в камыше и лёгким, как кисея, паром вился над водой.
- Больной всё сделал так, как велел ему доктор.
- Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.
6. Выпишите грамматическую основу главной части сложноподчинённого предложения.
Хотя ещё на ветках не высохли капли дождя, птицы уже завели свои призывные песни.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении
Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.
8. Укажите СПП с несколькими придаточными.
- Казак мой был очень удивлён, когда, проснувшись, увидал меня совсем одетого.
- Впереди, куда вела дорога, было немного посветлее, потому что свет декабрьского дня ещё не сменила ночная темнота.
- И, опьянённый этим ветром, я пошёл к обрыву, чтобы ещё раз взглянуть на море.
- В это время в третьем ряду кресел, у среднего прохода, подперев
кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном чёрном платье, закрытом до шеи.
9. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.
- Он был из тех, кого судьба вела кремнистыми путями испытанья, кого везде опасность стерегла, насмешливо грозя тоской изгнанья.
- На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки.
- Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.
- Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минуточку.
10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Химическая очистка стоков не была предусмотрена совсем,(1) и они разбавлялись ценнейшей байкальской водой,(2) а в озеро уходила смесь из ядов,(3) которая оказывает губительное влияние на всё живое,(4) обитающее в этом водоёме.
Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям. 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант
1. Среди предложенных укажите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
- Будет дождик – будут и грибки.
- За станцией, дрожа и покрывая свист метели, оглушительно загудел гудок.
- Старожилы говорят, что в этих местах давно не было такого засушливого лета.
- Всё было мокро, всё таяло, с домов капали капели, с тротуаров сбрасывали липкий, мокрый снег.
- Пожар, несмотря на принятые меры, усилился и, кажется, уничтожил треть построек.
- Цели воспитания во все времена одинаковы: пробудить у растущего человека любопытство ко всему.
- Везде: на склонах гор, на ветвях деревьев – лежал снег.
2. Какое из объяснений постановки тире в предложении является правильным?
В лесу зацвела сосна, ель, можжевельник, на болотах – голубика, клюква, брусника.
- Это сложное бессоюзное предложение, между частями которого ставится тире.
- Это предложение с обобщающим членом при однородных членах.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения – неполное предложение с пропущенным сказуемым, которое легко восстанавливается из первой части предложения.
- Это тире между подлежащим и сказуемым.
3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
1)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. 2)И такое смешение шло повсеместно. 3)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. 4)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. 5)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны.
4. В данном предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями бессоюзного сложного предложения.
Земля наша справедлива ко всем,(1) хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу,(2) всякое растение,(3) всякую тварь,(4) и самая бесценная,(5) бескорыстно дарованная радость – сама жизнь.
5. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?
С крыш свесились сосульки (…) началась капель.
- запятая
- точка с запятой
- двоеточие
- тире
6. Укажите количество грамматических основ в предложении.
Когда приходит к вам в дом кто-нибудь, кого дворовые вороны никогда ещё не видели, они начинают тревожно каркать: птицы вас хотят предупредить о возможной опасности, потому что по собственному опыту знают, что всякий новый человек – это какое-нибудь беспокойство.
Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям. 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
2 вариант
1. Среди предложенных укажите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
- Мышление человека обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта.
- Через четверть часа с пригорка открылась картина: по сумеречному полю идёт человек в брезентовом плаще и брезентовой военной фуражке.
- Лунный блик серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.
- То слишком морозит, то моросит дождь.
- Оглянулся – командира рядом не было.
- Я считаю, что счастье – это дар судьбы.
- Был сентябрь, желтели магнолии, на сухих виноградниках весь день лаяли привязанные у шалашей собаки.
2. Какое из объяснений постановки двоеточия в предложении является правильным?
Предметы теряли свою форму: всё слилось в однородную массу.
- Это сложное бессоюзное предложение, вторая часть которого раскрывает причину того, о чём говорится в первой части.
- Это предложение с обобщающим членом при однородных членах.
- Это сложное бессоюзное предложение со значением противопоставления.
- Это сложное бессоюзное предложение со значением перечисления.
3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых) соединяются только бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
1)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. 2)И такое смешение шло повсеместно. 3)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. 4)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. 5)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны.
4. В данном предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями бессоюзного сложного предложения.
Во всём,(1) что наполняет комнату,(2) чувствуется нечто давно отжившее,(3) все вещи источают тот странный запах,(4) который дают цветы,(5) высушенные временем.
5. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?
Таланты истинны на критику не злятся (…) их повредить она не может красоты.
- запятая
- точка с запятой
- двоеточие
- тире
6. Укажите количество грамматических основ в предложении.
Я с любопытством вслушивался в разговоры солдат и офицеров и внимательно всматривался в выражения их физиономий, но решительно ни в ком я не мог заметить и тени того беспокойства, которое испытывал сам: шуточки, смех и рассказы выражали общую беззаботность и равнодушие к предстоящей опасности.
РАЗДЕЛ 2. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ С ЗАДАНИЕМ.
Сложносочинённые предложения.
Контрольный диктант с заданием в рамках подготовки к ОГЭ в 9 классе.
Запишите текст под диктовку, нумеруя каждое предложение.
1) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. 2) С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. 3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса.
4) У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. 5) На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.
6) В одном месте открылся косогор, а в зарослях клёнов видна старенькая часовня с заржавленным куполом.
7) На закате я вышел к просёлочной дороге. 8) Она шла вдоль берега. 9) Снова на реке появились заросшие травой плоты. 10) Издали они казались островами. 11) Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.
12) Я осторожно перешёл на плот, нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо. 13) Я вытащил его, но прочесть не смог. 14) Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. 15) Мне надо было торопиться. 16) Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.
(По К. Паустовскому)
Задание к тексту контрольного диктанта по ССП в 9 классе (раздаточный материал).
1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «живописнее» (предложение 2).
- написанная живописцем
- созданная с помощью красок
- красивая, достойная кисти художника
- образная, выразительная
2. Замените указанное в вашем варианте слово стилистически нейтральным синонимом.
1 вариант | 2 вариант |
валявшиеся (предложение 5) | вытащил (предложение 13) |
3. 1 вариант | 2 вариант |
Из 1-2 предложений выпишите слово с безударной непроверяемой гласной в корне. | Из 16 предложения выпишите слова счередующейся гласной в корне. |
4. 1 вариант | 2 вариант |
Из 9 предложения выпишите слова снеизменяемыми приставками. | Из 7-11 предложений выпишите слово с приставкой, правописание которой зависит от глухости/звонкостипоследующего согласного. |
5. 1 вариант | 2 вариант |
Из 1-3 предложений выпишите прилагательное, в котором правописаниесуффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффиксов –онн, -ённ, -енн, в суффиксах пишется НН». | Из 12-16 предложений выпишите причастие, в котором правописаниесуффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н». |
6. Укажите, сколько грамматических основ в
1 вариант | 2 вариант |
предложении 3 | предложении 12 |
7. Сделайте синтаксический разбор
1 вариант | 2 вариант |
предложения 11 | предложения 14 |
Сложноподчинённое предложение.
Контрольный диктант с заданием в рамках подготовки к ОГЭ в 9 классе.
Запишите текст под диктовку, нумеруя каждое предложение.
1) Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. 2) Я, к сожалению, не видел Байкала, острова Валаама, усадьбы Лермонтова в Тарханах.
3) Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качествам.
4) Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок.
5) Одно из неизвестных, но, как мне кажется, великих мест в нашей природе находится всего в десяти километрах от бревенчатого дома, где я живу каждое лето.
6) То место, о котором я хочу рассказать, называется скромно, как и многие места в России: Ильинский омут. 7) Для меня это звучит не хуже, чем Бежин луг или Золотой Плёс около Кинешмы. 8) Такие места действуют на сердце с неотразимой силой.
9) Если бы не опасение, что меня отругают за слащавость, я сказал бы об этих местах, что они благостные, успокоительные и что в них есть нечто священное. 10) Такие места наполняют нас душевной лёгкостью и благоговением перед красотой своей земли, перед русской красотой.
(По К. Паустовскому)
Задания к тексту контрольного диктанта по СПП. 9 класс (раздаточный материал).
