Технологическая карта урока по русскому языку 7 кл.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Как известно, язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Поэтому именно на уроках русского языка можно выработать основные компетенции, необходимые учащемуся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_7_kl.docx | 39.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет________ русский язык класс_______7
Тема урока | Причастие как часть речи | ||
Тип урока | урок «открытия» нового знания | ||
Формы, приемы, методы: | парная фронтальная индивидуальная | ||
Педагогические технологии | проблемно-диалоговая | ||
Цель урока | 1) образовательная: -определить совместно с учащимися, что такое причастие; - определить роль причастия в предложении; -формировать умения отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте. 2) деятельностная: -развивать умения правильно употреблять причастия в речи; -способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления. 3) воспитательная: -формировать потребности к получению новых знаний; -воспитывать интерес к изучению русского языка. | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | |||
Предметный | Метапредметный | Личностный | |
1. Познакомиться с понятием причастие, грамматическими, морфологическими, синтаксическими особенностям 2. Отработать умения отличать причастие от других частей речи: прилагательных , глаголов. 3. Тренироваться в определении причастий по их признакам. | -познавательные: 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений (диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). 2. Выделять главное. 3. Проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя. - регулятивные: 1. Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 2. Выполнять учебное задание в соответствии с целью. - коммуникативные: 1. Формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога. 2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения. | 1. Воспринимать речь учителя и одноклассников. 2. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать. 3. Аргументировано оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. 4. Проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка. |
Название технологических этапов урока, их содержание. Временной интервал | Ход урока | УУД | |||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||
1.Мотивирование (подготовка к учебной деятельности) Цель: проверка готовности рабочих мест; организовать направленное внимание на начало урока; создание положительного настроя учащихся на урок. Время: 1 мин | -Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку и тихонько садитесь. - Ребята, мы с вами закончили повторение и продолжаем изучение морфологии и знакомимся с новой частью речи -это будет удивительная морфологическая единица, вокруг которой до сих пор не утихают лингвистические споры. Но сначала обратим свой взор в древнегреческую мифологию. (изображение кентавра на слайде). В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры. Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть – туловище лошади. Вот такие необычные существа – свои кентавры – есть и в русском языке. А вот что это за «Кентавры» есть в русском языке, мы сегодня с вами и узнаем. | Слушают, настраиваются на учебную деятельность. | Личностные УУД: 1. Положительное отношение к уроку. Коммуникативные УУД: 1.Осваение культуры общения, умение слушать другого. | ||||||||||||||||||||||
2. Постановка учебной задачи. Формулирование темы и цели урока. Цель: обеспечить восприятие, осмысление новой темы; подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели. Время: 2 мин | Чтобы сформулировать тему урока, обратимся к эпиграфу - высказыванию В. И. Даля: Работа с эпиграфом. Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного . В.И.Даль - Скажите, о какой морфологической единице пойдет речь и в чем ее особенность? Тема урока: Причастие как часть речи (проблемный вопрос)- Что еще хотели бы вы узнать о причастии как части речи? Сегодня мы познакомимся с удивительной частью речи- причастием, а также узнаем его признаки. Начнем составление кластера: (на доске) Причастие Глагол Прилагательное | Чтение эпиграфа. - Речь пойдет о причастии, которое объединяет в себе признаки глагола и прилагательного. -Грамматические, морфологические, синтаксические признаки причастия. | Познавательные УУД: 1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства. Коммуникативные УУД: 1.Умение выражать свои мысли. 2.Умение понимать позицию другого. Предметные УУД: 1.Знакомство с новым понятием «причастие» и первичными признаками причастия. | ||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового материала Цель: изучить новый материал Время: 2 мин | Начнем первое знакомство с причастием и Обратимся к Словарю урока и прочитаем определение причастия. - Какую еще дополнительную информацию вы узнали из предложенного определения? – Для определения морфологических и синтаксических признаков нам необходимо решить ряд задач. Так наш урок станет немного похож на урок математики. Дополним нашу информацию в кластере: Причастие (обозначает признак предмета по действию) Глагол Прилагательное | Чтение определения причастия. Причастие – морфологическая единица, которая обозначает признак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. -Причастие обозначает признак предмета по действию – это его грамматическое значение. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе нового материала. Познавательные УУД: 1. Выделение главного (свертывание информации до ключевых слов). Коммуникативные УУД: 1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. 2.Осваение культуры общения, умение слушать другого. Предметные УУД: 1. Знакомство с понятием причастие. 2.Выделение грамматического значения приастия. | ||||||||||||||||||||||
4.Постановка проекта выхода из затруднения. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи самостоятельно. Время: 13 мин | Проблемная задача №1: Прочитайте следующее предложение: Незнакомец носил круглые очки, заклеенные скотчем и только благодаря этому не разваливающиеся. и решите предложенные задачи самостоятельно. - Какие определения имеет сущ «очки»? на какой вопрос отвечают эти определения ? Что обозначают? Существ. «очки» имеет 3 определения: «круглые, заклеенные и разваливающиеся». Все они относятся к существительному «очки» и отвечают на вопрос : КАКИЕ?, т.е. обозначают признак. Попробуем определить, чем выражены определения: В помощь вам будет наш словарь урока Определение - круглые –отвечает на вопрос «Какие?» и обозначает признак предмета - значит выражено прилагательным Определение – заклеенные – отвечают на вопрос «Какие? и «что сделанные?», обозначает признак предмета по действию –это прич. Определение – разваливающиеся – отвечает на вопрос «Какие?» и « что делающие?» обозначает признак предмета по действию –это прич. Оцените свою работу после первого задания. Шкала оценивание: «5»-задание выполнение «4»-допущено 1-2 ошибки «3»-допущено 3 ошибки «2»- допущено 4-5 ошибок, задание не выполнено. Вернемся к кластеру: Причастие (обозначает признак предмета по действию) Глагол Прилагательное -что сделанный? - какой? -что делающий? Решите задачу №2: - От каких глаголов образованы причастия, чем они отличаются? - Причастия образованы от глаголов совершенного вида и несовершенного вида, следовательно и причастия бывают совершенного несовершенного вида. Оцените свою работу после второго задания. Шкала оценивание: «5»-задание выполнение «4»-допущено 1 ошибки «3»-допущено 2 ошибки «2»- допущено 3-4 ошибок, задание не выполнено Продолжим заполнять кластер: Причастие (обозначает признак предмета по действию) Глагол Прилагательное -что сделанный? - какой? -что делающий? Сов.\несов.в. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заполняя таблицу и выполняя синтаксический разбор предложения на доске. Проблемная задача №1:
Самооценка учащихся. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заполняя таблицу.. Проблемная задача №2:
Самооценка учащихся. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2.Планировать деятельность. 3.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: 1.Представлять информацию в разных формах (таблица). Коммуникативные УУД: 1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 2.Коллективное обсуждение составленных таблиц. 3. Освоение культуры общения, умение слушать другого. Предметные УУД: 1. Познакомиться с морфологическими признаками причастия. 2.Выявление отличительных особенностей причастия от глаголов | ||||||||||||||||||||||
4.Постановка проекта выхода из затруднения. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи в паре Время: 13 мин | Сейчас приступим к решению следующей задачи в парах. - Какой вывод можно сделать о причастии относительно глагола? - Причастия бывают прошедшего и настоящего времени; по совершению действия: действительные и страдательные; страдательные причастия образуют краткую форму. Шкала оценивание: «5»-решены правильно 5 задач «4»-задачи решены, но допущена 1-2 ошибка «3»-допущено 3-4 ошибки «2»- допущено 5 ошибок, задача не решена. Вернемся к кластеру: Причастие (обозначает признак предмета по действию) Глагол Прилагательное -что сделанный? - какой? -что делающий? Сов.\несов.в. Страд.\действ. Наст.\прош.вр Приступаем к решению задачи № 4. Что мы можем сказать о причастии относительно прилагательного? – причастие имеет морфологические признаки прилаг: относится к сущ, изменяется по родам, числам, падежам. Шкала оценивание: «5»-решены правильно 3 задачи «4»-задачи решены, но допущена 1-2 ошибка «3»-допущено 3-4 ошибки «2»- допущено 5 ошибок, задача не решена. Баллы:________ Завершаем составление кластера: Причастие (обозначает признак предмета по действию) Глагол Прилагательное -что сделанный? - какой? -что делающий? число Сов.\несов.в. падеж Страд.\действ. род Наст.\прош.вр | Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заполняя таблицу. Проблемная задача № 3
Взаимооценка в парах Проблемная задача № 4
