для 5 класса
материал по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Рассмотрим три предложения:
«Умница!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа!» – воскликнула бабушка.
«Ну и копуша же ты!» – не выдержал отец.
Видно, что выделенные в этих предложениях слова могут быть в равной степени адресованы как мальчику, так и девочке. Есть в русском языке некоторые существительные с окончаниями -а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Они называются существительными общего рода.
Обычно существительные общего рода обозначают человека по его качеству (характерному признаку), например: егоза, непоседа, плакса, разиня, растрёпа.
Если в рассмотренные ранее предложения добавить опорные слова, мы сразу поймём, о ком идёт речь:
«Умница, Танюша!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучок!» – воскликнула бабушка.
«Ну и копуша же ты, Стёпа!» – не выдержал отец.
Глядя на опорные слова, мы понимаем, что в первом предложении существительное общего рода умница относится к девочке, следовательно, будет женского рода, во втором предложении существительное непоседа – к мальчику, следовательно, будет мужского рода, а в третьем предложении существительное копуша – к мальчику, следовательно, будет мужского рода.
Обратите внимание: если мы добавим другие опорные слова, род выделенных существительных может поменяться. Например: «Умница, Ваня!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучка!» – воскликнула бабушка.
«Ну и копуша же ты, Марина!» – не выдержал отец.
В этом случае существительное умница будет мужского рода, существительное непоседа – женского рода, существительное копуша – женского рода.
Таким образом, существительное общего рода относится к мужскому роду, если обозначает лицо мужского пола, и относится к женскому роду, если обозначает лицо женского пола.
Существительные общего рода служат, как правило, для экспрессивной, то есть эмоциональной характеристики человека. Употребляются они преимущественно в разговорном стиле речи.
С существительными общего рода не следует путать существительные, которые обозначают лиц по профессии, роду занятий, например: доцент, агроном, профессор, судья, космонавт.
В грамматическом отношении эти существительные не стали существительными общего рода, а сохранили свою принадлежность к мужскому роду, поэтому прилагательные с ними согласуются в форме мужского рода. Например: Новый судья Иванова.
Известный скульптор Мухина.
Сказуемые при существительных, которые обозначают лиц по профессии, могут стоять как в форме женского, так и в форме мужского рода. Например: Новый судья Иванов вынес решение. В выставке участвовала известный скульптор Мухина.
Многие из таких существительных совсем не имеют параллельных форм женского рода, однако некоторые имеют разговорные формы женского рода и употребляются только в одном значении – жены человека соответствующей профессии или рода занятий. Например: профессорша, директорша. Эти формы могут употребляться только в разговорной речи: Профессорша – жена профессора
НО
На кафедре преподаёт известный профессор Петрова.
В русском языке есть существительные, обозначающие лиц по профессии, которые имеют только формы женского рода, например: балерина, машинистка (работающая на пишущей машинке).
Для обозначения лиц мужского пола употребляются описательные обороты, например: артист балета, специалист, работающий на пишущей машинке.
________________________________
К существительным общего рода относятся несклоняемые фамилии русского и иноязычного происхождения, например: Долгих, Черненко, Бенуа.
Также к существительным общего рода относятся личные формы имён, которые используются в качестве уменьшительных к полным именам, например: Женечка, Саша, Шура, Валя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....