1. Какое средство речевой выразительности использовано автором | |
1 вариант | 2 вариант |
в предложениях 8 – 9 а) эпитет в) сравнение б) гипербола г) оксюморон | в предложениях 9 – 10 а) метафора/олицетворение в) гипербола б) риторические вопросы г) сравнение |
2. Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне | |
1 вариант | 2 вариант |
из предложений 1 - 4 | из предложений 6 - 8 |
3. Выпишите из предложений 1 – 3 | |
1 вариант глагол, в котором правописание безударногосуффикса обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы. | 2 вариант слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». |
4. Замените словосочетания на синонимичные | |
1 вариант БРЕВЕНЧАТОГО ДОМА (предложение 5) со связьюсогласование на словосочетание со связьюуправление | 2 вариант МЕСТА В РОССИИ (предложение 6) со связьюуправление на словосочетание со связьюсогласование |
5. Выпишите грамматическую основу | |
1 вариант предложения 2 | 2 вариант предложения 10 |
6. Найдите предложение(-я) с однородными членами | |
1 вариант среди предложений 1 - 4 | 2 вариант среди предложений 5 - 8 |
7. Укажите предложение(-я) с вводной конструкцией | |
1 вариант Среди предложений 5 - 8 | 2 вариант Среди предложений 1 - 4 |
8. Укажите количество грамматических основ | |
1 вариант в предложении 1 | 2 вариант В предложении 9 |
9. Выполните синтаксический разбор | |
1 вариант предложения 3 | 2 вариант предложения 4 |
Итоговый контрольный диктант с заданием в рамках подготовки к ОГЭ в 9 классе.
Запишите текст под диктовку, нумеруя все предложения.
Утро в тайге.
1)Тайга дышала, просыпалась, росла.
2)Сердце моё трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.
3)И каждая роняла крошечную блёстку света, но, слившись вместе, эти блёстки заливали сиянием торжествующей жизни всё вокруг.
4)Ещё ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белёсая глубь небес всё таяла, таяла, обнажая блёклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой всё ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.
5)Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. 6)Снова защёлкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костёр наш, едва тлевший, воспрянул, щёлкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнём.
7)Солнце во всём сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки.
Выполните задания к тексту.
(раздаточный материал)
Задание для 1 варианта:
- Из предложений 1 – 2 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
- Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
- Замените словосочетание луч солнца (из предложения 4), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
- Замените слово удрал (предложение 6) стилистически нейтральным синонимом.
- Среди предложений 5 – 7 укажите номера тех, в которых есть обособленное обстоятельство.
- Среди предложений 2 – 5 укажите сложное предложение, одна часть которого присоединяется к другой подчинительной связью.
- Из предложений 6 – 7 выпишите слово, в котором правописание гласной в суффиксе определяется правилом: «В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е».
- В предложении 3 пронумеруйте все запятые. Укажите номера тех, которые выделяют обособленное обстоятельство.
- Во всём тексте найдите сложное предложение с разными видами связи. Укажите номер этого предложения.
Задание для 2 варианта:
- Из предложений 2 – 3 выпишите слова с непроизносимой согласной.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 6.
- Выпишите грамматическую основу последнего простого предложения в составе сложного предложения номер 4.
- Замените словосочетание овчину тайги (из предложения 4), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
- Замените слово трепыхнулось (предложение 2) стилистически нейтральным синонимом.
- Среди предложений 5 – 7 укажите номера тех, в которых есть обособленное определение.
- Среди предложений 2 – 5 укажите сложное предложение, одна часть которого присоединяется к другой бессоюзной связью.
- Из предложения 4 выпишите слово, написание которого определяется правилом: «Не с причастием пишется раздельно, если при нём есть зависимые слова, противопоставление с союзом а или усиливающие отрицания слова».
- В предложении 7 пронумеруйте все запятые. Укажите номера тех, которые выделяют обособленное обстоятельство.
- Во всём тексте найдите сложное предложение с разными видами связи. Укажите номер этого предложения.
РАЗДЕЛ 3. ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
Тестовое задание по развитию речи (речеведение). 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант.
Внимательно прочитайте текст и выполните по нему задания.
1)Кем бы вы ни стали, мои юные друзья, куда бы вас ни позвали пути-дороги, пусть всегда с вами будут любимые книги!
2)Огромный, прекрасный мир жизни открывается в миллионах книг. 3)Авторы детских книг – самые большие ваши друзья.
4)Хотелось бы, ребята, чтобы вы крепко дружили с произведениями наших классиков: Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Льва Толстого, Максима Горького. 5)Прочитав книги этих писателей, вы почувствуете себя сильнее, сумеете глубже оценить свои поступки и поступки окружающих, ощутите всю прелесть прекрасного русского языка.
(С. Михалков)
1. Укажите предложение, в котором заключена основная мысль этого текста. Запишите номер этого предложения.
