Морфологический разбор прилагательного
план-конспект урока по русскому языку

Акчинова Ирина Николаевна

морфологический разбор прилагательного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskiy_razbor_prilagatelnogo.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

Цель: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имен прилагательных.

Задачи:

Обеспечить усвоение учащимися порядка морфологического разбора имен прилагательных, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.Формировать навыки правописания и самоконтроля

Расширять словарный запас учащихся; умения обосновывать правильность написания;

Воспитывать активную личность;

Развивать речь, орфографическую зоркость,  внимание, наблюдательность, познавательную  активность учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать порядок морфологического разбора имен прилагательных; уметь правильно делать морфологический разбор имен прилагательных.

метапредметные: оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,  осуществлять речевой самоконтроль, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие учащихся (1 – 2 минуты).

Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока я предлагаю вам отгадать загадку.

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник наш всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие: Какое? Какая? Какой и какие?

Что это за художник такой? (прилагательное),  правильно!

Проверка домашнего задания. Актуализация ЗУН учащихся о прилагательном (5 – 7 минут).

На прошлом уроке мы изучали притяжательные прилагательные. Домашним заданием было упражнение 300, чтобы вы закрепили этот материал. (Вызвать учащегося к доске для проверки). А пока … у доски, мы повторим материал прошлых уроков.

Итак, что мы знаем о притяжательных прилагательных? (притяжательное прилагательное обозначает принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? чья? чьё?).

Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (ов/ев, ин/ын, ий. В м.р. ед.ч И/В п. – нулевое окончание).

А что обозначает относительное прилагательное? (материал, из которого сделан предмет; временные или пространственные признаки предмета. Н., глиняный, здешний, январский).

Что такое качественные прилагательные? (качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степень, они имеют сравнительные степени; сочетаются с наречиями очень, довольно, чрезвычайно, слишком).

- Сейчас проверим домашнее задание.

- Лексическая минутка.

Подобрать по одному прилагательному трех разрядов к существительным:

Пение           (радостное, лесное, птичье)

Игра              (веселая, детская, Вовина)

Мяч               (красивый, резиновый, сестрицын)

Воротник     (пушистый, лисий, мамин)

Часы              ( новые, серебряные, отцовы)

Изучение нового материала (12 – 15 минут).

Проведем небольшой словарный диктант, в котором нужно будет определить разряд прилагательных. (Вызвать учащегося к доске).

Верблюжья колючка (п), сегодняшний концерт (о), звонкий крик (к), стеклянная ваза (о), искусные мастера (к), искусственный цветок (к), перчатки Петрова (к).

Давайте запишем текст, в нем подчеркните все прилагательные и определите род, число и падеж: Я шел по узкой тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнатые белые ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю тяжелыми хлопьями. Долго еще дрожала в морозном воздухе снежная пыль. (проверка правильности выполнения задания).

Напомню, что наша тема называется морфологический разбор имени прилагательного. Выполним разбор словосочетания по узкой тропинке.

Выписываем словосочетание. Во-первых, задаем вопрос и пишем начальную форму.     Во-вторых, постоянные признаки (разряд прилагательного: качественное, относительное или притяжательное), непостоянные признаки (число, род, падеж).

В-третьих, выписываем словосочетание и подчеркиваем прилагательное.

По узкой тропинке.  

по тропинке (какой?) узкой     

Н.ф. – узкий. 2)  Пост: качеств.     Непост: ед.ч, ж.р, Д.п.  

по тропинке (какой?) узкой.

Закрепление материала (5 – 7 минут).

Теперь, я предлагаю вам выполнить морфологический разбор прилагательного «мохнатые» из второго предложения самостоятельно. (Вызвать кого-нибудь к доске).

Мохнатые ветки  

ветки (какие?) мохнатые     

Н.ф. – мохнатый. 2)  пост: качеств.     Непост: мн.ч, И.п.  ветки (какие?) мохнатые … к доске и выпиши словосочетание «в морозном воздухе».

1) В воздухе (каком?) морозном     Н.ф. – морозный 2)  пост: качеств.     Непост: ед.ч, м.р, П.п.  

в воздухе (каком?) морозном.

Итог урока (2 минуты).  

Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, как называлась наша тема? (Морфологический разбор имени прилагательного).

Что нового вы сегодня узнали?

Домашнее задание (2 минуты).

Домашним заданием на завтра будет упражнение 351, в котором вам предлагается разобрать 2 – 3 прилагательных.

Тематический тест.

1. Какое из слов является прилагательным?

а) выбор

б) казаться

в) вкусные

г) ласково

2. Какое из прилагательных является притяжательным?

а) красивый

б) куницын

в) оловянный

г) ветреный

3. Какое из прилагательных является качественным?

а) близки

б) птичьи

в) Васины

г) городской

4.  Какое из прилагательных является относительным?

а) обычный

б) точный

в) резкий

г) местный

5. Какое из прилагательных образовано сложением?

а) золотой

б) древнерусский

в) нужный

г) сложный

6.  Какое из прилагательных образовано суффиксальным способом?

а) морской

б) бездомный

в) бестолковый

г) безрадостный

7. Какое из прилагательных образовано приставочным способом?

а) ненужный

б) лесной

в) городской

г) деревянный

8. Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в следующем предложении: Как хороши и свежи были розы?

а) подлежащее

б) обстоятельство

в) определение

г) сказуемое

9. Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в следующем предложении: Неуклюжий медвежонок пробежал по площадке?

а) определение

б) подлежащее

в) дополнение

г) обстоятельство

10. Какая морфологическая характеристика прилагательного является верной?

а) молодого- прилаг., притяж., ед.ч, м.р., Р.п., определение

б) светлых – прилаг., качеств, в полной форме, мн.ч, Р.п., определение

в) с веселым – прилаг., относит., ед.ч., Т.п., м.р., опредение

 г) по снежному - прилаг., притяж., ед.ч, м.р., Р.п., определение

Морфологический разбор имён прилагательных

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:

 

A

Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).

Б

Непостоянные морфологические признаки:

 

1

только для качественных прилагательных:

 

а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;

2

число, род (в единственном числе), падеж.

III

Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Морфологический разбор прилагательного".

В  конспекте  представлена  подробная  разработка  урока  проблемного  обучения  с  применением  ИКТ....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:"Способы образования прилагательных. Морфологический разбор прилагательных".

Данный конспект урока можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов:"Словообразование" и "Имя прилагательное". Здесь используются разные формы работы и ставятся цели для достижения...

Морфологический разбор прилагательного

Методические материалы по теме "Морфологический разбор прилагательного"...

Морфологический разбор прилагательного

Полный разбор имени прилагательного, как части речи (для 5 класса)...

Материалы к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический разбор прилагательного"

Материалы для проведения урока русского языка в 6 классе по теме " Морфологический разбор прилагательного". Предлагаются задания по определению разряда прилагательного, план морфологического...

Морфологический разбор прилагательного 5 класс.

Морфологический разбор прилагательного 5 класс....