Взаимооценка в парах | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2.Планировать деятельность. 3.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: 1.Представлять информацию в разных формах (таблица). Коммуникативные УУД: 1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 2. Коллективное обсуждение составленных таблиц. 3. Освоение культуры общения в паре, умение слушать другого. Предметные УУД: 1. Познакомиться с морфологическими признаками причастия. 2.Выявление отличительных особенностей причастия от глаголов и прилагательных. | ||||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление. Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону. Цель: сформулировать правило о причастии, обобщив и закрепив полученные знания. обеспечить осмысление новой темы Время: 5 мин | Подведем общий итог решения наших проблемных задач, заполните карточку-информатор. Сверьте с ответом: Причастие – это самостоятельная часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола .(время, вид, залог) и признаки прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от глаголов наст и прош вр соверш и несовер вида.. Причастия могут быть страдательными и действительными. Страдательные причастия могут иметь полную и краткую формы. Причастия в предложении обычно бывают определением и отвечают на вопросы: какой? Что делающий? Что сделанный? Шкала оценивание: «5»-задача решена правильно или с 1 недочетом «4»-задача решена, но допущена 1-2 ошибки «3»-допущено 3-4 ошибки «2»- допущено 5 ошибок, задача не решена. | Проблемная задача № 5: Заполните карточку-информатор. Причастие – это…..часть речи, которая совмещает в себе признаки…..(время, вид, залог) и признаки….(изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от ………с помощью специальных суффиксов……… Причастия могут быть страдательными и …………… Страдательные причастия могут иметь полную и……формы. Причастия в предложении обычно бывают ………и отвечают на вопросы: …… Самооценка учащихся. | Познавательные УУД: 1. Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Уметь сравнивать, группировать, формирование логических действий. Предметные УУД: 1. Обобщение и закрепления признаков причастия. 2.Составление определения причастия. Регулятивные УУД: 1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей. | ||||||||||||||||||||||
6. Применение знаний и формирование умений и навыков. Цель: закрепить полученные знания. Время: 6 мин | Выполним упр.59. Спишите предложение, пользуясь опорным материалом, найти причастие, указав его признаки. Осенью степи совершенно изменяются: выросшие во всю длину и вполне распустившиеся волокна ковыля колеблются мелкою серебрящеюся зыбью. (С.Аксаков) Дайте характеристику встретившимся в предложении причастиям. | Учащиеся самостоятельно выполняют упр. Учащиеся характеризуют причастия, их признаки. | Познавательные УУД: 1. Анализировать, классифицировать, сравнивать 2.Владеть приемами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД: 1.Осваивать культуру общения, умение слушать другого. 2.Умение строить монологическое высказывание. Регулятивные УУД: 1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей. Предметные УУД: 1. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей глаголов разных типов наклонения и использование их в худ.тексте. | ||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: обобщить изученное на уроке и сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности. Время: 2 мин | И завершить урок хотелось бы словами В.М. Ломоносова о причастиях: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…" Какой смысл содержит это высказывание? Поставьте себе отметку за урок в зависимости от набранных на уроке баллов: Если Вы набрали 25 -23 баллов – отметка за урок «5» - Если Вы набрали 22- 18 баллов – отметка за урок «4» Если Вы набрали 17- 13 баллов – отметка за урок «3» - От 12 баллов и ниже – отметка за урок «2»- | Учащиеся знакомятся с высказыванием В.М.Ломоносова. - Причастие – это особая морфологическая единица, которая сочетает в себе признаки других частей речи – глагола и прилагательного – и таким образом позволяет сделать нашу речь более ёмкой и выразительной. Самооценка учащихся. | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2.Определять степень успешности своей работы. Познавательные УУД: 1. Выделять главное (свертывать информацию до ключевых слов). Личностные УУД: Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||||||||||||||||||||||
8.Домащнее задание. Время: 1 мин | 1.Упр.53.(по заданию) 2. Напишите миниатюру на тему «Осенний листопад», используя причастия | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | Личностные УУД: 1.Умение слушать другого. 2.Самоорганизация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие». Учитель русского языка и литературы высшей категории Позниченко В.С.
конспект урока представлен в виде технологической карты в свете новых требований ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)
Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...
Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».
Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...