2. Какая тема не затрагивается в этом тексте?
- необходимость чтения
- прелесть чтения
- пожелание дружить с книгами
- жанры детских книг
3. Определите тип речи данного текста.
- описание состояния
- повествование
- описание окружающей среды
- рассуждение
4. К какому стилю относится данный текст?
- к художественному
- к публицистическому
- к научному
- к деловому
5. Укажите, чем связываются 4 и 5 предложения.
- лексический повтор
- синонимы
- антонимы
- личное местоимение
6. Какое средство выразительности не использовано в данном тексте?
- однородные члены
- инверсия
- вопросительные предложения
- побудительные, восклицательные предложения
7. Эпитетом в 5 предложении является слово
- окружающие
- прелесть
- прекрасного
- русского
8. Укажите номер(-а) предложения(-ий) с обращением.
Тестовое задание по развитию речи (речеведение). 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
2 вариант.
Внимательно прочитайте текст и выполните по нему задания.
1)В умении охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова.
2)У него есть изумительная способность – во всякий данный момент остановить летучее явление жизни во всей его полноте и свежести и держать его перед собою до тех пор, пока оно не сделается полной принадлежностью художника. 3)На всех нас падает светлый луч жизни, но он у нас тотчас же исчезает, едва коснувшись нашего сознания. 4)А за ним идут другие лучи, от других предметов, и опять столь же быстро исчезают, почти не оставляя следа… 5)У него есть и другое свойство: спокойствие и полнота поэтического миросозерцания. 6)Он ничем не увлекается исключительно или увлекается всем одинаково…
(По Н. Добролюбову)
1. Укажите два предложения, в которых автор наиболее полно рассказывает о том, чем талант Гончарова отличается от обычного мировосприятия.
2. Какое из высказываний соответствует содержанию текста?
- Гончаров ничем не увлекается.
- Талант Гончарова особенный.
- Прежде чем описать предмет, Гончаров его ваяет.
- Кроме полноты поэтического миросозерцания, у Гончарова нет никаких особых свойств.
3. Определите тип речи данного текста.
- повествование с элементами рассуждения
- рассуждение
- описание
- повествование с элементами описания
4. К какому стилю относится данный текст?
- к разговорному
- к публицистическому
- к научному
- к деловому
5. Какое из средств связи не используется для связи 3 и 4 предложений?
- союз
- лексический повтор
- частица
- местоимение с предлогом
6. Какое средство выразительности используется в 3 предложении?
- сравнение
- метафора
- олицетворение
- синонимы
7. Эпитетом во 2 предложении является слово
- изумительная
- всякий
- данный
- свежести
- 8. Укажите предложение(-я) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Проверочный тест «Средства художественной выразительности». 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант.
Укажите верные варианты ответов на вопрос: «Какие средства выразительности используются в указанном предложении?»
1. Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и замечательного.
- перифраз
- каламбур
- эпитет
- сравнение
2. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой.
- фразеологизм, каламбур
- диалектизм, многосоюзие
- оксюморон, антонимы
- сравнение, метафора
3. Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.
- антитеза
- литота
- градация
- метафора
4. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну.
- каламбур
- синекдоха
- гипербола
- градация
5. Мы уже привыкаем к парадоксам, каждый из которых должен бы ужасать: чтобы сохранить мир – накапливать оружие, способное десятки раз уничтожить планету; чтобы казаться сильным – отнимать действительную силу, заражая воздух, воду и землю и получая продукты питания, напичканные ядом; чтобы стать богатым – продавать богатства; чтобы очиститься от скверны – плевать в прошлое.
- контекстные антонимы, синтаксический параллелизм
- однородные члены предложения, эпитеты
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, анафора
- фразеологизм, сравнительный оборот.
Проверочный тест «Средства художественной выразительности». 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
2 вариант.
Укажите верные варианты ответов на вопрос: «Какие средства выразительности используются в указанном предложении?»
1. Звёзды ещё только начали выцветать…
- антитеза
- метафора
- эпитет
- олицетворение
2. Вершины предгорий, издали казавшиеся близкими, по мере приближения уплывали ввысь и вдаль.
- олицетворение, гипербола
- метафора, однородные члены
- эпитет, фразеологизм
- сравнение, оксюморон
3. Кулибин делал непохожие на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.
- метафора
- градация
- гипербола
- сравнение
4. Этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, всё зависит от того, думали ли люди об этом, когда его воздвигали.
