Тире между подлежащим и сказуемым
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Конспект урока предназначен для учащихся 5 класс. Ход урока построен по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym_otkrytyy_urok.doc | 61 КБ |
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.pptm | 110.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тире между подлежащим и сказуемым
Тип урока, его место в системе уроков: Урок усвоения новых знаний, 1й урок в теме.
Цели
- Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
- Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами сущуствительными в именительном падеже.
Воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.
Основное содержание темы
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявлять интерес к изучению русского языка:
- воспринимать речь учителя и одноклассников;
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.
Метапредметные:
Познавательные:
- формировать способность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- учить давать определение понятиям;
- формировать способность устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Коммуникативные:
- формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Предметные:
- опознавать и характеризовать признаки предложения;
- использовать признаки предложения при решении практических задач;
- различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает;
- разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого;
- выделять грамматические основы простого предложения.
Ход урока
I. Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Словарный диктант со взаимопроверкой. Упражнение «Корректор»
По вине неграмотного наборщика произошла неприятность. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.
Слова разминки: вакзал, солют, варотник, рокета, плонета, герой, римень, тренер, гаризонт, портер.
– Какая орфограмма объединяет эти слова? (орфограмма – безударная гласная в корне слова).
– Значение какого слова вам непонятно? (Партер).
– Где, от кого можно узнать значение этого слова? (словарь, учитель, сеть интернет).
– Откроем толковый словарь и запишем, что же значит это слово (Один ученик работает у доски).
Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
III. Постановка цели и задач урока.
– Как называется запись в тетради? (Предложение).
– Без чего невозможно предложение? (Без грамматической основы).
– Что входит в грамматическую основу?
(Подлежащее и сказуемое).
– Выпишем, грамматическую основу, определим, чем она выражена.
и.с. и.с
Партер – это этаж
– Прочитайте предложение выразительно.
– В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания.
Каким?
В 17 веке русский языковед Барсов назвал этот знак молчанка, а затем назвал чертой.
– А теперь пришло время сформулировать тему нашего урока и его цели.
Тема: «Тире между сказуемым и подлежащим».
(Открывают тетрадь)
Цель вам помогут определить слова на доске:
Где …….? Когда …….?
Дети сообщают цель:
Понять: Где ставится тире в предложении?
Когда оно ставится между подлежащим и сказуемым?
Учитель рассказывает сказку о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Сказка
Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.
— Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится.
Сказуемое обиделось:
— Откуда ты взял? Когда это бывает?
— Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой.
— Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное.
Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире.
— Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает.
И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.
Задача к сказке.
Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире на месте пропущенной связки.
Задание.
Проанализируйте предложения, в которых ставиться знак «тире» между подлежащим и сказуемым.
Правило постановки сформулируйте сами, после того, как выделите грамматическую основу в предложениях и определите, чем выражен главный член.
Разделите тетрадь на две части
- Пермь – малая моя родина.
- Жить – Родине служить.
- Долг каждого – Родине служить.
- Волга Дона пошире,
Дважды два – четыре. (В.И.Даль)
Вывод: Тире между подлежащим и сказуемым ставится, когда:
- подлежащее и сказуемое выражено сущ. в И.п.
- подлежащее и сказуемое выражено инфинитивом
- подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое выражено сущ. в И.п. и наоборот
- подлежащее и сказуемое выражены числительным
IV. Физкультминутка
Отдыхаем! Представьте себе, что мы артисты театра. Мы хорошо отработали и вышли к зрителям.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Раз - подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть и семь – с улыбкой стать.
Восемь – урок можно продолжать.
Артисты очень часто выполняют дыхательные упражнения. Выполним и мы их.
Дыхательное упражнение:
«Как на горке, на пригорке…»
Молодцы!
V. Закрепление.
1. Перед какой из частей этого предложения нужно поставить тире, почему? (Устно)
Голубь | красивое существо. вот птица наших мест. это символ мира. живет рядом с нами. |
2. Работа на карточках (Раздать карточки)
Есть ли на месте пропуска тире? ( есть- ставим плюс, нет- минус)
1.Соловей … ранняя пташка. | + |
2.Его песни…привлекают всех. | - |
3.Яркое солнце…радость соловью. | + |
4.Кукушка … перестает петь в августе | - |
5.Её кукование…вот момент для вопросов и ответов. | + |
3. Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.
- С детских лет путешествия были моей заветной мечтой.
- Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.
- Старый охотник стал моим лучшим другом.
- Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.
- Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.
4. Упражнение 122 (стр.100)
VI. Рефлексия.
Тестирование
Молодцы! Поработали сегодня отлично.
Подумайте, поняли ли вы тему или нет.
VII. Оценивание
VIII. Домашнее задание
§23, упр. 121.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оцени друга 10 баллов – «5» 8-9 баллов – «4» 6-7 баллов – «3» 0-5 баллов – «2»
Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
и.сущ . в И. п. и.сущ . в И. п. Партер это этаж Тире – В 17 веке русский языковед Барсов назвал этот знак молчанка, а затем назвал чертой. –
Тире между подлежащим и сказуемым Цель: Где …….? Когда …….?
Где ставится тире в предложении? Когда оно ставится между подлежащим и сказуемым?
Сказка Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым. — Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится. Сказуемое обиделось: — Откуда ты взял? Когда это бывает? — Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой. — Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное. Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире. — Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает. И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым не хочет стоять, так как они и так не ссорятся. Задача к сказке. Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно , тире на месте пропущенной связки.
Пермь – малая моя родина . Жить – Родине служить. Долг каждого – Родине служить. Хорошо учиться – наша задача Дважды два – четыре. сущ . И.п - сущ. И.п . инф . - инф . сущ . - инф инф . - сущ числ . И.п . - числ . И.п Если в составе сказуемого есть указательные частицы это, вот , значит , тире ставится перед ними: Чтение – вот лучшее учение Правило постановки сформулируйте сами, после того, как выделите грамматическую основу в предложениях и определите, чем выражен главный член.
Голубь красивое существо. вот птица наших мест. это символ мира. живет рядом с нами. Перед какой из частей этого предложения нужно поставить тире, почему?
1.Соловей … ранняя пташка. 2.Его песни…привлекают всех. 3.Яркое солнце…радость соловью. 4.Кукушка … перестает петь в августе 5.Её кукование…вот момент для вопросов и ответов. Есть ли на месте пропуска тире? ( есть- ставим плюс, нет- минус)
1.Соловей … ранняя пташка. + 2.Его песни…привлекают всех. - 3.Яркое солнце…радость соловью. + 4.Кукушка … перестает петь в августе - 5.Её кукование…вот момент для вопросов и ответов. + Есть ли на месте пропуска тире? ( есть- ставим плюс, нет- минус)
Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. Старый охотник стал моим лучшим другом. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.
Домашнее задание §23, упр. 121
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
" Тире между подлежащим и сказуемым" (с использованием приёмов технологии РКМ - Развитие Критического Мышления).
Урок русского языка для 8 класса....
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...