Орфоэпия
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Крупенко Евгения Владимировна

урок по орфоэпии в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Орфоэпия

5 класс

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Владимировна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. И мне хочется начать с  весёлыми строк одного  стихотворения (читает учитель): (слайд 1)

Утром ранним поднимаясь,
Собираясь в добрый путь,
Умываясь, наряжаясь,
Ты улыбку не забудь!
С ней идти гораздо легче
И немного веселей,
С ней не давит груз на плечи,
И кругом полно друзей!

- Ребята, о чем это стихотворение?  (Об улыбке).

- Почему важно улыбаться? Желаю вам улыбаться, как можно чаще, ведь улыбка вам так идет!

- Не забудьте, ребята, оценивать свою работу на каждом этапе урока:

- если уверен в своих знаниях на данном этапе, на полях тетради поставьте +;

- если не уверен, что всё понял, поставьте –.

А теперь перейдем к нашему уроку. Читает строки стихотворения.

2. Актуализация и пробное учебное действие, фиксирование затруднения в пробном действии (цель: создание проблемной ситуации.)

На экране (слайд 2): Отгадайте загадку:

Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.

- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)

- Чем отличается ударный слог от безударного?

- Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку ударения? Орфоэпия. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

- Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово.

Этимология слова «орфоэпия» на экране (слайд 3).

Орфоэпия (от греч. «orthos» - прямой, правильный, «epos» - речь, т.е. правильная речь) – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.

Запишите этимологию слова «орфоэпия» себе в тетрадь.

- Исходя из определения, сформулируйте его главную цель. Чему мы должны научиться?

Научиться правильно ставить ударение в словах и правильно произносить слова.

Б) Тренировочные упражнения.

Задание 1:

В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда.)

Молодежь, молод, молоденький, помолодел.

Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.

Переносит, носит, разносит, переносной.

- Какой вывод мы можем сделать об ударении? (В русском языке подвижное ударение)

Задание 2:

Учитель читает стихотворение:

Жил на свете человек

Золотые руки.

Много видел он в свой век

И муки, и муки.

Вот однажды на поляне

Замок встретил он большой,

Но беда однаселяне

Унесли замок с собой.

Чем закрыть дворец, не знает,

Может, гвоздики забить,

Только вот цветы мешают:

Как гвоздики не сгубить?

На слайде 6 рисунков (слайд 2): мука (сыпучий продукт), мука (страдания), замок (здание), замок (приспособление для запирания двери), гвоздики (железные стержни), гвоздики (цветы).

- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит лексическое значение слова.

- А как называются слова, которые имеют одинаковое написание, но разное звучание – омонимы.

Задание 3:

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, квартал, библиотека, дефис, звонит, облегчить, торты, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент.

Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно.

Ребята, чтобы легче было запомнить правильную постановку ударений есть специальные стихотворения, мы сейчас попробуем составить свои стихотворения на запоминание.

Давайте посмотрим на пример

Надеваю шо'рты,

Чтобы кушать то'рты.

Если классная звони'т –

Мама на звонок спешит.

Хватит балова'ться,

Будем улыбаться.

Задание 4:

Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки. Работа в трех группах.

  1. В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.

Распределительный диктант-игра. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы. Для этого воспользуйтесь словарем.

1) Твердый согласный перед е.

2) Мягкий согласный перед е.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

2.  Что, конечно, скворечник, скучный, пустячный, чтобы, яичница

Чтобы запомнить это правило мы с вами составим опорные рисунки-схемы.

4) Закрепление изученного.

Мини-тест (каждый делает самостоятельно).

Продолжите предложение. Орфоэпия – это…

Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.

5) Рефлексия. 

-Ребята, какова была цель нашего урока?

Целью нашего урока был научиться правильно ставить ударение в словах и правильно их произносить.

-Достигли мы этой цели?

_-Какой алгоритм работы мы составили, чтобы правильно ставить ударение?

Чтобы правильно поставить ударение в слове, нужно сначала посмотреть на его смысл в предложении или словосочетании. Если возникли затруднения, следует обратиться к Орфоэпическому словарю (или Толковому словарю).

- Что показалось сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: "Обобщающее повторение орфоэпии и лексики"

Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30....

Тестовые задания А1, А3 (орфоэпия и грамматика) по русскому языку.

Данный материал содержит 20 тестовых заданий по орфоэпии и грамматике русского языка (задания №1 и №3 части "А" ЕГЭ). 2 вариант тестов, размещённых ранее....

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Подготовка к ЕГЭ. Упражнения по орфоэпии.

Тренировочные упражнения по орфоэпии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия"

Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия как раздел лингвистики". Урок представлен как дополнительный материал к работе по основным тетрадям, представленным в комплекте учебника Львова В.В...

Савостьянов А.И., 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богата...

Тест по фонетике и орфоэпии

Проверочный тест для 5 класса по родному языку и литературе для 5 класса на тему "Фонетика"и "Орфоэпия"...