- метафора
- сравнение
- антонимы
- градация
5. Величавому лебедю не нужно быть величиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки.
- фразеологизм, синтаксический параллелизм
- повтор однокоренных слов, сравнение
- однородные члены, синонимы
- каламбур, анафора
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. 9 класс.
(подготовка к ОГЭ, задание 1)
1 вариант.
1. Замените выражения синонимами.
совершать колебания_______________________
прийти в соприкосновение___________________
иметь отличие_____________________________
иметь значение____________________________
дать подтверждение_______________________
сделать отступление_______________________
привести доказательство___________________
Какой приём сжатия вы использовали?________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
2. Сожмите текст, используя один из приёмов обобщения.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
(С. Газарян)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой из приёмов обобщения вы использовали?_________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
3. Сожмите текст, используя содержательный приём компрессии: исключение второстепенной информации.
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.
(По В. И. Курбатову)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сократите текст, используя подходящие приёмы компрессии.
В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.
( По Ф. И. Шаляпину)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие приёмы сжатия вы использовали?______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. 9 класс.
(подготовка к ОГЭ, задание 1)
2 вариант.
1. Сожмите текст, используя один из приёмов упрощения.
Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.
(По К. Паустовскому)
Какой из приёмов упрощения вы использовали?_________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
2. Сожмите текст, используя приёмы исключения.
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.
(Ю. М. Лотман)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие приёмы исключения вы использовали?___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
3. Сожмите текст, используя содержательный приём компрессии: свёртывание предложения.
Хуже всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождем, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней общим весом в четыре тонны.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сократите текст, используя подходящие приёмы компрессии.
В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.
( По Ф. И. Шаляпину)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие приёмы сжатия вы использовали?______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа по компрессии текста. 9 класс.
(подготовка к ОГЭ, задание 1)
1. Внимательно прочитайте текст.
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (По Ю.М. Нагибину)
2. Определите и запишите основную мысль каждого абзаца (выделите микротемы).
1.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сократите текст, используя известные вам приёмы компрессии:
1 вариант – 1-ый абзац;
2 вариант – 2-ой абзац;
3 вариант – 3-ий абзац.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Укажите, какие приёмы компрессии текста вы использовали:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.
РАЗДЕЛ 1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Проверочный тест по теме «Лексика. Повторение». 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант
- г)
- в)
- г)
- в)
- выгоняют
- в)
- г)
- б)
- в)
- мало
- а)
- б)
2 вариант
- г)
- б)
- б)
- б)
- слов (речей)
- г)
- б)
- б)
- в)
- надоесть
- а)
- а)
Ключ к проверочному тесту по теме «Простое осложнённое предложение». 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант
1. а) 2), 8)
б) 5)
в) 7)
г) 3), 4), 10)
д) 1)
е) 6)
2. а) 3, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14
б) 7, 8
в) 4, 5
г) 15, 16
д) 1, 2
3. 1, 3, 4
4. я растерялся и смотрел
5. 3
6. 1
7. 4,5
2 вариант
1. а) 2), 9)
б) 1)
в) 7)
г) 4), 8), 10)
д) 5)
е) 6)
2. а) 2, 6, 8, 11
б) 1, 3, 4, 5
в) 7, 12, 15
г) 13, 14
д) 9, 10
3. 2, 3, 5
4. несколько посетителей стояли и глядели
5. 3
6. 1
7. 6
Контрольный тест по повторению в 9 классе.
(подготовка к ОГЭ).
1 вариант.
- 10
- 4)
- 8
- б)
- лукавое (-ый)
- честному (-ый)
- произрастает
- явственно
- 1,6
- явственно видим
- 8
- 8
2 вариант.
- б)
- г)
- б)
- 6
- насыщенные
- предполагать
- разрушением, возможность
- постепенно
- 3
- примыкание
- 1
- 6
Проверочный тест по ССП в 9 классе.
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант.
- в)
- г)
- в)
- 2
- 1
2 вариант.
- а)
- б)
- в)
- 3
- 3, 4
Итоговый тест по СПП. 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант.
- в)
- 1, 3
- б)
- б)
- б)
- привезли
- 3
- в)
- в)
- 2, 3, 4, 7
2 вариант.
- в)
- 3, 5
- б)
- в)
- в)
- птицы завели
- 2
- б)
- б)
- 3
Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям. 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант.
