Сочинение по тексту К.Г. Паустовского "Богата наша страна местными речениями и диалектами"
материал по русскому языку (9 класс)
Сочинение по тексту К.Г.Паустовского "Богата наша страна местными речениями и диалектами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_tekstu_k.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по тексту К.Г.Паустовского «Богата наша страна местными речениями и диалектами»
К.Г.Паустовский- один из удивительных мастеров художественного слова, который воспитывает в нас трепетное отношение к природе ,умение видеть прекрасное в окружающем мире в данном тексте выступает в неожиданной для меня роли лингвиста, рассуждающего об обогащении современного русского литературного языка местными словами(диалектами).
Автор утверждает, что местное слово может обогатить язык, если оно благозвучно и понятно. Оно должно быть таким, чтобы значение его было ясно читателю сразу, без авторских ремарок. Но тут же отмечает, что и литература действует лишь до тех пор, пока она понятна. «Непонятная, нарочито заумная литература нужна только автору, но никак не народу,»-говорит писатель. И как в доказательство приводит высказывание Л.Н.Толстого: «Простота есть необходимое условие прекрасного».
Также автор приводит в пример слова, которые он услышал во Владимирской и Рязанской областях: «ОКОЕМ»-горизонт, и «СТОЖАР»- скопление звезд. Такие слова, считает К.Г.Паустовский украсят и современный русский язык.
С мнением автора трудно не согласиться. Действительно есть такие благозвучные местные речения и диалекты, которые украсили нашу современную речь .Так, например, глагол пахать ,который раньше употреблялся в значении «мести» активно используется в нашей речи в значении «возделывать землю». Диалектное когда –то слово «вязенки»,- в современном варианте активно используется как « варежки».
Невозможно не вспомнить Владимира Ивановича Даля - известного автора «Толкового словаря живого великорусского языка», который всю жизнь посвятил себя созданию этого произведения, в который вошли 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок и присловий, поясняющих значение и употребление приводимых слов.
Прочитав этот текст, понимаешь, для чего необходимо узнавать историю происхождения слов. Автор призывает нас обогащать наш родной современный русский язык новыми благозвучными и понятными словами, чтобы русский язык оставался « могучим, правдивым и свободным», ,как у Тургенева.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Сочинение на тему "Почему интересно узнавать историю происхождения слов ":
Я очень люблю узнавать происхождение слов. Мне кажется, что этимология тесно связана с историей. Именно родословная слова как нельзя лучше расскажет о нашем народе, его внешнеполитических связях, пристрастиях и быте. Узнавая историю слова, человек часто удивляется и поражается сообразительности наших предков.
Узнавать о происхождении слова нам помогает этимологический словарь. Например, жениха называли именно этим словом, потому что он приводил в дом женщину. Невеста - это "неизвестная" (та, что не ведает). Таким образом, очень любопытно знать, почему мы говорим так, а не иначе. К тому же, этимология помогает нам научиться понимать слова, и в последствии правильно их склонять, изменять и образовывать новые слова с таким же корнем.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
В густом тонкоствольном осиннике я увидел в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок всё-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами ёлочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь. Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить. Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. Я запустил пальцы под шапку мха, приподнял её и улыбнулся: «Вот оно в чём дело!» Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу изо мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание. Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня. И когда от пня останется лишь одна труха, там, в почве, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу тёплым дыханием прошедшей жизни. Я часто думаю о той ёлочке, которая растёт в лесу на пне. Я не раз бывал в лесу во время гроз и ураганных ветров, когда каждое деревце клонится долу. Кажется, вот-вот рухнет ничем не защищённая лесная рать. Но какая-то малая доля времени, неуловимая глазом и слухом, наступает в этой страшной стихии, и деревья выпрямляются, не сдаются, держатся корнями за землю. Так и людям в трудные моменты жизни надо выпрямиться, как тот лес, та могучая тайга под ураганами и бурями, как та ёлочка! Выпрямиться и выстоять во имя сохранения того прекрасного, что накопило на земле человечество! (По В.П. Астафьеву)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по истории в 6 классе "Борьба народов нашей страны с западными завоевателями в XIII в."
подробный конспект урока по истории России в 6 классе...
Публикации для Всероссийского конкурса "Наша страна - наше наследие!"
Публикации для пректа "Интерактивная карта легендарных и необычных мест России", материал можно посмотреть на сайте http://www.prosv.ru/umk/spotligHt в разделе "Электронная брошюра "И...
Публикация о Н.П. Меженинове во всероссийском конкурсе издательства "Просвещение" - "Наша страна - наше наследие", электронная брошюра
Исследовательская работа...
Сочинения "Забыть солдат не вправе мы", "Башкортостан- страна певцов, страна поэтов"
Творческие работы учащихся на чувашском языке...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Наша страна – Россия. Республика Башкортостан - наша малая Родина»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собстве...
Классный час: «Наша страна – Россия. Кемеровская область - наша малая Родина»
Занятие (классный час), раскрывающее доверие к государству, исторической памяти и преемственности поколений, любви к Родине....
Разговоры о важном. Разработка по теме "Наша страна - Россия. Мы жители большой страны"
Разговоры о важном. Разработка по теме "Наша страна-Россия.Мы жители большой страны"...