- 1, 4, 6
- в)
- 3
- 1
- г)
- 6
2 вариант.
- 2, 5, 7
- а)
- 4
- 3
- в)
- 4
РАЗДЕЛ 2. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ С ЗАДАНИЕМ.
Задания к тексту контрольного диктанта по ССП в 9 классе.
(подготовка к ОГЭ).
- в)
- 1 вариант – лежавшие; 2 вариант – вынул
- 1 вариант – костёр; 2 вариант – зарослей, догорало
- 1 вариант – снова, появились, заросшие; 2 вариант – издали
- 1 вариант – торжественным; 2 вариант – написано
- 1 вариант – 3; 2 вариант – 2
Задания к тексту контрольного диктанта «Сложноподчинённое предложение».
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант
- а)
- известно
- видел
- дома из брёвен
- я не видел
- 2, 3, 4
- 5
- 3
2 вариант
- а)
- сердце
- увиденные
- российские места
- места наполняют
- 5, 7
- 2
- 5
Итоговый контрольный диктант с заданием для 9 класса.
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант 2 вариант
- Росла, замерло 1. Сердце, блёстки
- 4 2. 3
- Солнце поднялось 3. Виднелась теплота
- Солнечный луч 4. Таёжная овчина
- Убежал 5. Застучало
- 6,7 6. 6,7
- 4 7. 2
- Речонки 8. Пока не набравшая
- 2,3 9. 1,2
- 4 10. 4
РАЗДЕЛ 3. ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
Тестовое задание по развитию речи (речеведение). 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант.
- 5
- г)
- г)
- б)
- б)
- в)
- в)
- 1, 4
2 вариант.
- 3, 4
- б)
- б)
- б)
- в)
- б)
- а)
- 3, 4
Проверочный тест «Средства художественной выразительности». 9 класс.
(подготовка к ОГЭ)
1 вариант.
- б)
- а)
- г)
- г)
- а)
2 вариант.
- б)
- б)
- б)
- в)
- б)
Примерный ключ к практической работе по отработке приёмов компрессии текста. 9 класс.
(подготовка к ОГЭ, задание 1)
1 вариант.
1. совершать колебания - колебаться
прийти в соприкосновение - соприкоснуться
иметь отличие - отличаться
иметь значение - означать
дать подтверждение - подтвердить
сделать отступление - отступить
привести доказательство – доказать
Приём сжатия - упрощение: замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
2. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
Приём сжатия - замена однородных членов обобщающим наименованием.
3. Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
4. В России испокон веков были люди, которые куда-то шли. У них ничего не было, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.
Приёмы сжатия - обобщение: замена обобщающим словом;
исключение: исключение второстепенной информации.
2 вариант.
1. Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
Приём сжатия - слияние нескольких предложений в одно.
2. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело, математик – ум. Но есть ещё одна важная сфера – воспитание души.
Приёмы сжатия - исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов.
3. Очень опасен метеоритный дождь, выпавший, например, в Мексике из восьми тысяч камней.
4. см. 1 вариант.
Практическая работа по компрессии текста. 9 класс.
(подготовка к ОГЭ, задание 1)
Информация о тексте для сжатого изложения | |
№ абзаца | Микротема |
1 | Воспитание настоящего человека всегда вызывает сложность. Самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании детей, и как следствие этого возникновение проблем в будущем у этого ребенка |
2 | Чрезмерная опека ребенка родителями – следствие ослабления семейного начала. Родители недодают ребенку душевного тепла, заменяя душевный долг мелочной опекой. |
3 | Мир изменяется. Ребенок приобретает рано цинизм и неверие в бескорыстие, если родители переложили основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации. Жизнь такого ребенка обедняется. |
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение качественной подготовки выпускников 9,11 классов к ГИА, ЕГЭ. Повторение на уроках русского языка как форма подготовки к ГИА.
Успешная подготовка к ЕГЭ может и должна начинаться не только в старших классах, но и значительно раньше (в 5-9 классах) и проводится на основе текстов небольшого объема. Задан...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"
Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике».
Материал подготовлен к семинару «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»...
мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.
мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...
Рабочая программа, "Основы военной подготовки", для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов.
Рабочая программа, "Основы военной подготовки" для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов, внеурочная деятельность....
Статья 1 "У Вас в классе - особый ребенок" К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования
laquo;У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)...